Т. А. Воробьева, С.И. Глушкова, Д. А. Купко
(Новосибирск, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОТ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интернет-зависимость (англ. Internet аddiction или Internet аddiction disorder) — психическое расстройство, навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.
В конце 90-х годов XX века Интернет-технологии стали широко доступны, что объясняется оперативностью, масштабностью и вариативностью возможностей виртуального мира. В наше время Интернет стал интеллектуальным и культурным феноменом благодаря механизмам использования массовой коммуникации, влиянию на формирование личности и образ жизни человека. Возможности Интернета безграничны, в их числе - доступ к разнообразной информации, свободное размещение авторских материалов, бесплатное использование большинства ресурсов сети, широкое распространение
неограниченных способов общения пользователей и т.д. Всё это становится доступным после нажатия нескольких кнопок, что обеспечивает вход в принципиально иной мир - мир безграничных возможностей.
Можно сказать, что в настоящее время развивающаяся личность - это самостоятельная единица, которая реализует себя не только внутри института семьи и образования, но и в более глобальном плане - внутри этноса, государства, и даже внутри «виртуального пространства», становясь пользователем со своими правами и обязанностями, продиктованными
негласными законами глобальной сети.
Несмотря на очевидные плюсы использования сети Интернет, в том числе и удобство коммуникаций, осуществляемых в ней, существует также и весомый отрицательный фактор - это Интернет-зависимость как последствие неограниченной эксплуатации Интернет-ресурсов. Пользователи, слишком много времени проводящие в Интернете, уже не могут представить себе жизнь без форумов,
социальных сетей, скайпа и т.п. Они уже не следят за тем, сколько времени проводят в Интернете, уделяют мало внимания окружающим, если только те не зарегистрированы в социальных сетях или не ведут свой блог. Например, для студентов характерно общение с одногруппниками посредством социальных сетей или icq, даже если они находятся в пределах одного помещения.
Причины возникновения и последствия Интернет-зависимости стали предметом изучения и исследования многих ученых и докторов, среди которых Кимберли Янг, Роберт Роджерс, Иван Голдберг, Джереми Гринфилд, Карла Сурратт, Хилари Кэш, Джеральд Блок и др.
Впервые научный подход к изучению феномена
Интернет-зависимости продемонстрировала Кимберли Янг в 1994 году, разместившая на одном из сайтов сети Интернет тест для выявления Интернет-зависимых лиц.
К. Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
1. Навязчивое желание проверить электронную
почту.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в
Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет1.
В России психиатр Виталина Бурова была одной из первых врачей, начавшей более детально изучать явление Интернет-зависимости, и получившей конкретные результаты того, насколько разрушительно оно может воздействовать на психику человека. В. Бурова относит к главным
психологическим симптомам Интернет-зависимости:
1 Kimberley S. Young. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //b o oks .google. ru/b o oks?id=kfFk8\
GZPD0C&printsec=frontcover&dq=Kimberley+Young+Caught+in+the+Net&source=bl&ots= gCcPKjTUe3&sig=0S3jst_5QJf42azWgpXxWDSOBTQ&hl=ru&ei=TwekTb_zGsnNswb887i JCA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&sqi=2&ved=0CDQQ6AEwAg#v=onepag e&q&f=false (Дата обращения: 07.04.2011).
позитивное чувство и небывалая радость во время нахождения в сети, сложность в прекращении деятельности в Интернете, увеличение количества времени и денежных средств, потраченных на Интернет, пренебрежение работой, семьей, друзьями, чувство негатива и депрессии вне сети 1.
Исследователь Татьяна Спиркина из Московского психолого-педагогического университета уже несколько лет изучает проблему Интернет-зависимости в России. По ее данным, ежегодно группа риска расширяется на 25-30%, в том числе из-за того, что Интернет становится все более доступным для современного человека 2.
