Библиографический список
1. Башкатова, И.С. Решение экспериментальных задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: на материале курса физики IX кл.: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1997.
2. Бутырский, Г.А. Экспериментальные задачи по физике / Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров. - М. Просвещение, 2000.
3. Давиден, А.А. Экспериментальные задачи как средство повышения уровня и качества знаний учащихся по физике: автореф. дис..
канд. пед. наук. - Киев, 1991.
4. Искандеров, Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления в курсе физики основной школы: VII-VIII класс: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1993.
5. Саяпина, Н.М. Решение экспериментальных задач на практических занятиях по курсу общей физики как составная часть профессиональной подготовки студентов педвуза: дис.. канд. пед. наук. - Челябинск, 1993.
6. Шунин, И.А. Совершенствование содержания и методики решения экспериментальных задач по физике в условиях современной школы: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Самара, 1995.
7. Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография. - Челябинск:
Факел, 1997.
8. Усова, А.В. Новая концепция естественно-научного обучения. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.
9. Даммер, М.Д. Физика 5: учебное пособие для 5 класса / М.Д. Даммер, В.В. Хохлова. - Челябинск, 2008.
10. Даммер, М.Д. Физика 6: учебное пособие для 6 класса / М.Д. Даммер, В.В. Хохлова. - Челябинск, 2008.
Bibliography
1. Bashkatova, I.S. Reshenie eksperimental'nych zadach kachestvennogo charaktera kak odno iz sredstv aktivizazii uchebno-poznavatel'noy deya-tel'nosti uchaschichsya: na materiale kursa fiziki IX kl.: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1997.
2. Butyrskiy, G.A. Eksperimental'nye zadachi po fizike / G.A. Butyrskiy, Yu.A. Saurov. - M. Prosveschenie, 2000.
3. Daviden, A.A. Eksperimental'nye zadachi kak sredstvo povysheniya urovnya i kachestva znaniy uchaschichsya po fizike: av-toref. dis.. kand.
ped. nauk. - Kiev, 1991.
4. Iskanderov, N.F. Eksperimental'nye zadachi kak sredstvo formirovaniya znaniy o fizicheskom yavlenii i razvitiya lo-gicheskogo myshleniya v kurse fiziki osnovnoy shkoly: VII-VIII klass: dis. . kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1993.
5. Sayapina, N.M. Reshenie eksperimental'nych zadach na prakticheskich zanyatiyach po kursu obschey fiziki kak sostavnaya chast' professional'noy podgotovki studentov pedvuza: dis.. kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1993.
6. Shunin, I.A. Sovershenstvovanie soderzhaniya i metodiki resheniya eksperimental'nych zadach po fizike v usloviyach so-vremennoy shkoly: av-toref. dis. . kand. ped. nauk. - Samara, 1995.
7. Petrov, A.V. Razvivayuschee obuchenie. Osnovnye voprosy teorii i praktiki vuzovskogo obucheniya fizike: monografiya. - Chelyabinsk: Fakel, 1997.
8. Usova, A.V. Novaya konzepziya estestvenno-nauchnogo obucheniya. - Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2002.
9. Dammer, M.D. Fizika 5: uchebnoe posobie dlya 5 klassa / M.D. Dammer, V.V. Chochlova. - Chelyabinsk, 2008.
10. Dammer, M.D. Fizika 6: uchebnoe posobie dlya 6 klassa / M.D. Dammer, V.V. Chochlova. - Chelyabinsk, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 37.018.11
Adushkina K.V. Research of family selfconsciousness as a condition of psycho-pedagogical support of a family. In this article the author analyses some different approaches to the term “family selfconsciousness”. The author assumes that “family selfconsciousness” can functions not only on the group level but also on the individual level. This idea is the base for the creation of a programm of psycho-pedagogical support of a family.
Key words: a family, a family selfconsciousness, а psychological training, a psycho-pedagogical support.
К.В. Адушкина, асп. УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ
В статье анализируются различные подходы к термину «семейное самосознание», автор предлагает своё видение данного вопроса, предполагая, что семейное самосознание может функционировать не только на групповом, но и на индивидуальном уровне. Автор считает, что на базе такого подхода можно создать эффективную программу психолого-педагогического сопровождения семьи.
