Научная статья на тему 'Исследование личностных характеристик менеджера сестринского дела'

Исследование личностных характеристик менеджера сестринского дела Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGER OF NURSING / PERSONAL CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL TRAINING / WORK EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга Петровна

Данная статья посвящена исследованию личностных характеристик менеджера сестринского дела в процессе профессиональной подготовки, где в системе непрерывного от работы обучения студенты повышают свою квалификацию, получают новые знания, поддерживают свой профессиональный уровень. В результате эмпирического исследования были раскрыты и обоснованы личностные характеристики студентов обучающихся на факультете высшего сестринского дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of personal characteristics of nursing manager

This article is devoted to a study of personal characteristics of nursing manager in a process of professional training, whilst students improve their qualifi cation, gain new knowledge, and support their professional competence. As a result of empirical research personal characteristics of students, which are studied at the Faculty of Higher Nursing, were discovered and justified.

Текст научной работы на тему «Исследование личностных характеристик менеджера сестринского дела»

УДК 159.9.07 О. П. Павлова

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Современный этап реализации государственной программы реформирования здравоохранения характеризуется одной из основных задач укрепления первичного звена и подготовкой компетентных кадров сестринского состава. В связи с этим на факультетах высшего сестринского образования (ВСО) медицинских вузов в настоящее время ведется подготовка менеджеров, управляющих сестринским делом.

Психологическим аспектам профессиональной деятельности среднего медицинского персонала посвящен ряд научных исследований последних лет [1, 2]. Однако в научной литературе нет работ, посвященных исследованию личностных характеристик менеджеров, управляющих сестринским персоналом. Между тем, успешное овладение профессией менеджера сестринского дела зависит от множества факторов, одним из них являются личностные характеристики, которые, наряду с профессиональными знаниями, задают направленность деятельности индивида. Задача изучения личностных особенностей менеджеров сестринского дела имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как в процессе профессионального пути человек вступает во множество взаимоотношений, руководствуется своей системой ценностей, которые в свою очередь взаимосвязаны с эффективностью профессиональной деятельности.

Учитывая, что студенты факультета ВСО имеют базовое среднее медицинское образование и опыт работы медицинской сестры более трех лет (некоторые из них уже работают на руководящих должностях), можно предположить, что для них характерны профессиональные компетенции как медицинской сестры, так и менеджера системы здравоохранения.

Таким образом, наше исследование основывается на предположении о том, что деятельность менеджера сестринского дела связана с такими характеристиками личности как самоконтроль и привязанность.

В исследовании принимали участие 244 студента медицинского вуза, факультета ВСО г. Санкт-Петербурга. Средний возраст респондентов — 35 лет (от 23 до 40).

Цель исследования — исследование личностных характеристик менеджеров сестринского дела.

Задачи исследования

1. Выявить и оценить особенности личностных характеристик менеджеров сестринского дела.

2. Сравнить личностные характеристики менеджеров сестринского дела и медицинских сестер.

© О. П. Павлова, 2011

Методы исследования

Исследование проводилось по «Пятифакторному личностному опроснику Мак-Крае-Коста», разработанному американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Японская версия «Большой пятерки» 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета [3]. Эта версия в интерпретации А. Б. Хромова представлена в нашем исследовании, с ее помощью можно измерять степень выраженности каждого из пяти первичных факторов: экстраверсия/ интроверсия; привязанность/обособленность; самоконтроль/импульсивность; эмоциональность/эмоциональная сдержанность; экспрессивность/практичность (высокие значения — 51-75 баллов; средние значения — 41-50 баллов; низкие значения — 15-40 баллов). Каждый из пяти первичных факторов состоит из характерологических признаков, которые могут быть определены у испытуемого как низкие (3-7 баллов) или высокие значения (11-15 баллов).

Методы математической статистики

Степень обоснованности и достоверности результатов исследования подтверждены статистической обработкой полученных данных. Выполнялся двухфакторный дисперсионный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Перейдем к рассмотрению полученных данных описательной статистики (табл. 1).

На первом месте по первичным факторам находится показатель «самоконтроль» — 58,04 балла, полученные результаты соответствуют высоким значениям. Можно утверждать, что будущим менеджерам сестринского дела присущи такие черты личности как добросовестность, ответственность, обязательность, точность, аккуратность. В своей деятельности они будут придерживаться моральных принципов, не будут нарушать общепринятые нормы поведения в коллективе и станут соблюдать их даже когда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью.

