Научная статья на тему 'Исследование особенностей информационных потоков логистических систем на телекоммуникационных предприятиях'

Исследование особенностей информационных потоков логистических систем на телекоммуникационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / INFORMATION STREAMS / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTICAL SYSTEM / БИЛЛИНГ / BILLING / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / УСЛУГИ / SERVICES / LOGISTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щагин Игорь Владимирович

В статье раскрывается современное значение информационных потоков в логистических системах. Автор рассматривает информационные потоки на телекоммуникационных предприятиях, являющихся частью логистических систем, и их особенности. Анализируется роль биллинговых систем в управлении информационными потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of features of information streams of logistical systems on the enterprises of telecommunications

In article are considered modern value of information streams in logistic systems. The author of article considers information streams at the enterprises of telecommunications аs part of logistical systems nd their feature. In article describes the role of billing systems in management of information streams.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей информационных потоков логистических систем на телекоммуникационных предприятиях»

ИВ. ЩАГИН

Игорь Владимирович Щ.И'//// — кандидат экономических наук, докторант кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.

В 1998 г. с отличием окончил СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, в 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию на кафедре коммерции и логистики СПбГУЭФ. Старший преподаватель кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ. Автор 20 научных работ.

Сфера научных интересов — логистика, маркетинг, финансы, управление информационными и финансовыми ресурсами, анализ экономической эффективности инвестиционных проектов, логистическая и коммерческая деятельность в телекоммуникациях.

^ ^ -Ф-

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Одними из основных стратегических направлений развития России и модернизации российской экономики являются внедрение новых информационных технологий, развитие космических технологий, связанных с телекоммуникациями, обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса [4]. При этом, как показывает опыт индустриально развитых стран, к числу наиболее эффективных в рыночной среде инструментов организации, регулирования и оптимизации бизнес-процессов относится логистический инструментарий, включающий в себя различные приемы, методы, модели и методики логистизации самых разнообразных направлений, отраслей и сфер предпринимательской деятельности [2]. Традиционно ключевым аспектом логистической деятельности является управление материальными потоками, возникающими в ходе закупки, производства и распределения, все иные потоки рассматриваются как вспомогательные. В силу данных обстоятельств, если методы, модели и методики управления и оптимизации материальных потоков исследованы достаточно хорошо, то степень изученности роли, значения и отраслевых особенностей вспомогательных потоков в логистических системах недостаточна. Между тем каждая отрасль обладает своей спецификой потоковых процессов, влияющей на функционирование логистических систем и требующей более пристального изучения. Например, между участниками любой логистической системы происходит обмен информацией, который может быть представлен в логистической системе в виде информационных потоков. При этом управление данными информационными потоками осуществляют предприятия-операторы телекоммуникационного комплекса, являясь таким образом участниками логистической системы [3]. Следовательно, от эффективного функционирования телекоммуникационных предприятий и применяемых ими технологий зависят не только оперативность и эффективность передачи информации как таковой, но и эффективность логистических систем в целом.

Следует подчеркнуть, что в современных экономических условиях возрастает роль вспомогательных потоков. Так, например, активное развитие и внедрение информационных технологий и услуг во все сферы деятельности хозяйствующих субъектов, включая и логистическую деятельность, является неотъемлемой частью процесса модернизации экономики страны и способствует возрастанию роли и значения информационных вспомогательных потоков в логистических системах.

Таким образом, актуальность решения указанных проблем относится, в первую очередь, к отраслям, определяющим информационный потенциал страны, в том числе к телекоммуникационной отрасли, поскольку проблема ее эффективного развития и повышения конкурентоспособности во мно-

ГРНТИ 81.88.01 © И.В. Щагин, 2012

гом определяется как эффективностью функционирования внутренних и внешних информационных потоков, так и степенью развития логистического инструментария по управлению вспомогательными потоками. В свою очередь от эффективного развития предприятий телекоммуникационного комплекса и внедрения в практическую деятельность самых современных информационных технологий и услуг во многом зависит эффективность функционирования как народнохозяйственного комплекса, так и логистических систем, участники которых являются активными пользователями услуг связи и информационных технологий на всех этапах осуществления своей логистической деятельности. Следует отметить, что определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграли развитие именно информационных технологий и возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени, в режимах удаленного доступа через информационные системы связи.

Для телекоммуникационных предприятий проблемы эффективного управления информационными потоками наиболее характерны в силу специфики отрасли. Рассмотрим особенности информационных потоковых процессов на предприятиях телекоммуникационного комплекса, относящихся к операторам связи и являющихся одновременно участниками логистических систем, поскольку наибольший интерес, с точки зрения потоковых процессов, представляют именно эти предприятия.