Ключевые слова: семья, семейное самосознание, самопознание, самоотношение, психологический тренинг, пси-холого-педагогическое сопровождение.
ХХ век, век привнес значительные изменения не только в жизнь человека, но и в его самосознание, ощущение себя и своего места в этом мире. Для того чтобы человек мог успешно адаптироваться к социальным изменениям, обществом должны сохраняться и поддерживаться базовые человеческие ценности, к которым мы, безусловно, относим и семью. В то же время, именно семейная сфера становится в таких условиях особенно уязвимой.
Исследование семьи и разработка методов её сопровождения является важной составляющей работы педагогов, психологов, социальных работников. На сегодняшний день существует достаточное количество педагогических и психологических программ, направленных на просвещение и помощь семье. В то же время, стремление оказать поддержку семье в наиболее сложных ситуациях приводит к тому, что фокус
внимания педагогов и психологов сосредотачивается в основном на неблагополучных семьях. Они достаточно хорошо изучены, а их проблемы классифицированы. Нас же интересует другой аспект проблемы. Современным обществом не предусмотрены институты, которые бы научили человека осознавать себя членом семьи, субъектом различных семейных отношений (в отличие от профессиональной и даже этнической сферы). Обычно люди начинают задумываться над тем, какие семейные роли и как они выполняют, когда семья уже распалась или находится в ситуации тяжелого кризиса. На наш взгляд, предотвратить подобные ситуации можно при помощи особой программы сопровождения семьи, опирающейся на знание особенностей функционирования семейного самосознания человека.
Категория «семейное самосознание» изучена на сегодняшний день достаточно мало, в отличие, например, от профессионального, этнического, политического и других видов самосознания. При изучении семейного самосознания на данный момент основной является точка зрения, рассматривающая его как феномен, функционирующий на групповом уровне.
Изучая семейную феноменологию, исследователи в первую очередь отталкиваются от положения о том, что семья -это группа или система, поэтому на первый план выходит проблема восприятия семьи её членами, для описания которого существует множество понятий: «образ Мы», «семейная идентичность», «эмоциональное и когнитивное Мы данной семьи», «семейные мифы», «модель семьи», «образ семьи», «имплицитная теория семьи» [1].
Сторонники такого подхода сходятся во мнении, что семейное самосознание не сводится к психологическим составляющих семью людей и отражается в образе «МЫ», который определяет стиль семейной жизни, характер и правила группового и индивидуального поведения [2; 3; 4].
Однако, на наш взгляд, представление о групповых семейных нормах не делают человека счастливым в семейной жизни. Для того чтобы грамотно выстроить семейные отношения, необходимо заглянуть внутрь себя, осознать выполняемые роли, приоритеты и возможные конфликты между ними. Только помогая человеку осознать себя субъектом, наделенным специфическими особенностями, уникальным набором черт, можно понять, что держит человека в семье, какими мотивами он руководствуется при выстраивании различных семейных отношений, какую ценность представляет для него семья и отдельные семейные роли. Таким образом, мы подходим к мысли о том, что семейное самосознание может функционировать не только на групповом, но и на индивидуальном уровне. Подобные идеи выдвигались и раньше, но сам термин «семейное самосознание» в таком контексте не употреблялся. Так Э.Г. Эйдемиллер вводит понятие «внутренний образ семьи», состоящий из семейных представлений и семейных постулатов [5]. При этом важно подчеркнуть, что под семейными представлениями понимаются не общие для всех членов семьи представления о своей семье (что свойственно авторам, рассматривающим семейное самосознание на групповом уровне), а представления каждого конкретного индивида о семье и своей вовлеченности в семейные отношения.
По нашему мнению, можно рассматривать семейное самосознание как частный случай самосознания личности в
целом, т.е. часть самосознания личности, направленную на осознание себя членом семьи, субъектом семейных отношений.
Такой подход вполне логично вытекает из общих представлений о самосознании личности, где, как правило, выделяются два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как общественного существа (И.С. кон, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.); во-вторых, что объектом самосознания является сам сознающий субъект - человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.).
