Научная статья на тему 'Исследование содержания серы для оценки экологических характеристик дизельного топлива, реализуемого в Кемеровской области'

Исследование содержания серы для оценки экологических характеристик дизельного топлива, реализуемого в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
538
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / СЕРА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / DIESEL OILS / SULPHUR / STANDARTISATION

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Иголинская Марина Александровна, Безушко Людмила Романовна, Литвинцева Светлана Юрьевна

В работе рассматриваются современные требования к содержанию серы в дизельном топливе, реализуемых на территории Кемеровской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Иголинская Марина Александровна, Безушко Людмила Романовна, Литвинцева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis the sulphur contain for measure ecology characteristics of diesel oils realized in Kemerovo area

An article contents the modern requirements of the sulphur in diesel oils, realized on the territory of Kemerovo

Текст научной работы на тему «Исследование содержания серы для оценки экологических характеристик дизельного топлива, реализуемого в Кемеровской области»

УДК 661.21:665.65

М. А. Иголинская, Л. Р. Безушко, С. Ю. Литвинцева

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СЕРЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, РЕАЛИЗУЕМОГО В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В международной и Европейской практике уже несколько лет введены в действие соответствующие директивы по экологической безопасности, в частности по ограничению массовой доли серы в современных марках дизельных топлив класса ЕВРО. В настоящее время в России предъявляются все более высокие требования по экологическим параметрам к производству топлива для автомобильной техники. Подтверждением этому стало введение в действие с 1 января 2009 года Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» [1 ]. В регламенте предусмотрено ограничение экологически вредных компонентов в топливах, таких как сера, бензол, ароматические и олефиновые углеводороды, полициклические ароматические углеводороды.

В связи с ростом продаж в России зарубежных

характеризует дизельное топливо летнего вида, с содержанием серы 0,2 % и температурой вспышки 62 градуса по Цельсию. По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на I и II вид (табл.1).

В зависимости от условий применения установлены три марки дизельного топлива:

Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

3 (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Российские климатические условия опреде-

Таблица 1. Требования к топливу по содержанию серы по ГОСТ 305-82 «Топлива дизельные. Технические условия» [2 ]

Наименование показателя Норма для топлива марки, % Метод измерения

Л З А

Массовая доля серы, не более, в топливе: вида I 0,2 0,2 0,2 ГОСТ 19121-73

вида II 0,5 0,5 0,4

автомобилей и развитием автосборочного производства ведущих зарубежных фирм возникает спрос на топливо европейского качества. Необходимость производства таких топлив требует реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, приобретения высокотехнологичного оборудования. Экологические нормы неизменно связаны с видоизменением химического состава современных топлив.

Решение проблем, связанных с производством и применением дизельных топлив, было и остается актуальным. Дизельное топливо по объемам производства стоит на втором месте после мазута. Экспорт его достигает 50 % от общего объема производства.

В Кемеровской области через автозаправочные станции (АЗС) реализуется в настоящее время дизельное топливо, произведенное в соответствии с требованиями ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия», действующий с 1982 года. Согласно этому стандарту в маркировку конкретной марки включается соответствующий период применения, содержание серы и температура вспышки. Например, марка ДТ-Л-0,2-62

ляют большую потребность в дизельных топливах зимних и арктических марок. Между тем доля летнего дизельного топлива составляет 88 %, зимнего - 11 % и арктического - 1 % от общего объема производства [3].

Для Сибирского региона очень важным является обеспечение низкозастывающими дизельными топливами из-за холодной климатической зоны. Получение дистиллятов из сернистой западносибирской нефти приводит к необходимости снижения содержания серы с применением процесса деструктивной гидроочистки. Внедрение этой технологии на ОАО «Ачинский НПЗ» позволило получить дизельное топливо с улучшенными экологическими свойствами, соответствующего требованиям европейского стандарта ЕН 590. В результате проведения реакций деструкции были получены низкосернистые продукты с содержанием серы: менее 350 мг/кг для тяжелой фракции (280-360 оС) и менее 100 мг/кг серы для легкой фракции (150-300оС) [4 ].

Современные требования к качеству дизельных топлив с улучшенными экологическими свойствами были учтены в гармонизированном

стандарте, принятом в 2005 году для дизельного топлива марки ЕВРО. Это ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» (ЕН 590). Стандартом установлены более жесткие требования по содержанию серы в дизельном топливе, соответствующие классу 3 в техническом регламенте. Однако до вступления в силу технического регламента нефтеперерабатывающими заводами практически не производилось дизельное топливо по этому стандарту. Связано это прежде всего с неготовностью производственных мощностей заводов по производству дизельных топлив с ограничением по содержанию серы до 350 мг/кг. Отдельные положения стандарта по содержанию серы приведены в табл.2. Таким образом, по сравнению с ГОСТ 305-82 содержание серы снижено с 2000 мг/кг до 350 мг/кг.

