Научная статья на тему 'Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приемных детей (в связи с задачами аналитико-системного семейного психологического сопровождения)'

Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приемных детей (в связи с задачами аналитико-системного семейного психологического сопровождения) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКО-СИСТЕМНОЕ СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СЕМЬИ / НЕГАРМОНИЧНЫЙ ТИП СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ГРУППА СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ЗАЧАТОЧНАЯ УСТАНОВКА / РАССТРОЙСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА / ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ / ANALYTICAL AND SYSTEMATICAL PSYCHOLOGICAL GUIDANCE OF A FAMILY / ADOPTION / FOSTER CARE / PATRONAGE EDUCATION / DESTRUCTIVE CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL PARAMETERS OF A FAMILY / DISHARMONIC TYPE OF FAMILY EDUCATION / SOCIAL RISK GROUP / INITIAL AIM / ATTACHMENT DISORDER OF THE EARLY AGE / SECRET OF ADOPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брецких Елена Анатольевна

За последние годы в России выросло число семей, желающих воспитывать приемного ребенка или нескольких детей. Какие предупреждающие и профилактические мероприятия можно проводить, чтобы приемные дети не оказались снова ненужными второй семье (отказ от усыновления, опеки)? Как помочь приемным родителям справиться с психологическими трудностями, которые их могут подстерегать? Можно ли сегодня повлиять на решение кандидатов в опекуны или усыновители, чтобы спустя годы им не пришлось сожалеть о своем поступке?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of clinical and psychological peculiarities of families expecting or having in care adopted or fostered children (in connection with analytical systematic psychological guidance of families)

In recent years the number of families in Russia who wish to raise an adopted or fostered child or several children has increased. What kind of preventive activities can be introduced so that adopted and fostered children are not left behind as an unnecessary burden for the second time by an adoptive or foster family (rejection of adoption or foster care)? How can we help an adoptive or foster family cope with psychological difficulties they may face with? Can we influence the decision of prospective adoption or fostering candidates today, so that years apart they will not regret their deed?

Текст научной работы на тему «Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приемных детей (в связи с задачами аналитико-системного семейного психологического сопровождения)»

Е. А. Брецких

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ, ОЖИДАЮЩИХ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ (в связи с задачами аналитико-системного семейного психологического сопровождения)

Работа представлена кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор Э. Г. Эйдемиллер

За последние годы в России выросло число семей, желающих воспитывать приемного ребенка или нескольких детей. Какие предупреждающие и профилактические мероприятия можно проводить, чтобы приемные дети не оказались снова ненужными второй семье (отказ от усыновления, опеки)? Как помочь приемным родителям справиться с психологическими трудностями, которые их могут подстерегать? Можно ли сегодня повлиять на решение кандидатов в опекуны или усыновители, чтобы спустя годы им не пришлось сожалеть о своем поступке?

Ключевые слова: аналитико-системное семейное психологическое сопровождение, усыновление, опека, патронатное воспитание, деструктивные клинико-психологические параметры семьи, негармоничный тип семейного воспитания, группа социального риска, зачаточная установка, расстройство привязанности детского возраста, тайна усыновления.

E. Bretskikh STUDY OF CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FAMILIES EXPECTING OR HAVING IN CARE ADOPTED OR FOSTERED CHILDREN (in connection with analytical systematic psychological guidance of families)

In recent years the number of families in Russia who wish to raise an adopted or fostered child or several children has increased. What kind ofpreventive activities can be introduced so that adopted and fostered children are not left behind as an unnecessary burden for the second time by an adoptive or foster family (rejection of adoption or foster care)? How can we help an adoptive or foster family cope with psychological difficulties they may face with? Can we influence the decision of prospective adoption or fostering candidates today, so that years apart they will not regret their deed?

Key words: analytical and systematical psychological guidance of a family, adoption, foster care, patronage education, destructive clinical and psychological parameters of a family, disharmonic type offamily education, social risk group, initial aim, attachment disorder of the early age, secret ofadoption.

Целью данной научной работы является исследование клинико-психологических особенностей российских семей, ожидающих и имеющих приемных детей, а также влияние аналитико-системного семейного психологического сопровождения на оптимизацию родительско-детских отношений.

