Научная статья на тему 'Исследование рынка растительных адаптогенов дальневосточного федерального округа в 2013-2017 гг'

Исследование рынка растительных адаптогенов дальневосточного федерального округа в 2013-2017 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
930
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТИТЕЛЬНЫЕ АДАПТОГЕНЫ / МАРКЕТИНГ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ТЕМПЫ РОСТА / PLANT ADAPTOGENS / MARKETING / PHARMACEUTICAL MARKET / MARKET GROWTH RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова А.К.А., Степанов А.С., Степанова Т.А.

В статье представлен анализ регионального дальневосточного рынка лекарственных препаратов и биологически активных добавок, обладающих адаптогенной активностью. Проанализированы основные показатели, характеризующие динамику рынка в период с 2013 г. по 2017 г. Установлено, что рост рынка обусловлен синтетическими адаптогенными препаратами, в то время как доля адаптогенов растительного происхождения на фармацевтическом рынке Дальнего Востока снижается. Отмечено, что средняя стоимость упаковки растительных адаптогенов в период 2013-2017 гг. оставалась на одном уровне. Построен макроконтур, характеризующий ассортиментное предложение на региональном рынке адаптогенов в 2013 г. Проведен сравнительный анализ изменения основных характеристик ассортиментного предложения в 2017 г. Представлены ТОП-10 торговых наименований лидеров рынка по стоимостному объем продаж. Установлено, что за последние пять лет состав категории ТОП-10 изменился не более чем на 40%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE PLANT ADAPTOGENS MARKET OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT IN 2013-2017

In the present paper is presented the analysis of the regional Far Eastern market of medicines and biological active additives of adaptogenic, tonic and stimulating action. The assortment of adaptogens on the market is represented by medicines and biologically active additives of synthetic and vegetable origin. Synthetic medicines are mainly derived from melatonin, vegetable medicines include such popular Far Eastern endemics as Aralia elata, Panax ginseng, Leuzea carthamoides, Schisandra chinensis, Rhodiola rosea, Eleutherococcus senticosus and others. The analysis includes main indicators characterizing the dynamics of the market in the period from 2013 to 2017. The study found that the growth of the adaptogen market is due to synthetic medicines, while the part of plant-based adaptogens on the pharmaceutical market of the Far East is decreasing. It was noted that the average cost of the package of vegetable adaptogens medicine has remained at the same level for the five years period. However, the characteristic of assortment offer in the regional market of adaptogens in 2013, and a comparative analysis of the changes in the main characteristics of the assortment proposal in 2017 were described. Market leaders in terms of the value of sales were analyzed and represented in TOP 10 trade names. It is established that for the last five years the composition of the TOP-10 category has changed by no more than 40%.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка растительных адаптогенов дальневосточного федерального округа в 2013-2017 гг»

УДК 615.322:339.13-001.8 (571.56.6) DOI: 10.18413/2075-4728-2018-41 -2-362-371

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА РАСТИТЕЛЬНЫХ АДАПТОГЕНОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 2013-2017 ГГ.

THE RESEARCH OF THE PLANT ADAPTOGENS MARKET OF THE FAR EASTERN

FEDERAL DISTRICT IN 2013-2017

А.К.А. Комарова 2, А.С. Степанов x, Т.А. Степанова 2 2 1 2 A.K.A. Komarova , A.S. Stepanov , T.A. Stepanova

1 Вычислительный центр ДВО РАН, Россия, 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 65

2 Дальневосточный государственный медицинский университет, Россия, 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35

1 Computer Centre Far-Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, 65 Kim-U-Chen St, Khabarovsk, 680000, Russia

