Научная статья на тему 'Исследование отношения студенток по направлению подготовки педагогическое образование к занятиям физической культурой'

Исследование отношения студенток по направлению подготовки педагогическое образование к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВИДЫ И ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизаев Олег Николаевич, Герега Николай Николаевич, Синявский Николай Иванович, Безноско Николай Николаевич

В статье представлены данные социологического опроса отношения студенток педагогического вуза к занятиям физической культурой и спортом структуре свободного времени. Полученные анкетные данные позволяют утверждать, что занятия физической культурой и спортом, в структуре образа жизни студентов еще не получили должного внимания. Проведенное социологическое исследование показало, что у студентов формирование двигательного режима происходит только за счет формы обязательных занятий физической культурой в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кизаев Олег Николаевич, Герега Николай Николаевич, Синявский Николай Иванович, Безноско Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of attitude of the female students with the educational pedagogical profile to physical education

The article presents the results of the sociological survey on female student teachers’ attitude to Physical Education, sport and free time structure. The received results let us state that Physical Education and sport have not got the proper place in the students’ routine. The carried out sociological survey showed that only the obligatory Physical Education classes at university determine the students’ physical activity development.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения студенток по направлению подготовки педагогическое образование к занятиям физической культурой»

№ п/п V км/ч V м/с F max проп., Н S м/гр КГД Т гр/мин

28. 13,14 3,65 595,77 4,322 4,50 45,0

29. 13,04 3,62 576,43 4,291 4,07 44,4

30. 12,95 3,60 557,36 4,261 3,64 43,8

ВЫВОДЫ

На основании теоретической модели скорости движения лодки на дистанции разработаны модели биомеханических показателей для достижения запланированного спортивного результата.

Отсюда представляется возможной разработка критериев эффективности техники гребли на основе расчета модельных характеристик кинематических и динамических показателей эквивалентных скорости движения лодки по дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 227 с.

2. Никитушкин, В.Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 19-22.

3. Ширковец, Е.А. К вопросу о моделировании процесса управления состоянием спортсмена / Е.А. Ширковец, Б.Н. Шустин // Научные труды ВНИИФК 1997 г. / под ред. С. Д. Неверковича. - М., 1998. - С. 321-324.

REFERENCES

1. Kvashuk, P.V. (2003), The differentiated approach to the construction of the training process of young sportsmen at stages of long-term preparation, dissertation, Moscow.

2. Nikitushkin, V.G. and Kvashuk, P.V. (1998), "Some results of the study of the problem of individualization of training of young sportsmen", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 1922.

3. Shirkovets, E.A. and Shustin, B.N. (1998), "On the simulation of the control condition of the athlete", Scientific works VNIIFK1997, ed. S.D. Neverkovich, Moscow, pp. 321-324.

Контактная информация: irina.grin.97@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2016

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОК ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Олег Николаевич Кизаев, аспирант, Николай Николаевич Герега, аспирант, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Николай Николаевич Безноско, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье представлены данные социологического опроса отношения студенток педагогического вуза к занятиям физической культурой и спортом структуре свободного времени. Полученные анкетные данные позволяют утверждать, что занятия физической культурой и спортом, в структуре образа жизни студентов еще не получили должного внимания. Проведенное социологическое исследование показало, что у студентов формирование двигательного режима происходит только за счет формы обязательных занятий физической культурой в вузе.

Ключевые слова: отношения к занятиям физической культурой и спортом, двигательная активность студентов, виды и формы двигательной активности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p102-106

RESEARCH OF ATTITUDE OF THE FEMALE STUDENTS WITH THE EDUCATIONAL PEDAGOGICAL PROFILE TO PHYSICAL EDUCATION

Oleg Nikolaevich Kizaev, the post-graduate student, Nikolai Nikolaevich Gerega, the post-graduate student, Nikolai Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogic sciences, professor, Nikolai Nikolaevich Beznosko, the candidate of pedagogic sciences, Surgut State Pedagogical University, the city of Surgut

Annotation

The article presents the results of the sociological survey on female student teachers' attitude to Physical Education, sport and free time structure. The received results let us state that Physical Education and sport have not got the proper place in the students' routine. The carried out sociological survey showed that only the obligatory Physical Education classes at university determine the students' physical activity development.

