Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кащенко Я.В., Абрамова О.Ф., Рыбанов А.А.

В данной работе приведены результаты исследования предметной области и анализа осуществимости разработки программной системы для учёта учебных и научных достижений студента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кащенко Я.В., Абрамова О.Ф., Рыбанов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE SUBJECT OBLAST AND ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM SYSTEM DEVELOPMENT FOR ACCOUNTING THE ACADEMIC AND SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF THE STUDENT OF THE HIGHER EDUCATION STUDENT

In this paper, we present the results of research into the subject area and analyze the feasibility of developing a software system to take into account the academic and scientific achievements of a university student.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА ВУЗА»

УДК 004

Кащенко Я.В.

студент 2 курс, факультет «Инженерно-экономический»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Россия, г. Волжский Абрамова О. Ф.

доцент кафедры «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ Рыбанов А.А., к.т.н.

доцент кафедры «Информатика и технология программирования»

Волжский политехнический институт

(филиал) ВолгГТУ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧЕТА УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА ВУЗА Аннотация: В данной работе приведены результаты исследования предметной области и анализа осуществимости разработки программной системы для учёта учебных и научных достижений студента вуза.

Ключевые слова: институт, автоматизация, анализ, учёт достижений, модель, проектирование, исследование предметной области, IDF0, UML. UDC 004

Kashchenko Ya. V.

student

2 year, Faculty of Engineering and Economics Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of Volgograd State Technical University

Russia, Volzhsky city Abramova O.F.

Associate Professor of Informatics and Programming Technology,

Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of Volgograd State Technical University

Rybanov A.A. , Ph.D.,

Associate Professor of Informatics and Programming Technology,

Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) of Volgograd State Technical University INVESTIGATION OF THE SUBJECT OBLAST AND ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM SYSTEM DEVELOPMENT FOR ACCOUNTING THE ACADEMIC AND SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF THE STUDENT OF THE HIGHER

EDUCATION STUDENT

Annotation: In this paper, we present the results of research into the subject area and analyze the feasibility of developing a software system to take into account the academic and scientific achievements of a university student.

Keywords: institute, automation, analysis, accounting of achievements, model, design, domain research, IDF0, UML.

Исследование предметной области

В качестве объекта информатизации был выбран Волжский политехнический институт, а именно работа одной кафедры учебного заведения. В рамках исследования предметной области была определена и сформулирована миссия компании: подготовить научно-техническую элиту города. Предоставить не только высшее образование, но и «путевку в жизнь» по той профессии, которая не только интересна вам, но и востребована и престижна в современном мире.

Руководствуясь данной постановкой миссии, были сформулирована модель целеполагания вуза (рис.1)

С Стратегические / цели V

прощение ведения прощение редактирования данных студентов

отчётов

Ускоренный поиск достижений студента с помощью ПС Возможность интеграции с MS Office word Доступ к редактированию данных без связи "Кафедр а-студент" Перевод системы в онлайн-режим

Рисунок 1. Стратегическая модель целеполагания

Альбом предметной области

Учёт научных и учебных (олимпиады, соревнования и общественная деятельность) достижений ведётся ответственными на кафедре по данному вопросу. После чего все полученные данные отправляются храниться на кафедру и в вычислительный центр.

Организационная модель

Кадровую структуру предприятия может быть представлена в следующем виде (рис.2)

Рисунок 2. Организационная модель

Матрица организационных проекций

Хранение электронной версии Хранение бумажной версии Предоставление подтверждающей документации Проверка заполненной анкеты Составление портфолио (анкеты)

Хранитель Х

Зав. кафедрой Х

Ответственный на кафедре Х Х Х

Студент Х Х Х

Из полученной матрицы организационных проекций можно сделать вывод, что основная часть по учёту достижений студента ложится на студента и ответственного на кафедре.

Функционально-технологическая модель

Учёт достижений для портфолио студента реализуется по следующему алгоритму:

1. Ответственный на кафедре информирует студентов о составлении портфолио.

2. Студенты заполняют анкету по шаблону.

3. Студент проверяет анкету.

4. Студенты передают её и подтверждающие документы ответственному на кафедре.

5. Ответственный на кафедре проверяет анкету.

6. Ответственный на кафедре передаёт электронную версию на кафедру.

7. Ответственный на кафедре роверяет портфолио перед сдачей в хранилище.

8. Ответственный на кафедре передаёт бумажную версию хранителю.

