Научная статья на тему 'Исследование психологических аспектов межличностных отношений и конфликтов на предприятиях производственного комплекса'

Исследование психологических аспектов межличностных отношений и конфликтов на предприятиях производственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2430
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВИДЫ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ORGANIZATIONAL INTERACTION / TYPES AND REASONS FOR CONFLICTS / AGGRESSION / STRATEGIES FOR BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION / INTERPERSONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Руденко Филипп Григорьевич

В статье исследуется актуальная проблема психологических особенностей межличностных конфликтов на производственных предприятиях, которая имеет существенное теоретическое и практическое значение для общей, социальной и прикладной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERPERSONAL RELATIONS AND CONFLICTS IN PRODUCTION COMPLEX ENTERPRISES

The article studies the topical issue of psychological specificities of interpersonal conflicts in manufacturing enterprises; the issue is of both theoretical and practical significance for general, social and applied psychology.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических аспектов межличностных отношений и конфликтов на предприятиях производственного комплекса»

УДК 316.6

Руденко Филипп Григорьевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Кубанского социально-экономического института Rudenko@krasnodar.arbitr.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье исследуется актуальная проблема психологических особенностей межличностных конфликтов на производственных предприятиях, которая имеет существенное теоретическое и практическое значение для общей, социальной и прикладной психологии.

Ключевые слова: организационное взаимодействие, виды и причины конфликтов, агрессивность, стратегии поведения в конфликтной ситуации, межличностный конфликт.

Rudenko Philipp Grigorievich

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Kuban Social and Economic Institute Rudenko@krasnodar.arbitr.ru

RESEARCH INTO PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERPERSONAL RELATIONS AND CONFLICTS IN PRODUCTION COMPLEX ENTERPRISES

The article studies the topical issue of psychological specificities of interpersonal conflicts in manufacturing enterprises; the issue is of both theoretical and practical significance for general, social and applied psychology.

Key words: organizational interaction, types and reasons for conflicts, aggression, strategies for behavior in a conflict situation, interpersonal conflict.

Предприятия производственного комплекса являются сложной системой и включают в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения предприятий могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины, в конечном счете, могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже социального конфликта.

В психологической литературе конфликт принято определять как столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов. В.Г. Крысько считает, что конфликт - это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях. Выделяют внутриличностные конфликты, межличностные конфликты и межгрупповые конфликты. Исходя из темы дипломного исследования, нас больше интересует межличностный конфликт в организации и его психологические особенности [4].

Несомненно, конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми [3].

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Правомерно считать, что межличностный конфликт выступает одним из уходящих в глубины тысячелетий способов взаимодействия человеческих существ. Он получил распространение раньше внутриличностного конфликта, так как отношения между отдельными людьми предшествовали обще-

нию индивида с самим собой, его автокоммуникации. Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок, целей. Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия [1].

В качестве отличительных особенностей межличностного конфликта принято выделять следующие характеристики [2].

1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. Эти конфликты практически всегда затрагивают интересы окружения.

Конфликт по праву считается одной из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени персонала. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители (в некоторых организациях до половины рабочего времени) [5].

Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом не только в силу значительности связанных с ними временных затрат, но и из-за высокой организационной значимости их инновационных, созидательных, а особенно разрушительных последствий. Для диагностики организационного конфликта и управления им необходимо знать специфику этого типа взаимоотношений.

Организационный конфликт есть любая разновидность конфликта, проявляющегося в организации как относительно самостоятельной целостной системе. Следует заметить, что в отечественной социально-психологической литературе встречается и более узкая трактовка понятия «организационный конфликт». Так, О.Н. Громова рассматривает его как следствие организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др. [6].

Организационный конфликт выступает одним из типичных проявлений конфликта вообще, т.е. конфликта как социально-психологического феномена, существующего на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например, в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между межгосударственными объединениями и т.п. Вот почему к пониманию организационного конфликта применима общая теория конфликта и прежде всего теория социальных конфликтов.

Общей чертой всех организационных конфликтов является реальная или мнимая блокада потребностей (или препятствие удовлетворению потребностей) отдельного члена организации или социальной группы.

Конфликт в организации может протекать и распространяться в следующих основных направлениях [9].

1. Горизонтальные конфликты, или конфликты «равный с равным», представляют собой конфликты между коллегами, руководителями одного уровня и характеризуются тем, что участники не могут использовать в противостоянии самый главный ресурс - статус в организации, должностное положение. В этом случае, на первый план выходят связи членов организации, их прошлые заслуги и опыт;

2. Вертикальные конфликты, или конфликты руководителей с подчиненными, изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный.

Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов весьма полезно при определении способов их предупреждения, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах. К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом

те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. [7]. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации. Например, в цехе освобождается должность его начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Поскольку должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от желания инженеров, сталкиваются. Такое столкновение может привести, а может и не привести к конфликту. Однако если бы на эту должность был один претендент, то столкновения интересов двух или нескольких инженеров, связанного с назначением на данную должность, не было бы. В такой ситуации был бы исключен и конфликт, связанный с назначением на освободившуюся должность, так как не было бы объективной основы для него.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.

К типичным социально-психологическим причинам конфликтов относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; разбалансированное ролевое взаимодействие людей; выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход к оценке одних и тех же сложных событий; внутригрупповой фаворитизм; соревнование и конкуренция; ограниченная способность к децентрации, психологическая несовместимость и др.

Основными личностными причинами конфликтов выступают: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого; недостаточная социально-психологическая компетентность, низкая конфликтоустойчивость; плохое развитие эмпатии; неадекватный уровень притязаний; холерический тип темперамента, акцентуации характера и др. [8].

Таким образом, изучив литературу по проблеме психологических особенностей межличностных конфликтов в организациях (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин, А.С. Гусева, В.В. Козлов, А.А. Ершов, А.И. Шипилов, В.Н. Князев, В.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов, В.М. Шепель и др.), можно сделать вывод, что этот вопрос является достаточно актуальным на современном этапе развития общества и психологии как науки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ворожейкин И.Е., Кабанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2012.

2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2007.

3. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. М., 2009.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. М., 2008.

5. Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М., 1995.

6. Нестик Т.А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ. // Психологический журнал. 2009. № 1. Т. 30.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова ЕЮ. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2010.

8. Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2009.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.