Каковы же особенности телекоммуникационных компаний применительно к потоковым процессам и, в первую очередь, информационным потокам? На телекоммуникационных предприятиях, являющихся операторами связи, существуют материальные, финансовые, трудовые, информационные потоки следующих видов: внутренние и внешние; горизонтальные и вертикальные; входящие и выходящие.

Для предприятий — операторов связи наиболее значимой является проблема эффективного управления второстепенными потоками, поскольку главенствующую роль на данных предприятиях играют информационные потоки. Общая цель всех телекоммуникационных предприятий — оказание услуг связи (потребителям) как своеобразный результат деятельности телекоммуникационных компаний. Иными словами, цель предприятий заключается в обеспечении и поддержании функционирования информационных потоков потребителей.

Следует отметить, что в отличие от других компаний в телекоммуникациях зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков. Запросы со стороны потребителей на новые современные услуги связи высокого качества и технологии, ежегодное увеличение объемов передаваемой информации приводят к необходимости постоянного развития, обновления сети и увеличения пропускной способности каналов связи, что порождает материальные потоки в виде сетевого и абонентского оборудования, средств связи, позволяющих удовлетворять всевозрастающие запросы потребителей.

Наряду с тем, что на предприятиях телекоммуникационного комплекса, являющихся операторами, услуги связи, представленные в виде потоков сообщений, выступают результатом деятельности, и основная выручка, в отличие от других предприятий — участников логистической деятельности, формируется именно за счет реализации (предоставления) услуг связи. Для всех остальных участников основным источником формирования выручки является либо непосредственно реализация материальных потоков в виде ресурсов и товаров, либо хозяйственные операции, связанные тем или иным образом с материальным потоком. Так, например, выручка формируется за счет:

— преобразования материальных ресурсов в готовую продукцию и ее реализации (у предприятий-производителей) ;

— перевозки материальных ресурсов (у предприятий-перевозчиков);

— страхования грузов (у страховых компаний);

— складирования, хранения материальных ресурсов и готовой продукции (у складских операторов);

— перепродажи материальных ресурсов и готовой продукции (для торговых посредников).

Как указывалось выше, на предприятиях телекоммуникационного комплекса основной поток представлен в виде сообщений, в том или ином виде передаваемых абонентами друг другу при помощи оператора связи. Оказывая абонентам услуги связи по поддержанию и передаче информационных потоков, предприятие-оператор получает выручку. По сути, этот поток нематериален, условно говоря, его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть глазами, как он движется, без применения специальных

технических средств (например, осциллографа), в отличие от материального потока. Но сообщение, так же как и любой материальный поток, перемещается в пространстве и во времени.

На предприятиях телекоммуникационного комплекса следует различать информационные потоки и поток услуг по передаче сообщений. Поясним различия между данными потоками.

Как объект исследования телекоммуникационное предприятие отличается от промышленного предприятия, прежде всего, двойственной ролью в функционировании логистических систем. Предприятия электросвязи являются одновременно производителями и потребителями своих услуг.

Поток услуг по передаче сообщений может быть представлен как процесс передачи сообщений от первоначального источника до конечного потребителя (между абонентами) требуемого качества (существуют критерии качества услуг связи) в требуемом количестве (сообщение имеет размерность) за определенный промежуток времени.

Поток услуг по передаче сообщений можно охарактеризовать: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; пропускной способностью каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.

Для предприятия-оператора, передающего такие сообщения от одного абонента к другому, сами передаваемые сообщения информационную роль не выполняют, так как не несут никаких полезных для предприятия сведений. Таким образом, для телекоммуникационного предприятия эти потоки не являются информационными, поскольку с точки зрения логистики в основе любого информационного потока должна быть полезная информация по контролю или управлению предприятием. Передаваемые предприятиями-операторами сообщения абонентов будут являться для них просто потоками по обработке, передаче, приему и доставке сообщений, но относительно абонентов эти потоки несомненно являются информационными. В данном случае этот процесс аналогичен процессу перемещения автотранспортным предприятием материальных ресурсов, принадлежащих сторонним организациям. В этом случае автотранспортное предприятие играет лишь роль перевозчика. Сами перевозимые грузы не выступают материальными потоками авто предприятия. Материальным потоком для автопредприятия являются закупка и поставка автозапчастей, комплектующих, ГСМ для обеспечения его нужд. Таким образом, один и тот же поток может выступать как информационный по отношению к абонентам (потребителям) и в то же время может быть представлен просто потоком сообщений для предприятий связи. Для предприятий — операторов связи информационными потоками являются потоки по управлению их логистической деятельностью. В связи с этим, говоря о деятельности телекоммуникационных предприятий, целесообразно ввести в оборот термин «поток услуг по передаче сообщений», или «поток сообщений», или «информационный поток потребителей», чтобы подчеркнуть, что речь идет о процессе обработки, передачи, приема и доставки сообщений абонентов оператором связи, а термин «информационный поток» необходимо употреблять, когда речь идет о потоках информации, поступающих на предприятия для контроля и управления ими.