Весь алгоритм можно представить в следующем виде(рис. 3)

Рисунок 3. Учёт достижений для портфолио

Процессно-ролевая модель Общая модель

Рисунок 4. Общая модель

Общая модель, представленная на рисунке 4 состоит из 4-х процессов;

1. Учёт достижений студента. На вход подаются дипломы, грамоты, статьи и дипломы за НИР, и другие документы, подтверждающие какую-либо активность студента. После чего на выходе получаем список достижений студента.

2. Составление портфолио. На вход подаётся список достижений студента. На выходе получаем портфолио.

3. Заявки на стипендию. На вход подаются распоряжение директора и список достижений студента. На выходе получаем готовую заявку на повышенную или именную стипендии для студентов, подходящих по определённым параметрам.

4. Рейтинг преподавателя. На вход подаются анкета преподавателя и список достижений студента. Благодаря заполненной анкете, учитываются все критерии, указанные в ней, и на выходе получаем составленный рейтинг преподавателей.

Модель учёта достижений студента

Дипломы и грамоты студента Запрос кафедры 1 Список достижений студента

Поиск достижений студента 1.1 Результаты поиска Составление списка достижении .2

Научные статьи и дипломы за НИР

—г

1 > \

Студент Этуден!

Рисунок 5. Учёт достижений студента

На рисунке 5 на вход подаются дипломы, грамоты, научные статьи и другие документы, подтверждающие какую-либо активность студента во время его обучения и как-либо связанные с институтом. На выходе, после составления получаем список достижений студента.

Модель составления портфолио

Рисунок 6. Составление портфолио

На рисунке 6 представлен следующий алгоритм. Проводится краткий инструктаж по составлению портфолио, после чего начинается заполнении шаблона, входными данными которого является список достижений студента, выходными: готовое портфолио. Портфолио передаётся на проверку ответственному на кафедре, после чего возращается студенту для заполнения(исправления ошибок) или же отправляется на хранение на кафедру и хранилище.

Модель заполнения шаблона портфолио

1!а£пм nCOTfltlC

JlfCIHMfl'üiur

»am*

211

■ Щ

n

U

lllWU Jlui

122

»■raw

riiutfu

^nmut iryr

213 -X—

tuerw I ПЦЛ||ГК1

1>1И»1 Kl)M<lb*«lvr lit iitfecnn

1

1

ihm

:КЦММГ 'ÜXTtmuf

21!

Радп TllttOW

ЩЛ»'

■Owt I

Пик]

'ЦлпГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГЦП»»||

Рисунок 7. Заполнение шаблона

На рисунке 7 первоначально заполняется раздел «Общая часть». Вход: личные данные в текстовом формате, а также прикреплённая фотография. Выход: готовый раздел «Общая часть». Управляющий документ: Шаблон портфолио. Происходит проверка данного раздела, после чего происходит исправление ошибок или же заполнение следующего раздела в случае их отсутствия. Затем заполняется раздел «Жизненный». Вход: данные в текстовом формате, а версии документов(дипломов и грамот до поступления в ВУЗ) в форматах pdf, doc или jpg. Выход: готовый раздел «Жизненный опыт». Управляющий документ: Шаблон портфолио. Происходит проверка данного раздела, после чего происходит исправление ошибок или же заполнение следующего раздела в случае их отсутствия.

Модель заполнения раздела «Достижения»

Шаблон портфолио

Раздел портфолио

Заполнение

"Образовательная

активность"

2.2.5.1

Раздел портфолио

Шаблон портфолио

Студент

Заполнение "Научно-исследовательская активности д 2

Студент

Раздел портфолио

Шаблон портфолио

Заполнение

"Социальная

активность"

2.2.5.3

Раздел портфолио

Студент

Рисунок 8. Заполнение «Достижения»

На рисунке 8 происходит поэтапное заполнение разделов достижений студента.

Модель заполнения «Образовательная активность»

Рисунок 9. Заполнение «Образовательная активность

На рисунке 9 на первоначально вход подаются документы(грамоты и дипломы за участие в предметных олимпиадах, практики, курсовые работы и курсовые проекты, справки о прохождении дополнительных стажировок) в формате pdf, doc или jpg, подтверждающие научно-исследовательскую активность студента. После проверки введённых данных, на выходе получаем готовый подраздел «Достижения в освоении основной образовательной программы». Управляющий документ; Шаблон портфолио. Затем на вход подаются документы(свидетельства об освоении дополнительных об образовательных программ) в формате pdf, doc или jpg, подтверждающие научно-исследовательскую активность студента. После проверки введённых данных, на выходе получаем готовый подраздел «Достижения в освоении основной образовательной программы». Управляющий документ; Шаблон портфолио.