2 Far Eastern State Medical University,

35 Murav'eva-Amurskogo St, Khabarovsk, 680000, Russia

E-mail: aytakom26@gmail.com, stepanxx@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ регионального дальневосточного рынка лекарственных препаратов и биологически активных добавок, обладающих адаптогенной активностью. Проанализированы основные показатели, характеризующие динамику рынка в период с 2013 г. по 2017 г. Установлено, что рост рынка обусловлен синтетическими адаптогенными препаратами, в то время как доля адаптогенов растительного происхождения на фармацевтическом рынке Дальнего Востока снижается. Отмечено, что средняя стоимость упаковки растительных адаптогенов в период 2013-2017 гг. оставалась на одном уровне. Построен макроконтур, характеризующий ассортиментное предложение на региональном рынке адаптогенов в 2013 г. Проведен сравнительный анализ изменения основных характеристик ассортиментного предложения в 2017 г. Представлены ТОП-10 торговых наименований лидеров рынка по стоимостному объем продаж. Установлено, что за последние пять лет состав категории ТОП-10 изменился не более чем на 40%.

Abstract

In the present paper is presented the analysis of the regional Far Eastern market of medicines and biological active additives of adaptogenic, tonic and stimulating action. The assortment of adaptogens on the market is represented by medicines and biologically active additives of synthetic and vegetable origin. Synthetic medicines are mainly derived from melatonin, vegetable medicines include such popular Far Eastern endemics as Aralia elata, Panax ginseng, Leuzea carthamoides, Schisandra chinensis, Rhodiola rosea, Eleutherococcus senticosus and others. The analysis includes main indicators characterizing the dynamics of the market in the period from 2013 to 2017. The study found that the growth of the adap-togen market is due to synthetic medicines, while the part of plant-based adaptogens on the pharmaceutical market of the Far East is decreasing. It was noted that the average cost of the package of vegetable adaptogens medicine has remained at the same level for the five years period. However, the characteristic of assortment offer in the regional market of adaptogens in 2013, and a comparative analysis of the changes in the main characteristics of the assortment proposal in 2017 were described. Market leaders in terms of the value of sales were analyzed and represented in TOP 10 trade names. It is established that for the last five years the composition of the TOP-10 category has changed by no more than 40%.

Ключевые слова: растительные адаптогены, маркетинг, фармацевтический рынок, темпы роста. Keywords: plant adaptogens, marketing, pharmaceutical market, market growth rate.

Введение

Понятие «адаптогены» было введено в середине XX века, когда группой исследователей была обнаружена способность некоторых лекарственных средств повышать сопротивляемость организма влиянию неблагоприятных факторов различной природы. С тех пор активное всестороннее изучение адаптогенов привело к их популярности в современном обществе, члены которого подвержены психоэмоциональному стрессу, хронической усталости, физическим и умственным нагрузкам [Ray et al., 2016]. Немаловажным преимуществом адаптогенов, особенно растительного происхождения, является хорошая переносимость и возможность приобретения в аптеке без рецепта врача.

Актуальной задачей на современном этапе, в соответствии со стратегией развития лекарственного обеспечения, является разработка и вывод новых лекарственных препаратов (ЛП) на отечественный фармацевтический рынок. При этом препараты на основе лекарственного растительного сырья, в частности дальневосточных адаптогенов, должны быть конкурентоспособными по цене, иметь востребованную потребителем лекарственную форму и удобный способ применения. Для оценки этих показателей необходимо проводить постоянный мониторинг и маркетинговый анализ тенденций отечественного и, в частности, регионального рынка адаптогенов. Так, например, традиционной формой выпуска препаратов растительного происхождения являются спиртовые настойки и экстракты. Разработка новых препаратов в традиционной форме вполне возможна, но не оправдана с экономической точки зрения и с позиций востребованности на рынке.

Изучению рынка адаптогенов посвящен ряд публикаций в отечественной и зарубежной печати [Тимофеев, 2016; Червоненко и др., 2015; Сэтш и др., 2017; Smith et al., 2017]. Исследования прошлых лет показали, что биологически активные добавки (БАД) стимулирующего, тонизирующего и адаптогенного действия входили в Топ 20 самых запрашиваемых позиций [Трофимова, Петренко, 2003]. В.А. Куркиным и др. отмечено, что наиболее часто при производстве адаптогенных препаратов использовались растения, содержащие сапонины и фенилпропаноиды, в частности женьшень настоящий, элеутерококк колючий и родиола розовая, что подкреплялось наибольшим спросом среди потребителей препаратов на основе сырья данных лекарственных растений [Куркин и др., 2016; Белоусов и др., 2016].