Таблица 2. Требования к топливу по содержанию

серы по ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» [5]

Технический регламент ввел обязательные требования для подтверждения соответствия качества и безопасности дизельных топлив. В течение 3 лет со дня вступления в действие технического регламента наряду с оборотом дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным техническим регламентом, допускается выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 2000 мг/кг (0,2 % мас.).

Учитывая время, необходимое для переоборудования производственных фондов нефтеперерабатывающих предприятий, в техническом регламенте устанавливаются сроки перехода на выпуск дизельного топлива для автомобильной техники. Сроки составляют: для класса 2 (содержание серы не более 500 мг/кг) - до 31.12.2010 г., класса 3 (содержание серы не более 350 мг/кг) - до 31.12.2011 г., класса 4 (содержание серы не более 50 мг/кг) - до 31.12.2014 г, класса 5 (содержание серы не более 10 мг/кг) - срок не ограничен.

Объекты исследований представляют дизельные топлива, которые производятся отечественными нефтеперерабатывающими заводами по действующей нормативной и технической документации (ГОСТ, ТУ).

На базе аккредитованной испытательной лаборатории ФГУ «Кемеровский ЦСМ» были проведены исследования дизельных топлив, реализуемых в крупных сетях АЗС Кемеровской области, таких как «Сибнефть», «Баррель», «КМП-Ойл-Розница», «Перекресток Ойл», «Для Вас». Образцам дизельных топлив были присвоены иденти-

фикационные номера.

Исследования проводились по современной методике определения серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии, на рентгенофлуоресцентном энергодисперсионном анализаторе серы «Спектроскан-8» модификации 8Ь (рис.1). предназначенном для определения массовой доли серы в нефти и нефтепродуктах в соответствии с ГОСТ Р 51947-2002.

Рис. 1. Рентгенофлуоресцентный энергодисперсионный анализатор

Анализатор значительно упрощает процедуру рутинного анализа нефти и нефтепродуктов на содержание серы. Действия оператора сведены к минимуму. Энергодисперсионный канал со спектральными фильтрами выделяет линию серы. С помощью встроенной клавиатуры в анализатор вводится номер образца.

Образец помещается в две кюветы, закрытые пленкой 3 мкм. Полученные параллельные пробы последовательно помещаются в анализатор и запускают измерения. Все последующие действия анализатор выполняет автоматически без участия оператора. Рассчитывается и выводится на дисплей содержание серы в образце (8) в заданных единицах измерения концентрации. Анализатор позволяет контролировать метрологические характеристики метода измерений: рассчитывается разница в определении первой и второй пробы в соответствии с ГОСТ Р ИСО 5725-2002; одновременно сравнивается с пределом повторяемости по ГОСТ Р 51947-2002, А8ТМ Б 4294-98. На встроенном принтере распечатываются данные об образце, значение и массовая доля серы в образце. Нижний предел обнаружения серы составляет 7 мг/кг. Аппаратурная погрешность составляет менее 0,5 % относительных.

Получены данные о содержании серы для различных марок дизельных топлив, которые реализуются на автозаправочных станциях г. Кемерово. Как правило, это дизельное топливо, произведенное заводами - изготовителями Омский НПЗ и Ачинский НПЗ. Были исследованы марки дизельного топлива как летнего, так и зимнего видов с обозначением ДТ-Л-0,2-62; ДТ-З-0,2 минус 35 с ограничением по содержанию серы для I вида до

0,2% масс. Заводом предоставляется паспорт на каждую отпускаемую партию нефтепродукта. Од-

Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива Нормируемое значение Метод измерения

вид I 350.0 ГОСТ Р

вид II 50.0 51947-2002

вид III 10.0

нако, во время транспортировки, хранения, перекачивания в емкости возможны некоторые изменения в составе топлива. Поэтому необходимо осуществлять проверки фактических значений физико-химических показателей перед отпуском потребителю. По результатам данных исследований, представленных в таблице 3, оценивалось фактическое содержание серы в образцах дизельного топлива от разных представителей крупных сетей АЗС.