Актуальность данного исследования заключается в негативном влиянии деструктивных клинико-психологических параметров приемных семей и у кандидатов в усыновители, опекунов или патронатных воспитателей на искажение личностного развития приемных детей.

В исследовании приняли участие 50 семей, имеющих или ожидающих приемных детей, состоящих в официальном браке или фактически брачных отношениях, одинокие женщины. Возраст испытуемых кандидатов составил от 30 до 60 лет, в том числе: до 30 лет — 10 человек, от 30 до 40 лет — 53 человека, от 40 до 50 лет — 22 человека, от 50 до 60 лет — 4 человека. 40 испытуемых имели высшее образование, 34 — среднее специальное и 15 человек — среднее образование. Также объектом исследования были 46 детей, оставшихся без попечения родителей и в дальнейшем переданные под опеку или для патронатного воспитания, усыновленные (удочеренные) от младенчества до подросткового возраста включительно. Семейные пары или одинокие женщины обратились за психологической помощью добровольно

или были направлены специалистами органа опеки и попечительства над несовершеннолетними. В исследовании изучены материалы ка-тамнеза семей, имеющих приемных детей на протяжении 1—3 лет, 4,5 лет, 10, 17, 18 и 21 года.

Статьи 269—274 Гражданского Процессуального Кодекса РФ от 14.11.2002 № 138—ФЗ определяют перечень необходимых документов и порядок процедуры для граждан, желающих воспитывать в своей семье приемного ребенка. В соответствие со ст. 54 Семейного Кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье» [3]. Оптимальной формой устройства ребенка в семью является усыновление (удочерение). Интересы несовершеннолетних детей, а также кандидатов, изъявляющих свои серьезные намерения в нормативноправовом отношении предусмотрены, но на практике мы сталкиваемся с тем, что кандидаты сами выбирают форму устройства приемного ребенка в семье: усыновление (удочерение), оформление над ним опеки или патро-натное воспитание. Они заявляют пожелания к характеристике приемных детей: пол, возраст, внешние данные, состояние здоровья и т. д. Кандидаты в опекуны и усыновители или патронатные воспитатели мало интересуются психологическими и социальными особенностями приемных детей, адаптацией к новым условиям ребенка и их самих, дальнейшей социализацией бывших воспитанников сирот-

ских учреждений к нормальным условиям жизни и семейного быта. Это происходит по разным причинам, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, наличие у кандидатов в опекуны или усыновители, патронатных воспитателей одновременно рациональных и иррациональных мотивов в принятии решения воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей. У 84% семей-кандидатов выявлены деструктивные мотивы:

• разрешение семейного кризиса — 20%;

• получение материальной выгоды — 18%;

• реализация в приемном ребенке собственных комплексов и нереализованных планов (компенсация — 14% и замена в случае смерти (гибели) ребенка — 10%);

• желание соответствовать общепринятым нормам — 12%;

• разрешение личностного возрастного кризиса — 8%;

• разрешение детско-родительских отношений — 2%.

Конструктивный мотив — подарить свою любовь тому, кто в ней нуждается, определился у 16% семей.

Для работы над мотивами кандидатов желающих воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей разработана «Анкета для кандидатов в усыновители, опекунов, патронатных воспитателей».

Данная анкета является проективной методикой, с помощью которой можно составить краткий семейный анамнез: фамилия, имя и отчество кандидата, его пол и возраст, уровень образования и семейное положение, а также определить стадию жизненного цикла семьи и картину формирования мотивации или мотивов. Анкета позволяет выявить осознаваемые мотивы, которые проговариваются вслух, и не осознаваемые, которые в дальнейшей работе сопоставляются с другими полученными диагностическими данными. Сопоставление содержания анкеты с результатами диагностики других методик, подобранных для данной модели психологического сопровождения, позволяют кандидатам проговорить, прочувствовать и осознать свои мотивы.

В некоторых случаях анкета позволяет выявить со стороны кандидатов признаки установочного поведения.

