Научная статья на тему 'Исследование проблемы зависимости студентов вуза от сети Интернет'

Исследование проблемы зависимости студентов вуза от сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3650
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы зависимости студентов вуза от сети Интернет»

Т. А. Воробьева, С.И. Глушкова, Д. А. Купко

(Новосибирск, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ОТ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет-зависимость (англ. Internet аddiction или Internet аddiction disorder) — психическое расстройство, навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.

В конце 90-х годов XX века Интернет-технологии стали широко доступны, что объясняется оперативностью, масштабностью и вариативностью возможностей виртуального мира. В наше время Интернет стал интеллектуальным и культурным феноменом благодаря механизмам использования массовой коммуникации, влиянию на формирование личности и образ жизни человека. Возможности Интернета безграничны, в их числе - доступ к разнообразной информации, свободное размещение авторских материалов, бесплатное использование большинства ресурсов сети, широкое распространение

неограниченных способов общения пользователей и т.д. Всё это становится доступным после нажатия нескольких кнопок, что обеспечивает вход в принципиально иной мир - мир безграничных возможностей.

Можно сказать, что в настоящее время развивающаяся личность - это самостоятельная единица, которая реализует себя не только внутри института семьи и образования, но и в более глобальном плане - внутри этноса, государства, и даже внутри «виртуального пространства», становясь пользователем со своими правами и обязанностями, продиктованными

негласными законами глобальной сети.

Несмотря на очевидные плюсы использования сети Интернет, в том числе и удобство коммуникаций, осуществляемых в ней, существует также и весомый отрицательный фактор - это Интернет-зависимость как последствие неограниченной эксплуатации Интернет-ресурсов. Пользователи, слишком много времени проводящие в Интернете, уже не могут представить себе жизнь без форумов,

социальных сетей, скайпа и т.п. Они уже не следят за тем, сколько времени проводят в Интернете, уделяют мало внимания окружающим, если только те не зарегистрированы в социальных сетях или не ведут свой блог. Например, для студентов характерно общение с одногруппниками посредством социальных сетей или icq, даже если они находятся в пределах одного помещения.

Причины возникновения и последствия Интернет-зависимости стали предметом изучения и исследования многих ученых и докторов, среди которых Кимберли Янг, Роберт Роджерс, Иван Голдберг, Джереми Гринфилд, Карла Сурратт, Хилари Кэш, Джеральд Блок и др.

Впервые научный подход к изучению феномена

Интернет-зависимости продемонстрировала Кимберли Янг в 1994 году, разместившая на одном из сайтов сети Интернет тест для выявления Интернет-зависимых лиц.

К. Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

1. Навязчивое желание проверить электронную

почту.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в

Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет1.

В России психиатр Виталина Бурова была одной из первых врачей, начавшей более детально изучать явление Интернет-зависимости, и получившей конкретные результаты того, насколько разрушительно оно может воздействовать на психику человека. В. Бурова относит к главным

психологическим симптомам Интернет-зависимости:

1 Kimberley S. Young. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //b o oks .google. ru/b o oks?id=kfFk8\

GZPD0C&printsec=frontcover&dq=Kimberley+Young+Caught+in+the+Net&source=bl&ots= gCcPKjTUe3&sig=0S3jst_5QJf42azWgpXxWDSOBTQ&hl=ru&ei=TwekTb_zGsnNswb887i JCA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&sqi=2&ved=0CDQQ6AEwAg#v=onepag e&q&f=false (Дата обращения: 07.04.2011).

позитивное чувство и небывалая радость во время нахождения в сети, сложность в прекращении деятельности в Интернете, увеличение количества времени и денежных средств, потраченных на Интернет, пренебрежение работой, семьей, друзьями, чувство негатива и депрессии вне сети 1.

Исследователь Татьяна Спиркина из Московского психолого-педагогического университета уже несколько лет изучает проблему Интернет-зависимости в России. По ее данным, ежегодно группа риска расширяется на 25-30%, в том числе из-за того, что Интернет становится все более доступным для современного человека 2.

