Научная статья на тему 'Исследование процессов современного предпринимательства'

Исследование процессов современного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5179
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / инновации / риск / корпоративное предпринимательство / малый и средний бизнес / государственная поддержка предпринимательства / инновационные сети / entrepreneurship / innovation / risk / corporate enterprise / small and middle business / state support of entrepreneurship / innovative network

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна

Рассматривается экономическая сущность предпринимательства. Исследуются процессы, происходящие в предпринимательстве. Отмечается, что современное предпринимательство связано с новой парадигмой управления и усилением роли новаторства. Обосновывается необходимость рационализации хозяйствования путем создания инновационных сетей. Излагаются направления развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the economic essence of entrepreneurship. The processes that occur in entrepreneurship are studied. Modern entrepreneurship is connected with a new management paradigm and with the increased importance of innovations. The necessity to rationalize economy with the help of innovation networks creation is grounded. Development trends of small and middle businesses are stated.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов современного предпринимательства»

УДК 339.13 О.В. ЧИСТЯКОВА

ББК 65.29 кандидат экономических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: chistyakovaov@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассматривается экономическая сущность предпринимательства. Исследуются процессы, происходящие в предпринимательстве. Отмечается, что современное предпринимательство связано с новой парадигмой управления и усилением роли новаторства. Обосновывается необходимость рационализации хозяйствования путем создания инновационных сетей. Излагаются направления развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, риск, корпоративное предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка предпринимательства, инновационные сети.

O.V. CHISTYAKOVA

PhD in Economics, associate professor of Baikal National University

of Economics and Law, Irkutsk e-mail: yakov.suhodolov@gmail.com

PROCESS ANALYSIS OF MODERN ENTREPRENEURSHIP

The article deals with the economic essence of entrepreneurship. The processes that occur in entrepreneurship are studied. Modern entrepreneurship is connected with a new management paradigm and with the increased importance of innovations. The necessity to rationalize economy with the help of innovation networks creation is grounded. Development trends of small and middle businesses are stated.

Keywords: entrepreneurship, innovation, risk, corporate enterprise, small and middle business, state support of entrepreneurship, innovative network.

Исследуя современное предпринимательство, рассмотрим его экономическую сущность, подходы к данному процессу, а также особенности его организации.

Термин «предпринимательство» впервые был введен в оборот в XVIII в. Р. Кантильо-ном. По его мнению, предприниматель — это субъект, наделенный особыми способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения не только в стандартных ситуациях, но и в обстоятельствах рисковых, в том числе при внедрении инноваций. В то же время подобные субъекты не обязательно должны быть собственниками функционирующего капитала.

Основатель классической школы политической экономии А. Смит предпринимате-

лем называл собственника капитала, а целью предпринимательской деятельности считал получение предпринимательского дохода.

В отличие от представителей классической школы политической экономии, Ж.Б. Сей основную функцию предпринимателя видел не в извлечении прибыли, а в организации воспроизводства и управлении им, в умении соединять, комбинировать факторы производства. Целью и результатом такой деятельности он считал предпринимательский доход.

Весьма заметен вклад в развитие теории предпринимательства представителя немецкой классической школы И. Тюнена, охарактеризовавшего предпринимателя как обладателя особых личностных качеств: он должен уметь рисковать, принимать нестандартные

решения и отвечать за свои действия, а потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход.

В развитие теории предпринимательства значительный вклад внес Й. Шумпетер, который связывал предпринимательство с инновационной деятельностью [9, с. 174].

Представляет интерес точка зрения представителя неоклассической школы В. Кларка. Он рассматривал предпринимательство как управленческую функцию, которая не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит целиком в установлении и поддержании эффективных взаимодействий между факторами производства [4].

Известные американские ученые Р. Хиз-рич и М. Питерс дали емкое определение предпринимательства, которое охватывает все стороны предпринимательского процесса, а именно инновационность, рискованность и результат. По их мнению, предпринимательство представляет собой процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым [7].

А. Шапиро считает, что практически во всех определениях предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать [8]. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

В трудах П. Друкера рассматриваются не только сущностные, но и управленческие аспекты предпринимательской деятельности, переходящие на междисциплинарный уровень анализа (см., напр.: [3]). Он отмечает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика, имеющая свою базу знаний, а знания в предпринимательстве являются средством достижения цели.

Работы Г. Пиншота положили начало формированию современных концепций внутрифирменного предпринимательства (интрапренерства), укрепили понимание предпринимательства как глобального процессного явления, не обязательно ассоциируемого с понятием собственности.