В рамках данной работы был разработан алгоритм формирования Интернет-зависимости (рис. 1), который
наглядно демонстрирует как Интернет из технологии, облегчающей поиск информации и способствующей организации коммуникаций, становится своеобразным «наркотиком» для активного пользователя. Человек становится зависимым от Интернета, при этом находясь в состоянии психологической «слепоты» по отношению к существованию подобной проблемы, основываясь на вариациях субъективной личной аксиомы «Интернет - всемирное благо», которого не может быть слишком много. Таким образом, пользователь видит только плюсы в Интернет-жизни, Интернет-коммуникациях, предпочитая большую часть свободного времени проводить в сети. Хотя Интернет-ресурсы и возможности их использования действительно многообразны - просмотр фильмов, прямых трансляций, ведение онлайн-дневника, блога, общение в социальных сетях, игры и т.д. - однако, их нельзя сопоставлять с потенциалом общения и деятельности в реальном мире.
Согласно предложенному алгоритму был рассмотрен процесс формирования Интернет-зависимости у студентов.
1 Киберпространство порождает наркоманов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:/ /www.medicus.ru/narcology/spec/?cont=article&art_id=6521 (Дата обращения:
1G.G4.2G11)
2 В России Интернет-зависимость признают болезнью? | Наука и технологии на
Newsland [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/3211G2/cat/65 (Дата обращения: G9.G4.2G11)
Сначала студент получает доступ к сети Интернет, оценивает её возможности, учится в ней работать. К нему приходит осознание удобства данной технологии, которую можно применять как в учебной, так и в межличностной сфере. Далее он приходит к выводу, что все данные и ресурсы сети являются надежными. Отчасти причиной тому является тот факт, что многие энциклопедии, словари и научные труды выложены на Интернет-ресурсах, часто в свободном доступе. Затем он начинает практиковать размещение собственной информации. Таким образом, студент становится активным пользователем, который применяет все возможности сети Интернет не только для получения интересующих его данных, но и для размещения и распространения своей собственной информации. Он становится частью сети и постепенно привыкает к ней и своему виртуальному статусу. И если раньше он мог более избирательно подходить к отбору необходимых данных и не быть привязанным к Интернету как виртуальная единица, то теперь он находится под влиянием сети и ее законов. Воздействие Интернета на жизнь студентов, в том числе полное согласие и абсолютное принятие правил сети, становится неконтролируемым, что часто приводит к возникновению Интернет-зависимости.
Рисунок 1 Алгоритм формирования Интернет-зависимости
В рамках заявленного исследования в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) было опрошено 128 студентов очного отделения 6 разных специальностей факультетов автоматики и вычислительной техники, гуманитарного образования, мехатроники и автоматизации. Возраст опрашиваемых студентов составил от 17 до 21 года.
Главной задачей данного анкетирования являлось определение количества времени, проводимого студентами в сети Интернет, и места, которое занимает сеть Интернет в жизни каждого студента.
Большинство респондентов начали регулярно пользоваться сетью Интернет в возрасте 16-20 лет. 48% опрошенных проводят в сети Интернет от 3 до 5 часов своего свободного времени, 28% - от 1 до 2 часов, 17% - больше 5 часов ежедневно.
В ситуации, когда сеть Интернет недоступна или отключена, 47% респондентов всегда чувствуют беспокойство и раздражение, 20% поддаются этим ощущениям время от времени и 33% опрошенных относятся к подобной ситуации достаточно спокойно. Среди тех студентов, которые испытывают дискомфорт от отсутствия доступа к сети, были и такие, у кого раздражение переходит в злобу.
51% респондентов иногда пренебрегают сном, засиживаясь в Интернете допоздна, при условии, что на сон им остается менее 5 часов, 12% делают это часто, 36% делают это крайне редко.
Во время самостоятельной подготовки к учебным занятиям, выполнения домашних заданий или во время рабочего дня 56% опрошенных студентов иногда отвлекаются на посещение развлекательных сайтов в Интернете, 12% делают это всегда, 8% делают это часто, 24% крайне редко позволяют себе подобное. И, наконец, 61% респондентов считают, что жизнь без Интернета не так удобна, но вполне возможна, 11% не могут представить свою жизнь без Интернета и 28% полагают, что жизнь без Интернета не является скучной.
