Научная статья на тему 'Исследование развития прыгучести у волейболисток 11-12 лет в условиях общеобразовательной школы'

Исследование развития прыгучести у волейболисток 11-12 лет в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
755
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПРЫГУЧЕСТЬ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРЫЖОК В ГЛУБИНУ / ПРЫЖОК С НАСКОКА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маньшин Борис Григорьевич, Крутских Ольга Сергеевна

Выделение ведущих кинематических характеристик отталкивания в прыжках вверх: с разбега и в глубину, уровень которых играет основополагающую роль у волейболисток 11-12 лет, их акцентированное развитие может существенным образом повысить целенаправленность процесса воспитания прыгучести в волейболе, ускорить и сделать его более эффективным. Многие авторы (А.И. Ивойлов, 2000, Ю.Д. Железняк, 2005, Е.В. Фомин, М.Ф. Королев, 2009) считают, что исследование прыгучести и поиск новых средств, методов для воспитания скоростно-силовых способностей, а также разработка тренировочных программ и методик. Для их совершенствования, являются весьма актуальными и требуют своего решения на всех этапах подготовки юных волейболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маньшин Борис Григорьевич, Крутских Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of development of spring ability at volleyball players aged 11-12 years in conditions of comprehensive school

The selection of the leading kinematic characteristics of repulsion of jumps up: from the take-off and to the depth, the level of which plays a fundamental role for volleyball players aged 11-12 years, their accentuated development can significantly increase the purposefulness of the process of training the jumpiness in volleyball, accelerate and make it more effective. Many authors (A. I. Ivoilov, 2000, Yu.d. Zheleznyak, 2005, E. V. Fomin, M. F. Korolev, 2009) believe that the study of jumping and the search for new tools, methods for the education of speed-power abilities, as well as the development of training programs and techniques. To improve them, they are very relevant and require the solutions at all stages of training the young volleyball players.

Текст научной работы на тему «Исследование развития прыгучести у волейболисток 11-12 лет в условиях общеобразовательной школы»

2. Коррекции функциональных изменений сердечно-сосудистой системы препаратом L-карнитина у детей и подростков с сочетанной патологией / Т.И. Рычкова И.П. Остроухова, С.А. Яцков, Л.К. Акулова // Лечащий врач. - 2010. - № 8. - С. 104-108.

3. Jeppesen, J. Regulation and limitations to fatty acid oxidation during exercise / J. Jeppesen, B. Kiens // The Journal of physiology. 2012. - Т. 590. - №. 5. - С. 1059-1068.

4. Effect of sports activity on carnitine metabolism. Measurement of free carnitine, gamma-botro-cetins and acylcarnitine's by tandem mass spectrometry / F. Inoue, N. Terada, H. Nakajima, M. Okochi, N. Kodo, Z. Kizaki, A. Kinugasa, T. Sawada // Journal of Chromatography B: Biomedical Sciences and Applications. - 1999. -Т. 731. - №. 1. - С. 83-88.

5. Effects of L-carnitine supplementation on physical performance and energy metabolism of endurance-trained athletes: a double-blind crossover field study / P. Colombani, C. Wenk, I. Kunz, S. Krahen-buhl, M. Kuhnt, M. Arnold, P. Frey-Rindova, W. Frey, W. Langhans // European journal of applied physiology and occupational physiology. 1996. - Т. 73. - №. 5. - С. 434-439.

6. (1998). Free carnitine and acetyl carnitine plasma levels and their relationship with body muscular mass in athletes / R. Gatti, CB. De Palo, P. Spinella, EF. De Palo // Amino Acids. - 1998. - Т. 14. -№. 4. - С. 361-369.

REFERENCES

1. Klyuchnikov, S.O., Ilyashenko, D.A. and Klyuchnikov, M.S. (2008), "Justification of the use of L-carnitine and coenzyme Q10 in adolescents", Issues of modern pediatrics, Vol. 7, No. 4, pp. 102-104.