Таблица 3 . Массовая доля серы в дизельных топливах, реализуемых на АЗС Кемеровской области

Массовая доля серы, %

Зимний вид ДТ Летний вид ДТ

1 0,16 0,16

2 0,15 0,16

3 0,10 0,18

4 0,12 0,15

5 0,17 0,18

Полученные результаты свидетельствуют о содержании серы в концентрации от 0,10 до 0,18 % мас. во всех исследованных образцах ДТ. Уровень содержания серы в летнем и зимнем видах

Таблица 4 . Массовая доля серы (% мас.) в дизельных топливах, произведенных заводами на территории Кемеровской области

Завод 1 2 3 4 5 6

№1 0,16 0,16 0,18 0,20 0,25 0,25

№2 - - - - - -

Завод 7 8 9 10 11 12

№1 0,28 0,26 0,20 0,11 0,20 0,22

№2 0,10 0,18 0,31 0,17 0,17 0,13

В этом документе нормируется содержание серы на уровне не более 0,05 % (500 мг/кг). За последние годы растущая потребность в недорогом и качественном топливе привела к образованию новых нефтеперерабатывающих производств на территории Кемеровской области, к их числу, например, относятся Черниговский НПЗ и НПЗ в поселке Итат. Необходимость в подтверждении соответствия установленным требованиям стандартов и проведение процедуры сертификации полученных топлив в обязательном порядке требует проведения измерений физико-химических показателей.

Дизельные топлива местные заводы произво-

Рис. 2. Графики изменения содержания серы в дизельных топливах, произведенных на заводе № 1

ДТ различается незначительно. Это свидетельствует о том, что крупные заводы - изготовители нефтепродуктов постепенно внедряют технологию снижения содержания серы до требуемых характеристик.

Так, на Ачинском НПЗ разработаны новые технические условия для дизельного топлива экологически чистого марки ДЗЭЧ-0,05-25 (ТУ

38.1011348-2003). Данное топливо рекомендовано к применению в автомобильной технике 1 и 2 экологического класса. Фактическое содержание серы составило 0.035 % (350 мг/кг).

дят по «старому» ГОСТ 305-82, в котором допускается содержание серы для I вида до 0,2 % мас. (2000 мг/кг). Проведены исследования содержания серы в образцах дизельных топлив, произведенных на нефтеперерабатывающих заводах Кемеровской области. Были проанализированы образцы, произведенные в период с января по декабрь 2008 г. на заводе № 1, и с июля по декабрь 2008 г. на заводе № 2. Результаты исследований дизельных топлив (в табл. 4) подтверждают соответствие по допустимым нормам для традиционного дизельного топлива.

Рис. 3. Графики изменения содержания серы в дизельных топливах, произведенных на заводе №2

Для производства получаемых дистиллятов, дизельного топлива и мазутов используются нефти западно-сибирского региона: томские, сургутские, ангарские. Содержание серы в исходной нефти колеблется до 0,5 % мас. Тип сырья (нефти) оказывает заметное влияние на конечный продукт, в частности на содержание серы в ДТ. Построены зависимости изменения содержания серы в дизельных топливах, произведенных на заводах №1 и №2 на территории Кемеровской области в течение 2008 г. (рис.2, 3).

Как видно из представленных зависимостей содержание серы в исследованных образцах дизельного топлива двух заводов колеблется в пределах от 0,1 до 0,3 % мас. (от 1000 до 3000 мг/кг). Для соблюдения требований технического регла-

мента и гармонизированного с международным стандартом для дизельного топлива ЕВРО, в которых содержание серы не должно превышать норму более 500 мг/кг для 2 класса, эти показатели не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Поэтому перед местными заводами - изготовителями возникает непростая задача по дооснащению и реконструкции имеющихся производственных мощностей, которая требует дополнительных капиталовложений.

С учетом требований современных стандартов для получения более экологичных видов топлива, необходимо вводить передовую технологию по снижению массовой доли серы в дизельном топливе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» - утв. Постновлением правительства РФ от 27.02.2008 № 118.

2. ГОСТ 305-82 «Топлива дизельные. Технические условия».

3. Митусова, Т.Н. Топлива дизельные, судовые, котельные / Т. Н. Митусова // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2008. - № 2. - С. 17-19.

4. Хавкин, В. А. О способах производства низкозастывающих дизельных топлив/ В. А. Хавкин, Л. А. Гуляева, Н. Я. Виноградова и др. // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2007. - № 6. -С.13-16.

5. ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».

□ Авторы статьи:

Иголинская Марина Александровна - канд. техн. наук, доц. каф.химии и технологии неорганических веществ КузГТУ тел. 3842-58-05-76

Безушко Людмила Романовна нач. сектора нефтепродуктов испытательной лаборатории ФГУ «Кемеровский ЦСМ» тел.3842-36-27-29

Литвинцева Светлана Юрьевна инженер испытательной лаборатории ФГУ «Кемеровский ЦСМ» тел.3842-36-50-76

104 М. А. Иголинская, Л. Р. Безушко, С. Ю. Литвинцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.