Модель заполнения раздела «Научно-исследовательская активность»

Ш а бл он портфолио

Документы

Заполнение"Достижения в н ау ч н о- и с с л е до в ате л ь с к о й деятельности"

2.2.5.2,1

Студент

Раздел Шаблон

портфолио портфолио

Проверка "Достижения в н ау ч н о-и с сл е до е: ател ь с к о й

деятельности^ ^ о •-

Студент

Раздел П О ртф о л и о

Рисунок 10. Заполнение «Научно-исследовательская активность»

На рисунке 10 на вход подаются документы(научные статьи и дипломы за участие НИР, сертификаты за участие в научно-практических конференциях, патенты и свидетельства полезных моделей) в формате pdf, doc или jpg, подтверждающие научно-исследовательскую активность студента. После проверки введённых данных, на выходе получаем готовый раздел «Научно-исследовательская активность». Управляющий документ; Шаблон портфолио.

Модель заполнения раздела «Социальная активность»

Рисунок 11. Заполнение «Социальная активность»

На рисунке 11 на вход подаются благодарственные письма или их отсканированные версии, а так же любые другие документы, подтверждающие социальную активность студента. Все данные подаются в форматах pdf, doc или jpg. На выходе, после проверки студентом введённых данных, получаем готовый раздел «Социальная активность». Управляющий документ: шаблон портфолио.

Модель заполнения «Другое»

Ш а бл о н п ■:■ ртф о л и о

Дан ные

Внесение дополнительной информации о себе

2.2.6,1

Студент

По ртф олио -

С о гл а о и е на о б р а б отку данных и внесение изменений сотрудниками инсдги-^тт^!

Студе нт

П О ртф О Л И О

Рисунок 12. Заполнение «Другое»

На вход подаются данные в текстовом формате, на выходе, после дачи согласия на обработку данных и внесение изменений сотрудниками института, получаем готовое портфолио.

Аппаратное и программное обеспечение компании

ВПИ не обеспечен программным обеспечением, которое учитывает достижения студента. Да, конечно, некоторая информация может храниться в excel файлах, но этого не достаточно, так как они не могут хранить все эти данные. И даже хранение данных на кафедре не очень практичное, так как для изменения информации студенту требуется обращаться на кафедру, только после этого вносить изменения.

Требуется создать ПО, которое автоматизировало бы процесс учёта — например, сайт, на котором хранилось бы электронное портфолио студента. Это бы очень сократило время для преподавателей и деканата, которое тратится на составление различных отчётов, связанных с достижениями студента. Так же это научило бы студентов создавать портфолио, так как многие не имеют достаточных знаний для этого, и упростило бы ведение отчётности по портфолио студентов.

Анализ осуществимости проекта

Перечень и обоснование выбора бизнес-процессов для автоматизации

Для волжского политехнического института предполагается автоматизация следующих процессов:

1. Составление портфолио студента

• Подробные подсказки для помощи составления;

• Интуитивно-понятный интерфейс при создании портволио;

• Поддержка файлов различных типов;

2. Хранение данных о студенте:

• Онлайн-доступ к базе с помощью аккаунтов;

• Просмотр, редактирование и удаление информации о студентах студентами и допущенными сотрудниками;

3. Составление отчётов:

• Мероприятия, в которых участвовал студент;

• Список научных работ;

• Успеваемость по дисциплинам;

Требования по автоматизации выделенных бизнес-процессов

Приоритетные требования: необходимые отмечены (!), желательные отмечены (*), дополнительные отмечены (+).

1. Функциональные требования:

1.1. Система должна позволять вводить пользователь различные данные, а так же редактировать их(!);

1.2. Система должна осуществлять доступ к редактированию данных по системе регистрации(!);

1.3. Система должна работать в браузерах InternetExplorer, GoogleChrome и MozillaFirefox (!);

1.4. Система должна работать с файлами формата docx, pdf, excel(*).