Исходя из вышеизложенного, информационными потоками в телекоммуникациях будем называть потоки сообщений, в той или иной форме генерируемые либо исходными материальными потоками (обусловленными, например, необходимостью поставки средств связи), либо потоками вызовов (заявок) от абонентов на оказание услуг связи по передаче сообщений, либо биллинговыми потоками в рассматриваемой системе, между элементами системы или системой и внешней средой и предназначенными для реализации управляющих и контрольных функций.

По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки.

Анализ деятельности телекоммуникационных предприятий позволяет сделать вывод о том, что для данной отрасли характерны такие информационные потоки, как:

— внутренние и внешние;

— горизонтальные и вертикальные;

— входные и выходные;

— по времени возникновения информации: регулярные, периодические, оперативные;

— в зависимости от назначения: директивные информационные потоки, потоки информативно-справочной информации, информация для учета и анализа при принятии решений, вспомогательные информационные потоки [1].

Помимо вышеперечисленных информационных потоков, которые можно отнести к традиционной классификации информационных потоков, на телекоммуникационных предприятиях существуют такие виды информационных потоков, как потоки вызовов, разъединений, отказов, восстановлений, биллинговые потоки.

Основу существования городской телефонной связи как логистической системы с точки зрения управления составляют процессы обслуживания поступающих от абонентов заявок на установление соединений (информационные потоки вызовов) и сигналов окончания разговора (информационные потоки разъединения). Вследствие ограниченной надежности оборудования и сооружений городской телефонной связи в процессе их функционирования возникают еще и информационные потоки, характеризующие отказы оборудования (потоки отказов), и информационные потоки, характеризующие процесс восстановления оборудования (потоки восстановления).

Кроме того, большую группу информационных потоков представляют биллинговые потоки. Понятие «биллинг» традиционно связывают с отраслью связи. Для современной телекоммуникационной компании биллинговая система является жизненно необходимым элементом ИТ-инфраструктуры — ее гибкость и жизнеспособность обеспечивают текущую деятельность и развитие бизнеса в условиях жесткой конкуренции и постоянно совершенствующихся технологий. Современные биллинговые системы предоставляют широкие возможности по учету и тарификации предоставленных услуг, расчетов с абонентами и потребителями, по регистрации договоров на предоставление услуг, учету платежей, работе с дебиторской задолженностью, ведению взаиморасчетов с поставщиками, партнерами, дилерами и агентами.

Основной набор функций биллинговых систем включает:

• регистрацию и учет абонентов сетей связи;

• обработку и анализ исходной информации о потреблении услуг, в частности получение данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору);

• учет объема и номенклатуры предоставленных услуг связи и расчета их стоимости. Функция тарификации и расчета, расчет стоимости предоставленных абоненту услуг электросвязи, снятие тарифных единиц со счета, ведение истории;

• выставление счетов и контроль за оплатой оказанных услуг. Например, формирование и печать ведомостей и реестров оплат;

• справочно-информационное обслуживание абонентов и пользователей системы. Функция ведения нормативно-справочной информации. К ней относятся: ведение тарифных планов, ведение прейскурантов оказываемых услуг, ведение вспомогательной справочной информации (кодов городов, стран и т. д.), сохранение истории изменения тарифов в соответствии со сроком исковой давности. Получение информации о перечне услуг оператора связи и действующих тарифах;

• формирование необходимых финансовых, статистических и информационных документов;

• статистическую обработку информации и представление результатов в виде отчетов и деловой графики;

• определение загруженности линий (суточный трафик, перегрузка линий);

• операции управления сетевым оборудованием, в том числе активация/деактивация (в некоторых системах — блокировка/разблокировка) абонентов и команды изменения условий подписки абонентов, передаваемые непосредственно в коммутатор;

• традиционные функции приложений баз данных. Основные функции приложений БД, реализуемые в биллинговой системе, могут включать в себя: создание и редактирование таблиц базы данных расчетной системы (нормативно-справочная информация, курсы валют, коды направлений связи, описания соединений по направлениям, типов вызовов и соединений, тарифов и тарифных планов, услуг и цен, категорий абонентов, контрактов, счетов и платежей); генерацию счетов и их печать; кредитный контроль счетов; генерацию отчетов. Таким образом, биллинговая система выполняет ряд важных функций, связанных с циркуляцией большого числа информационных потоков.

Биллинговая система, по сути, является центральным звеном, осуществляющим связь посредством информационных потоков между [5]:

• средствами предоставления услуг;

• средствами управления бизнесом предприятия связи;

• внешними организациями, участвующими в процессе предоставления услуг;

• участниками логистической системы и другими абонентами. Данная связь представлена на рисунке.