Последние обзоры состояния дальневосточного рынка растительных адаптогенов проводились более десяти лет назад, что делает своевременным проведение нового маркетингового исследования [Степанов, Стусенко, 2006]. В целом, изучение тенденций рынка адаптогенов растительного происхождения достаточно актуально как для производителей, так и для дистрибьюторов, аптечных организаций и населения.

Материалы и методы исследования

В качестве объекта исследования были выбраны лекарственные препараты, которые в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств и данными справочника Видаль «Лекарственные препараты в России» по АТХ-классификации относятся к группе А13А - «общетонизирующие препараты», а также входят в следующие клинико-фармакологические группы: «фитопрепарат общетонизирующего действия», «адаптоген-ный препарат», «поливитамины с макро- и микроэлементами и биогенными адаптогена-ми». Поскольку, с точки зрения потребителя, решающее значение имеет не способ регистрации торгового наименования (ТН), а оказываемый эффект и узнаваемость бренда, для оценки современного состояния рынка адаптогенов в анализируемую выборку включали лекарственные препараты (ЛП) и биологически активные добавки (БАД), обладающие общетонизирующими или адаптогенными свойствами.

Ассортимент адаптогенов на рынке представлен ЛП и БАД синтетического и природного происхождения. К синтетическим лекарственным средствам относятся, в основном, производные мелатонина, к природным - препараты животного происхождения, такие как «Пантокрин», а также препараты таких популярных лекарственных растений, как аралия манчжурская, женьшень настоящий, левзея сафлоровидная, лимонник китайский, родиола розовая, элеутерококк колючий и другие. В статье лекарственные средства при-

родного происхождения объединили под названием «растительные препараты». В группе препаратов растительного происхождения выделили препараты, полученные из одного вида сырья, и назвали «монопрепараты», например «Элеутерококка экстракт жидкий» и «Настойка женьшеня». Препараты из нескольких видов сырья, в том числе с добавками витаминов, макро- и микроэлементов, назвали «комбинированные препараты», например «Биттнера бальзам» и «Man's formula® Больше чем поливитамины™».

По данным, полученным более чем от 300 аптечных организаций, расположенных в 8 из 9 субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), в последние несколько лет на региональном фармацевтическом рынке представлено более 70 ТН адаптогенов отечественных и импортных производителей.

Для оценки тенденций регионального рынка адаптогенов нами были изучены показатели реализации последних в стоимостном и натуральном выражении в период 2013-2017 гг.

Результаты и обсуждение

Емкость регионального рынка адаптогенов (в розничных ценах) составила в 2013 г. 355.4 млн руб., а к 2017 г. достигла 568.3 млн руб. Темпы роста рынка за последние 5 лет находились на уровне практически 50%. В натуральных показателях также наблюдалась положительная динамика: в 2013 г. на аптечном рынке ДФО было реализовано 2,2 млн упаковок препаратов с адаптогенным и общестимулирующем действием, а к 2017 г. значение этого показателя увеличилось до 2.7 млн упаковок, что соответствовало приросту на 22.7%. Однако решающий вклад в развитие рынка адаптогенов внесла группа ЛП синтетического происхождения, доля которых среди выделенных нами препаратов и БАД адаптогенного и общетонизирующего действия соответствовала 33.3% в 2013 г. и 56.4% в 2017 г. Объем регионального рынка адаптогенов растительного происхождения составил в

2013 г. 236.9 млн руб., а в 2017 г. - 247,7 млн руб. В натуральных показателях также отмечалась слабоположительная динамика: в 2013 г. на аптечном рынке ДФО было реализовано 2.0 млн упаковок ЛП и БАД, а к 2017 г. значение этого показателя возросло до 2.2 млн упаковок. Средняя стоимость упаковки в период с 2013 г. по 2017 г. постепенно увеличилась от 174.2 руб. до 245.8 руб.

