Научная статья на тему 'Исследование семьи как фактора становления половой идентичности: постановка проблемы'

Исследование семьи как фактора становления половой идентичности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
950
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Нина Петровна

Статья посвящена обоснованию актуальности исследования семьи как фактора становления половой идентичности. Институт семьи в современном обществе претерпевает колоссальные изменения, что неизбежно сказывается на развитии и формировании личности ребенка, на становлении его половой идентичности как важнейшей характеристике психики человека, в значительной степени детерминирующей его самосознание и определяющей вектор его социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FAMILY AS A FORMATION FACTOR OF GENDER IDENTITY

The article substantiates the topicality of studying the family as a gender identity formation factor. The institution of family is undergoing great changes in the modern society, which inevitably affects the development and formation of childs personality, formation of his/her gender identity as the most important psychic characteristic of a human being, which determines his/her self-actualization and his/her socialization vector to a considerable degree.

Текст научной работы на тему «Исследование семьи как фактора становления половой идентичности: постановка проблемы»

УДК 159.922

КОВАЛЕВА Нина Петровна, соискатель, ассистент кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена обоснованию актуальности исследования семьи как фактора становления половой идентичности. Институт семьи в современном обществе претерпевает колоссальные изменения, что неизбежно сказывается на развитии и формировании личности ребенка, на становлении его половой идентичности как важнейшей характеристике психики человека, в значительной степени детерминирующей его самосознание и определяющей вектор его социализации.

Половая идентичность, половая социализация, самосознание, семья

Мы живем в эпоху перемен, когда значительно трансформируются нормы и стандарты жизни, являемся непосредственными наблюдателями кардинальных социальных изменений, происходящих в российском обществе. В нашей стране с большой интенсивностью протекают процессы социально-экономического развития, характеризующиеся нестабильностью социальной системы, усложнением социально-групповой и размыванием полоролевой структуры общества, проблемами профессиональной занятости, низким материальным уровнем жизни, ростом рядов женщин-феминисток, отказом многих граждан от создания семей и деторождения, легитимностью однополых связей. Ситуация настоящего переходного периода оказывает чрезвычайно дестабилизирующее влияние на все общество и требует переосмысления проблемы человека в условиях социальной неопределенности.

В современной ситуации развития российского общества актуальной и значимой стано-

вится гендерная тематика, неотъемлемой частью которой является проблема половой идентичности. Феномен половой идентичности находится в ряду жизненно значимых ориентаций человека, вне половой принадлежности не может быть полноценной личности, характеризующейся социальной успешностью, гармоничностью развития и самодостаточностью. Повышенный интерес к данной проблеме связан с тем, что половая идентичность является важнейшей составляющей самосознания человека, подвергаемого существенным трансформациям в период социальных потрясений.

Половая идентичность как социально-психологический феномен является интегративным, многомерным явлением и относится к числу базовых характеристик человека. Принадлежность человека к определенному полу во многом определяет становление его личности, оказывает влияние на формирование особой системы представлений о себе как человеке

определенного пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения1.

Половая идентичность является одним из психологических феноменов, рассматриваемых в аспекте социализации и адаптации к условиям различных сторон человеческой деятельности и общения.

Процесс половой социализации мы считаем наиболее значимым для становления полноценной личности ребенка, поскольку именно в результате него у детей формируется осознание своей половой принадлежности и происходит включение в существующую в данном обществе систему половой дифференциации. Опираясь на представления И.С. Кона2, мы будем рассматривать половую социализацию как сложный процесс, в котором большое значение имеют культурологически заданные полотипические особенности, по-разному влияющие на формирование половой идентичности мальчиков и девочек и наполняющие ее различным содержанием, чем и детерминируются различия психики и личности мужчин и женщин.

Половая социализация включает в себя процесс формирования мужской или женской половой идентичности в результате присвоения соответствующей половой роли, производной от норм и обычаев существующего общества и культуры. Многие современные зарубежные и отечественные исследователи (И.С. Кон, В.Е. Каган, Ш. Берн, И.С. Клецина, Н.Ю. Флотская и др.) отмечают, что половая принадлежность является самой первой категорией, в которой ребенок осмысливает собственное Я, свою индивидуальность. Согласно взглядам B.C. Мухиной3, половая идентичность входит в структуру личности и несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей половой идентичности в физическом, социальном и психологическом плане. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган4 рассматривают половую идентичность через единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к опреде-

ленному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Н.Ю. Флотская5 операционализирует категорию половой идентичности как динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя в качестве представителя определенного пола.

Таким образом, мы не можем не отметить, что половая идентичность имеет глубинное проникновение в самосознание личности и выступает интегрирующим звеном для других аспектов самосознания. Важно заметить, что половая идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, прежде всего семейной.