Далее рассмотрим полученные результаты по характерологическим признакам первичного фактора «самоконтроль».

Показатель «ответственность» имеет значение 12,52 балла. Полученные высокие результаты характеризуют респондентов как людей надежных, способных действовать в рамках поставленных профессиональных задач четко и добросовестно.

Показатель «настойчивость» имеет значение 11,96 балла. Студенты готовы к длительному систематическому проявлению воли в стремлении овладеть профессиональными навыками менеджера сестринского дела. Для них характерны в высокой степени упорство, упрямство, способность преодолевать внешние и внутренние препятствия для достижения цели.

Показатель «аккуратность» имеет значение 11,58 балла. Можно утверждать, что будущие менеджеры сестринского дела в своей профессиональной деятельности будут тщательно контролировать все действия среднего медицинского персонала, тщательно и аккуратно вести отчеты.

Таблица 1. Данные описательной статистики по пятифакторному личностному опроснику МакКрае-Коста по выборке в целом

№ Показатели Среднее Стандартная ошибка Стандартное отклонение

1 Самоконтроль 58,04 0,600 9,494

1.1 Ответственность 12,52 0,165 2,610

1.2 Настойчивость 11,96 0,165 2,610

1.3 Аккуратность 11,58 0,168 2,664

1.4 Предусмотрительность 11,46 0,161 2,540

1.5 Самоконтроль поведения 10,48 0,162 2,556

2 Привязанность 56,25 0,658 10,411

2.1 Уважение 12,06 0,142 2,245

2.2 Теплота 11,66 0,188 2,980

2.3 Понимание 11,63 0,176 2,777

2.4 Сотрудничество 11,50 0,173 2,736

2.5 Доверчивость 9,30 0,184 2,914

3 Экспрессивность 51,97 0,507 8,022

3.1 Артистичность 11,14 0,160 2,526

3.2 Сенситивность 11,04 0,146 2,313

3.3 Любознательность 10,62 0,183 2,894

3.4 Любопытство 9,89 0,154 2,430

3.5 Пластичность 9,33 0,122 1,934

4 Эмоциональность 49,82 0,660 10,437

4.1 Тревожность 11,20 0,185 2,919

4.2 Депрессивность 10,48 0,171 2,711

4.3 Эмоциональная лабильность 9,92 0,199 3,140

4.4 Напряженность 9,32 0,177 2,800

4.5 Самокритичность 9,22 0,155 2,449

5 Экстраверсия 49,28 0,553 8,740

5.1 Доминирование 10,92 0,174 2,745

5.2 Проявление чувства вины 10,11 0,152 2,411

5.3 Активность 9,96 0,182 2,870

5.4 Общение 9,65 0,197 3,108

5.5 Поиск впечатлений 8,77 0,166 2,619

Показатель «предусмотрительность» (11,46 балла) отражает осторожность в действиях и умение заранее предвидеть все возможные последствия этих действий, что, несомненно, необходимо в деятельности менеджера сестринского дела.

Показатель «самоконтроль» имеет значение 10,48 балла. В намерении получить профессию менеджера сестринского дела самоконтроль является также необходимой

чертой личности студентов, так как обучение профессиональному мастерству невозможно без самовоспитания и самосовершенствования.

На втором месте по первичным факторам находится показатель «привязанность» (56,25 балла). Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение к людям. Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми, для них характерны доброта, отзывчивость, ответственность за благополучие других людей. Они терпимо относятся к недостаткам других людей. Также они умеют сопереживать, чувствуют ответственность за общее дело и добросовестно выполняют взятые на себя поручения. Во взаимодействии с другими людьми избегают конкуренции, больше предпочитают сотрудничать, чем соперничать. В коллективе такие люди, как правило, пользуются уважением.

Перейдем к рассмотрению характерологических признаков вышеназванного фактора.

Показатель «уважение» (12,06 балла) можно отнести к высоким значениям. Наши респонденты чувствуют почтительное отношение к себе со стороны коллег и пациентов, с достоинством относятся к своей профессиональной деятельности в области здравоохранения.

Показатель «теплота» (11,66 балла) характеризует студентов как людей, готовых искренне помогать своим коллегам, больным, оказывать им психологическую поддержку.