Вместе с тем, темпы роста дальневосточного рынка адаптогенов растительного происхождения отставали от темпов роста регионального фармацевтического рынка в 20132017 гг. Как следует из рисунка 1, стоимостная доля рынка препаратов анализируемой группы составляла в 2013-2015 гг. 0.24% от общей емкости рынка, а в последние годы снизилась до 0.19%. В натуральном измерении значение соответствующего показателя уменьшилось с 0.16% в 2013 г. до 0.10% в 2017 г. Средняя стоимость одной реализованной упаковки препарата растительного происхождения в 2013 г. составляла около 117 руб., в

2014 г. - 113 руб., в 2015 г. - 125 руб., в 2016 г. - 126 руб., в 2017 г. - 112 руб.

0,25 0,23 0,21 0,19 0,17 0,15 0,13 0,11 0,09

%

0,24

0,24

0,16

0,14

0,24

Стоимостной .^бъем продаж

0,21

0,19

0,14

Натуральный объем продаж

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 1. Доля регионального рынка адаптогенов на фармацевтическом рынке ДФО, 2013-2017 гг. Fig. 1. The percent of the regional market of adaptogens on the pharmaceutical market of the Far Eastern

Federal District, 2013-2017

В таблицах 1 -2 представлены ТОП-10 торговых наименований адаптогенов по объему аптечных продаж за 2013 и 2017 гг. (включая ЛП и БАД).

Таблица 1 Table 1

ТОП-10 регионального рынка ЛП и БАД адаптогенного действия по стоимостному объему аптечных продаж в 2013 г. TOP-10 of the regional market adaptogenic medicines and biologically active additive by the value of pharmacy sales in 2013

№ Торговое наименование и форма выпуска Выручка, руб. Удельный вес, % Нарастающий итог,%

1 «Геримакс энерджи», таб. (БАД) 49 421 068 20.8 20.8

2 «Элеутерококка экстр. жидк.» (ЛП) 31 823 817 13.4 34.3

3 «Биттнера бальзам» (ЛП) 28 444 132 12.0 46.3

4 «Man's formula® Больше чем поливитамины™», капс. (БАД) 21 709 845 9.1 55.4

5 «Геримакс женьшень экстра», таб. (БАД) 13 349 323 5.6 61.1

6 «Женьшеня настойка» (ЛП) 11 019 493 4.6 65.7

7 «Man's formula® Потенциал Форте™», капс. (БАД) 8 231 473 3.4 69.2

8 «Мульти-табс актив», таб. (БАД) 7 637 764 3.2 72.4

9 «Алфавит эффект», таб. (БАД) 6 811 623 2.8 75.3

10 «Доппельгерц энерготоник», эликсир (ЛП) 6 482514 2.7 78.0

Таблица 2 Table 2

ТОП-10 регионального рынка ЛП и БАД адаптогенного действия по стоимостному объему

аптечных продаж в 2017 г. TOP-10 of the regional market adaptogenic medicines and biologically active additive by the value of

pharmacy sales in 2017

№ Торговое наименование и форма выпуска Выручка, руб. Удельный вес, % Нарастающий итог,%

1 «Man's formula® Больше чем поливитамины™», капс. (БАД) 46 942 885 18.9 18.9

2 «Элеутерококка экстр. жидк.» (ЛП) 34 189 375 13.8 32.7

3 «Женьшеня настойка» (ЛП) 16 669 584 6.7 39.5

4 «Биттнера бальзам» (ЛП) 14 917 309 6.0 45.5

5 «Пантокрин пантея экстр. жидк.» (ЛП) 13 212 432 5.3 50.8

6 «Доппельгерц женьшень», капс. (ЛП) 11 400 126 4.6 55.4

7 «Man's formula® Активный День™», капс. (БАД) 10 815 544 4.4 59.8

8 «Алфавит энергия», таб. (БАД) 10 812 561 4.4 64.2

9 «Man's formula® Потенциал Форте. Усиленная Формула™», таб. (БАД) 9 714 579 3.9 68.1