2. Rychkova, T.I., Ostroukhova, F.E., Yatskov, S.A. and Akulova, L.K. (2010) "Corrections of functional changes in the cardiovascular system with L-carnitine in children and adolescents with co-morbid pathology", The attending physician, No. 8, pp. 104-108.

3. Jeppesen, J and Kiens, B. (2012), "Regulation and limitations to fatty acid oxidation during exercise", Journal of physiology, Vol. 590, No. 5, pp. 1059-1068.

4. Inoue, F., Terada, N., Nakajima, H., Okochi, M., Kodo, N., Kizaki, Z., Kinugasa. A. and Sawada. T. (1999), "Effect of sports activity on carnitine metabolism. Measurement of free carnitine, gamma-botrocetin and acylcarnitine's by tandem mass spectrometry", Journal of Chromatography B: Biomedical Sciences and Applications, Vol. 731, No. 1, pp. 83-88.

5. Colombani, P., Wenk, C., Kunz, I., Krahenbuhl, S., Kuhnt, M., Arnold, M., Frey-Rindova, P., Frey, W. and Langhans, W. (1996), "Effects of L-carnitine supplementation on physical performance and energy metabolism of endurance-trained athletes: a double-blind crossover field study", European journal of applied physiology and occupational physiology, Vol. 73, No. 5, pp. 434-439.

6. Gatti, R, De Palo, CB., Spinella, P and De Palo, EF. (1998), "Free carnitine and acetyl carnitine plasma levels and their relationship with body muscular mass in athletes', Amino Acids, Vol. 14, No. 4, pp. 361-369.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2018

УДК 796.325

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 11-12 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Крутских, старший преподаватель, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Уссурийск

Аннотация

Выделение ведущих кинематических характеристик отталкивания в прыжках вверх: с разбега и в глубину, уровень которых играет основополагающую роль у волейболисток 11-12 лет, их акцентированное развитие может существенным образом повысить целенаправленность процесса воспитания прыгучести в волейболе, ускорить и сделать его более эффективным. Многие авторы (А.И. Ивойлов, 2000, Ю.Д. Железняк, 2005, Е.В. Фомин, М.Ф. Королев, 2009) считают, что исследование прыгучести и поиск новых средств, методов для воспитания скоростно-силовых способностей, а также разработка тренировочных программ и методик. Для их совершенствования,

являются весьма актуальными и требуют своего решения на всех этапах подготовки юных волейболисток.

Ключевые слова: волейбол, прыгучесть, кинематические характеристики, прыжок в глубину, прыжок с наскока, методика.

RESEARCH OF DEVELOPMENT OF SPRING ABILITY AT VOLLEYBALL PLAYERS AGED 11-12 YEARS IN CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

Boris Grigorievich Manshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Sergeevna Krutskikh, the senior teacher, School of pedagogics, Far Eastern Federal University, Ussuriysk

Annotation

The selection of the leading kinematic characteristics of repulsion of jumps up: from the take-off and to the depth, the level of which plays a fundamental role for volleyball players aged 11-12 years, their accentuated development can significantly increase the purposefulness of the process of training the jumpi-ness in volleyball, accelerate and make it more effective. Many authors (A. I. Ivoilov, 2000, Yu.d. Zheleznyak, 2005, E. V. Fomin, M. F. Korolev, 2009) believe that the study of jumping and the search for new tools, methods for the education of speed-power abilities, as well as the development of training programs and techniques. To improve them, they are very relevant and require the solutions at all stages of training the young volleyball players.

Keywords: volleyball, jumping, kinematic characteristics, jump in depth, jump from a swoop, technique.

Современный волейбол характеризуется атлетичностью, быстрой сменой игровых ситуаций, в течение которых игрок совершает множество прыжков для блокирования и нападающих ударов, многократные перемещения на больших скоростях с резкими остановками и сменой направлений.

