Научная статья на тему 'Исследование мотивации и когнитивных процессов старших школьников'

Исследование мотивации и когнитивных процессов старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
472
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девличарова Р. Ю., Попова А. С.

Проблема улучшения эффективности процесса обучения при существенно возросшей потребности в гибкости данного процесса ставит ряд сложных задач перед современной школой. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Обновление содержания обучения, актуализация задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формирование у них активной жизненной позиции, стимулирует увеличение психолого-педагогических исследований в данной области.С целью диагностики мотивационной сферы и когнитивных структур, которые могут оказаться мощным средством повышения эффективности учебной деятельности, нами было проведено исследование, в котором участвовали ученики 11 класса — 20 человек.Для проведения исследования использовался комплекс методик:1. «Краткий Ориентировочный Тест» (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик);2. Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание;3. Методика «Память на числа и слова»;4. «Методика изучения мотивации обучения саршеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М).Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что мотивационная сфера учащихся динамична. Она детерминирована рядом факторов как объективного, так же субъективного характера. Доминирующим оказался оценочный мотив обучения учащихся. Он основан на потребности в социальном признании и одобрении взрослыми.Было выявлено, что мотивация учения может выступать одним из показателей уровня развития и психического благополучия ученика. Соотнесение результатов общего умственного развития и мотивации показали, что у учеников, имеющих низкий и ниже среднего уровни умственного развития, преобладает внешний мотив обучения, который не оказывает влияния на активность и успешность обучения.Когнитивные процессы учащихся сформированы в пределах нормы. По всем когнитивным показателям старшеклассников отмечается средний уровень продуктивной умственной деятельности.Таким образом, проведенное исследование показало, что когнитивные процессы старшеклассников, как и ожидалось, в пределах номы, а вот учебные мотивы отходят на второй план, уступая место социальному признанию и одобрению взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации и когнитивных процессов старших школьников»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 5

Ю: 2015-05-81-^4859 Тезис

Девличарова Р.Ю., Попова А.С.

Исследование мотивации и когнитивных процессов старших школьников

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: д.с.н. Андриянова Е.А.

Проблема улучшения эффективности процесса обучения при существенно возросшей потребности в гибкости данного процесса ставит ряд сложных задач перед современной школой. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Обновление содержания обучения, актуализация задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формирование у них активной жизненной позиции, стимулирует увеличение психолого-педагогических исследований в данной области.

С целью диагностики мотивационной сферы и когнитивных структур, которые могут оказаться мощным средством повышения эффективности учебной деятельности, нами было проведено исследование, в котором участвовали ученики 11 класса — 20 человек.

Для проведения исследования использовался комплекс методик:

1. «Краткий Ориентировочный Тест» (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик);

2. Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание;

3. Методика «Память на числа и слова»;

4. «Методика изучения мотивации обучения саршеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М).

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что мотивационная сфера учащихся динамична. Она детерминирована рядом факторов как объективного, так же субъективного характера. Доминирующим оказался оценочный мотив обучения учащихся. Он основан на потребности в социальном признании и одобрении взрослыми.

Было выявлено, что мотивация учения может выступать одним из показателей уровня развития и психического благополучия ученика. Соотнесение результатов общего умственного развития и мотивации показали, что у учеников, имеющих низкий и ниже среднего уровни умственного развития, преобладает внешний мотив обучения, который не оказывает влияния на активность и успешность обучения.

Когнитивные процессы учащихся сформированы в пределах нормы. По всем когнитивным показателям старшеклассников отмечается средний уровень продуктивной умственной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что когнитивные процессы старшеклассников, как и ожидалось, в пределах номы, а вот учебные мотивы отходят на второй план, уступая место социальному признанию и одобрению взрослых.

Ключевые слова: мотивация, когнитивные процессы, старшеклассники

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.