Научная статья на тему 'Исследование подходов к понятию «Личностные представления»'

Исследование подходов к понятию «Личностные представления» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
876
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КАРТИНА МИРА / СТЕРЕОТИПЫ / НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / VIEWS / PICTURE OF THE WORLD / STEREOTYPES / NORMS / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / PERSONAL PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шкрябко Ирина Павловна

В статье понятие «личностные представления» рассматривается в рамках различных подходов. Посредством построения представлений о мире и о себе в нем человек создает «модель» будущего. Личностные представления возникают и определяются у человека тогда, когда он приступает к построению своих конкретных жизненных планов и целей и занят поиском средств для их реализации. Строительство будущего зависит от способности человека посредством представлений об эффективных жизненных стратегиях связать воедино настоящее, прошедшее и будущее время своей жизни. Отыскивать в них психические ресурсы, моменты «силы», способные выступить действенными источниками «подпитки», необходимыми для построения собственного жизненного пути. Представления обыденного сознания включаются в субъективную картину мира. Они отличаются терпимостью к противоречиям по сравнению с научными знаниями, включают определенные социальные моменты, в том числе и представления об эффективных жизненных стратегиях, опираются на привилегированный бытийный статус обыденной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF APPROACHES TO THE CONCEPT OF “PERSONAL VIEWS”1

We study the concept of “personal views” by using various approaches. The person creates a model of the future through the construction of ideas about the world and about himself in this world. Personal representations arise and are defined when the person starts to build particular life plans and goals, when he is searching for the means to implement them. Construction of the future depends on the ability of a person to link together the present, past and future of his life by using the ideas about effective life strategies and search for the mental resources in them and the "force" moments that can be effective sources of "feeding" needed to develop his own way of life. Representations of everyday consciousness are included in a subjective picture of the world. They differ in tolerance to inconsistencies as distinct from a scientific knowledge. They include some social aspects, among which are representations of the effective life strategies. They are based on the privileged status of ordinary reality.

Текст научной работы на тему «Исследование подходов к понятию «Личностные представления»»

УДК 159.923 ББК 88.37 Ш 67

И.П. Шкрябко

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: irashkriabkoarm@mail. ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

(Рецензирована)

Аннотация. В статье понятие «личностные представления» рассматривается в рамках различных подходов. Посредством построения представлений о мире и о себе в нем человек создает «модель» будущего. Личностные представления возникают и определяются у человека тогда, когда он приступает к построению своих конкретных жизненных планов и целей и занят поиском средств для их реализации. Строительство будущего зависит от способности человека посредством представлений об эффективных жизненных стратегиях связать воедино настоящее, прошедшее и будущее время своей жизни. Отыскивать в них психические ресурсы, моменты «силы», способные выступить действенными источниками «подпитки», необходимыми для построения собственного жизненного пути. Представления обыденного сознания включаются в субъективную картину мира. Они отличаются терпимостью к противоречиям по сравнению с научными знаниями, включают определенные социальные моменты, в том числе и представления об эффективных жизненных стратегиях, опираются на привилегированный бытийный статус обыденной реальности.

Ключевые слова: представления, картина мира, стереотипы, нормы, ценности, ценностные ориентации, личностные представления.

I.P. Shkryabko

Candidate of Psychology, Associate Professor of Social and Special Pedagogy and Psychology the Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: irashkriabkoarm@mail.ru

THE STUDY OF APPROACHES TO THE CONCEPT OF “PERSONAL VIEWS”

Abstract. We study the concept of “personal views” by using various approaches. The person creates a model of the future through the construction of ideas about the world and about himself in this world. Personal representations arise and are defined when the person starts to build particular life plans and goals, when he is searching for the means to implement them. Construction of the future depends on the ability of a person to link together the present, past and future of his life by using the ideas about effective life strategies and search for the mental resources in them and the "force" moments that can be effective sources of "feeding" needed to develop his own way of life. Representations of everyday consciousness are included in a subjective picture of the world. They differ in tolerance to inconsistencies as distinct from a scientific knowledge. They include some social aspects, among which are representations of the effective life strategies. They are based on the privileged status of ordinary reality.