Из большого числа кинематических показателей различных прыжков у волейболисток 11-12 лет существуют наиболее значимые для данного возраста и этапа обучения. И выделение этих кинематических факторов отталкивания в прыжках вверх: с разбега и в глубину, влияющих на высоту прыжка в данном возрасте, уровень которых играет основополагающую роль в развитии прыгучести, их акцентированное развитие может существенным образом повысить целенаправленность процесса обучения в волейболе, ускорить и сделать его более эффективным.

Таким образом, существует актуальная потребность в поиске и обоснований эффективных методик в развитии прыгучести волейболисток с целью, определить ведущие кинематические характеристики в прыжках в глубину и с разбега при отталкивании вверх (двумя ногами) и обосновать методику развитие прыгучести.

Участниками исследований являлись учащиеся 6 классов (11-12 лет) первого года обучения, занимающиеся в школьных волейбольных командах СШ-№ 29 (ЭГ) и СШ-№ 25 (КГ) г. Уссурийска, по 12 человек в каждой.

Применив инструментальные методы: видеосъемку цифровой видеокамерой и обработку прыжков с помощью компьютерной программы Silicon Coach PRO-6, мы выявили кинематические характеристики (абсолютное время (с), скорость (м/с), ускорение (м/с2) прыжка с разбега в КГ и ЭГ (таблицы 1-2).

Толчковое движение прыжка вверх, т.е. работа ног, в функциональном смысле определяет «кинематический фон» направления вертикальности при нападающем ударе. Вертикальный прыжок зависит, как от силы мышц бедра, голени, стоп, таза, спины, живота, и плеч, так и от скорости их сокращения (выполнения прыжка), кроме этого важнейшее значение имеет так же межмышечная координация, при наличии которой можно говорить о направленной мощности. Высота прыжка в значительной степени обусловлена "взрывным" характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости в конце толчка.

Таблица 1 - Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка с разбега у волейбо-

Кинематические показатели отталкивания при прыжке с разбега Показатели тестирования г Р

КГ (М ± т) ЭГ (М ± т)

Абсолютное время (с) 0,193 0,04 0,182 0,01 0,5 Р >0,05

Скорость (м/с) 4,14 0,35 4,72 0,31 1,18 Р >0,05

Ускорение (м/с2) 48,99 8,81 61,09 7,93 1,02 Р >0,05

1000 500 0

-500 -1000

90,7 35,7 188,7 171,0 75,9 76,7

1 2 25,3 4 5 6 -167,9 7 8 -15,0 -27,3 9 ' 10 11 12 13,4 -34,9 0 13 14 15 16 17 18 19 20

-897,0 50,7 -167,5

Абсолютное время

Скорость (м/с)

Ускорение (м/с2)

Рисунок 1 - График показателей кинематических характеристик отталкивания вверх прыжка с разбега

в контрольной группе до эксперимента

1000 500 0

-500

82,3

2,5

1 2 3 -133,3

55,6

2,2

4

-121,1

1,7

56 -64,7

116,1 1,6

168,3

262,3

28,2

270

3,0 8 9

17,5 3,5 10

3,1

-2,6

11 12 --107,1

5,1 6,9 5,6 6,8

13

Абсолютное время (с)

Скорость (м/с)

Ускорение (м/с2)

844,2

11,5

14 15 281,5

Рисунок 2 - График показателей кинематических характеристик отталкивания вверх прыжка с разбега в экспериментальной группе до эксперимента

Исследование кинематических характеристик отталкивания волейболисток 11-12 лет в прыжках вверх: в глубину и с разбега до эксперимента в КГ и ЭГ абсолютное время (с), скорость (м/с) и ускорение (м/с2) так же по всем показателям не имеют достоверных различий (таблица 2).

