Проблемы практической психологии
М.Д. Ильязова, А.Ю. Кукарина, Н.Р. Кадимова
Исследование мотивации повышения квалификации в области энергосбережения сотрудников организаций бюджетной сферы’
Представленный в статье анализ результатов исследования мотивации повышения квалификации сотрудников организаций бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение, с помощью проективной методики визуализированных проблемных ситуаций (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева) позволил выявить необходимость специальных программ формирования компетентных специалистов в области энергосбережения.
Ключевые слова: мотивация, компетентность, методика визуализированных проблемных ситуаций.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности промышленности Российской Федерации - важная государственная задача
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта .№ 14-03-00313 «Регион как социальная и образовательная платформа для развития кадрового потенциала инженерного корпуса».
современной России [3]. Для формирования и развития профессиональной компетентности специалистов в этой сфере в Астраханском государственном техническом университете разработана и реализуется специальная программа повышения квалификации. В 2011-2013 гг. по заказу Министерства энергетики РФ по ней было организовано обучение работников организаций и учреждений бюджетной сферы, в сферу должностных обязанностей которых входит управление энергосбережением.
В отечественной психологии и педагогике развитие компетентности будущего специалиста во многом рассматривается как становление смыслообразующих профессиональных мотивов, ценностей. Воспитание личности специалиста, прежде всего, означает «формирование системы его потребностей и мотивов, иерархия которых характеризует целостную личность во всех областях ее деятельности» [1, с. 36]. Джон Равен подчеркивает, что сущность компетентности представляет собой «мотивированную способность» субъекта деятельности [4].
Действительно, мотивация - важнейшая составляющая компетентных действий специалиста [2], поэтому одним из аспектов анализа результатов проведенной программы явилось определение мотивации учения слушателей. При этом нас интересовала выраженность внутренних мотивов, отражающих стремление к эффективному и бережному использованию энергии на рабочем месте. Именно внутренняя мотивация детерминирует персональную ответственность за энергосбережение и ресурсосбережение, когда люди «радеют», «болеют душой», и энергосбережение как ценность и энергосберегающие мероприятия как механизм достижения этой ценности для них не просто формальность, выполнение требований закона, предписаний, избежание «санкций».
Мотивацию учебной деятельности слушателей программы определяли с помощью проективной методики визуализированных проблемных ситуаций (модификация методики Р.С. Вайсмана), предложенной А.А. Вербицким и Н.А. Бакшаевой [1]. Авторы методики разработали конкретизированные критерии, используя которые мы определяли мотивы учебной деятельности слушателей программы.
В исследовании приняло участие 315 респондентов. Процедура исследования мотивов заключалась в том, что слушателям предлагалось письменно по определенному плану проинтерпретировать серию сюжетно неопределенных картинок, на которых изображены люди в различных ситуациях, схожих с ситуацией обучения на курсах повышения квалификации. Фамилия и имя респондента не указывались.
В инструкции респондентов просили описать каждую картинку по плану (Кто эти люди? Что происходит на этой картинке? В чем заключа-
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
ется ситуация, отраженная в данном сюжете? Что привело к данной ситуации? Что произошло до этого? О чем в настоящий момент думают люди, включенные в изображенную ситуацию? Какие желания и чувства они переживают? К чему приведет данная ситуация? Что произойдет далее?) и сообщали, что данный прием предназначен для изучения оригинальности мышления. Испытуемые работали индивидуально и независимо друг от друга. Время ответов ограничивалось: на интерпретацию каждой картинки отводилось 6 минут, переход к следующей картинке контролировался экспериментатором.
Содержательный анализ сочинений слушателей программы позволил отнести каждое из них в одну из трех групп.
Группа «А». Персонажи заняты познавательной или профессиональной деятельностью, у них явно выражено стремление к познанию, саморазвитию, решению профессиональных задач и проблем. Здесь мы можем констатировать наличие внутренних мотивов обучения по программе повышения квалификации.
Приведем примеры ответов респондентов: Слушатели на презентации (какой-либо работы, события и т.д.). К данной ситуации их привело желание поделиться какими-либо успехами в своей работе, деятельности, опытом и т.д. В настоящий момент эти люди обдумывают, сравнивают, анализируют полученную информацию, берут на вооружение какие-либо моменты. Они переживают чувства творить, стараться, быть на уровне, гордость, уважение, зависть и т.д. В дальнейшем будут стараться подтянуть свой уровень выше; Это слушатели. Идет общение «учитель - слушатель, слушатель - учитель». Данная ситуация возникла из-за желания учиться, знать больше. В настоящий момент мысли людей - как хорошо, что я пришел учиться. Желания людей - объять надо то, что смогу. А далее - Работать! Работать! Работать!.. Чтобы в дальнейшем быть грамотнее, быть хорошим специалистом своего дела.
