Научная статья на тему 'Исследование понятия «Полное усвоение знаний»'

Исследование понятия «Полное усвоение знаний» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфёнова Н. Н.

В публикации рассматриваются понятия «знания», «усвоение знаний», «полное усвоение знаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфёнова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование понятия «Полное усвоение знаний»»

ности. В этом и весь смысл методики и практики построения сегодняшнего содержания образования. Всем нам надо осознать это. Новое - это ответственность каждого «Я» за принятие решения к движению от одного состояния к другому - претворением, преобразованием реальной действительности в новое качественной состояние - лучшее, чем оно есть сейчас. И лучше и быстрее оно станет от количества включенности каждого в это саморазвивающееся пространство. И наше задача - включить в это состояние как можно большее «Я», а не «давить» его инициативу новыми положениями, инструкциями, требованиями и оценкой его труда извне.

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты» / А.Б. Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего образования / В.В. Давыдов. -М.: Интер, 1996. - 541 с.

3. Дик Н.Ф. Работаем по-новому. Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 284 с. -(Начальная школа).

4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 с.

5. Степанова В.Е. В пространстве Мышления и Деятельности / В.Е. Степанова. - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2007. - 164 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОЛНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ»

© Парфёнова Н.Н.*

Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Нижний Тагил

В публикации рассматриваются понятия «знания», «усвоение знаний», «полное усвоение знаний».

Перед преподавателями стоит задача организации учебного процесса таким образом, чтобы студенты смогли освоить изучаемый материал на уровне соответствующем рабочей программе дисциплины (государственному стандарту). Решением может стать применение технологии полного усвоения знаний. Данную технологию исследователи неоднократно применяли в школах. Прежде чем рассматривать саму технологию, следует рассмотреть

* Ассистент кафедры Математики.

определение понятия «полное усвоение знаний». Сначала обратимся к понятию «знание».

Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта [5].

Мы будем придерживаться определения большой современной энциклопедии «Педагогика» [4, с. 178]: «знания - результаты процесса познания действительности, отражающие ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, концепций, принципов, законов, закономерностей и т.д. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков».

В основе усвоения знаний лежит активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем [3].

Многие авторы рассматривают усвоение знаний как разновидность процесса познания. Познание учащихся опирается на материалистическую теорию научного познания, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен, существует вне сознания человека и познаваем. Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теории, законов, научных понятий. Но в отличие от научного познания учебное - имеет свои особенности.

Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

Часто приведенные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения [5].

Беспалько В.П. выделил следующие уровни усвоения учебной информации [2]:

0. Понимание: Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о

его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

1. Узнавание: Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).

2. Воспроизведение: Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

3. Применение: Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное.

4. Творчество: Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.

Упомянутые уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний учащихся. Теперь обратимся определимся к самому понятию «полное усвоение знаний».

Баженова Н.М. в своем исследовании выявила три подхода к определению понятия «полное усвоение знаний» (ПУЗ) [1]:

1. Технологический подход: понятие ПУЗ определяется по образу действия учащихся или по предпочитаемым ими видам овладения знаниями (воспроизводство, интерпретация). ПУЗ характеризуется интерпретирующей активностью. В процессе обучения необходимо максимально внимание уделять действенности приобретаемых знаний.

2. Методический путь к определению ПУЗ: в основе лежат методы, предпочитаемые учителем при работе с классом, учеником. В ходе процесса обучения учащиеся под руководством учителя накапливают опыт учебной деятельности и постепенно переходят от репродуктив-но-подражательной активности к творческой. Со стороны школьников имеет место большая степень самостоятельности. Они не просто принимают те задачи и задания, которые предлагает им преподаватель, но и сами активно отыскивают средства их выполнения.

3. Уровневый подход: ПУЗ исследуется с точки зрения уровней интенсивности познавательной активности учащихся (степени ее проявления). ПУЗ обуславливается не только эмоциональной готовностью ученика, его осознанием ценности и значимости приобретаемых знаний, но и наработанными привычными приемами логических мыслительных операций (синтез, анализ, обобщение, систематизация), что обеспечивает быстрое и глубокое восприятие учебной задачи, самостоятельность в ходе ее решения. Позиция ученика характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную

ситуацию, поиском новых средств для ее решения, ценностным отношением к результатам учебой деятельности.

На основе проведенного контент-анализа, Н.М. Баженова сформулировала следующее определение понятия «полное усвоение знаний»: «Полное усвоение знаний следует понимать как усвоение знаний на уровне достаточном для их активного использования на уроках (физики) в различных учебных ситуациях, которое характеризуется не просто владением учащимися понятийным аппаратом изучаемой науки, но и изменившимся отношением учеников к знаниям» [1, с. 55].

Опираясь на вышеизложенное под «полным усвоением знаний» мы будем понимать усвоение знаний на уровне, соответствующем рабочей программе дисциплины, достаточном для их активного использования на лекционных и практических занятиях в различных учебных ситуациях, которое характеризуется не просто владением студентами понятийным аппаратом изучаемой науки, но и изменившимся отношением учащихся к знаниям.

Список литературы:

1. Баженова Н.М. Методические возможности модели полного усвоения знаний в процессе обучения физике в средней школе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2003. - 212 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. -192 с.

3. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. - М.: Педагогика, 1991. - 221 с.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапаце-вич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.

5. Тема 7. Усвоение знаний, умений и навыков [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology77.html.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА

© Черкасова О.А.*

Орловский государственный университет, г. Орел

В статье рассматриваются возможные аспекты применения последних достижений в области психофизиологии для успешного обучения младших школьников.

* Кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.