Keywords: attitude to Physical Education and sport, physical activity of students, types and forms of physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается необходимость подготовки специалистов, способных к непрерывному профессиональному росту, мобильности и обладающими конкурентоспособными знаниями и умениями [1].

Для решения поставленных задач «требуется подготовка настоящих и будущих специалистов нового поколения, обладающих интегративным знаниями и подходами для разрешения различных нестандартных ситуаций» [2, 3]. Мотивированный студент становится активно деятельным в поисках новой информации, нового знания, в приобретении умений и навыков методического и практического характера, в решении новых творческих задач в процессе обучения, что в целом изменяет социальную сущность обучения, переводит студента в позицию субъекта учебного процесса. Как результат, в процессе обучения с осознаваемыми мотивами не только транслируются и усваиваются знания и умения, но и создаются новые.

В своей работе Н.В. Сивас отмечает, «двигательная активность является важным условием здоровья и успешной учебной деятельности студентов» [5]. Поиск путей взаимодействия физической культуры и спорта в вузе на основе реализации их социальных функций, «перенос высоких спортивных технологий в практику физического воспитания студентов» [4], а также формирования устойчивой жизненной позиции, ориентированной на спорт - это одна из главных проблем современного образовательного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью изучения данной проблемы нами методом анкетирования были опрошены 268 студенток 1-3 курсов по направлению подготовки педагогическое образование (профиль «образование в области иностранного языка», профиль «образование в области русского языка и литературное образование», профиль «историческое образование», профиль «художественное образование», профиль «дошкольное образование», профиль «начальное образование») Сургутского государственного педагогического университета.

В результате исследования было выявлено, что 70,6% от числа опрошенных студенток ограничивают свою двигательную деятельность в пределах четырех часов в неде-

лю только обязательными занятиями по предмету «Физическая культура». В пределах часа ограничивают свой двигательный режим дополнительными занятиями физической культурой 15,3% студенток, который включает различные виды двигательной активности. Занимаются, в основном это время составляют такая форма занятий как утренняя гимнастика. 11,1% опрощенных указали объем недельной индивидуальной двигательной активности в пределах 6 часов; 2,8% студенток указали 7 часовой предел, говоря о проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Оптимальным считается 8-10-часовой недельный двигательный режим, включающий профессионально-прикладную физическую подготовку, утреннюю гимнастику, физкультурные паузы, программные занятия по предмету «физическая культура» и самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия [3].

Таким образом, вышеизложенное, показывают на низкую двигательную активность, в которой представлены обязательные занятия по предмету «физическая культура», проводимыми в соответствии с учебным планом высшего учебного учреждения.

Анализируя досуг студентов, важная роль отнести выявлению форм двигательной деятельности и их взаимодействию. В ходе исследования установлено, что наибольшее число студенток отметили посещение на занятиях по физической культуре, как ведущую форму личной двигательной активности (28%), и лишь 17,4% опрошенных выделили прогулки пешком, которые они целенаправленно включают в свой досуг.

В ходе опроса (рисунок 1) было выявлено, что студентки отдает предпочтение следующим видам физической культуры и спорта: аэробике 28,8%, акваэробике 12,2%, пилатес 32,6%, Кроме того, студенток привлекают такие виды двигательной активности как катание на коньках (8,8%), современные танцы (хип-хоп) (12,8%), и другие занятия.

Современные танцы (хип-хоп) Катание на коньках Пилатес Аэробика Акваэробика Другие занятия

12,8 %

8,8 %

4,8 %

1

2%

10

15

20

25

32,4 %

28,8%

30

35

0

5

Рис. 1. Виды двигательной активности, которыми хотели бы заниматься студенты педагогического

вуза

Проведенное анкетирования показало, что студентки занимаются групповыми формами занятий в большей мере и меньше - индивидуальными формами занятий.

Исследование двигательной активности в зависимости от года обучения в вузе показало, что наибольший уровень двигательной активности имеют студентки первого и второго года обучения. Необходимо отметить, что на третьем году обучения выявлен дефицит двигательной активности и происходит снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом. В ходе социологического исследования было выявлено, что наиболее ориентированы на занятия физической культурой и спортом студентки которые получают стипендию или имеют материальную поддержку от родителей. Это связано с тем, что занятия в спортивных клубах, залах требуют определенных финансовых затрат.

