Научная статья на тему 'Исследование мотивации повышения квалификации в области энергосбережения сотрудников организаций бюджетной сферы'

Исследование мотивации повышения квалификации в области энергосбережения сотрудников организаций бюджетной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИКА ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / MOTIVATION / COMPETENCY / TECHNOLOGIES OF VISUALIZED PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильязова Марьям Даниловна, Кукарина Алла Юрьевна, Кадимова Надия Рифартовна

Представленный в статье анализ результатов исследования мотивации повышения квалификации сотрудников организаций бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение, с помощью проективной методики визуализированных проблемных ситуаций (А.А. вербицкий, н.А. бакшаева) позволил выявить необходимость специальных программ формирования компетентных специалистов в области энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильязова Марьям Даниловна, Кукарина Алла Юрьевна, Кадимова Надия Рифартовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO THE MOTIVATION FOR SKILL BUILDING IN THE AREA OF ENERGY EFFICIENCY FOR THE EMPLOYEES OF STATE-FUNDED ORGANIZATIONS

The analysis of the results of the research into the motivation for skill building of the employees of state-funded organizations who are responsible for energy saving, with the help of project-based technologies of visualized problem situations (A.A. Verbitskiy, N.A. Bakshaeva) allowed to reveal the necessity for special programs for raising competent professionals in energy efficiency field.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации повышения квалификации в области энергосбережения сотрудников организаций бюджетной сферы»

Проблемы практической психологии

М.Д. Ильязова, А.Ю. Кукарина, Н.Р. Кадимова

Исследование мотивации повышения квалификации в области энергосбережения сотрудников организаций бюджетной сферы’

Представленный в статье анализ результатов исследования мотивации повышения квалификации сотрудников организаций бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение, с помощью проективной методики визуализированных проблемных ситуаций (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева) позволил выявить необходимость специальных программ формирования компетентных специалистов в области энергосбережения.

Ключевые слова: мотивация, компетентность, методика визуализированных проблемных ситуаций.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности промышленности Российской Федерации - важная государственная задача

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта .№ 14-03-00313 «Регион как социальная и образовательная платформа для развития кадрового потенциала инженерного корпуса».

современной России [3]. Для формирования и развития профессиональной компетентности специалистов в этой сфере в Астраханском государственном техническом университете разработана и реализуется специальная программа повышения квалификации. В 2011-2013 гг. по заказу Министерства энергетики РФ по ней было организовано обучение работников организаций и учреждений бюджетной сферы, в сферу должностных обязанностей которых входит управление энергосбережением.

В отечественной психологии и педагогике развитие компетентности будущего специалиста во многом рассматривается как становление смыслообразующих профессиональных мотивов, ценностей. Воспитание личности специалиста, прежде всего, означает «формирование системы его потребностей и мотивов, иерархия которых характеризует целостную личность во всех областях ее деятельности» [1, с. 36]. Джон Равен подчеркивает, что сущность компетентности представляет собой «мотивированную способность» субъекта деятельности [4].

Действительно, мотивация - важнейшая составляющая компетентных действий специалиста [2], поэтому одним из аспектов анализа результатов проведенной программы явилось определение мотивации учения слушателей. При этом нас интересовала выраженность внутренних мотивов, отражающих стремление к эффективному и бережному использованию энергии на рабочем месте. Именно внутренняя мотивация детерминирует персональную ответственность за энергосбережение и ресурсосбережение, когда люди «радеют», «болеют душой», и энергосбережение как ценность и энергосберегающие мероприятия как механизм достижения этой ценности для них не просто формальность, выполнение требований закона, предписаний, избежание «санкций».

Мотивацию учебной деятельности слушателей программы определяли с помощью проективной методики визуализированных проблемных ситуаций (модификация методики Р.С. Вайсмана), предложенной А.А. Вербицким и Н.А. Бакшаевой [1]. Авторы методики разработали конкретизированные критерии, используя которые мы определяли мотивы учебной деятельности слушателей программы.

В исследовании приняло участие 315 респондентов. Процедура исследования мотивов заключалась в том, что слушателям предлагалось письменно по определенному плану проинтерпретировать серию сюжетно неопределенных картинок, на которых изображены люди в различных ситуациях, схожих с ситуацией обучения на курсах повышения квалификации. Фамилия и имя респондента не указывались.

В инструкции респондентов просили описать каждую картинку по плану (Кто эти люди? Что происходит на этой картинке? В чем заключа-

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

ется ситуация, отраженная в данном сюжете? Что привело к данной ситуации? Что произошло до этого? О чем в настоящий момент думают люди, включенные в изображенную ситуацию? Какие желания и чувства они переживают? К чему приведет данная ситуация? Что произойдет далее?) и сообщали, что данный прием предназначен для изучения оригинальности мышления. Испытуемые работали индивидуально и независимо друг от друга. Время ответов ограничивалось: на интерпретацию каждой картинки отводилось 6 минут, переход к следующей картинке контролировался экспериментатором.

Содержательный анализ сочинений слушателей программы позволил отнести каждое из них в одну из трех групп.