В ходе данного исследования было выявлено, что досуг студентов не может быть представлен без Интернет-сёрфинга:
некоторая часть свободного времени проводится студентами на просторах «виртуального пространства». Также анкетирование показало, что большая часть респондентов испытывает отрицательные эмоции при невозможности получения доступа к сети Интернет. Различие заключается лишь в частотности возникновения подобных ощущений, что связано с количеством времени, которое студенты привыкли проводить в сети. Кроме того, было обнаружено, что студенты в той или иной степени склонны отвлекаться на развлекательные Интернет-ресурсы во время подготовки к учебным занятиям или в течение рабочего дня, если они трудоустроены, что оказывает негативное влияние на успешность и эффективность выполнения текущих учебных/профессиональных заданий. К таким же выводам пришел и профессор Пауль Киршнер из Нидерландов, который доказал отрицательное влияние социальной сети БаееЬоок на успеваемость. Согласно проведенному исследованию у студентов, готовящихся к занятиям за компьютером, не отключаясь от социальной сети, оценки в среднем на 20 % ниже, чем у тех, кто не проводил время на БаееЬоок. Также оказалось, что те студенты, которые не тратят время на социальные сети, уделяют учебе в среднем на 88 % времени больше. Имеется в виду время самостоятельной подготовки к занятиям 1.
Таким образом, большинство студентов зависимы от сети Интернет, различие заключается лишь в степени зависимости. Результаты, полученные во время исследования, помогут диагностировать Интернет-зависимость студентов на ранних этапах и принять соответствующие меры по ее устранению.
Можно предложить следующие меры профилактики Интернет-зависимости у студентов:
1. Удалить ярлык Интернет-браузера с Рабочего
стола, чтобы возможность выйти в сеть Интернет не была постоянно перед глазами. Вместо этого следует разместить на Рабочем столе ярлыки файлов с учебными материалами.
1 Доказано негативное влияние соцсетей на успеваемость студентов | Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dviger.com/news/item/c_1151.html2 (Дата обращения: 08.04.2011)
2. Поставить в качестве стартовой страницы образовательный сайт или сайт, связанный с будущей профессиональной деятельностью. Даже если пользователю всё ещё захочется «лазить» по сети, то, по крайней мере, его виртуальный путь начнется с ознакомления с текущей информацией, имеющей практическую значимость.
3. Чаще проверять счет за Интернет-услуги.
4. Удалить личные страницы в разных социальных сетях, в которых отсутствуют необходимые пользователю контакты.
5. Вместо поиска развлекательной информации проверять новости о конкурсах и конференциях в ВУЗе и за его пределами, в которых можно принять участие.
6. Время, обычно проводимое в Интернете, потратить на более полезную деятельность. Например, на изучение иностранного языка или посещение курсов вождения.
Интернет-зависимости можно избежать, если понимать и четко разделять функционирование в реальном мире и в виртуальном пространстве. Достаточно часто стирание этих границ происходит у активных пользователей сети Интернет, которые, в конечном счете, впадают в зависимость от нее. Интернет-зависимость приравнивают к табакокурению и наркомании, она наносит вред организму, как физический, который выражается в быстрой утомляемости, ухудшении зрения, памяти, изменениях в опорно-двигательном аппарате, так и психологический, например, расстройство нервной системы. От этой зависимости избавиться так же трудно, как и от других вредных привычек.
В настоящее время существуют специализированные заведения и центры помощи, где врачи лечат зависимых от Интернета людей, которое осознали свою проблему и пытаются её решить. Но более важным является поиск причины подобного «надлома», когда в сознании человека реальный мир уступает место миру виртуальному.
Список литературы
1. Киберпространство порождает наркоманов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.medicus.ru/narcology/spec/?cont=article&art_id=б5 21 (Дата обращения: 10.04.2011)
2. В России Интернет-зависимость признают болезнью? I Наука и технологии на Newsland [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.newsland.ru /News/ Detail/id/ 321102/cat/65 (Дата обращения: 09.04.2011).
3. Доказано негативное влияние соцсетей на успеваемость
студентов I Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dviger.com/news/item/c_1151.html2 (Дата
обращения: 08.04.2011)
4. Kimberley S. Young. Caught in the Net: How to Recognize the
Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://books.google.ru/books?id=kfFk8\ GZPD0C&printsec=frontcover&dq=Kimberley+Young+Caught +in+the+Net&source=bl&ots=gCcPKjTUe3&sig=0S3jst_5QJf4 2azWgpXxWD S OBTQ&hl=ru&ei=T wekTb_zGsnN swb887iJC A&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&sqi=2&ved=0 CDQQбAEwAg#v=onepage&q&f=false (Дата обращения:
07.04.2011).