Мы считаем, что поскольку для понятия семейного самосознания родовым является понятие самосознания личности, то можно говорить о совпадении общих принципов развития, структуры, свойств и характеристик этих категорий, в частности трехкомпонентная структура и динамический характер. Говоря о самосознании личности в целом, мы упоминали, что данный феномен тесно связан с такими категориями как смысл и ценности жизни, эта же отличительная особенность ярко проявляется и в семейном самосознании. Основной функцией семейного самосознания мы считаем осознание приоритетов и ценности семьи, смысла семейной жизни каждого человека. Осознание сопряжено с эффективностью. Повлиять на конкретного человека через призму групповых норм практически невозможно, в то же время, благодаря способности самосознания к отсроченной рефлексии в ходе психологопедагогического воздействия, можно добиться осознания внутренних проблем и противоречий, а затем изменения поведенческих паттернов, образа себя и самоотношения.
Особый исследовательский интерес представляет, на наш взгляд, семейное самосознание женщины, поскольку именно оно на протяжении 20 века претерпело наибольшие изменения в связи с ростом экономической и социальной независимости, духовным раскрепощением, активным включением женщин в общественную и профессиональную деятельность вне дома. С одной стороны, трудовая активность женщин повышает благосостояние семьи, а с другой, обуславливает большие требования к брачно-семейным отношениям и большую решительность при разводе, тем самым, делая семью менее устойчивой, влияет на характер детско-родительских и родственных отношений.
Для изучения семейного самосознания женщины нами было проведено эмпирическое исследование на выборке из 124 человек.
Таблица 1
исследования
Компоненты самосознания Методики исследования
1. Когнитивный «Круг основных ролей личности» (Л.В. Куликов, Е.А. Мудрова, Т.А. Фатеева), «Техника репертуарных решетк» (Дж. Келли), «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд)
2. Эмоциональный «Особенности самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев)
З. Поведенческий PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл, адаптированная Т.В. Нещерет), «Опросник для диагностики ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека» Ю.В. Александровой, опросники «Распределения ролей в семье» и «Особенности общения между супругамип» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская), опросник ДРОП (детско-родительские отношения подростков) О.А. Карабановой, П.В. Трояновской
Корреляционное исследование, проведенное при помощи ранговой корреляции Спирмена показало тесные связи (р=<0,05) между всеми тремя компонентами семейного самосознания. Так, представление о себе как члене семьи тесно связано с самоотношением, которое взаимодействует с чуткостью женщины по отношению к близким людям, её стремлением к симбиозу или обособлению, а также с особенностями её идентификации с окружающими. Тонкое восприятие личности близких людей, является основой для самоуважения, а ощущение счастья в семейной жизни дает возможность относиться к себе с симпатией. Интересно, что более счастливыми в семейной жизни чувствуют себя женщины, для которых
характерны когнитивная простота и склонность к симбиозу в отношениях, хотя обратной стороной этой растворенности в семье является чувство зависимости и несамостоятельности. Для многих женщин ощущение счастья в семейной жизни связано с умением выстроить оптимальный эмоциональный контакт со своим ребенком.
Дальнейший факторный анализ (варимакс-метод) показал, что во всех компонентах семейного самосознания женщины могут проявляться различные искажения. В когнитивном компоненте - как низкий уровень дифференциации образа себя, размывание границ собственного Я и стремление к симбиозу с членами своей семьи (40% выборки), в эмоцио-
нальном компоненте - как повышенный интерес к собственной индивидуальности и завышенная самооценка, приводящая к ригидности «Я»-концепции (19% выборки) или как защитный характер самоотношения, достигаемый путем обвинения других людей, перенесением ответственности на окружающих (22%). В поведенческом компоненте искажения проявляются у всех участниц исследования в тех или иных семейных отношениях, например в отсутствии взаимопонимания с супругом, фиксации на ребенке или в уклонении от контакта с ним, в противостоянии с матерью или идентификации с ней.
Данные теоретического и практического исследования легли в основу разработанного нами психологического тренинга «Я и моя семья», который может лечь в основу программы психолого-педагогического сопровождения женщин в совокупности с индивидуальными консультациями и просветительскими мероприятиями.
Программа тренинга рассчитана на всех женщин, имеющих субъективно благополучные семьи, которые стремятся лучше узнать себя и таким образом гармонизировать свои семейные отношения.