В ходе исследования, установлено что, основной целью на занятиях по предмету «физическая культура», во время обучения в вузе, студенты отмечают отсутствие задолженности (получение зачета) (49,2%), сохранения и укрепления здоровья (32,7%) и особенно стоит отметить ответы, направленные на повышение привлекательности для противоположного пола (17,9%) (рисунок 2).

_1_1_1

Сохранение и укрепление здоровья 1 32,7% )

Получение зачета 1 49,2%

Повышение привлекательности для

1 17,9%

противоположного пола --

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 2. Основная цель студентов на занятиях по предмету «Физическая культура»,

во время обучения в вузе

Среди факторов, личных установок, мотиваций побуждающих заботиться о своем здоровье, выделяют возможность уверенно чувствовать себя в будущей профессии (41,2%), высокую работоспособность (35,8%) и неудовлетворенность своим самочувствием (23%) (рисунок 3).

Уверенно чувствовать себя в будущей профессии

Высокая работоспособность Неудовлетворенность своим самочувствием

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

1 35,

3%

2

1111

Рис.3. Факторы, личных установок, мотиваций побуждающих заботиться о своем здоровье

В ходе исследования выявлены и причины, мешающие студенткам заниматься физической культурой и спортом. По их мнению, это: отсутствие желания и интереса, пассивность (38,9%), отсутствие в шаговой доступности спортивных сооружений для занятий (10,8%), усталость после учебы (38,1%), недостаток денежных средств. (12,2%), хотя университет предоставляет бесплатные спортивные секции (рисунок 4).

Отсутствие желание и интереса, пассивность 38,9

Отсутствие шаговой доступности

1 10 8%

спортивных сооружений для занятий

Недостаток денежных средств 1 1 2,2%

---

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рис.4. Причины, мешающие студенткам заниматься физической культурой и спортом

Анализ полученных данных показал, что студентки ограничивает свой двигательный режим только лишь обязательными занятиями по предмету «физическая культура» в вузе, а виды двигательной деятельности в процессе учебного (рабочего) дня носят фрагментарный характер. Для того чтобы студенты сохраняли и укрепляли здоровья во время обучения, а также успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, необходима регулярная оптимальная двигательная активность.

ВЫВОД

В ходе исследования было установлено, что занятия физической культурой и спортом, в структуре образа жизни студентов еще не получили должного распространения. Исследование двигательной активности студентов показало, что основная цель на

занятиях по предмету «физическая культура», во время обучения в вузе должна быть направлена на сохранение и укрепления здоровья, а также потребности в систематических занятиях дополнительно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. (дата обращения 26.11.2015).

2. Горелов, А.А. Исследование отношения студентов к ценностям физической культуры / А.А. Горелов, С.В. Скляров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 28-32.

3. Зиновьев, Н.А. Двигательная активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 73-77.

4. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. -168 с.

5. Сивас, Н.В. Двигательная активность - основа повышения качества жизни студентов / Н.В. Сивас // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 155-158.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. A long-term concept of socio-economic development of the Russian Federation in the period up to the year 2020 //URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006/pdf (the reference date: 26.11.2015).

2. Gorelov, A.A. and Sklyarov, S.V. (2008), "Research on students' attitude to Physical Education values", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 44, No. 10, pp. 28-32.

3. Zinoviev, N.A. (2012), "Physical activity of students in connection with sticking to healthy lifestyle principles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 73-77.

4. Lubysheva, L.I. (2009), Sportization at comprehensive school, Theory and practice of Physical Education, Moscow 2009.

5. Sivas, N.V. (2011), "Physical activity as the base for improvement of the students' life quality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 155-158.

Контактная информация: physical_science@surgpu.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2016

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Людмила Владимировна Коломийченко, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Владимирович Милютин, адъюнкт, Алексей Владимирович Аникин, адъюнкт, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД России),

Пермь

Аннотация

В статье рассматривается феномен культуры профессионального общения курсантов военных вузов, открывающий широкие возможности для изучения духовного наследия, представленного в лучших традициях офицерского корпуса. Обосновывается актуальность развития данного личностного образования у будущих офицеров, раскрывается образовательный потенциал и функции социальной культуры в подготовке курсантов. Определяются технологические аспекты развития культуры профессионального общения курсантов.

Ключевые слова: культурологическая парадигма образования, культура профессионального общения, курсанты, будущие офицеры, военные вузы, внутренние войска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.