В настоящее время в средствах массовой информации активно поддерживается политика государства в вопросах оптимизации социального сиротства. Широкая пропаганда различных форм устройства детей и на разные сроки пребывания их в семье учитывает интересы кандидатов: их социальные гарантии и материальную выгоду.

Теоретическое значение данной проективной методики в редукции исходных мотивов.

Практическое значение заключается в осознании кандидатами, что значат для ребенка такие формы устройства и как они отразятся на его поведении и их дальнейших взаимоотношениях. Для психолога практическое значение анкеты заключается в работе над коррекцией мотивации.

Во-вторых, у кандидатов в усыновители, опекунов, а также патронатных воспитателей отмечается высокий уровень тревожности. Это можно подтвердить результатами скрининга неосознаваемых или малоосознаваемых проблемных областей личности (Sacks J., Levy S., 1950) [5]. В 92,1% случаев выявлены отклонения от нормативных данных:

• выше нормы у 88,7%;

• ниже нормы (эйфория) у 3,4%.

Уровень внутриличностного неблагополучия соответствует норме у 7,9%.

Сами кандидаты в опекуны и усыновители, патронатные воспитатели объясняют тревогу тем фактором, что приемные дети принадлежат к группе социального риска. Для многих кандидатов — это семья, в которой родители злоупотребляют спиртным, либо несовершеннолетняя или одинокая мать, давшая свое согласие на усыновление (удочерение).

В действительности — это дети, которые остались без попечения родителей и оказались в учреждении для социальных сирот по разным причинам:

• из родильного дома (стационара) по Акту об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении и согласии матери на усыновление (удочерение);

• из больницы, в которую ребенок был доставлен вследствие изъятия его сотрудниками правоохранительных органов и органа опеки и попечительства над несовершеннолетними по причине ненадлежащего ухода или жестокого обращения с ним в семье;

• от матери, которая сама была воспитанницей такого же учреждения, и для нее является нормой переложить заботу о собственном ребенке на государство, тем самым продолжить его воспитание в тех же традициях;

• по заявлению матери о временном устройстве, с целью разрешения тяжелой жизненной ситуации, а по истечении этого срока она не забирает его домой;

• из семьи, члены которой не хотят принять ребенка по причине имеющихся у него проблем со здоровьем;

• из семьи, в которой не принимают ребенка, потому что он лишний или не того пола;

• от матери (родителей), которые признаны судом недееспособными;

• от родителей, которые находятся в местах лишения свободы;

• подкинутые дети;

• дети-сироты;

• поступившие повторно после отказа опекунов или отмены усыновления.

Все перечисленные факторы риска говорят о том, что в жизненном сценарии такого ребенка происхождение (зачаточная установка) — это случайность, рождение — нежеланное, место в жизни — ничей и общий. У таких детей высокий уровень базальной тревоги, что на первом году жизни осложняет формирование базисного доверия к окружающему миру.

Особое значение в этом периоде развития детской психики отводится формированию привязанности. Часто у воспитанников сиротских учреждений имеет место расстройство привязанности.

При реактивном расстройстве привязанности детского возраста (ни к кому), при благоприятном изменении среды (усыновлении) это способствует нормальному социальному взаимодействию. Расторможенное расстройство привязанности детского возраста (ко всем) довольно стойкое и с трудом поддается кор-

рекции даже при благоприятном изменении окружающей обстановки (усыновлении). Расстройство привязанности детского возраста нередко сопровождается невротическими реакциями [1]. Д. Боулби (I. Bowlby) указывал, что ребенок, рано оторванный от матери или оказавшийся в среде индифферентной к нему проходит три стадии: протест, отчаяние, отрешенность. Вследствие этого у него формируется защитное поведение по типу отказа или пассивного протеста, как самая ранняя форма защиты, в основе которой лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности [2].

Прогноз адаптации и дальнейшей социализации таких детей к нормальным условиям жизни и семейного быта довольно сложен. Во многом он зависит от терпения, заботы, а главное любви тех, кто берет на себя ответственность воспитывать в своей семье приемного ребенка [4].