Таким образом, основной целью тренинга является гармонизация семейного самосознания женщины, в данном случае под гармонизацией мы понимаем взаимное согласование, приведение в систему, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия трех основных компонентов семейного самосознания.
Цель реализуется в ряде задач:
• формирование мотивации на личностные изменения и саморазвитие;
• стимулирование готовности к самоанализу и самораскрытию, обучение навыкам рефлексии;
• содействие процессу личностного роста, прояснение целей перспектив и ресурсов развития самосознания;
• осознание внутренних проблем и конфликтов, препятствующих построению гармоничных отношений с членами своей семьи;
• формирование адекватного самоотношения;
• расширение поведенческого репертуара;
Исходя из специфики объекта работы (самосознания), эффективность тренинга определялась на основе анализа письменной обратной связи участников, которым предлагалось ответить на 10 вопросов, например:
• Насколько важной для Вас была тема тренинга?
• принятие ответственности за свои решения и поступки;
• повышение коммуникативной компетентности и обучение навыкам эффективного общения.
Программа тренинга включает в себя три блока, направленных на:
1. работу с представлениями о себе как члене семьи -осознание сильных и слабых сторон, внутренних конфликтов, возможностей, ресурсов для позитивных изменений, дифференциация образа Я;
2. работу с самоотношением - развитие самоинтереса, оптимизация самооценки;
3. работу с поведенческими проявлениями - анализ выполнения различных семейных ролей, принятие ответственности за себя, свои поступки и свою жизнь в целом.
Стратегическую линию программы можно изобразить следующим образом: получение новой информации о себе -переосмысление представлений об образе Я - выстраивание нового типа отношений с самим собой и с окружающими -закрепление позитивных поведенческих паттернов и избавление от неконструктивных способов реагирования.
Психологическими механизмами гармонизации семейного самосознания являются: рефлексия, идентификация, эмпатия, интерперсональное влияние.
Ожидаемый результат: об успешности проведенной работы будет говорить осознание своих достоинств и недостатков, позитивное отношение к себе как члену семьи, сформированные навыки рефлексии, расширение поведенческого репертуара, видение новых возможностей и перспектив, общая удовлетворенность семейной жизнью, субъективное ощущение счастья.
Программа тренинга «Я и моя семья» рассчитана на 38 часов, распределенных на 10 встреч. Программа основывается на принципе постепенности, т.е. каждый последующий этап логично вытекает из предыдущего, благодаря чему участники постепенно углубляются в процесс познания себя, приоткрывают различные стороны своего Я, что является основой результативности тренинга в целом.
• Узнали ли Вы что-нибудь новое для себя?
• Сможете ли Вы применить полученные знания на практике?
• Насколько комфортно вы себя чувствовали во время проведения тренинга? И т.п.
Таблица 2
Тематический план тренинга
№ Тема занятия Цели Кол-во часов
1. Для чего мы здесь собрались Знакомство участников друг с другом и с тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к дальнейшей работе 3
2. Я и моя семья Осознание неявных, имплицитных установок участников относительно своей семьи, развитие эмпатии, креативности, умения координировать совместные действия 4
З. Семейные отношения Осознание себя субъектом различных семейных отношений, поиск ресурсов развития себя как члена семьи 4
4. Семейные конфликты Получение информации о конфликтах, моделирование конфликтных ситуаций в семье, отработка навыков эффективного поведения 4
5. Манипуляции в семье Изучение способов манипулирования, актуализация полученных знаний в ходе ролевой игры, отработка умения отстаивать свои интересы 4
6. Я - мать Рефлексия собственной материнской компетентности, определение личностной позиции в отношении материнства 4
7. Я -жена Осознание и проработка супружеских стереотипов, знакомство с теорией Э.Берна, проработка сценариев супружеских игр 4
8. Я - дочь Рефлексия родительских воздействий, стереотипов в отношении к себе, мужу. ребенку 4
9. Трудный случай Повышение компетентности в решении трудных ситуаций семейного взаимодействия 4
10. Подведение итогов Закрепление знаний, полученных в ходе тренинга, получение обратной связи от группы, заполнение анкет 3
Анализ анкет участниц тренинговой группы показал, что женщины высоко оценивают значимость заявленной темы и информационную насыщенность программы. Отмечают, что полученные знания начали использовать на практике уже в процессе работы, чему способствовало выполнение домашних заданий, а обратная связь от участниц группы заставила задуматься над переосмыслений некоторых своих действий и поступков, несмотря на то, что выслушивать мнения других участниц было не всегда комфортно. Некоторые участницы
считают, что данный тренинг показал им необходимость дальнейшей работы над собой.
