Научная статья на тему 'Исследование парадигматических отношений у дошкольников с дизартрией на материале эмоциональной лексики'

Исследование парадигматических отношений у дошкольников с дизартрией на материале эмоциональной лексики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / DYSARTHRIA / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ / SPEECH PATHOLOGY / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SPEECH COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / EMOTIONAL VOCABULARY / АНТОНИМИЯ / ANTONYMY / СИНОНИМИЯ / SYNONYMY / VERBALISATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Задумова Наталья Павловна, Трошина Елена Сергеевна

В статье рассматриваются научно-теоретические положения, раскрывающие актуальность изучения эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, ее важной роли в процессе вербальной коммуникации, анализируется вопрос о взаимосвязи речевого и эмоционального развития ребенка. Авторами представлены результаты изучения эмоциональной лексики дошкольников со стертой дизартрией на материале исследования антонимических и синонимических отношений. Выявлено, что у дошкольников с дизартрией имеет место недостаточная сформированность обоих видов парадигматических отношений (антонимии и синонимии), в то время как у детей с нормальным речевым развитием преимущественно синонимии. Проведенное исследование можно рассматривать как попытку расширить и обогатить знания об эмоциональной лексике детей со стертой дизартрией, чтобы впоследствии продуктивно применить их в практической деятельности учителя-логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Задумова Наталья Павловна, Трошина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of paradigmatic relations in preschool children with dysarthria on the material of emotional vocabulary

The article discusses the scientific and theoretical provisions that reveal the topicality of the study of the emotional vocabulary of preschool children with speech pathology, its important role in the process of verbal communication, analyses the relationship of speech and emotional development of the child. The authors present the results of studying the emotional vocabulary of preschool children with erased dysarthria based on the study of antonymic and synonymic relationships. It is revealed that in preschool children with dysarthria there is a lack of formation of both types of paradigmatic relations (antonymy and synonymy), while in children with normal speech development, mainly synonyms. The study can be seen as an attempt to expand and enrich the knowledge about the emotional vocabulary of children with erased dysarthria, in order to later apply them productively in the practical activities of a speech therapist.

Текст научной работы на тему «Исследование парадигматических отношений у дошкольников с дизартрией на материале эмоциональной лексики»

УДК 373.2

Задумова Наталья Павловна

кандидат педагогических наук Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Трошина Елена Сергеевна

Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург nataly777.05@mail.ru, elena-sveta27@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

В статье рассматриваются научно-теоретические положения, раскрывающие актуальность изучения эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, ее важной роли в процессе вербальной коммуникации, анализируется вопрос о взаимосвязи речевого и эмоционального развития ребенка. Авторами представлены результаты изучения эмоциональной лексики дошкольников со стертой дизартрией на материале исследования антонимических и синонимических отношений. Выявлено, что у дошкольников с дизартрией имеет место недостаточная сформированность обоих видов парадигматических отношений (антонимии и синонимии), в то время как у детей с нормальным речевым развитием - преимущественно синонимии. Проведенное исследование можно рассматривать как попытку расширить и обогатить знания об эмоциональной лексике детей со стертой дизартрией, чтобы впоследствии продуктивно применить их в практической деятельности учителя-логопеда.

Ключевые слова: дизартрия, вербализация, патология речи, речевая коммуникация, социальная адаптация, эмоции, эмоциональная лексика, антонимия, синонимия.

Актуальность изучения эмоциональной лексики обусловлена ее значительной ролью в речевой, коммуникативной и познавательной деятельности, области межличностных отношений. Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет ее многообразие и классификации в научно-теоретических исследованиях. Эмоциональная лексика объединяет слова следующих трех групп [4]:

1) слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (любовь, ласка, доброта, гнев, злость, ужас, страх, грусть, печаль, душевность, брезгливость и т.п.)

2) слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с разных позиций: а) выражающие оценку явления с положительной стороны (добрый, милый, хороший, ласковый и т.п.); б) выражающие оценку явления с отрицательной стороны (злой, ужасный, скверный и т.п.)

3) слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически (посредством суффиксации): а) слова с эмоциями ласки (сынок, цветик, голосочек, бабуля, мамуля, реченька, батюшка и т.п.); б) слова с эмоциями пренебрежения (домишко, девчонка, мальчишка, пальтишко, ружьишко и т.п.)