Показатель «понимание» (11,63 балла) показывает, что респонденты понимают эмоциональное состояние коллег, пациентов, для них важны социальные ценности.

Показатель «сотрудничество» (11,5 баллов) свидетельствует о том, что студенты готовы сотрудничать с коллегами, подчиненными, всегда оказывать им помощь.

Показатель «доверчивость» (9,3 балла) можно отнести к средним значениям. Учитывая, что наши респонденты — будущие менеджеры сестринского дела, выраженность данного показателя является индикатором их соответствия профессиональной роли в коллективе, так как данным специалистам необходимо своевременно проверять деятельность медицинских сестер всех подразделений, проводить ежегодные аттестации и докладывать о них руководству.

На третьем месте по первичным факторам находится показатель «экспрессивность» (51,97 балла). Полученное значение относится к высоким результатам. Здесь мы можем отметить, что будущие менеджеры сестринского дела удовлетворяют свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Это эмоциональные, экспрессивные люди, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом.

Перейдем к рассмотрению характерологических признаков первичного фактора «экспрессивность».

Показатель «артистичность» имеет значение 11,14 балла. Можно утверждать, что студенты наделены чувством юмора, обладают ярким воображением, готовы к творческому мастерству и к общественным мероприятиям. В профессиональной деятельности менеджера сестринского дела перечисленные качества помогут им в построении дружеской атмосферы в коллективе, в организации корпоративных мероприятий.

Показатель «сенситивность» имеет значение 11,04 балла, что указывает на то, что респонденты способны понимать своеобразие каждого человека, прогнозировать чувства, мысли и его поведение.

Показатель «любознательность» (10,62 балла) имеет значение немного выше среднего, что характеризует наших студентов как личностей, имеющих познавательную потребность, желание учиться.

Показатель «любопытство» (9,89 балла) имеет среднее значение. Наши респонденты стремятся узнать, увидеть нечто новое в подробностях, что является толчком к познанию своей профессиональной деятельности.

Показатель «пластичность» (9,33 балла) зависит от уравновешенности основных нервных процессов, характеризует легкость переключения от одного вида деятельности к другому. В данном случае мы можем предположить, что студенты готовы совмещать работу с обучением, способны приспосабливаться ко всему новому как в личной жизни, так и на работе.

На четвертом месте по первичным факторам находится показатель «эмоциональность» — 49,82 балла, что характеризует наших респондентов как лиц эмоционально зрелых. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков.

Далее перейдем к рассмотрению характерологических признаков первичного фактора «эмоциональность».

На первом месте находится показатель «тревожность» — 11,20 балла, что немного выше среднего значения. Возможно, это связано с тем, что респонденты испытывают чувство беспокойства в связи с большими нагрузками, так как им приходится и учиться, и работать одновременно.

На втором месте находится показатель «депрессивность» — 10,48 балла, что можно отнести к среднему значению. Можно предположить, что испытуемые редко впадают в отчаяние от неприятностей, пытаясь решить возникающие проблемы, а не уклоняясь от них.

На третьем месте находится показатель «эмоциональная лабильность» — 9,92 балла, что также можно отнести к среднему значению. Лабильность эмоций характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, становится импульсивным, плохо управляет собой. Средний уровень показателя «эмоциональная лабильность» указывает на то, что студенты могут справляться с возникающими неприятными ситуациями в их жизни.

На четвертом месте находится показатель «напряженность» — 9,32 балла. Напряженность — это психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятных событий. Оно сопровождается общим состоянием дискомфорта, тревоги, иногда страха. Нужно отметить, что у студентов выраженность этого показателя ниже среднего. Соответственно, факторы, порождающие фрустрацию и конфликты, не приносят серьезных изменений в жизнь респондентов.

Показатель «самокритичность» имеет значение 9,22 балла. Следовательно, студентам присуще непредвзятое отношение к собственным действиям, поступкам, объективная оценка себя.

На последнем месте по первичным факторам находится «экстраверсия» — 49,28 балла. Можно предположить, что для студентов характерны свойства экстраверсии и интроверсии.

Перейдем к рассмотрению характерологических признаков по данному фактору, свойственных нашей группе респондентов.

