Научная статья на тему 'Исследование основных проблем благоустройства придомовых территорий районов с пятиэтажной застройкой'

Исследование основных проблем благоустройства придомовых территорий районов с пятиэтажной застройкой Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
8794
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО / ПРИЛЕГАЮЩИЕ ТЕРРИТОРИИ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРОЕЗДЫ / АВТОСТОЯНКИ / ОСВЕЩЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Третьякова Полина Алексеевна, Шутова Ольга Александровна

На современном этапе развития городской среды возникает острая необходимость преобразования и модернизации уже сложившейся застройки. В частности, это касается благоустройства придомовых территорий пятиэтажного жилого фонда. Отражены основные моменты, связанные с понятием «благоустройство». Приведены главные недостатки таких территорий, выявленные в ходе проведения обследования. Произведен отбор наиболее приоритетных вопросов с соответствующим обоснованием для изучения и дальнейшей проработки. Для подтверждения актуальности выбранных направлений приведены некоторые результаты социологического опроса по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Третьякова Полина Алексеевна, Шутова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование основных проблем благоустройства придомовых территорий районов с пятиэтажной застройкой»

УДК 365.46

П.А. Третьякова, О.А. Шутова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ РАЙОНОВ С ПЯТИЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКОЙ

На современном этапе развития городской среды возникает острая необходимость преобразования и модернизации уже сложившейся застройки. В частности, это касается благоустройства придомовых территорий пятиэтажного жилого фонда. Отражены основные моменты, связанные с понятием «благоустройство». Приведены главные недостатки таких территорий, выявленные в ходе проведения обследования. Произведен отбор наиболее приоритетных вопросов с соответствующим обоснованием для изучения и дальнейшей проработки. Для подтверждения актуальности выбранных направлений приведены некоторые результаты социологического опроса по данной тематике.

Ключевые слова: благоустройство, прилегающие территории, автомобильные проезды, автостоянки, освещение, безопасность.

Что мы понимаем под «благоустройством придомовых территорий»? Некоторые считают, что это оборудование специально отведенных площадок для игр детей и полноценного отдыха взрослых. Другие считают, что благоустройство - это создание дополнительных зеленых насаждений для повышения уровня комфорта таких территорий. Остальные придерживаются мнения о том, что благоустройство предполагает проведение мероприятий по борьбе с захламленностью и зарастанием двора. Безусловно, все эти мнения верны. Специалисты в данной области трактуют этот термин следующим образом: благоустройство дворовых территорий - это сложный процесс, включающий комплекс инженерных, архитектурно-планировочных, лесохозяйственных и иных мероприятий, способствующих улучшению средовых качеств территорий жилой застройки города [1].

На стадии проектирования нового жилого дома раздел, касающийся благоустройства придомовой территории, подлежит детальной разработке с учетом современных требований. Так, например, на данном этапе производится расчет необходимой площади озеленения, конкретизация основных путей движения пешеходов, расчет требуемой площади игровых площадок и мест для стоянки автотранспорта

домовладельцев. На следующем этапе производится рациональное размещение элементов благоустройства в соответствии с их расчетными значениями на участке, подлежащем застройке. В случае, когда площадь земельного участка невелика для того, чтобы позволить разместить все элементы благоустройства, приоритетными принято считать те, которые обеспечивают безопасное и комфортное пребывание граждан на дворовой территории [2].

Несколько иная ситуация складывается в отношении уже сформировавшейся застройки. Особый интерес в данном случае вызывает жилой фонд, построенный в 60-80-х годах прошлого столетия. Архитектурное решение этих зданий вряд ли можно назвать ярким и выразительным. Это не удивительно, ведь в то время преследовалась совсем иная цель - обеспечение как можно большего количества граждан хоть и небольшой, но собственной жилой площадью [3]. Проблема острого дефицита жилья, сложившаяся в послевоенные годы, затмила все идеи, связанные с созданием архитектурно выразительного и неповторимого облика города. Тогда никто не мог предположить, что массовая застройка типовыми домами через несколько десятков лет приведет к глубочайшей проблеме, заключающейся в обновлении жилого фонда и повышении средовых качеств прилегающих территорий.

Причина несоответствия фактического состояния прилегающих территорий современным требованиям кроется не только в стихийном характере застройки тех лет. Наряду с постоянно повышающимися требованиями к качеству жилого фонда и прилегающим территориям, изменялись и нормативные требования, предъявляемые к ним. Сравнение можно произвести на примере требований, предъявляемым к местам хранения автомобилей. В таблице представлен ряд показателей, нормируемых как в СНиП 11-60-75, действующем в период строительства пятиэтажек, так и в ныне утвержденном СП 42.13330.2011.