На научное осмысление предпринимательства также оказали влияние достижения институциональной теории, рассматривающей организации, в том числе и предпринимательские, как открытые системы. В рамках сине-ргетического подхода предпринимательство определяется как процесс самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляемый во взаимодействии с внешней и внутренней средой.

Представляют интерес точки зрения российских ученых-экономистов на сущностные понятия, характеризующие предпринимательство. В частности А.В. Бусыгин рассматривает предпринимательство как искусство ведения деловой активности, прежде всего как мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования [2]. В профессиональном смысле предпринимательство определяется как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним.

Синергетический подход к теории предпринимательства обоснован Л. Колесниковой [5]. Его суть заключается в учете единства предметно-материального и идеально-творческого начал в предпринимательской деятельности.

М.Г. Лапуста подчеркивает законодательный и финансовый аспекты предпринимательской деятельности [6]. По его мнению, «предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством)... в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами».

А.Н. Асаул определяет предпринимательство как особый вид хозяйственной

деятельности, суть которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов посредством рыночного обмена и которая направлена на завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия [1].

На наш взгляд, под предпринимательством следует понимать стиль ведения хозяйственной деятельности, основанный на творчестве, новаторстве, риске, инициативе, постоянном поиске новых возможностей с целью получения прибыли, а также самореализации личности. Последний аспект особо важен, поскольку чаще всего выделяют материальную сторону предпринимательской деятельности — получение прибыли. Мы считаем, что не менее важен и моральный аспект, а именно возможность предпринимателя самореализоваться, найти свое место в жизни путем создания и эффективного ведения собственного дела.

Современный этап развития предпринимательства связан с новой парадигмой управления, усилением роли новаторства. Устремления организации сегодня направлены на обеспечение долгосрочной устойчивости, а не на максимизацию частного результата. Ключевую роль играет не приспособление к меняющимся условиям, а упреждающее управление, которое предусматривает способность организации самостоятельно формировать окружающую среду для достижения своих целей.

Современные приоритеты управления предусматривают рационализацию не использования ресурсов, а самой формы и способа хозяйствования, что становится ключевым звеном предпринимательской деятельности. При этом особая роль отводится сегодня инновационным структурам и сетевым организациям.

Инновационная деятельность в современной экономике становится определяющим признаком предпринимательства. Причем новаторство — это не просто изобретение или открытие, оно предполагает практическую реализацию предпринимательской идеи, т.е. коммерциализацию новых технических, технологических, организационных и иных разработок. Важный аспект развития предпринимательства — появление высокотехнологичных, в том числе венчурных фирм,

где в одном лице выступает изобретатель и предприниматель.

Создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, сегодня наблюдается процесс софтиза-ции («soft infrastructure» в отличие от «hard infrastructure»), характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества.

Софтизация переплетается с сервизаци-ей — опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

Еще одним признаком, присущим современному предпринимательству, является коммерческий риск. Уровень риска сегодня возрастает, коррелируя со степенью сложности и неопределенности внешней среды, что значительно затрудняет принятие рациональных решений в организации. Коммерческий риск связан с проявлением инициатив, внедрением инноваций конкурентами и требует принятия адекватных мер по поддержанию конкурентоспособности со стороны других участников рынка. Результатом является предпринимательская выгода как отражение реализованных конкурентных преимуществ.

Термины «предпринимательство» и «бизнес» часто употребляются как синонимы. Терминологическое отличие бизнеса и предпринимательства, по мнению А.Н. Асаула, заключается в том, что бизнес для своей деятельности использует нарушение рыночного равновесия, вызванного предпринимательством [1]. Таким образом, предпринимательство отличается от бизнеса только одним существенным свойством — новаторством, приводящим к нарушению рыночного равновесия.

Предпринимательство в широком смысле, в отличие от бизнеса, встречается значительно реже. По мнению Й. Шумпетера, «предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в

обычной жизни не бывал хоть немного предпринимателем» [9, с. 174].

В обиходе обычно допускается равнозначность толкования этих терминов, поскольку термин «предпринимательство» в узком смысле соответствует термину «бизнес» в широком смысле этого слова.

На наш взгляд, малый и средний бизнес, наряду с крупным, являются конкретными формами, через которые реализуется предпринимательская функция. Думается, что сегодня нужно рассматривать два аспекта развития предпринимательской деятельности — это, с одной стороны, тенденции развития крупного корпоративного предпринимательства, а с другой — тенденции развития малого и среднего предпринимательства.