Keywords: views, picture of the world, stereotypes, norms, values, value orientations, personal presentations.

Представления играют значительную роль в построении и реализации человеком жизненных стратегий в той или иной сфере жизнедеятельности. В психологии утвердилась позиция, согласно которой наши представления есть неотъемлемая часть нашего «Я». Человек строит будущее в своем воображении, в своих мыслях. Посредством построения представлений о мире и о себе в нем человек создает «модель» будущего.

Под влиянием различных неблагоприятных факторов как объективного, так и субъективного плана может осуществиться закрепление пессимистичного видения прошедшего и отражение негативного настоящего, что послужит основой построения

бесперспективной модели будущего.

Поэтому формирование позитивной картины мира в единстве представлений о различных сторонах жизни должно быть целевой задачей основных образовательных институтов: школ и вузов.

Это касается отношения к прошлому в виде приобретенных знаний, умений и навыков, личного жизненного опыта и представлений о настоящем как интегральной сумме переживаемых «здесь и теперь» мгновений. Это и проекция будущего в надеждах, планах, ожиданиях. Строительство будущего зависит от способности человека посредством своих представлений об эффективных жизненных стратегиях связать воедино настоящее, прошедшее и будущее время своей жизни, отыскав в них психические ресурсы, моменты «силы», способные выступить действенными источниками «подпитки», необходимыми для построения собственного жизненного пути [1; 2]. Для психологической науки понятие «представление» не является новым, но тем не менее оно до настоящего времени остается недостаточно изученным. Изучение представлений в контексте общей психологии связано с работами И.М. Сеченова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. Обобщая результаты их исследований, можно сделать вывод, что представления трактовались ими как воспроизведенные образы предметов, основанные на прошлом опыте и являющиеся «ступенькой» от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, знанию [3; 4].

А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов и другие представители российской психологии рассматривали представления как обязательный компонент психического мира человека, изучая их эмпирические характеристики, прослеживая связь с сознанием и раскрывая основные функции. Они считали, что основной функцией представлений является ориентировка в окружающей действительности, ее познание [4].

А.Н. Леонтьев в разработанной им теории деятельности указывал на выполнение представлениями регулирующей функции, с одной стороны, как мотива, а с другой, - как субъективного промежуточного результата, выступающего в форме представления о том, что и как должно быть достигнуто. Согласно его трактовке, представления - это такие психические образы «продукта как цели», которые существуют для субъекта, чтобы он мог действовать с этими образами: видоизменять их в соответствии с наличными условиями [5]. В рамках реализуемой исполнительской и преобразующей деятельности человек воплощает некоторые планы, концепции и замыслы. Вектор «мотив - цель», как стратегия и тактика, выступает стержнем человеческой деятельности; он организует, интегрирует образ процесса взаимодействия, процесс освоения объекта и построение на этой основе наиболее эффективных жизненных стратегий. Представления рассматривались в рамках различных подходов. Так, в общепсихологическом плане представления трактовались как «внутренние», вторичные образы явлений действительности, опосредованные речемыслительными процессами. Они выступают в роли эталонов и мерок для актуализации процессов восприятия и ориентировки человека в окружающей действительности. «Являясь» человеку в качестве планов, концепций, мотивов и целей, они помогают ему оперировать с материальными объектами окружающего мира в рамках воплощения идеального в реальное. В целом общая психология в качестве предмета изучения имеет представления как процесс в собственном смысле слова, а анализ субъекта представлений не входит в поле исследований. Анализ представлений при таком понимании заканчивается особенностями их порождения и трансформации.

Социально-психологический подход рассматривает представления как неотъемлемую часть любого социально-психологического феномена, как его обязательную характеристику. С ними соотносятся такие понятия, как эталоны, стереотипы, нормы, ценности, ценностные ориентации и т.п. Однако Г.М. Андреева указывает на необходимость рассмотрения общепсихологических механизмов представлений как средства формирования знаний о социальной действительности, а социально-психологические процессы - как детерминанты, обусловливающие их содержание, когнитивную сторону. Социальная психология трактует

представления как результирующий аспект, в котором фиксируется и трансформируется целостный индивидуальный образ значимого социального объекта.