10 «Геримакс энерджи», таб. (БАД) 9 040 158 3.6 71.7

Как видно из таблиц, в 2013 г. более 20% рыночных продаж анализируемой группы пришлось на БАД «Геримакс энерджи» (таб.), а в 2017 г. доля лидера рынка - БАД «Man's formula® Больше чем поливитамины™» (капс.) - составила около 19%. В то же время, т.е. к 2017 г., продажи «Геримакс энерджи» (таб.) на фармацевтическом рынке ДФО сократились более чем в 5 раз. При анализе изменения состава торговых наименований видно, что 6 наименований из Т0П-10 2013 г. представлены в Т0П-10 2017 г. Как в 2013 г., так и в 2017 г., в рейтинг самых продаваемых препаратов адаптогенного действия вошли монопрепараты на основе эндемиков Дальнего Востока - «Экстракт элеутерококка жидкий» и «Настойка женьшеня». При этом «Экстракт элеутерококка жидкий» занимал второе место в Т0П-10 с долей в общем объеме рынка 13.4% в 2013 г. и 13.8% в 2017 г. Удельный вес ЛП «Настойка женьшеня» в общем объеме регионального рынка адаптогенов увеличился с 4.6% в 2013 г. до 6.7% в 2017 г. В целом, доля ТН, вошедших в Т0П-10, составляла 78% от общего регионального объема продаж адаптогенов в 2013 г. и около 72% в 2017 г. Интересно, что представленность ЛП и БАД в 2013 г. и в 2017 г. сохранила паритет: 5 из 10 ТН относились к категории БАД. Относительные показатели реализации также свидетельствуют о равном вкладе групп ЛП и БАД в общую выручку Т0П-10 в 2017 г. Так, 35.2% рынка занимали 5 наименований БАД и, соответственно, 36.5% рынка пришлось на долю ЛП, входивших в Т0П-10. Можно отметить, что средняя стоимость упаковки БАД существенно выше, чем средняя стоимость ЛП: соответственно 342.9 руб. и 66.5 руб. в 2017 г.

Для оценки изменений в ценовых предпочтениях потребителей на дальневосточном рынке адаптогенов были выделены три ценовых сегмента: препараты со стоимостью упаковки менее 100 руб., от 100 до 500 руб. и свыше 500 руб. В 2013 г. на долю самого дешевого ценового сегмента приходилось 26,6% общего объема продаж, а в 2017 г. значение этого показателя составило 28,9% (рис. 2). Аналогичный рост был отмечен и в ценовой категории «свыше 500 руб.»: доля этой группы за четыре года увеличилась более чем на 4% и превысила 30% общей емкости рынка в 2017 г. Такая динамика была обусловлена, с одной стороны, появлением в ассортименте дорогих БАД-мультивитаминов с добавками дальневосточных эндемиков и дополнительным позиционированием данных средств в качестве адапто-генов. С другой стороны, в связи с кризисными явлениями в экономике, определенная часть населения выбирала относительно недорогие препараты, что и обусловило рост продаж в натуральных показателях. Среди недорогих препаратов наибольшей популярностью у потребителей традиционно пользовались «Экстракт элеутерококка жидкий» и «Настойка женьшеня». Продажи этих ТН внесли решающий вклад в общий объем рыночной реализации жидких лекарственных форм (ЛФ).

Рис. 2. Ценовые сегменты дальневосточного рынка адаптогенов в 2013 и 2017 гг.

Fig. 2. Price segments of the Far Eastern market of adaptogens in 2013 and 2017

Как следует из рисунка 3, в 2013 г. доля жидких лекарственных форм на дальневосточном рынке адаптогенов составляла 39%. В 2014 г. значение показателя уменьшилось примерно на 2%, а в период с 2015 по 2017 гг. величина показателя колебалась в пределах от 36% до 37.3%.