Мы поддерживаем точку зрения, что малый бизнес в производственной сфере должен развиваться с опорой на крупный бизнес. Малые фирмы обычно либо стремятся занять ниши рынка, невыгодные для внедрения туда крупных компаний, либо финансируются ими, ведя инновационные разработки, рискованные для корпорации.

Что касается развития корпоративного предпринимательства, нужно отметить, что его характерной особенностью сегодня является вовлечение в предпринимательский процесс все большего числа участников и распределение выполнения предпринимательской функции в виде процесса принятия решений между менеджерами различных уровней. Таким образом, корпоративное предпринимательство сегодня — удел коллективной деятельности. Причем по своим деловым качествам, ценностям, корпоративным нормам поведения менеджеры отличаются от классических предпринимателей. Им присущи стремление работать в команде, коллективизм, осознание ценности сотрудничества.

Что касается малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что их развитие и поддержка в современных условиях являются важнейшим направлением государственной политики.

Основной признак развитости экономики любой страны — наличие малых предприятий в ее структуре. Благодаря малому бизнесу происходит устойчивый рост национальной экономики, на конкурентной основе рынок

заполняется товарами и услугами, продвигаются новые технологии, способствующие выпуску продукции, отвечающей требованиям рынка, обеспечивается занятость населения.

Менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого бизнеса, поэтому он нуждается в государственной поддержке.

Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что политика государства, ориентированная на оказание помощи малому и среднему предпринимательству и содействие их развитию, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Следует отметить, что выделение малого и среднего предпринимательства в России в отдельный блок в соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ связано с необходимостью оказания им государственной поддержки для развития деятельности. Данный подход означает в конечном итоге поддержку конкретных предприятий в финансовой, имущественной, консультационной, информационной и других сферах.

Кроме того, на наш взгляд, в настоящий момент чрезвычайно актуальна поддержка малого и среднего предпринимательства как социально-экономического явления. Данное направление предполагает создание и регулирование институтов, определяющих возможность появления новых социально-экономических коммуникаций как внутри фирмы, так и между фирмой и внешней средой.

В основу предпринимательской деятельности сегодня закладывается именно способность экономического субъекта качественно видоизменять сети хозяйственных отношений. С этой стороны, по нашему мнению, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства путем содействия в создании инновационных сетей, в том числе технопарков, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, а также региональных предпринимательских кластеров и сетей. Методология их разработки в регионах России требует отдельного исследования.

Список использованной литературы

1. Асаул А.Н. и др. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. СПб., 2007.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: учеб. М., 2003.

3. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М., 2003.

4. Кларк Д.Б., Серебряков В. Распределение богатства / пер. Д. Страшунского, А. Бесчинского. М., 1934.

5. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 40-54.

6. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учеб. М., 2009.

7. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.

8. Шапиро А.И. Современные проблемы и перспективы мирового капиталистического хозяйства: критический анализ буржуазных концепций / АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 1984.

9. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.

Bibliography (transliterated)

1. Asaul A.N. i dr. Otsenka konkurentnykh pozitsiy sub'ektov predprinimatel'skoy deyatel'nosti. SPb., 2007.

2. Busygin A.V. Predprinimatel'stvo: ucheb. M., 2003.

3. Druker P. Effektivnoe upravlenie. Ekonomicheskie zadachi i optimal'nye resheniya. M., 2003.

4. Klark D.B., Serebryakov V. Raspredelenie bogatstva / per. D. Strashunskogo, A. Beschinskogo. M., 1934.

5. Kolesnikova L. Predprinimatel'stvo: ot «maksimizatsii pribyli» k sinergii sotsial'no-economicheskikh system // Voprosy economiki. 2001. № 10. S. 40-54.

6. Lapusta M.G. Predprinimatel'stvo: ucheb. M., 2009.

7. Khizrich R., Piters M. Predprinimatel'stvo, ili Kak zavesti sobstvennoe delo i dobit'sya uspekha. M., 1992.

8. Shapiro A.I. Sovremennye problemy i perspektivy mirovogo capitalisticheskogo khozyaistva: kriticheskiy analiz burzhuaznykh contseptsiy / AN SSSR, In-t mirovoy economiki i mezhdunar. otnosheniyi. M., 1984.

9. Shumpeter J. Teoriya economicheskogo razvitiya. M., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.