В рамках данной работы был разработан алгоритм формирования Интернет-зависимости (рис. 1), который

наглядно демонстрирует как Интернет из технологии, облегчающей поиск информации и способствующей организации коммуникаций, становится своеобразным «наркотиком» для активного пользователя. Человек становится зависимым от Интернета, при этом находясь в состоянии психологической «слепоты» по отношению к существованию подобной проблемы, основываясь на вариациях субъективной личной аксиомы «Интернет - всемирное благо», которого не может быть слишком много. Таким образом, пользователь видит только плюсы в Интернет-жизни, Интернет-коммуникациях, предпочитая большую часть свободного времени проводить в сети. Хотя Интернет-ресурсы и возможности их использования действительно многообразны - просмотр фильмов, прямых трансляций, ведение онлайн-дневника, блога, общение в социальных сетях, игры и т.д. - однако, их нельзя сопоставлять с потенциалом общения и деятельности в реальном мире.

Согласно предложенному алгоритму был рассмотрен процесс формирования Интернет-зависимости у студентов.

1 Киберпространство порождает наркоманов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http:/ /www.medicus.ru/narcology/spec/?cont=article&art_id=6521 (Дата обращения:

1G.G4.2G11)

2 В России Интернет-зависимость признают болезнью? | Наука и технологии на

Newsland [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/3211G2/cat/65 (Дата обращения: G9.G4.2G11)

Сначала студент получает доступ к сети Интернет, оценивает её возможности, учится в ней работать. К нему приходит осознание удобства данной технологии, которую можно применять как в учебной, так и в межличностной сфере. Далее он приходит к выводу, что все данные и ресурсы сети являются надежными. Отчасти причиной тому является тот факт, что многие энциклопедии, словари и научные труды выложены на Интернет-ресурсах, часто в свободном доступе. Затем он начинает практиковать размещение собственной информации. Таким образом, студент становится активным пользователем, который применяет все возможности сети Интернет не только для получения интересующих его данных, но и для размещения и распространения своей собственной информации. Он становится частью сети и постепенно привыкает к ней и своему виртуальному статусу. И если раньше он мог более избирательно подходить к отбору необходимых данных и не быть привязанным к Интернету как виртуальная единица, то теперь он находится под влиянием сети и ее законов. Воздействие Интернета на жизнь студентов, в том числе полное согласие и абсолютное принятие правил сети, становится неконтролируемым, что часто приводит к возникновению Интернет-зависимости.

Рисунок 1 Алгоритм формирования Интернет-зависимости

В рамках заявленного исследования в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) было опрошено 128 студентов очного отделения 6 разных специальностей факультетов автоматики и вычислительной техники, гуманитарного образования, мехатроники и автоматизации. Возраст опрашиваемых студентов составил от 17 до 21 года.

Главной задачей данного анкетирования являлось определение количества времени, проводимого студентами в сети Интернет, и места, которое занимает сеть Интернет в жизни каждого студента.

Большинство респондентов начали регулярно пользоваться сетью Интернет в возрасте 16-20 лет. 48% опрошенных проводят в сети Интернет от 3 до 5 часов своего свободного времени, 28% - от 1 до 2 часов, 17% - больше 5 часов ежедневно.

В ситуации, когда сеть Интернет недоступна или отключена, 47% респондентов всегда чувствуют беспокойство и раздражение, 20% поддаются этим ощущениям время от времени и 33% опрошенных относятся к подобной ситуации достаточно спокойно. Среди тех студентов, которые испытывают дискомфорт от отсутствия доступа к сети, были и такие, у кого раздражение переходит в злобу.

51% респондентов иногда пренебрегают сном, засиживаясь в Интернете допоздна, при условии, что на сон им остается менее 5 часов, 12% делают это часто, 36% делают это крайне редко.

Во время самостоятельной подготовки к учебным занятиям, выполнения домашних заданий или во время рабочего дня 56% опрошенных студентов иногда отвлекаются на посещение развлекательных сайтов в Интернете, 12% делают это всегда, 8% делают это часто, 24% крайне редко позволяют себе подобное. И, наконец, 61% респондентов считают, что жизнь без Интернета не так удобна, но вполне возможна, 11% не могут представить свою жизнь без Интернета и 28% полагают, что жизнь без Интернета не является скучной.

