Научная статья на тему 'Исследование ситуативной тревожноси младших подросков при прохождении процедуры медиации'

Исследование ситуативной тревожноси младших подросков при прохождении процедуры медиации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕВОГА / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / МЕДИАЦИЯ / ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикеева О.С.,

Статья посвящена изучению исследования ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации, представлены результаты исследования. В статье рассмотрено исследование ситуативной тревожности младших подростков. Проанализирована организация и проведение научно-исследовательской работы на базе Муниципального общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ситуативной тревожноси младших подросков при прохождении процедуры медиации»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 740

О.С. Бикеева

студент 2 курса ЮУрГГПУ, г. Челябинск, РФ Е-mail: bikeeva_80@mail.ru Научный руководитель: Н.В. Крыжановская

канд. психол. наук, доцент КТиПП, г. Челябинск, РФ Е-mail: kriganovskayanv@cspu.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСИ МЛАДШИХ ПОДРОСКОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена изучению исследования ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации, представлены результаты исследования.

В статье рассмотрено исследование ситуативной тревожности младших подростков. Проанализирована организация и проведение научно-исследовательской работы на базе Муниципального общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа.

Ключевые слова:

Ситуативная тревожность, тревожность, тревога, младшие подростки, медиация, процедура медиации.

Актуальность исследования ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации возникла в связи с проблемой формирования конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, так как у младших подростков снижен уровень навыков межличностного взаимодействия. Это происходит из-за увлечения социальными сетями и общением через интернет. Проблемы накапливаются, а решать их не могут ни подростки, так как на них смотрят как на детей, не способных быть наравне с взрослыми, ни родители, потому что им не до этого. И в таком случае на помощь приходит служба медиации, суть которой помочь в урегулировании конфликтов, выступать посредником между сторонами конфликта для благополучного его разрешения.

Медиация как технология урегулирования конфликтов уже долгое время существует и демонстрирует свою эффективность в учебных заведениях многих стран мира. Внедрение данной технологии в школы началось в 1984 году в США, когда Ричард Коэн основал Ассоциацию школьной медиации, ставящую своей целью использование медиации как метода разрешения конфликтов в учреждениях образования [1, с. 107].

В период прохождения процедуры медиации у подростков может формироваться ситуативная тревожность, так как это не просто примирительная процедура, но и способ саморегуляции своих внутренних эмоций и переживаний в этот момент. Несогласие или незнание чем может закончиться конфликт, несогласие с позицией оппонента приводит к тому, что тревожность проявляется у подростков в беспокойстве, волнении, смятении, неуверенности, подавленности, предчувствии худшего, ожидании неблагоприятного развития событий, эмоциональной неустойчивости. Данное состояние может неблагоприятно сказаться на здоровье подростка, на его эмоциональном состоянии и проявлении эмоций в ситуации общения со значимыми людьми, поэтому важно исследовать именно уровень ситуативной тревожности, чтобы помочь подросткам в преодолении последствий эмоциональных переживаний, тревоги,

-( » )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

а также для разработки программ или рекомендаций психолого-педагогического сопровождения в процессе медиативных процедур и предупреждения негативных последствий.

У подростка испытывающего чувство тревожности и не чувствующего себя в безопасности нередко появляются определенные качества позволяющие компенсировать подобные чувства. Подросток может стать агрессивным, компенсируя таким образом чувство беспомощности, подросток находит выход для враждебности и оказывается способен совершать поступки, отклоняющиеся от нормы.

Вышеизложенное определило цель научно-исследовательской работы - теоретически обосновать и экспериментально исследовать ситуативную тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме исследования;

2) определить особенности ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации;

3) обосновать этапы, методы, методики исследования;

4) дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования;

5) составить рекомендации по снижению ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации.

Организация и проведение научно-исследовательской работы осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа, со школьниками 12-13 лет, 9 человек, мальчики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа основана в 1961 году, находится по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Лихачева, 4. Учредителем является Управление образования Копейского городского округа. В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа осуществляется обучение по уровням начальное, основное общее и среднее общее образование по очной и очно - заочной формах обучения.

Количество обучающихся: 1195 человек, в пяти (пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом) классах организовано обучение кадетов.

В исследовании участвовали ученики 7 класса, обучающиеся в кадетском классе.

Для данных обучающихся кроме освоения основной формы обучения типична готовность к физическим нагрузкам. Физическое развитие младших подростков благоприятно сказывается на формировании навыков и умений в труде и спорте.

Кроме этого, физическое развитие влияет и на формирование высокой самооценки, уверенности в

себе.