свыше 500 20 1 7

руб.; 26,1% ^ свыше 500

"'" dv6.: 30.1%

2013

Рис. 3. Относительная доля жидких и твердых лекарственных форм на региональном рынке адаптогенов в 2013—2017 гг. Fig. 3. The relative percent of liquid and solid dosage forms in the regional market

of adaptogens in 2013-2017

Если принять общее число ТН (с учетом дозировки), продававшихся на региональном аптечном рынке адаптогенов, за 100%, то, как следует из рисунка 4, максимальное количество ТН - около 30% - в 2013 г. было представлено таблетированной лекарственной формой. В виде капсул и жидких экстрактов в 2013 г. реализовывались соответственно 19% и 18 % списка ТН. Доля препаратов и БАД, выпускаемых в других лекарственных формах, в перечне адаптогенных средств была существенно ниже: 7% - бальзамы, по 5% -настойки, эликсиры и драже.

драже

эликсиры другие

5% 11%

на стойки

5%

жидкие

\ fl^L экстракты

оальчамы I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Относительная доля торговых наименований разных лекарственных форм в общем количестве наименований регионального рынка адаптогенов в 2013 г.

Fig. 4. The relative percent of trade names of different dosage forms from the total number of names of the regional market of adaptogens in 2013

В 2017 г. основное представительство в перечне реализованных на дальневосточном рынке адаптогенов занимали ТН в таблетированной и капсулированной формах - по 27%. Доля ТН, выпускавшихся в форме жидкого экстракта, в общем числе наименований составила 12%. Значение показателя для бальзамов, настоек и эликсиров несколько увеличилось - до 8%, 8% и 6% соответственно.

таблетки

30%

эликсиры

экстракты

12%

Рис. 5. 0тносительная доля торговых наименований разных лекарственных форм в общем количестве наименований регионального рынка адаптогенов в 2017 г. Fig. 5. The relative percent of trade names of different dosage forms from the total number of names of the regional market of adaptogens in 2017

В целом, на протяжении 5 лет выручка от реализации таблеток снизилась с 37.8% в 2013 г. до 23.0% в 2017 г. от общей емкости рынка адаптогенов ДФО (рис. 6). Также практически в два раза уменьшился сегмент бальзамов - с 12.1% до 6.1% в анализируемом периоде. Между тем, в течение 2013-2017 гг. наблюдался рост доли стоимостного объема продаж сегментов капсулированных лекарственных форм (19.3%-32.2%) и настоек (5.0-8.4°^

Рис. 6. 0тносительная доля стоимостного объема продаж разных лекарственных форм на региональном рынке адаптогенов в 2013-2017 гг. Fig. 6. The relative percent of the value of sales of different dosage forms in the regional market

of adaptogens in 2013-2017

На следующем этапе проводилось сегментирование рынка растительных адаптогенов ДФО по локализации производства. Как следует из рисунка 7, доля отечественных адаптогенов в общей емкости регионального рынка увеличилась в период 2013-2017 гг. с 33.8% до 50.1%, т.е. примерно в 1.5 раза.

□ импортные

Рис. 7. Относительная доля стоимостного объема продаж отечественных и импортных ТН на региональном рынке адаптогенов в 2013-2017 гг. Fig. 7. The relative percent of the value of sales of domestic and imported trade names in the regional market of adaptogens in 2013-2017

Соотношение стоимостного объема продаж комбинированных препаратов и монопрепаратов, обладающих общетонизирующим действием, находилось в диапазоне 56/44%-60/40% в период 2013-2017 гг. Другими словами, на долю монопрепаратов приходилось, примерно, 40-44% общего объема продаж.

Для обобщения итогов сегментирования рынка было предложено рассмотреть ассортиментный макроконтур. Макроконтур ассортиментного предложения адаптогенов на фармацевтическом рынке ДФО в 2013 году имел следующие характеристики: это, в основном, импортные ТН - 66.2%, преимущественно представлены БАД - 56.4%, основной форма выпуска реализованных ТН являлись таблетки - 37.8%, 56.1% реализованных ТН составляли комбинированные препараты (рис. 8). Более 47% выручки от реализации в аптеках в 2013 г. пришлось на ценовой сегмент от 100 до 500 руб. В макроконтуре регионального ассортимента адаптогенов в 2017 году можно отметить некоторые изменения: представлены, в основном, отечественные лекарственные препараты - 50.1%, доля БАД уменьшилась до 51.5%, преимущественно продавались ТН в виде капсул - 32.2%, имеющие комбинированный состав - 59.1%, в ценовом диапазоне от 100 до 500 руб. - 41.0%.