Таблица 2 - Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка в глубину у волейбо-

Кинематические показатели отталкивания при прыжке в глубину Показатели тестирования г Р

КГ (М ± т) ЭГ (М ± т)

Абсолютное время (с) 1,25 0,1 1,43 0,08 1,5 Р >0,05

Скорость (м/с) 3,27 0,88 3,82 1,1 0,4 Р >0,05

Ускорение (м/с2) -23,7 5,04 -23,4 5,36 0,01 Р >0,05

1000 500 0

-500

Абсолютное время (с)

Скорость (м/с)

Ускорение (м/с2)

Рисунок 3 - График показателей кинематических характеристик показателей отталкивания вверх прыжка

в глубину в КГ до эксперимента

0

159 1 107,0 78,0 17,5

0 т 25,8 87,1 72,6 78,8 о410 197,0

о,о670 1,107 2,6 ?з4и22 4,0 0000

1 2 3,1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Т9 20 21

-27,9 -124,7 -167,3 "87,1 -60,2 -113,5 "189,°

-564,7

Абсолютное время Скорость (м/с) Ускорение (м/с2)

Рисунок 4 - График показателей кинематических характеристик отталкивания вверх прыжка в глубину в ЭГ до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эксперимента

Структура отталкивание в прыжках вверх: с разбега и в глубину, обладает различными кинематическими характеристиками. Решающие значение имеет: во-первых, способность мышц быстро проявлять необходимый максимум динамической силы, а не быстроты движения; во-вторых, реактивная способность нервно-мышечного аппарата спортсмена, проявляющаяся в быстроте переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую (Н.Г. Озолин, 2009).

Для определения ведущих кинематических характеристик в прыжках вверх с разбега выявлены коэффициенты корреляции (г): время отталкивания составляет - 0,53; скорость 0,58; ускорение 0,74. Ведущими факторами являются ускорение и скорость.

В прыжках в глубину коэффициент корреляции (г) составил: ускорение - 0,1, абсолютное время отталкивания - имеет среднее значение - 0,56, а скорость отталкивания -имеет низкое значение 0,36. Ведущими факторами являются абсолютное время отталкивания и скорость отталкивания.

Экспериментальная методика для развития прыгучести в ЭГ применялась в подготовительный период в течение 4 месяцев на основе поэтапного планирования: мезоцикл-1 (МЗЦ-1) фундаментальная сила и общефизическая подготовка; МЗЦ-2 построение силы; МЗЦ-3 развитие взрывной силы мышц (таблица 4).

В ходе предварительного исследования с научно-методической литературой нами оптимизированы 18 специальных упражнений, для развития силовых, скоростно-силовых качеств из которых составлены комплексы тренировочных занятий. Упражнения из специальных комплексов волейболистки выполняли 2-3 раза в неделю, недельный микроцикл (МЦ) имел свою направленность. Пять МЦ составляли мезоцикл (МЗЦ), и каждый МЗЦ придает направленность тренировочного эффекта. Так МЗЦ-1 в сентябре, акцентированы на развитие фундаментальной силы и общефизической подготовки; МЗЦ-2 в октябре - ноябре, содержит четыре МЦ на развитие скоростно-силовых качеств и один МЦ на восстановление; МЗЦ-3 в ноябре - декабре, четыре МЦ на развитие взрывной силы мышц ног и один МЦ восстановительный. Составлена программа применения методики развития прыгучести с количеством повторений упражнений в каждом комплексе и количеством подходов.

Во время эксперимента необходимы условия: хороший сон, и питание. Для оптимизации тренировочного процесса и во избежание неблагоприятных последствий скоростно-силовой тренировки участникам обеих групп было рекомендовано принимать одинаковое количество витаминов, минералов, аминокислот и препарата коллагена. Гомогенат коллагена используется для укрепления связочного аппарата.