Группа «Б». Стремление персонажей к познанию или решению профессиональных задач и проблем выражено неявно. Исходя из того, что в опоросе принимали участие слушатели, посещавшие курсы повышения квалификации (т.е., по идее, «мотивированные» на обучение), при этом внутренние мотивы (познавательные, профессионального развития) у них выражены неявно, можно говорить о наличии как внешней, так и внутренней мотивации респондентов данной группы.
Приведем примеры ответов: Это выпускники курсов повышения квалификации или программы обучения. Произошло вручение дипломов и группа сфотографировалась на память. Происходил процесс обучения по
госпрограмме по мере необходимости. Люди думают о том, что жаль расставаться и о том как в дальнейшем применять полученные знания. У них чувство удовлетворения по отношению к себе и чувство неудовлетворенности из-за нестыковки теории и практики. Материал, полученный на занятиях, будет применен на практике, хотя бы в той части, которая подойдет к их организации, учреждению и т.д.; Это коллектив слушателей курсов (группы) по обучению чего-либо. Фото на память по окончании курсов... и т.п. Мысли людей - теперь мы специалисты (по пройденному курсу). Кто-то рад, а кто-то не очень рад от дополнительной нагрузки, которая может быть теперь у него. Все разъедутся, и, возможно, некоторое количество слушателей будут использовать полученные знания.
Группа «В». Персонажи не заняты познавательной или профессиональной деятельностью, их стремления не связаны с познанием или профессией либо слабо обозначены. о мотивах обучения респондентов, сочинения которых отнесены к этой группе, можно говорить как о внешних, не относящихся непосредственно к процессу повышения квалификации.
Далее приведены примеры сочинений: Это слушатели курсов по энергоаудиту. Курсы закончились - вручения и подтверждения. К данной ситуации привел - совместный труд по организации и проведению курсов. В настоящий момент люди думают - Слава Богу, все кончилось. Они испытывают взаимную благодарность. После фотографирования сядут за столы, что сзади фотографа; Это студенты. Закончили обучение в учебном заведении. До этого - их заставили на работе (для увеличения заработных плат). В настоящий момент люди думают - о хорошей зарплате. Испытывают чувство радости, что все закончилось.
Количественный анализ результатов опроса позволил определить долю респондентов, сочинения которых отнесены к группам А, Б, А/Б, В. Оказалось, что 10% слушателей обладают внутренней мотивацией (группа «А»). У 39% слушателей внутренняя мотивация выражена не явно (группа «Б»). 22% слушателей программы продемонстрировали внешнюю мотивацию учения на курсах повышения квалификации. Интересна как потенциал и резерв для формирования внутренней мотивации группа слушателей «А/Б» (11%), у которых мотивы А и мотивы Б выражены в равной степени (рис. 1).
Результаты проведения исследования мотивации повышения квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы позволили сделать следующие выводы.
1. Проективная методика визуализированных проблемных ситуаций, предложенная А.А. Вербицким и Н.А. Бакшаевой, позволяет выявлять
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
внешние и внутренние мотивы повышения квалификации ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности лиц в организациях и учреждениях бюджетной сферы.
2. В мотивации повышения квалификации участников опроса лишь у 10% исследованных ярко выражена внутренняя мотивация.
3. Выделяется группа слушателей «А/Б» (11%), у которых мотивы А и мотивы Б выражены в равной степени. Эти представители бюджетных организаций и учреждений представляют собой резерв, потенциал для подготовки компетентных специалистов в области энергосбережения, действующих просоциально - с осознанием социальных последствий своих действий, т.е. ответственно.
4. Необходимы специальные программы формирования внутренней мотивации, т.е. ответственности, ценностного отношения к энергосбережению как в рамках реализации программ повышения квалификации, так и в ходе мероприятий по ресурсосбережению в учреждениях и предприятиях бюджетной сферы.
50%
40%
30%
20%
10%
0%
А А/Б Б В
Рис. 1. Соотношение слушателей по группам от общего числа опрошенных
Библиографический список
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. М., 2006.
2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: Монография. М., 2011.
3. Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. 2446-р.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ. М., 2002.