Рис. 8. Макроконтур ассортимента регионального фармацевтического рынка адаптогенных средств в 2013 и 2017 гг. Fig. 8. Characteristic of the assortment of the regional pharmaceutical market of adaptogenic medicines in 2013 and 2017

Заключение и выводы

Таким образом, проведенное нами маркетинговое исследование регионального рынка адаптогенов показало, что наблюдавшийся в последние несколько лет рост объема продаж в стоимостном выражении обусловлен положительной динамикой группы адапто-генов синтетического происхождения. В то же время темпы роста дальневосточного рынка адаптогенов природного происхождения отстают от темпов роста регионального фармацевтического рынка: в течение 2013-2017 гг. наблюдалось устойчивое снижение доли выручки на рынке ЛП и БАД адаптогенного действия по отношению к общим аптечным продажам на территории ДФО. В целом, в качестве основных тенденций, характерных для дальневосточного рынка природных адаптогенов, можно отметить следующие:

- наблюдалась положительная динамика ценовых сегментов со стоимостью упаковки до 100 руб. и свыше 500 руб.;

- сохранялась представленность ТН в ТОП-10 дальневосточного рынка адаптогенов, в том числе таких популярных недорогих растительных ЛП, как «Экстракт элеутерококка жидкий» и «Настойка женьшеня»;

- доля жидких лекарственных форм на рынке адаптогенов ДФО снижалась в период 2013-2017 гг., однако при этом превышала 35%. Самыми популярными среди жидких лекарственных форм являлись жидкие экстракты и настойки, относящиеся к монопрепаратам. Рыночная доля бальзамов и эликсиров в анализируемом периоде постоянно уменьшалась. Наиболее представленными лекарственными формами на рынке являлись таблетки и капсулы, выручка от реализации которых в 2017 г. составляла 45% стоимостного объема продаж адаптогенов;

- в соответствии с программой импортозамещения, доля отечественных препаратов на рынке природных адаптогенов ДФО возросла с 33.8% в 2013 г. до 50.1 % в 2017 г.

Список литературы References

1. Белоусов Е.А., Белоусова О.В., Марцева Д.С. 2016. Формирование рационального ассортимента лекарственных препаратов, обладающих адаптогенной активностью. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Медицина. Фармация, 19 (35): 125-130.

Belousov E.A., Belousova O.V., Marceva D.C. 2016. Formirovanie racional'nogo assortimenta lekarstvennyh preparatov, obladajushhih adaptogennoj aktivnost'ju [Rational range of drugs with adap-togenic activity]. Belgorod state university scientific bulletin. Medicine. Pharmacy, 19 (35): 125-130. (in Russian)

2. Государственный реестр лекарственных средств. Электронный ресурс. URL: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (дата обращения: 15 марта 2018).

Gosudarstvennyj reestr lekarstvennyh sredstv [The state register of medic nes]. Available at: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (accessed: 15 March 2018)

3. Куркин В.А., Петрухина И.К., Акушская А.С. 2014. Исследование номенклатуры адап-тогенных лекарственных препаратов, представленных на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Фармацевтические науки. Фундаментальные исследования, 8: 898-902.

Kurkin V.A., Petrukhina I.K., Akushskaya A.S. 2014. Issledovanie nomenklatury adaptogennyh lekarstvennyh preparatov, predstavlennyh na farmacevticheskom rynke Rossijskoj Federacii [The study of nomenclature of agaptogene medecines on pharmaceutical market of the Russian Federation]. Pharmaceutical sciences. Fundamental research, 8: 898-902. (in Russian)

4. Минздрав России. 2013. Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения на период до 2015 года и плана ее реализации. М., 2013, 33.

Russian Ministry of Health. 2013. Ob utverzhdenii Strategii lekarstvennogo obespechnenija naselenija na period do 2015 goda i plana ee realizaci [About the adoption of Strategy of provision of medicines of the population until 2015 and the plan of her realization]. Moscow, 2013, 33.