В ходе данного исследования было выявлено, что досуг студентов не может быть представлен без Интернет-сёрфинга:

некоторая часть свободного времени проводится студентами на просторах «виртуального пространства». Также анкетирование показало, что большая часть респондентов испытывает отрицательные эмоции при невозможности получения доступа к сети Интернет. Различие заключается лишь в частотности возникновения подобных ощущений, что связано с количеством времени, которое студенты привыкли проводить в сети. Кроме того, было обнаружено, что студенты в той или иной степени склонны отвлекаться на развлекательные Интернет-ресурсы во время подготовки к учебным занятиям или в течение рабочего дня, если они трудоустроены, что оказывает негативное влияние на успешность и эффективность выполнения текущих учебных/профессиональных заданий. К таким же выводам пришел и профессор Пауль Киршнер из Нидерландов, который доказал отрицательное влияние социальной сети БаееЬоок на успеваемость. Согласно проведенному исследованию у студентов, готовящихся к занятиям за компьютером, не отключаясь от социальной сети, оценки в среднем на 20 % ниже, чем у тех, кто не проводил время на БаееЬоок. Также оказалось, что те студенты, которые не тратят время на социальные сети, уделяют учебе в среднем на 88 % времени больше. Имеется в виду время самостоятельной подготовки к занятиям 1.

Таким образом, большинство студентов зависимы от сети Интернет, различие заключается лишь в степени зависимости. Результаты, полученные во время исследования, помогут диагностировать Интернет-зависимость студентов на ранних этапах и принять соответствующие меры по ее устранению.

Можно предложить следующие меры профилактики Интернет-зависимости у студентов:

1. Удалить ярлык Интернет-браузера с Рабочего

стола, чтобы возможность выйти в сеть Интернет не была постоянно перед глазами. Вместо этого следует разместить на Рабочем столе ярлыки файлов с учебными материалами.

1 Доказано негативное влияние соцсетей на успеваемость студентов | Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dviger.com/news/item/c_1151.html2 (Дата обращения: 08.04.2011)

2. Поставить в качестве стартовой страницы образовательный сайт или сайт, связанный с будущей профессиональной деятельностью. Даже если пользователю всё ещё захочется «лазить» по сети, то, по крайней мере, его виртуальный путь начнется с ознакомления с текущей информацией, имеющей практическую значимость.

3. Чаще проверять счет за Интернет-услуги.

4. Удалить личные страницы в разных социальных сетях, в которых отсутствуют необходимые пользователю контакты.

5. Вместо поиска развлекательной информации проверять новости о конкурсах и конференциях в ВУЗе и за его пределами, в которых можно принять участие.

6. Время, обычно проводимое в Интернете, потратить на более полезную деятельность. Например, на изучение иностранного языка или посещение курсов вождения.

Интернет-зависимости можно избежать, если понимать и четко разделять функционирование в реальном мире и в виртуальном пространстве. Достаточно часто стирание этих границ происходит у активных пользователей сети Интернет, которые, в конечном счете, впадают в зависимость от нее. Интернет-зависимость приравнивают к табакокурению и наркомании, она наносит вред организму, как физический, который выражается в быстрой утомляемости, ухудшении зрения, памяти, изменениях в опорно-двигательном аппарате, так и психологический, например, расстройство нервной системы. От этой зависимости избавиться так же трудно, как и от других вредных привычек.

В настоящее время существуют специализированные заведения и центры помощи, где врачи лечат зависимых от Интернета людей, которое осознали свою проблему и пытаются её решить. Но более важным является поиск причины подобного «надлома», когда в сознании человека реальный мир уступает место миру виртуальному.

Список литературы

1. Киберпространство порождает наркоманов [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:

http://www.medicus.ru/narcology/spec/?cont=article&art_id=б5 21 (Дата обращения: 10.04.2011)

2. В России Интернет-зависимость признают болезнью? I Наука и технологии на Newsland [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.newsland.ru /News/ Detail/id/ 321102/cat/65 (Дата обращения: 09.04.2011).

3. Доказано негативное влияние соцсетей на успеваемость

студентов I Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dviger.com/news/item/c_1151.html2 (Дата

обращения: 08.04.2011)

4. Kimberley S. Young. Caught in the Net: How to Recognize the

Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://books.google.ru/books?id=kfFk8\ GZPD0C&printsec=frontcover&dq=Kimberley+Young+Caught +in+the+Net&source=bl&ots=gCcPKjTUe3&sig=0S3jst_5QJf4 2azWgpXxWD S OBTQ&hl=ru&ei=T wekTb_zGsnN swb887iJC A&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&sqi=2&ved=0 CDQQбAEwAg#v=onepage&q&f=false (Дата обращения:

07.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.