В то же время у младших подростков, которые показывают низкий уровень спортивных достижений, сформировалась замкнутость, неуверенность в своих силах.

В данном классе обучаются 15 мальчиков и 10 девочек. 12 человек обучаются на «хорошо» и «отлично». 19 человек воспитываются обоими родителями.

Со слов классного руководителя конфликты в классе происходят не часто, в основном эти конфликты связаны с организацией общественных мероприятий, так как большинство хочет проявить себя в каком-то ответственном деле.

В исследовании участвовало 9 мальчиков, у которых возник конфликт из-за организации праздника, посвященного празднованию 8 марта.

Исследование

1) Подготовительный этап.

Проводилось исследование теоретической, методической и практической литературы, подготовлена методическая база исследования, подобраны методики и определен объем выборки.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

Методами на данном этапе явились: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала.

2) Диагностический этап.

Проведена исследовательская работа по изучению уровня ситуативной тревожности. Для проведения исследования использовались следующие методики: опрос, тестирование. Методами на этом этапе эксперимента явились: наблюдение, тестирование, обработка и анализ полученных данных.

3) Интерпретационный этап.

Проводился анализ и интерпретация результатов диагностики, происходило оформление работы. На данном этапе использовались методы: анализ экспериментальных данных, систематизация и обобщение материала.

При проведении исследования использовались следующие методики:

-на предмет исследования школьной, самооценочной, межличностной и общей тревожности мы использовали методику - «Шкала тревожности» О. Кондаша.

В работе подсчитана общая сумма баллов.

- на предмет исследования личностной и ситуационной тревожности у младших подростков мы использовали тест Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю. Ханина.

В работе исследование проводилось индивидуально.

Результаты исследования тревожности младших подростков по методике О. Кондаша представлены на рисунке 1.

90 80

S 70

1 60

С

2 50

И 40

о <о

и 01 т

е; о

SC

30 20 10

80

20

Нормальный Высокий

Нормальный Высокий

Уровни самооценочной тревожности

0

Рисунок 1 - Результаты исследования тревожности по методике О. Кондаша

Проведенный анализ исследования по методике О. Кондаша показывает, что высокий уровень тревожности у 20% (1 человек), у данного обучающегося нет желания посещать школу, он испытывает негативное отношение к преподавателям и сверстникам. Обучается в кадетском классе, так как этого хотели родители.

Нормальный уровень тревожности у 80% (8 человек), данные обучающиеся практически не испытывают никаких затруднений, спокойно чувствуют себя у доски, уверены в своих ответах, хорошего мнения о педагоге - организаторе, который ответственный за кадетское движение в школе, данные обучающиеся активно участвуют в жизни школы, часто участвуют на городских и областных мероприятиях для кадетов, а также хорошо учатся, показывают высокие показатели в спорте.

Результаты исследования по методике Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным) представлены на рисунке 2.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

80

SP

t 70

Ш

з 60

jt 50 5 40

5

g 30

2 20 5

J 10

0

70

■ Низкий

- ■ Средний

20

Высокий

10

ш.

Низкий Средний Высокий

Уровни самооценочной тревожности

Рисунок 2 - Результаты исследования по методике Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным)

Проведенный анализ исследования по методике Ч. Д. Спилбергера (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным) были получены следующие результаты:

Низкий уровень тревожности у 20% (2 чел.). Для данных обучающихся требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Средний уровень тревожности у 70% (6 чел.), данные обучающиеся чувствуют себя вполне комфортно, сохраняют эмоциональное равновесие, они хорошо адаптированы в коллективе, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появления дополнительных трудностей проявляют тревогу, ощущают напряжение и эмоциональный дискомфорт.

Высокий уровень тревожности у 10% (1 чел.), данного обучающегося волнуют и беспокоят все обстоятельства, связанные со школой: он боится отвечать у доски, боится получить двойку, боится ошибиться.

По результатам исследований можно сделать вывод, что уровень ситуативной тревожности младших подростков различен.

На основе данных, которые получены нами при исследовании ситуативной тревожности младших подростков будет проведен корреляционный анализ подтверждения гипотезы нашего исследования.

В последствии нами будет проведен формирующий эксперимент, и в случае подтверждения гипотезы о том, что ситуативная тревожность младших подростков при прохождении процедуры медиации различная, будет разработана программа психолого-педагогической коррекции и профилактики ситуативной тревожности младших подростков при прохождении процедуры медиации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Василенок Н.А. Культура разрешения конфликтов у дошкольников через игру // Культурологический подход в формировании компетенций у студентов. Сборник научных трудов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Тольяттинский государственный университет, Международный исследовательский центр современных проблем воспитания. - 2017. - С. 107-118.

© Бикеева О.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.