Группа «А». Персонажи заняты познавательной или профессиональной деятельностью, у них явно выражено стремление к познанию, саморазвитию, решению профессиональных задач и проблем. Здесь мы можем констатировать наличие внутренних мотивов обучения по программе повышения квалификации.

Приведем примеры ответов респондентов: Слушатели на презентации (какой-либо работы, события и т.д.). К данной ситуации их привело желание поделиться какими-либо успехами в своей работе, деятельности, опытом и т.д. В настоящий момент эти люди обдумывают, сравнивают, анализируют полученную информацию, берут на вооружение какие-либо моменты. Они переживают чувства творить, стараться, быть на уровне, гордость, уважение, зависть и т.д. В дальнейшем будут стараться подтянуть свой уровень выше; Это слушатели. Идет общение «учитель - слушатель, слушатель - учитель». Данная ситуация возникла из-за желания учиться, знать больше. В настоящий момент мысли людей - как хорошо, что я пришел учиться. Желания людей - объять надо то, что смогу. А далее - Работать! Работать! Работать!.. Чтобы в дальнейшем быть грамотнее, быть хорошим специалистом своего дела.

Группа «Б». Стремление персонажей к познанию или решению профессиональных задач и проблем выражено неявно. Исходя из того, что в опоросе принимали участие слушатели, посещавшие курсы повышения квалификации (т.е., по идее, «мотивированные» на обучение), при этом внутренние мотивы (познавательные, профессионального развития) у них выражены неявно, можно говорить о наличии как внешней, так и внутренней мотивации респондентов данной группы.

Приведем примеры ответов: Это выпускники курсов повышения квалификации или программы обучения. Произошло вручение дипломов и группа сфотографировалась на память. Происходил процесс обучения по

госпрограмме по мере необходимости. Люди думают о том, что жаль расставаться и о том как в дальнейшем применять полученные знания. У них чувство удовлетворения по отношению к себе и чувство неудовлетворенности из-за нестыковки теории и практики. Материал, полученный на занятиях, будет применен на практике, хотя бы в той части, которая подойдет к их организации, учреждению и т.д.; Это коллектив слушателей курсов (группы) по обучению чего-либо. Фото на память по окончании курсов... и т.п. Мысли людей - теперь мы специалисты (по пройденному курсу). Кто-то рад, а кто-то не очень рад от дополнительной нагрузки, которая может быть теперь у него. Все разъедутся, и, возможно, некоторое количество слушателей будут использовать полученные знания.

Группа «В». Персонажи не заняты познавательной или профессиональной деятельностью, их стремления не связаны с познанием или профессией либо слабо обозначены. о мотивах обучения респондентов, сочинения которых отнесены к этой группе, можно говорить как о внешних, не относящихся непосредственно к процессу повышения квалификации.

Далее приведены примеры сочинений: Это слушатели курсов по энергоаудиту. Курсы закончились - вручения и подтверждения. К данной ситуации привел - совместный труд по организации и проведению курсов. В настоящий момент люди думают - Слава Богу, все кончилось. Они испытывают взаимную благодарность. После фотографирования сядут за столы, что сзади фотографа; Это студенты. Закончили обучение в учебном заведении. До этого - их заставили на работе (для увеличения заработных плат). В настоящий момент люди думают - о хорошей зарплате. Испытывают чувство радости, что все закончилось.

Количественный анализ результатов опроса позволил определить долю респондентов, сочинения которых отнесены к группам А, Б, А/Б, В. Оказалось, что 10% слушателей обладают внутренней мотивацией (группа «А»). У 39% слушателей внутренняя мотивация выражена не явно (группа «Б»). 22% слушателей программы продемонстрировали внешнюю мотивацию учения на курсах повышения квалификации. Интересна как потенциал и резерв для формирования внутренней мотивации группа слушателей «А/Б» (11%), у которых мотивы А и мотивы Б выражены в равной степени (рис. 1).

Результаты проведения исследования мотивации повышения квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы позволили сделать следующие выводы.

1. Проективная методика визуализированных проблемных ситуаций, предложенная А.А. Вербицким и Н.А. Бакшаевой, позволяет выявлять

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

внешние и внутренние мотивы повышения квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы.

2. В мотивации повышения квалификации участников опроса лишь у 10% исследованных ярко выражена внутренняя мотивация.

3. Выделяется группа слушателей «А/Б» (11%), у которых мотивы А и мотивы Б выражены в равной степени. Эти представители бюджетных организаций и учреждений представляют собой резерв, потенциал для подготовки компетентных специалистов в области энергосбережения, действующих просоциально - с осознанием социальных последствий своих действий, т.е. ответственно.

4. Необходимы специальные программы формирования внутренней мотивации, т.е. ответственности, ценностного отношения к энергосбережению как в рамках реализации программ повышения квалификации, так и в ходе мероприятий по ресурсосбережению в учреждениях и предприятиях бюджетной сферы.

50%

40%

30%

20%

10%

0%

А А/Б Б В

Рис. 1. Соотношение слушателей по группам от общего числа опрошенных

Библиографический список

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. М., 2006.

2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: Монография. М., 2011.

3. Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. 2446-р.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.