Таким образом, опираясь на представление о том, что семейное самосознание может функционировать на индивидуальном уровне, нам удалось создать программу тренинга, помогающую женщинам осознать и проработать семейные проблемы, возникающие вследствие дисгармонии их внутреннего мира.
Библиографический список
1. Минеева, О.А. Многомерное шкалирование психосемантических данных как прием исследования имплицитных теорий (на примере имплицитных теорий семьи) / О.А. Минеева, А.Г. Лидерс // Психологическая диагностика. - 2007. - № 6.
2. Мишина, Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983.
3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2007.
4. Тарновска-Якобец, У.Я. Особенности социализации детей с дистантным отцовством: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. - М., 2006.
5. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999.
Bibliography
1. Mineeva, O.A. Mnogomernoe shkalirovanie psikhosemanticheskikh dannihkh kak priem issledovaniya implicitnihkh teoriyj (na primere implicit-nihkh teoriyj semji) / O.A. Mineeva, A.G. Liders // Psikhologicheskaya diagnostika. - 2007. - № 6.
2. Mishina, T.M. Semeyjnaya psikhoterapiya i dinamika «obraza semji» // Psikhogigiena i psikhoprofilaktika. - L., 1983.
3. Karabanova, O.A. Psikhologiya semeyjnihkh otnosheniyj i osnovih semeyjnogo konsuljtirovaniya. - M.: Gardariki, 2007.
4. Tarnovska-Yakobec, U.Ya. Osobennosti socializacii deteyj s distantnihm otcovstvom: avtoreferat dis. ... doktora peda-gogicheskikh nauk. - M., 2006.
5. Ehyjdemiller, Eh.G. Psikhologiya i psikhoterapiya semji / Eh.G. Ehyjdemiller, V. Yustickis. - SPb.: Piter, 1999.
Статья поступила в редакцию 12.04.11
УДК 371.7
Baukina L.V. IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF FORMATION OF STUDENTS LITERACY IN HEALTH PROMOTION ON THE BASIS OF REFLEXIVE-CULTURAL APPROACH. One of the challenges of the modern school is to preserve and promote the health of students. At present it is actually to mention about health culture and reflexive abilities to analyse the activities for health strengthening. The paper presents a case for using models to build students' literacy in health promotion.
Key words: health, health strengthening, literacy of health strengthening.
Л.В. Баукина, соискатель МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Одной из задач современной школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В настоящее время актуально вести речь о культуре здоровья и рефлексивных умениях анализировать свои действия по укреплению здоровья. В статье представлено обоснование использования модели по формированию грамотности учащихся в области укрепления здоровья.
Ключевые слова: здоровье, укрепление здоровья, грамотность в области укрепления здоровья.
Проблема состояния здоровья в инновационных образовательных учреждениях поднимается многими исследователями: Вайнер Э.Н., Брехмана И.И., Зайцевым Г.К., Колбано-вым В.В. и др. Учеными достаточно хорошо освещены вопросы формирования, укрепления, сохранения здоровья школьников, предложены различные решения проблемы создания здоровьесберегающей среды учреждений. Однако анализ сложившейся в мире ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. Очевидно, что само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье [1; 2], какие формы отношений к здоровью и здоровому образу жизни будут воспитаны у ребенка [3]. Поэтому стоит вести речь о культуре здоровья. Формирование культуры отношения подростков к собствен-
ному здоровью и здоровью других людей - важнейшая сфера ответственности школы. Этому необходимо не столько научить, обеспечить информацией, сколько решить воспитательную задачу сформировать отношение к здоровью как к ценности, мотивацию на заботу о нем, потребность в здоровом образе жизни. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением [4-6].
В данной статье раскрывается реализация модели формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода. Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абст-