Следует подчеркнуть, что между эмоциональной сферой и эмоциональной лексикой наблюдается определенная взаимосвязь, что отражено в ряде исследований. Как отмечают Е.В. Галеева и И.А. Галкина [3, с. 225], эмоциональные представления составляют базисную основу развития вербализации эмоций, предполагающую отражение эмоционального опыта в речевых умениях и навыках. В свою очередь, возможности в сфере

вербализации эмоциональных представлений обеспечивают свободное социальное взаимодействие дошкольников с окружающими людьми. В работах Н.В. Соловьевой [14], Н.А. Довгой [6] подчеркивается значимость соотнесения той или иной ситуации, а также ее словесного опосредования с эмоциональным опытом ребенка. Указывается, что лишь в данных условиях слова, обладающие эмоциональным значением, могут служить средством самоанализа и способствовать саморегуляции в процессе общения. Д.Г. Трунов [16] также делает вывод о том, что для полноценного усвоения детьми эмоциональной лексики необходимо наличие «вербальной обработки» эмоционально насыщенных ситуаций, которая предполагает достаточно большой запас эмоциональной лексики у родителей, вербальное обозначение родителями эмоциональных состояний ребенка и принятие его эмоциональных реакций.

Таким образом, с одной стороны, именно слово помогает человеку осознать свои эмоции и переживания, с другой - эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на ее понимание слушающим [10]. Осознание эмоционального состояния, его вербальное обозначение, категоризация эмоций отражают взаимопроникновение рационального и эмоционального как двух аспектов интеллектуального [17].

Изучение эмоциональной лексики детей дошкольного возраста имеет важное значение для уточнения теоретических представлений о задачах вербального общения дошкольника, а также для определения условий, необходимых для осознания собственных эмоциональных состояний, средством которых является лексика эмоций [3, с. 225]. Разработка данных вопросов представляет теоретический и практический интерес на современном этапе развития интеграционных процессов в об-

© Задумова Н.П., Трошина Е.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

173

ЫС111Р',ЬКви(Ий)Н1рА,Я||^^И|1ИХ(еЛ310>1х10'Я|01|[»ЕД.АГО1[ГМ1оАьмиков с дизартрией..

разовании, поскольку в речи отчетливо выявляется весь облик социализации личности и ее эмоциональное отношение к действительности. Вербализация эмоциональных состояний характеризуется как отражение совокупности эмоционального опыта в процессе речевого общения, который является речевым показателем развития личности старшего дошкольника [3, с. 225]. Как отмечается в ряде исследований, детям старшего дошкольного возраста свойственны трудности вербализации эмоционального опыта, неумение выразить его в разных формах, интегрировать знания в таком сочетании, которое позволило бы раскрыть и в полной мере отразить закономерности их приобретения [2].

Значительный интерес для современной науки и практики логопедии представляет проблема изучения эмоциональной лексики детей с нарушением речи. Следует подчеркнуть, что в научной литературе представлено достаточное количество данных, характеризующих усвоение детьми с разными видами речевой патологии эмоционально нейтральной лексики. В то же время, сведения об актуализации дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, эмоциональной лексики отличаются некоторой неполнотой. Так, в исследовании И.Ю. Кондратенко [8, с. 104-105] констатируется, что детям с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) свойственна недостаточная частота употребления эмоциональной лексики в устной речи, неточность в словесном обозначении эмоциональных состояний, низкий коэффициент лексического разнообразия.

С учетом важной роли эмоциональной лексики в аспекте становления речевой коммуникации и социальной адаптации в целом выявление ее своеобразия у детей с расстройством речи, а также дальнейшее определение оптимальных путей кор-рекционно-логопедической работы представляется значимым и актуальным.

Известно, что одним из наиболее часто встречающихся в дошкольном возрасте видов речевой патологии является дизартрия, рассматриваемая как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы [12, т. 1, с. 189-190]. По замечанию О.В. Прав-диной [12, т. 1], вследствие тяжелого нарушения речи и моторики дети становятся застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива. Р.И. Мартынова [11] выявила у детей с дизартрией задержку темпа психического развития и неустойчивость со стороны нервно-психической сферы: частые смены настроения, склонность к аффектам, раздражительность.

Нами было предпринято экспериментальное изучение эмоциональной лексики у дошкольников с дизартрией на материале антонимических и синонимических отношений. В исследовании принимали участие 15 детей 6-7 лет с дизартрией, составивших экспериментальную группу. В контрольную группу были включены 15 детей того же возраста без речевой патологии.

Методика исследования включала задания, ориентированные на подбор дошкольниками антонимов и синонимов к существительным, глаголам и прилагательным (по 5 слов каждой части речи). При выборе речевого материала мы руководствовались рекомендациями Л.Г. Бабенко [1], И.Ю. Кондратенко [8], Е.А. Ставцевой [15].

В качестве стимульного материала для исследования антонимических отношений были использованы следующие слова знаменательных частей речи: 1) имена существительные (добро, грусть, друг, трудолюбие, ненависть); 2) имена прилагательные (хороший, вежливый, храбрый, умный, полезный); 3) глаголы (болеть, помогать, ссориться, радоваться, смеяться).