Уровень автомобилизации постоянно растет, что влечет за собой новые проблемы, связанные с недостатком свободных площадей для стоянки автомобилей на придомовых территориях. Собственники транспортных средств зачастую не догадываются, что оставив свой автомобиль в неположенном месте, они тем самым мешают беспрепятственному движению пешеходов, проезду экстренных и аварийных служб, а также портят состояние газонов и цветников.

Сравнительные показатели благоустройства микрорайонных территорий

Критерии Нормативный документ

СНиП 11-60-75. Нормы проектирования. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

Уровень автомобилизации на расчетный срок (единиц легкового автотранспорта на 1000 чел.) 150-180 350

Расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей, м не более 200 м не более 100 м

Расстояние от открытых площадок для хранения автомобилей (вместимостью 11-50 единиц) до жилых домов, м не менее 15 м не менее 15 м

Хранение автомобилей в подземном пространстве (гаражах), единиц на 1000 чел. 25 25

На селитебных территориях открытые стоянки для постоянного хранения от расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей не менее 70 % не менее 90 %

Отсутствие достаточного количества парковочных мест - это далеко не единственная проблема, касающаяся благоустройства придомовых территорий. На основании проведенного обследования территорий с пятиэтажной застройкой также были выявлены следующие недостатки:

- отсутствие (полное или частичное) источников освещения на основных путях движения пешеходов;

- отсутствие возможности всестороннего подъезда к жилому дому специальной техники: пожарных, газовых служб;

- неудовлетворительное состояние покрытия проездов вдоль домов;

- высокая степень захламленности территории (сломленные деревья, разросшиеся и частично высохшие кустарники, выкорчеванные пни, высокие заросли репейника и других трав);

- неудовлетворительное состояние пешеходных дорожек на дворовой территории.

В качестве объектов дальнейшего исследования были выбраны следующие направления:

1) наружное освещение дворовых территорий;

2) дорожно-тропиночная сеть;

3) места для стоянки автомобилей.

Выбор данных направлений не случаен: все эти составляющие прямым или косвенным путем влияют на безопасность пребывания людей на придомовых территориях. Отсутствие освещения во дворах повышает риск хулиганства, а также, учитывая крайне неудовлетворительное состояние пешеходных дорожек, может привести к получению травм людей. Изрезанные корнями деревьев грунтовые пешеходные дорожки, которые не раз подвергались «ремонту» силами самих проживающих в виде различных остатков строительных материалов (листы фанеры, доски, бой кирпича), являются причиной не только сломанных каблуков и ушибов, но и явной преградой для передвижения молодых мам и людей, относящихся к маломобильным группам населения. Что касается автостоянок, то в данном случае у собственника транспортного средства при отсутствии свободных парковочных мест не остается другого выбора, кроме как оставить автомобиль на внутридвором проезде с частичным заездом на газон или тротуар (если это возможно).

Для подтверждения актуальности выбранных направлений было принято решение о проведении социологического опроса, направленного на выявление основных проблем благоустройства дворов. В данном опросе мог принять участие любой желающий, независимо от возраста и места проживания.

Один из первых вопросов звучал следующим образом: «Как Вы оцениваете уровень благоустройства своего жилого двора?». Результаты в процентном отношении представлены на рис. 1.

■ Высокий

■ Средний

11 Нгокпй

■ Не знаю затрудняюсь ответить

Рис. 1. Результаты оценки жителями уровня благоустройства дворов

Исходя из анализа результатов, можно сделать вывод о том, что 62 % опрошенных крайне не удовлетворены состоянием придомовой территории. Респонденты, попавшие в число 36 %, также склоняются к тому, что на придомовой территории имеет место ряд проблем, связанных с благоустройством. Все это свидетельствует о том, что проблема благоустройства дворов на сегодняшний день является актуальной и вызывает большой интерес со стороны горожан.

Следующий вопрос был направлен на выявление самых проблемных позиций, касающихся благоустройства дворовой территории. Респонденту предлагалось расположить в порядке важности следующие пункты:

1) запущенность и неблагоустроенность;

2) аварийное состояние детских площадок;

3) отсутствие урн;

4) парковочные места для автотранспорта;

5) недостаточное количество скамеек;

6) вытаптывание газонов;

7) состояние пешеходных дорожек;

8) загрязнение и зарастание двора;

9) некачественная уборка территории двора;

10) состояние внутридворовых проездов;

11) отсутствие газонов и цветников;

12) проблема освещения дворовой территории;

13) состояние зеленых насаждений во дворе.