Результаты экспериментальной работы, в течение 4 месяцев подготовительного периода показывают, что достоверно улучшились не все показатели физической подготовки, причем более существенно улучшились скоростно-силовые в диапазоне от 8 до 35% (таблица 3). В сравнительных показателях - быстроты перемещений и скоростных качеств также наблюдается положительная динамика, прирост составляет 1,6% (Р <0,05) в челночном беге, в тесте «Елочка» (скоростная выносливость) 2,4% (Р <0,05). Только в одном

показателе, результаты недостоверны - в беге 30 м, изменения незначительные, но в сторону улучшения на 3,3%. Показатели скоростно-силовых способностей в ЭГ, после применения экспериментальной методики значительно превышают показатели в КГ (изменения являются достоверными): больше других улучшились показатели высоты прыжка с места по Абалакову (на 35%); прыжок в длину с места на 8,2%; приседания за 20 секунд на 21,4%; сгибание рук в упоре лежа на 27,2%; бросок одной рукой набивного мяча 1 кг с места на 9,5%.

Таблица 3 - Показатели тестирования волейболисток контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (п=24)____

№ п/п Контрольные упражнения Показатели тестирования г ед. % Р

КГ ЭГ

М ±ш М ± т

1 Высота прыжка с места по Абалакову (см) 29,4 1,78 39,7 1,96 3,9 10,3 35 <0,05

2 Прыжок в длину с места (см) 161,5 1,81 174,8 1,21 6,1 13,3 8,2 <0,05

3 Бег 30 метров (с) 6,1 0,08 5,9 0,11 1,5 0,2 3,3 >0,05

4 Бег «елочкой» (с) 12,5 0,04 12,2 0,05 5 0,3 2,4 <0,05

5 Челночный бег 5х6 м (с) 31,8 0,09 31,3 0,1 3,8 0,5 1,6 <0,05

6 Приседание за 20 с (кол-во раз) 18,2 0,32 22,1 0,36 8,1 3,9 21,4 <0,05

7 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10с (кол-во раз) 2,2 0,16 2,8 0,18 2,5 0,6 27,2 <0,05

8 Бросок набивного мяча -1кг (м) 7,3 0,12 8,0 0,21 2,9 0,7 9,5 <0,05

За время эксперимента, произошли достоверные (Р <0,05) положительные изменения, так и не достоверные (Р>0,05) в обеих группах. Величина этих изменений далеко не одинакова в ЭГ и ЭГ, что объясняется, по-видимому, особенностями предлагаемой программы для экспериментальной группы (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнительные кинематические показатели отталкивания вверх прыжка _ в глубину и с разбега у волейболисток за период эксперимента (п=24)_

Группы Показатели тестирования До После Прирост результатов Достоверность Р

в ед. | в %

КГ Кинематические показатели отталкивания верх прыжка в глубину

Абсолютное время (с) 1,45 ± 0,1 1,39 ± 0,08 0,06 4,1 >0,05

Скорость (м/с) 3,27 ± 0,88 2,68 ± 0,14 -0,59 -18 >0,05

Ускорение (м/с2) -31,7± 5,04 -11,8± 4,21 19,9 62,7 <0,05

Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка с разбега

Абсолютное время (с) 0,28 ± 0,04 0,21 ± 0,04 0,078 27,4 >0,05

Скорость (м/с) 3,14 ± 0,35 4,29 ± 0,32 1,15 26,8 <0,05

Ускорение (м/с2) 38,9 ± 8,81 46,9 ± 7,42 8 17 >0,05

ЭГ Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка в глубину

Абсолютное время (с) 1,43 ± 0,08 1,09 ± 0,07 0,34 23,7 <0,05

Скорость (м/с) 3,82 ± 1,1 4,19 ± 0,36 0,37 8,8 >0,05

Ускорение (м/с2) -23,4± 5,36 28,7 ± 4,42 52,1 181,5 <0,05

Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка с разбега

Абсолютное время (с) 0,252 ± 0,02 0,074 ± 0,02 0,178 70,6 <0,05

Скорость (м/с) 3,72 ± 0,31 5,62 ± 0,28 1,9 33,8 <0,05

Ускорение (м/с2) 54,09 ± 7,93 87,5 ± 6,21 33,4 38,1 <0,05

Рассматривая показатели кинематических характеристик отталкивания юных волейболисток в прыжках в глубину и с разбега в двух командах после 4 месяцев подготовки, можно сделать заключение, что повлияло на изменение увеличение прыжка в КГ и ЭГ. Корреляционный анализ показал, что высота прыжка в глубину зависит: 1 - от скорости; 2 - от времени самого отталкивания (таблица 5).