В работах целой плеяды ученых-исследова-телей (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, М.И. Лисина, A.A. Бодалев и др.) доказано, что основы личности закладываются в детстве, и важнейшая роль в этом процессе принадлежит семье, в которой воспитывается и развивается ребенок. Семья - это первый социальный институт, это первый социум, где ребенок овладевает традиционной для данного общества гендерной культурой, включая полоролевые стереотипы, установки, представления. В семье под влиянием родителей, как первых объектов идентификации, формируются структуры обыденного сознания и самосознания, первое представление о себе как о мальчике или девочке. В семье дети усваивают, что существует два пола, и они являются представителями одного из них.

Фиксация принадлежности к определенному полу относится к периоду первичной социализации, основной характеристикой которого является безальтернативное принятие ребенком той информации о своем месте в мире, которую он получает из ближайшего и не выбираемого им окружения. Адекватное формирование половой идентичности благоприятно для усвоения ребенком культурных норм, образцов, транслируемых взрослыми, для полноценного развития системы межличностных отношений ребенка с учетом его половой принадлежности, установления его

статуса в группе сверстников, для развития коммуникативных навыков, нормальной адаптации и социализации ребенка. Но любая деформация в семье приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка, в том числе и в половой идентичности. Так, серьезные нарушения ранних психосоциальных взаимодействий, основных паттернов детско-родительских взаимоотношений, патология полового воспитания или отсутствие адекватного образца полоролевого поведения могут приводить к транссексуализму, т.е. идентификации индивида с полом, противоположным биологическому, которая не зависит от генетических, гормональных или физиологических генитальных отклонений6. В исследованиях отечественных психологов (H.H. Крыгиной, Н.Ю. Флотской, Т.И. Юфере-вой, Е.А. Сергиенко, А.Н. Пугачевой) установлено, что недостаток родительской любви, ранняя депривация неформального общения со взрослым, отсутствие адекватных образцов для идентификации являются причинами формирования половой идентичности по недифференцированному типу, который является одним из факторов риска в личностном развитии ребенка7.

Итак, хотелось бы подчеркнуть, что именно семья является для ребенка первичной социальной группой, где происходит процесс социализации, в ходе которого дети приобретают первые навыки социального взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые), осмысливают первые нормы, идеалы и ценности. В то же время не вызывает сомнения, что половая идентичность относится к числу базисных характеристик человека, определяющих его психическое здоровье, семейное и эмоциональное благополучие, богатство взаимоотношений с окружающим миром, возможность и гармоничность личностной самореализации. Таким образом, запросы социально-психологической практики требуют изучения гендерных проблем социализации личности, в частности исследования проблемы влияния семьи на становление половой идентичности детей и подростков.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на возросший интерес к гендерной тематике и достаточную изученность проблемы социализации личности в зарубежной и отечественной психологии, многообразие исследований, посвященных проблеме гендерной социализации личности (B.C. Агеев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Н.К. Радина, Т.И. Юферева, Н.Ю. Флотская и др.), недостаточно исследована проблема воздействия различных аспектов семьи как института первичной социализации на становление половой идентичности детей и подростков. Это определяет необходимость глубокой проработки данной проблематики и проведения комплексного исследования влияния состава семьи, социального статуса родителей, сиблинговой позиции ребенка, особенностей семейного воспитания и типа половой идентичности родителей на формирование половой идентичности детей и подростков.

Недостаточная разработанность данной проблемы сдерживает использование категории половой идентичности в психолого-педагогичес-кой деятельности. Комплексный подход к изучению различных аспектов семьи как института половой социализации является чрезвычайно значимым для индивидуального и семейного консультирования по проблемам взаимоотношения полов, воспитания и выстраивания эффективного взаимодействия в системе детско-родительских и сиблинговых отношений.

Таким образом, учитывая значимость половой идентичности для самого человека и необходимость исследования факторов, определяющих формирование важнейшей составляющей самосознания личности, проблема влияния семьи на становление половой идентичности детей и подростков в настоящее время является актуальной и востребованной. Осмысление этих процессов немаловажно для современных проблем полноценного развития личности, для подготовки к выполнению соответствующих ее полу социальных ролей в будущем.

Примечания

1 Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: моногр. Архангельск, 2004. С. 461.

2КонИ.С. Введение в сексологию. М., 1990. С. 336.

3 Самосознание проблемных подростков. М., 2007. С. 332.

АКлецинаИ.С. Гендерная социализация. СПб., 1998. С. 92.

5 Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: моногр. Архангельск, 2007. С. 204.

6 Пирогов Д.Г. Клинико-психопатологический и психологический аспекты изучения нарушений половой идентичности// Сексология и сексопатология. 2006. № 1. С. 45-51.

''Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.; Воронеж, 2004. С. 288.

Kovaleva Nina

ANALYSIS OF FAMILY AS A FORMATION FACTOR OF GENDER IDENTITY

The article substantiates the topicality of studying the family as a gender identity formation factor. The institution of family is undergoing great changes in the modern society, which inevitably affects the development and formation of child’s personality, formation of his/her gender identity as the most important psychic characteristic of a human being, which determines his/her self-actualization and his/her socialization vector to a considerable degree.

Контактная информация: e-mail\ t650791@arh.ru

Реценз ент-Медведев Д.А., доктор психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.