В рамках социальной психологии выделяют несколько типов представлений: социально-нормативные, личностные, ценностные, которые по-разному детерминируют поведение человека в социальной действительности. Согласно принятым подходам, социально-нормативные представления воспринимаются как должные (но не всегда обязательные) и не подвергаются проверке опытом, формируются генетически раньше, чем все остальные. Основная их функция заключается в предоставлении человеку информации о социальной действительности. Суммирование и умножение этой информации становится предпосылкой реальных отношений человека с внешним миром. Благодаря этим связям человек становится субъектом многочисленных и разнообразных отношений, которые постепенно и «строго распределяются» [6].

Процесс формирования социально-нормативных представлений рассматривается как усвоение личностью совокупности нормативных образцов, правил, обычаев, традиций, оценок, которые человек получает извне, как общественно вырабатываемые образцы, идеалы и антиидеалы. Возникновение и развитие представлений данного типа всегда обусловлены историческими, политическими и социально-экономическими факторами. Исследования показывают, что социально-нормативные представления охватывают тот план сознания, в котором отражаются сведения: а) о социальных объектах (общественных и групповых нормах, ценностях, правилах и т.д.); б) о других людях; в) о самом себе как физической и социальной реальности [7].

Следовательно, в процессе развития личности необходимо конструировать собственные модели развития действительности. Но эта сторона представлений в целом остается неразработанной в отечественной психологии.

Реализация внешнего плана любого поведения немыслима без предварительного формирования внутренних «стратегий» поведения [8]. Поэтому отношения, переживания, установки и позиции личности также немыслимы без определенного «представливания» (А.Н. Леонтьев) [5], или «видения» (Е.В. Шорохова) [1], далеко, правда, не всегда развернутых и осознаваемых. С этим связано изучение смысловой сферы личности, отличной от ее сферы знаний и умений, к которой обращались Б.С. Братусь [9], В.А. Петровский [3], В.И. Слободчиков [4] и др.

Возможность построения и создания собственных образов и представлений о действительности, в которых отражается и интегрируется направленность личности, детерминируется ее предшествующим развитием, с одной стороны, и возникновением собственных потребностей, интересов, свойств и качеств, с другой. Это представления, обусловленные центрированностью личности на определенной смысловой сфере, связаны с интересами, целями, жизненно важными потребностями. Появление высшего уровня развития представлений личности связывают с образованием ценностных представлений, которые регулируют поведение личности не столько на определенном и конкретном этапе ее жизни, сколько в решающие и подчас критические моменты, требующие особого сосредоточения и выбора.

Такая трактовка представлений может позволить увидеть процесс их формирования, изменения под влиянием времени, обстоятельств и событий. В этом случае они, как и сама личность, т.е. «как человек, постоянно повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемым собеседником, утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющий, совершенствующий себя», тоже изменяются, совершенствуются, уточняются [7]. Этот аспект представлений предполагает рассмотрение их как развивающихся и самоопределяющихся «способов разрешения противоречий, в которые личность вступает при столкновении с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми» [7].

При этом развитие личности выступает как некоторый фон, на котором развиваются ее представления. Исходной основой подобной возможности является «невыделенность»

человека из хода жизненных событий, при которой он оказывается еще «слитым» с физическим и социальным миром людей и зависимым от них. Далее начинается его «выделение» и самоопределение по отношению к событиям. Именно в это время начинают образовываться личные представления, связанные с формированием жизненных планов, интересов и т.п. в различных, в том числе и в супружеской сфере жизнедеятельности.