Результаты опроса представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты ранжирования проблем придомовых территорий

Начисление производилось по следующему принципу: пункту, которому опрошенный отдал первое место в списке расположения по важности, присваивалось 13 баллов, пункту, расположившемуся на втором месте - 12 баллов и т.д. Пункт, оказавшийся последним в списке, получал один бал.

Результаты показали, что наиболее важными и требующими скорейшего разрешения являются проблемы, связанные с устройством пешеходных дорожек и освещения дворовых территорий, а также организацией парковочных мест для автомобилей. Актуальность направлений, которые были выбраны в качестве приоритетных для дальнейшего изучения, подтвердилась результатами социологического опроса.

В завершении опроса респондентам было предложено выбрать наиболее предпочтительную для них форму участия в повышении уровня благоустройства. Результаты представлены на рис. 3.

Мнения о том, какими способами можно повлиять на качественное преобразование придомовой территории, разделились. Больше половины опрошенных (44 %) считают, что повысить уровень благоустройства можно лишь за счет привлечения жителей на общественных началах. Другая часть респондентов (23 %) придерживается абсолютно противоположного мнения. Оставшиеся 23 % опрошенных готовы вносить денежные средства.

■ Привлечение денежных средств

в Привлечение жителей на общественных началах

Не надо привлекать жителей

■ Не знаю / затрудняюсь ответить

Рис. 3. Результаты выбора жителями формы участия в благоустройстве придомовых территорий

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день требуется разработка эффективных механизмов создания и преобразования окружающей всех нас среды в комфортное и самое главное - безопасное для пребывания пространство. Для этого необходимо прежде всего внести изменения в систему правового регулирования данного вопроса на уровне городской власти. Считаем нужным провести границу ответственности за содержание и реконструкцию придомовых территорий между органами местного самоуправления и непосредственно жителями. И не менее важно каждому осознать значимость поддержания соответствующего нормам состояния дворовых территорий для того, чтобы чувствовать себя защищенным не только в стенах своей квартиры, но и за ее пределами.

Библиографический список

1. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий / В.В. Владимиров, Г.Н. Давидянц, О.С. Расторгуев, В.Л. Шафран, -М.: Архитектура-С, 2004. - 240 с.

2. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города / под общ. ред. П.Г. Грабового и В. А. Харитонова. - М.: Изд-во АСВ: Реалпро-ект, 2005. - 624 с.

3. Юзефович А.Н. Современные проблемы реконструкции жилых домов первых массовых серий / Вестник Перм. нац. исслед. политехи. ун-та. Урбанистика. - 2011. - С. 107-121.

P.A. Tretyakova, O.A. Shutova INVESTIGATION OF THE MAIN PROBLEMS OF THE HOUSE LAND PLOTSAREAS WITH A FIVE-STORIED BUILDINGS

At the present stage of development of an urban environment there is an urgent need of transformation and modernization of already developed building. In particular it concerns improvement of house adjoining territories of five-floor housing stock. The highlights connected with the concept "improvement" are reflected. The main shortcomings of such territories revealed during carrying out inspection are given. Selection of the most priority questions with the corresponding justification is made for studying and further study. For confirmation of relevance of the chosen directions some results of sociological poll on this subject are given.

Keywords: improvement, adjacent territories, car lanes, parking, illumination, safety.

Сведения об авторах

Третьякова Полина Алексеевна (Пермь, Россия) - магистрант кафедры «Строительное производство и геотехника» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (e-mail: spstf@pstu.ru).

Шутова Ольга Александровна (Пермь, Россия) - старший преподаватель кафедры «Строительное производство и геотехника», ФГБОУ ВПО ПНИПУ (spstf@pstu.ac.ru).

About the authors

Tretyakova Polina Alekseevna (Perm, Russia) - graduate student, Department of Building production and geotechnics, Perm National Research Polytechnic University (e-mail: spstf@pstu.ru).

Shutova Olga Aleksandrovna (Perm, Russia) - Senior Lecturer, Department of Building production and geotechnics, Perm National Research Polytechnic University (e-mail: spstf@pstu.ru).

Получено 19.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.