Произведение силы на время ее действия (Б-Л) называется импульсом силы. У волейболистов время перехода от уступающей работы к преодолевающей обнаруживает высокую связь с уровнем прыгучести (Ю.В. Верхошанский, 1988).

Таблица 5 - Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка в глубину у волейболист^_

Кинематические показатели отталкивания при прыжке в глубину Показатели тестирования t Прирост результатов в % P

КГ ЭГ

М ±m М ±m

Абсолютное время (с) 1,39 0,08 1,09 0,07 3,0 21,6 Р <0,05

Скорость (м/с) 2,68 0,14 4,19 0,36 3,8 36,0 Р <0,05

Ускорение (м/с2) -11,8 4,21 28,7 4,42 2,8 141,1 Р <0,05

За время эксперимента прирост показателей у волейболисток экспериментальной группы с контрольной по основным ведущим кинематическим факторам составил: время отталкивания сократилось на 21,7%, при увеличении скорости на 36,0%.

Экспериментальная методика позволила выявить прирост ведущих кинематических показателей в ЭГ влияющих на увеличение прыжка с разбега по сравнению с КГ: ускорение увеличилось на 46,4%, скорость на 23,6%, время на 64,0% (таблица 6).

Таблица 6 - Кинематические показатели отталкивания вверх прыжка с разбега после эксперимента у волейболисток КГ и ЭГ (п=24)_ __

Кинематические показатели отталкивания при прыжке с разбега Показатели тестирования t Прирост результатов в % P

КГ ЭГ

М m± М m±

Абсолютное время (с) 0,206 0,04 0,074 0,02 3,0 64,0 Р <0,05

Скорость (м/с) 4,29 0,32 5,62 0,28 3,1 23,6 Р <0,05

Ускорение (м/с2) 46,9 7,42 87,5 6,21 4,1 46,4 Р <0,05

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований было установлено, что экспериментальная методика поэтапного развития скоростно-силовых качеств у девочек 11-12 лет на этапе начальной подготовки явилась более эффективной, чем в контрольной группе методика скоростно-силовой подготовки.

Полученные результаты можно использовать для целенаправленного и акцентированного развития прыгучести в учебно-тренировочном процессе волейболисток 11-12 лет в общеобразовательных школах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде: методическая разработка для тренеров клубных команд и ДЮСШ / А.В. Беляев. -М. : Изд-во Всероссийской федерации волейбола, 2004. - 117 с.

2. Стех, М. Показатели прыгучести волейболисток в связи с их отдельными соматическими характеристиками / М. Стех // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 1. - С. 102-105.

3. Маньшин, Б.Г. Влияние кинематических характеристик прыжка на выполнение броско-вого движения в баскетболе/ Б.Г. Маньшин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 3 (37). - С. 54-57.

REFERENCES

1. Belyaev A.V. (2004), Jump training of qualified volleyball players in the preparatory period: workbook for coaches of club teams and child-youth sports schools, publishing house "VFV", Moscow, Russian Federation.

2. Stech M. (2010), "Volleyball players jumping abilities indices in connection with their individual somatic characteristics", Physical education of students, No. 1, pp. 102-105.

3. Manshin, B.G. (2008), "The influence of the kinematic characteristics of the jump on the implementation of the throw movement in basketball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 54-57.

Контактная информация: bgm-007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.