5. Справочник Видаль «Лекарственные препараты в России». Электронный ресурс. URL: https://www.vidal.ru (дата обращения: 15 марта 2018).

Spravochnik Vidal' «Lekarstvennye preparaty v Rossii» [Vidal Guideline. Medicinal products in Russia]. Available at: https://www.vidal.ru (accessed: 15 March 2018)

6. Степанов А.С., Стусенко О.В. 2006. Анализ рынка адаптогенов. Электронный ресурс. URL: http://www.cfin.ru/press/practical/2006-07/06.shtml (дата обращения: 15 марта 2018).

Stepanov A.S., Stusenko O.V. 2006. Analiz rynka adaptogenov [Analysis of the adaptogen]. Available at: http://www.cfin.ru/press/practical/2006-07/06.shtml (accessed: 15 March 2018)

7. Тимофеев Н.В. 2016. Номенклатура фитоадаптогенов РФ: динамика спроса и предложений. Новые и нетрадиционные растения и перспективы их использования, 12: 499-502.

Timofeev N.V. 2016. Nomenklatura fitoadaptogenov RF: dinamika sprosa i predlozhenij. Novye i netradicionnye rastenija i perspektivy ih ispol'zovanija [Nomenclature of phytoadaptogens of the Russian Federation: dynamics of demand and offers. New and nonconventional plants and prospects of their use], 12: 499-502. (in Russian)

8. Трофимова Е.О., Петренко Е.Р. 2003. Аптечный и сетевой рынок БАД в С.-Петербурге. Ремедиум. Конъюнктура и исследования, 9: 30-34.

Trofimova E.O., Petrenko E.R. 2003. Aptechnyj i setevoj rynok BAD v S.-Peterburge [The pharmaceutical and network market of dietary supplement in St.-Petersburg]. Remedium. Konjunktura i issledovanija, 9: 30-34. (in Russian)

9. Червоненко Н.М., Мозуль В.И., Дьяченко А.И. Маркетинговый анализ фитопрепаратов тонизирующего действия на рынке Украины. В кн: Актуальные и научные исследования. Теория, практика. Материалы научной конференции. (Познань, 30-31 марта 2015 г.). Санкт-Петербург, Изд-во Sp. z o.o. «Diamond trading tour»: 97-100.

Chervonenko N.M., Mozul' V.I., D'jachenko A.I. Marketingovyj analiz fitopreparatov toniziru-jushhego dejstvija na rynke Ukrainy [The marketing analysis of phytomedicines of the toning action in the market of Ukraine]. V kn: Aktual'nye i nauchnye issledovanija. Teorija, praktika. Materialy nauchnoj konferencii. (Poznan', 30-31 marta 2015 g.). Sankt-Peterburg, Izd-vo Sp. z o.o. «Diamond trading tour»: 97-100.

10. Сэтш МД., Серикова А.С., Сейткамалов Е.Р., Кунтубек Г.Н. 2017. Казахстан Респуб-ликасыньщ фармацевтикальщ нарыгындагы экстракционды дэршк препараттарына маркетингпк талдау. Вестник КазНМУ, 3: 245-247.

Satin M.K., Serikova A.S., Seitkamalov E.R., Kuntubek G.N. Marketing research of extraction drugs on the pharmaceutical market of the Republic of Kazahstan. Vestnik KazNMU, 3: 245-247.

11. Ray A., Gulati K., Anand R. 2016. Stress, Adaptogens and Their Evaluation: An Overview. Available at: https://www.omicsonline.org/open-access/stress-adaptogens-and-their-evaluation-an-overview-jpr-1000110.pdf (accessed: 19 March 2018).

12. Smith T., Kawa K., Eckl V., Morton C., Stredney R. 2017. Herbal Supplement Sales in US Increase 7.7% in 2016 Consumer preferences shifting toward ingredients with general wellness benefits, driving growth of adaptogens and digestive health products. Herbal Gram., 115: 56-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.