1.5. Система должна заполнять документы на основе полученных данных с согласно шаблонам (см. п. 2.2.4)(*);

2. Удобство использования (usability):

1.1. С системой должен поставляться комплект документации для специалистов, поддерживающих ПС (руководство, справочная информация)(!);

1.2. Для системы должен существовать FAQ(часто задаваемые вопросы)(+);

1.3. Система должна быть адаптирована под различные разрешения монитора(!);

1.4. Графический интерфейс должен быть интуитивно понятен (*);

3. Требования к надежности системы:

1.1. Система должна создавать backup файлы для текущих сеансов(*);

1.2 .Система должна иметь защиту от кибер-атак(+);

1.3. Система должна обеспечить сохранность введённых пользователем данных(!);

4. Требования к производительности:

1.1. Система должна потреблять достаточно малое количество ресурсов для возможности запуска на маломощных офисных ПК и ноутбуках (*);

5. Требования к поддерживаемости:

1.1. Система должна поддерживаться для ПК под управлением ОС Windows; (!)

1.2. Система должна быть выполнена в форме web-сайта(!);

6. Ограничения:

1.1. Процесс реализации должен быть задокументирован на каждом этапе разработки(!)

1.2. Программный код должен содержать все необходимые комментарии( ! ).

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система поможет студентам хранить все документы, подтверждающие их успехи в НИР и других мероприятиях в одном месте. Она поможет студентам правильно оформлять свои портфолио, которые можно будет распечатать или же сослаться на них в любой момент. Преподавателей и деканат ПС избавит от долгого и неудобного составления отчётов, так как несколькими действиями можно будет получить список достижений студента. Она поможет очень быстро находить активных и способных студентов для работодателей, благодаря гибкой системе рейтинга.

Использованные источники:

1.Абрамова О.Ф. Формирование образа мышления современного специалиста с помощью case-технологий/ О.Ф. Абрамова // Актуальные вопросы профессионального образования - 2013. - №13. - с. 10-12.

2.Абрамова О.Ф. CASE-технологии: изучать или исключить? / О.Ф. Абрамова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9. - C. 109-110.Пустовой Д. Ю. Эффективные коммуникации: будущее за веб-конференциями // Управление развитием персонала № 1 — 2012, с. 82-87

3.Абрамова О.Ф. К вопросу о повышении эффективности функционирования тренажёрно-обучающих систем / О.Ф. Абрамова, М.Л. Цыганкова // Открытое и дистанционное образование. - 2014. - № 4. - С 34-39.

4.Александрина А.Ю. Разработка специализированных программных продуктов как форма научно-исследовательской работы студентов направления «Химическая технология» / А.Ю. Александрина, В.Ф. Каблов, О.Ф. Абрамова // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2015. - № 4. - С 59-66.

5.Антипцев Д.А. Подходы информационной поддержки сотрудников отдела технического обслуживания компьютеров / Д.А. Антипцев, А.А. Рыбанов // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 6. - С 78-79.

6.Рыбанов А.А. Исследование web-системы информационной поддержки специалиста ИТ-отдела ООО «Волгабас Волжский» [Электронный ресурс] / А.А. Рыбанов, А.А. Абрамов // Форум молодых учёных : междунар. науч. -практ. периодическое сетевое издание. - 2017. - Вып. 1 (5) (январь). - С 513519. - Режим доступа : Ыф:/Яотш-nauka.ru/domams_data/files/5/Rybanov0/o20A.A..pdf.

7.Рыбанов А.А. Технологии удалённого управления компьютером в повышении эффективности взаимодействия участников образовательного процесса / А.А. Рыбанов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. -№ 9. - а 28-34.

8.Либин Г.А. Анализ функций web-систем средних профессиональных учебных заведений [Электронный ресурс] / Г.А. Либин, А.А. Рыбанов // Постулат: : электрон. журнал. - 2016. - № 12 . - Режим доступа : Ы1р://е-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/245/260

9.Сало У.А. Анализ алгоритмов инспектирования поточной информации / У.А. Сало, В.О. Александрова, О.Ф. Абрамова // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 6. - С. 51-52.

УДК 316

Кейзерова Ю.В. аспирант

Российский государственный социальный университет

Российская Федерация, г. Москва

Стеклов В.А. магистр

Московский технологический университет (МИРЭА)

Российская Федерация, г. Москва КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Аннотация. В статье раскрыто понятие коррупции как социального явления. Приведена классификация исследований о коррупции по научно-отраслевому признаку. Описан социологический подход в изучении данного феномена. Также в статье отражены некоторые объективные и субъективные причины существования коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.