Для исследования синонимических отношений были отобраны следующие группы слов с эмоциональным значением: 1) имена существительные (товарищ, веселье, мудрость, смелость, печаль); 2) имена прилагательные (красивый, рассудительный, сверкающий, преданный, старательный); 3) глаголы (хохотать, грустить, враждовать, рыдать, сиять).

Данные исследования свидетельствует о том, что более высокие показатели в обеих группах дошкольников характеризуют подбор ими антонимов (2,7 балла в ЭГ и 3,6 балла в КГ). Актуализация детьми синонимов вызвала более значительные затруднения (2,3 балла в ЭГ и 3,1 балла в КГ), что соотносится с данными онтогенеза о более позднем их появлении [5]. Данные о трудностях установления дошкольниками с общим недоразвитием речи синонимических отношений представлены в работах И.Ю. Кондратенко [8, с. 66-68], Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [9, с. 27-30].

Качественный анализ результатов подбора детьми с дизартрией антонимов позволил выделить следующие наиболее частотные типы ошибок:

1) повторение слова-стимула с частицей «не» -26%; аналогичный тип реакции, являющийся, как отмечено Т.В. Соколовой [13, с. 22-25], наиболее распространенной стратегией ассоциирования в детском возрасте, зафиксирован и в ответах детей контрольной группы (12,7%);

2) отсутствие ответа; наиболее часто такого рода реакция имела место при предъявлении слов с абстрактным значением («ненависть», «трудолюбие»), а также глаголов - 16,7%.

3) называние семантически верного слова, но другой части речи (грусть - «весело», храбрый -«боится») - 10,5%.

174

Вестник КГУ 2018

Согласно данным А.В. Захаровой [7], среди наиболее употребительных в возрасте 6-7 лет слов (мама, люди, мальчишка; маленький, большой, детский, плохой; пойти, говорить, сказать) отсутствуют слова с эмоциональным значением, исключая прилагательное «плохой», что, в целом, свидетельствует о доминировании эмоционально нейтральной лексики в общении дошкольников.

Качественный анализ результатов подбора детьми с дизартрией синонимов позволил выявить следующие типы ошибок (приведены наиболее частотные):

1) отсутствие ответа - 37,4% (в контрольной группе также был зафиксирован данный тип реакции - 20,9%);

2) использование однокоренных слов (мудрость - «мудрый», сиять - «сияние», враждовать -«вражда») - 9,3%;

В значительно меньшей степени в ответах детей с указанной речевой патологией были пред-ставленыошибки в виде:

а) повторения слова-стимула - 4,2%;

б) актуализации неологизмов на основе неверного комбинирования морфем (грустить - «груст-ность») - 3,7%;

в) подбора семантически верного слова, но другой части речи (смелость - «бесстрашный») - 3,5%;

г) использования жаргонных выражений (печаль - «печалька») - 2,8%;

д) подбора слов на основе фонетической близости (враждовать - «рождать») - 2%.

Выделенные трудности у дошкольников с дизартрией свидетельствуют о лексическом недоразвитии в структуре общего недоразвития речи, имеющего место у этих детей, о недостаточности установления семантических связей слов и их вербализации. Употребление детьми разговорных и жаргонных выражений может быть обусловлено и снижением интереса взрослых и подрастающего поколения к художественной литературе, оказывающей благотворное влияние на развитие лексического строя речи. Обращает на себя внимание и практическое отсутствие у детей экспериментальной группы (в отличие от их сверстников с нормальным речевым развитием) попыток поиска нужного слова, что может являться признаком слабости мотивации к решению речевой задачи.

Таким образом, сопоставляя результаты выполнения заданий детьми обеих групп, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с дизартрией имеет место недостаточная сформированность обоих видов парадигматических отношений (антонимии и синонимии), в то время как у детей с нормальным речевым развитием - преимущественно синонимии.

Проведенное нами исследование можно рассматривать как попытку расширить и обогатить знания об эмоциональной лексике дошкольников

с дизартрией, чтобы впоследствии продуктивно применить их в практической деятельности учителя-логопеда.

Библиографический список

1. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 184 с.

2. Галеева Е.В. Способность осознавать явления речевой действительности во взаимосвязи с представлениями об эмоциональном состоянии у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2015. - № 2-1 (32-1). - С. 151-153.

3. Галеева Е.В., Галкина И.А. Развитие эмоциональных представлений и овладение вербализацией детьми в дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 225-227.

4. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. - М.: Учпедгиз, 1957. - 410 с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

6. Довгая Н.А. Проблема усвоения языка эмоций дошкольниками // Сборники конференций НИЦ Со-циосфера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://суЪег1ешпка.ги/агис1е/п/ргоЪ1ета-и8уоетуа-уа7ука-ето181у-^8Ико1шкат1#1х774рСЕР721Х (дата обращения: 16.11.2016).

7. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1975. - 23 с.

8. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: КАРО, 2006 - 240 с.

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

10. ЛукА.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1992. - 176 с.

11. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартри-ков // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1967. - № 3. - С. 98-111.

12. Правдина О.В. Дизартрия // Расстройства речи и методы их устранения: В 2 т. / под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - Т. 1. - 560 с.

13. Соколова Т. В. Ассоциативный тезаурус ребенка 3-6 лет: автореф. дис. ... докт. филол. наук. -М., 1999. - 65 с.

14. Соловьева Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 126 с.

15. Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошколь-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

175

ЫС111Р',ЬКви(Ий)НарА,Я||^^И|1ИХ(еЛ310>1х10'Я|01|[»ЕД.АГО1[ГМ1оАьмиков с дизартрией..

ного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. -198 с.

16. Трунов Д.Г. Проблемы вербализации эмоционального опыта // Язык и духовность: Тезисы краевой науч.-практ. конф. - Пермь, 2007. - С. 147151.

17. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. - 192 с.

References

1. Babenko L.G. Leksicheskiesredstvaobozna cheniyaehmotsijvrusskomyazyke. - Sverdlovsk: Izdatel'stvo Ural'skogo un-ta, 1989. - 184 s.

2. Galeeva E.V Sposobnost' osoznavat' yavleniya rechevoj dejstvitel'nosti vo vzaimosvyazi s predstavleniyami ob ehmotsional'nom sostoyanii u detej doshkol'nogo vozrasta // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2015. - № 2-1 (32-1). - S. 151-153.

3. Galeeva E.V, Galkina 1.А. Razvitie ehmotsional'nykh predstavlenij i ovladenie verbalizatsiej det'mi v doshkol'nom vozraste // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 1. - S. 225-227.

4. Galkina-Fedoruk E.M., Gorshkova K.V., Shanskij N.M. Sovremennyj russkij yazyk. - M.: Uchpedgiz, 1957. - 410 s.

5. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskoj rechi. - SPb.: Detstvo-Press, 2007. - 472 s.

6. Dovgaya N.A. Problema usvoeniya yazyka ehmotsij doshkol'nikami // Sborniki konferentsij NITS Sotsiosfera [Ehlektronnyjresurs]. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n7problema-usvoeniya-yazyka-emotsiy-doshkolnikami#ixzz4QCEP72iX (data obrashheniya: 16.11.2016).

7. Zakharova А.V. Opyt lingvisticheskogo analiza slovarya detskoj rechi: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. - Novosibirsk, 1975. - 23 s.

8. Kondratenko I.YU. Formirovanie ehmotsional'noj leksiki u doshkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi. - SPb.: KÄRO, 2006 - 240 s.

9. Lalaeva R.I., Serebryakova N.V. Korrektsiya obshhego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov (formirovanie leksiki i grammaticheskogo stroya). -SPb.: SOYUZ, 1999. - 160 s.

10. Luk Ä.N. Ehmotsii i lichnost'. - M.: Znanie, 1992. - 176 s.

11. Martynova R.I. O psikhologo-pedagogicheskikh osobennostyakh detej dislalikov i dizartrikov // Ocherki po patologii rechi i golosa / pod red. S.S. Lyapidevskogo. - M., 1967. - № 3. - S. 98-111.

12. Pravdina O.V Dizartriya // Rasstrojstva rechi i metody ikh ustraneniya: v 2 t. / pod red. L.S. Volkovoj i VI. Seliverstova. - M.: Vlados, 1997. - T. 1. - 560 s.

13. Sokolova T.V Ässotsiativnyj tezaurus rebenka 3-6 let: avtoref. diss. ... dokt. filol. nauk. - M., 1999. -65 s.

14. Solov'eva N.V Osobennosti verbalizatsi i ehmotsional'nykh predstavlenij doshkol'nikami: diss. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1999. - 126 s.

15. Stavtseva E.Ä. Formirovanie ehmotsional'no-otsenochnoj leksiki u detej s tarshego doshkol'nogo vozrasta: diss. kand. ped. nauk. - M., 2002. - 198 s.

16. Trunov D.G. Problemy verbalizatsii ehmotsional'nogo opyta // YAzyk i dukhovnost'. Tezisy k raevoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. - Perm', 2007. - S. 147-151.

17. Shakhovskij VI. Kategorizatsiya ehmotsij v leksiko-semanticheskoj sisteme yazyka. - Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo universiteta, 1987. - 192 s.

Вестник КГУ Л 2018

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.