Показатель «доминирование» (10,92 балла) указывает на то, что у студентов нет очевидной потребности властвовать над людьми, принуждать их к чему-либо. Они попытаются найти компромиссный вариант в решении профессиональных задач, однако, если возникнет необходимость, могут прибегнуть к авторитарному стилю правления.

Показатель «проявление чувств вины» имеет значение 10,11 балла. Можно предположить, что у респондентов развито чувство ответственности за свои поступки, им свойственны сожаления о неверных поступках в отношении кого-то. Данные характеристики являются желательными в работе менеджера сестринского дела, так как главная задача их деятельности — нести ответственность за здоровье и жизнь больных.

Показатель «активность» (9,96 балла) свидетельствует о том, что студенты желают действовать, стремятся к активной жизненной позиции и к деятельности, направленной на преобразование действительности.

Показатель «общение» (9,65 балла) говорит о том, что у студентов средняя выраженность потребности в общении. Для них общение — это форма взаимодействия для достижения цели (получить информацию, дать указания, посоветовать).

Показатель «поиск впечатлений» — 8,71 балла. Можно предположить, что в данный период студенты в достаточной мере получают новую информацию. Полученные знания они применяют в профессиональной деятельности, где также много познают нового.

В соответствии с задачей нашего исследования испытуемые были разделены на две группы в зависимости от занимаемой должности: рядовые сотрудники (138 студентов) и руководители (106 студентов). Результаты значимых различий по занимаемой должности респондентов представлены в табл. 2.

Таблица 2. Значимые различия между группами, выделенными по занимаемой должности

Показатели Должность Ср. знач. f Р

Доминирование Рядовые сотрудники 10,24 14,202 0,000

Руководители 11,79

Сотрудничество Рядовые сотрудники 11,16 6,733 0,010

Руководители 11,96

Уважение Рядовые сотрудники 11,81 6,270 0,013

Руководители 12,41

Любопытство Рядовые сотрудники 10,14 4,426 0,036

Руководители 9,57

Сравнивая значимые различия по показателю «доминирование», мы видим, что среднее значение у рядовых сотрудников составляет 10,24 балла, у руководителей —

11,79 балла. Это свидетельствует о том, что у рядовых сотрудников, не имеющих опыта управленческой деятельности, еще не сформированы лидерские качества руководителей. Они не готовы властвовать, управлять коллективом, добиваться поставленных профессиональных задач иногда путем принуждения.

Далее обратимся к показателю «сотрудничество». У рядовых сотрудников он составляет 11,16 балла, у руководителей — 11,96 балла. Полученные результаты свиде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельствуют о том, что руководители в большей степени, чем рядовые сотрудники, готовы помогать своим подчиненным и коллегам, их деятельность направлена на взаимопомощь и взаимоподдержку.

Следующий показатель — «уважение» (рядовые сотрудники — 11,81 балла; руководители — 12,41 балла). Возможно, руководители, пользуясь авторитетом у подчиненных, врачей и пациентов, имеют более высокую самооценку, чем рядовые сотрудники.

По показателю «любопытство» получены следующие результаты: у рядовых сотрудников — 10,14 балла; у руководителей — 9,57 балла. В данном случае можно предположить, что медицинские сестры заинтересованы в получении новых знаний в области управления, готовы применять их в профессиональной деятельности. Руководители возможно, уже овладели многими знаниями в процессе работы и поэтому не испытывают большого любопытства при их освоении.

Выводы

1. Установлено, что в структуре личности менеджеров сестринского дела выражены показатели «самоконтроль» и «привязанность».

2. Значимые различия между руководителями сестринских подразделений и медицинскими сестрами получены по следующим показателям: «доминирование», «сотрудничество», «уважение», «любопытство».

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что деятельность менеджера сестринского дела связана с такими характеристиками личности как самоконтроль и привязанность.

Менеджеры сестринского дела характеризуются как добросовестные, ответственные, обязательные, испытывающие позитивное отношение к подчиненным, стремящиеся к утверждению общечеловеческих ценностей личности.

Литература

1. Бахтина И. С. Научное обоснование внедрения инновационных технологий организации работы среднего медицинского персонала в многопрофильном стационаре: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2009. 20 с.

2. Богданова Е. Е. Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления: на примере профессии медицинской сестры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2007. 29 с.

3. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган: Изд-во Курганск. гос. ун-та, 1997. С. 25.

Статья поступила в редакцию 12 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.