й о}

е «

^ н

>>

л о ^ &

л о

«

о й

л

й В

а о К

а о

м

8 Он

В 3 В «

К и £ й

га"

м

к

СО

8 &

й н

й

н

К

и

К

о

ю

Й

л

о

«

1)

л

1)

н

Биллинговая система

С и

и 3

° я

со га

О ё

о О

Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я1

>>

& к

©

сЬ

5 г—ч

й « й

1) §

о

1) 4—'

н к

1 й о

>>

Участники процесса предоставления услуг

Операторы-партнеры по роумингу, транзиту трафика

Провайдеры дополнительных услуг связи

Банки

Участники логистической системы

Торговые посредники

Транспортные компании

Страховые компании

Складские операторы

Информационные потоки ] Другие участники

Рис. Биллинговая система как связующее звено в информационной инфраструктуре предприятия связи

Все перечисленные выше разновидности информационных потоков составляют содержание функционирования городской телефонной связи как логистической системы.

Проведенное исследование потоковых процессов в отрасли позволяет сделать вывод о том, что услуги связи и деятельность предприятий телекоммуникационного комплекса можно охарактеризовать следующими чертами.

1. Передаваемые сообщения перемещаются в пространстве и во времени (в отличие от бытовых услуг).

2. Предприятия связи жестко прикреплены к территории в силу стационарного расположения своих технических средств.

3. Средства передачи могут влиять на потребительские свойства услуг по передаче сообщений.

4. Для продавца услуг, связанных с передачей сообщений, территориальный признак важен, поскольку технологии передачи местного и междугородного сообщений отличаются друг от друга.

5. В отличие от услуг транспортных предприятий и предприятий быта для услуг по передаче сообщений характерны более значительные колебания спроса.

6. В отличие от промышленности услуги связи не являются новым вещественным продуктом, а представляют собой конечный полезный эффект процесса передачи сообщений, выступающих в форме услуги.

7. Процесс потребления услуги связи неотделим во времени от процесса их производства.

8. Непрерывное внедрение новых технологий и новых услуг в телекоммуникационной отрасли порождает новые разновидности информационных потоков и требует больших инвестиционных вложений.

9. Среднесписочная численность персонала на предприятиях телекоммуникационного комплекса существенно выше, чем на предприятиях сферы бытовых услуг.

10. Возможность передачи информационных потоков мгновенно и на большие расстояния (принцип on-line передачи), в отличие от материальных потоков, требующих достаточно больших временных затрат при перемещении на большие расстояния.

11. Основным источником формирования выручки являются не материальные потоки, а потоки сообщений, передаваемые оператором связи.

12. На предприятиях — операторах связи наиболее интенсивным потоком является не материальный поток, а поток сообщений как информационный относительно абонентов. Данный поток выступает генератором всех остальных потоков.

13. Один и тот же поток сообщений может проходить через несколько предприятий-операторов и связывать их между собой (при междугородной, международной связи).

14. Один поток сообщений приводит к образованию нескольких финансовых потоков, которые сопровождают его и связывают между собой целый ряд предприятий (перераспределение финансовых средств между операторами связи при оплате услуг междугородной, международной связи).

15. Количество и интенсивность потоков сообщений с экономической точки зрения определяются спросом на данный вид услуг, а с технической — зависят от таких характеристик, как вид оказываемых услуг связи, применяемые технологии передачи сообщений, вид сети связи, вид и тип применяемого оператором оборудования связи.

16. Количество, интенсивность и направленность материальных, финансовых и информационных потоков определяются характеристиками потока сообщений.

17. Объем информационных потоков ежегодно растет, в отличие от материальных потоков, которые могут существенно сокращаться в периоды экономических кризисов.

Анализируя вышеперечисленные черты предприятий связи и потоковые процессы, сопровождающие их деятельность, можно сделать вывод о том, что многие из потоков, несомненно, носят логистический характер, являются информационными потоками логистических систем, а сами предприятия телекоммуникационного комплекса выступают участниками логистических систем и должны стать предметом пристального изучения в логистике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: ТРТУ, 2005.

2. Большаков М.А. Логистические аспекты обеспечения конкурентоспособности многопрофильной компании // Известия СПбУЭФ. 2010. № 2. С. 82-84.

3. Мерзляк A.B. Совершенствование информационного обеспечения цепей поставок как фактор повышения их конкурентоспособности // Известия СПбУЭФ. 2010. № 1. С. 107-109.

4. Попов А.И., Плотников В.А. Инновационно-креативный потенциал — основа наукоемкой экономики // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 134-136.

5. Самсонов М.С. Роль биллинговой системы в разработке CRM-стратегии оператора связи // Технологии и средства связи. 2001. № 4. С. 90-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.