Личностные представления возникают и определяются у человека тогда, когда он приступает к построению своих конкретных жизненных планов и целей и занят поиском средств для их реализации. Вначале они формируются как определенные способы ориентировки в системе связей личности с действительностью. В ткань личностных представлений оказываются вплетенными и вкрапленными социально-нормативные представления, но человек не просто «приноравливается» к ним сам, а «приспосабливает» их для себя. Поэтому личностные представления - это всегда конструкты, в основу которых вкладываются ряд собственных допущений и предположений. Они диктуют собственные ожидания и требования к себе, к другим, к складывающимся взаимоотношениям.

Сформированные личностные представления могут включать в качестве отдельного и самостоятельного компонента представления человека о других людях. Человек заранее структурирует для себя такие качества и свойства другого, которые, по его мнению, значимы для успешного решения его жизненных стратегий [10].

Представления формируются не сами по себе, а всегда в рамках процессов общения и взаимодействия. Благодаря этим процессам представления изменяются и развиваются. Представления могут выступать и как некоторый обменный фонд (в форме знаний), и как способы воздействия одного человека на другого, с помощью которых люди стремятся достичь некоторых изменений в отношениях (Г.М. Андреева, Л.Я. Гозман, В.А. Делнева, В.В. Межевский и др.).

Строительство будущего зависит от способности человека посредством представлений об эффективных жизненных стратегиях связать воедино настоящее, прошедшее и будущее время своей жизни, отыскав в них психические ресурсы, моменты «силы», способные выступить действенными источниками «подпитки», необходимыми для построения собственного жизненного пути.

Для науки представляет чрезвычайную важность проблема описания субъективной психологической реальности, представленной обыденными представлениями в отношении конкретной сферы бытия [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что представления обыденного сознания включаются в субъективную картину мира, отличаются терпимостью к противоречиям по сравнению с научными знаниями, включают определенные социальные моменты, в том числе и представления об эффективных жизненных стратегиях, опираются на привилегированный бытийный статус обыденной реальности.

Отражением «внутреннего опыта» и «предвосхищением поведения человека» является его индивидуальное сознание, та психологическая реальность, требующая адекватных методов исследования посредством изучения представлений субъектов деятельности.

Примечания:

1. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.

2. Duck S. A topography of relationship disengagement and dissolution // Personal relationships. L., 1982. P. 1-30.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 68-72.

4. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. М., 1976.

5. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 3 (84). С. 35-41.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. С. 97-104.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

8. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 204-208.

9. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6-13.

10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.

11. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 311 с.

12. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3-19.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

14. Ables B.S., Brandsma J.M. Therapy for couples. San Francisco: Jossey Bass, 1977.

References:

1. Petrovsky V.A. Personality: a subject phenomenon. Rostov-on-Don, 1993.

2. Duck S. A topography of relationship disengagement and dissolution // Personal relationships. L. 1982. P. 1-30.

3. Myasishchev V.N. Psychology of relations. M.; Voronezh, 1995. P. 68-72.

4. Psychological problems of social regulation of behavior / ed. by E.V. Shorokhova, M.I. Bobneva. M., 1976.

5. Dyomkina E.V. Modern approaches to professional education of a future expert in the conditions of educational process // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. Iss. 3 (84). P. 35-41.

6. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Smysl: Academia, 2005. P. 97-104.

7. Andreyeva G.M. Social psychology. M.: Aspect Press, 2001. 384 pp.

8. Bruner J. Cognitive psychology. M., 1977. P. 204-208.

9. Bratus B.S. On the problem of moral consciousness in the culture of the leaving century // Psychology Questions. 1993. No. 1. P. 6-13.

10. Bodalev A.A. Perception and understanding of a person by a person. M.: Moscow University publishing house, 1982. 200 pp.

11. Bobneva M.I. Social norms and behavior regulation. M., 1978. 311 pp.

12. Antsyferova L.I. On the psychology of personality as a developing system // Psychology of formation and development of personality. M., 1981. P. 3-19.

13. Slobodchikov V.I., Isayev E.I. Human Psychology. M., 1995.

14. Ables B.S., Brandsma J.M. Therapy for couples. San Francisco: Jossey Bass, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.