В-третьих, кандидаты в опекуны или усыновители тщательно следят в процедуре подбора ребенка за соблюдением предписанных ими характеристик. Им в голову не приходит, что ребенок просто ждет родителей. Единственное что ему нужно — это их любовь и принятие его таким, какой он есть. Часто кандидаты в усыновители отдают предпочтение тайне усыновления, в которой нет места позорному прошлому в происхождении ребенка или собственным комплексам неполноценности (иногда это может быть то и другое вместе). Чьи интересы защищает такая тайна? Если в семье существует тайна, то любой ребенок будет испытывать дискомфорт. Потому что своим молчанием родители транслируют ребенку, что есть нечто в их семье и в его детской истории, чего надо стыдиться. А ребенок чрезвычайно чувствителен к состоянию родителей. Он чувствует стыд и родительскую тревогу. Ребенок, от которого однажды отказались, особенно чувствителен ко лжи и предательству. Тайну усыновления, которой так дорожат приемные родители, ребенок может воспринимать как ложь и предательство — а это для него повторная психологическая травма. Остро эта проблема возникает в подростковом возрасте.

Ребенок начинает воровать и убегать из дома. Портятся отношения в семье. Подросток перестает ценить и уважать приемных родителей, которые воспитывали его, исходя из своих представлений. По результатам диагностики «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1987; 1990) [4] гармоничный тип семейного воспитания определился у 36% семей-кандидатов, у 64,0% семей выявлен негармоничный тип семейного воспитания:

• смешанный тип (или отсутствие единого гармоничного типа у обоих супругов) — 20,0%;

• потворствующая гиперпротекция — 18,0%;

• доминирующая гиперпротекция — 14,0%;

• повышенная моральная ответственность — 6,0%;

• гипопротекция — 6,0%.

Ребенок воспринимает действия своих приемных родителей как манипуляцию им. Подросток злится на них за это и в ответ пытается их наказать. Приемные родители не могут понять и простить ребенка, крайняя мера, на которую им приходится идти — отмена усыновления (опеки, патронатного воспитания). Ребенок вновь ощущает себя случайным, нежеланным, ничьим и общим.

Семьи, в которых нет тайны, и от детей не скрывают факт усыновления, в будущем могут избежать эмоциональных потрясений в случае раскрытия тайны рождения.

Законодательство некоторых стран признает усыновление процессом необратимым. В таком обществе нет права на ошибку. В России, наоборот — признается право ошибки усыновления, опеки, патронатного воспитания исправлять. Приемные родители, опекуны и пат-ронатные воспитатели могут повернуть вспять усыновление, опеку или патронатное воспитание, а значит и судьбу приемного ребенка.

Чтобы ответить на вопросы, сформулированные в начале статьи, необходимо при работе с кандидатами в опекуны, усыновители и патронатные воспитатели проводить аналити-ко-системное семейное психологическое сопровождение.

В процессе реализации своих намерений кандидатам приходится взаимодействовать со специалистами из разных ведомств: Администрацией, Министерствами здравоохранения и образования, Судом, ЗАГСом и др. Полученная в большом количестве информация от разных людей, имеющих свои представления о воспитании приемного ребенка, также является источником высокого уровня тревожности для кандидатов. Это можно объяснить реципрок-ным соотношением уровня тревожности и самооценки: чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка и наоборот. Для этого разработана оптимальная модель (см. схему) взаимодействия кандидатов в усыновители, опекуны и патронатные воспитатели с их кругом общения. При таком взаимодействии кандидаты получают информацию от узких специалистов дозировано, а также могут проговорить свое отношение к этой информации с психологом, что способствует их рефлексии и повышению уровня компетентности в этом вопросе.

Для объективной оценки уровня развития детей разработана методика «Линии нервнопсихического развития детей от 3 месяцев до 3 лет». Объекты исследования: 600 детей от рождения до 3—4 лет.

Так как вербальные возможности ребенка первых трех лет жизни ограничены, а динамика его количественных и качественных изменений отражается в эмоциях, социальном поведении, навыках общей моторики и высших психических функциях, то данная методика основана на двух методах.

Первый метод включенного наблюдения медицинского психолога за поведением ребенка в эпикризные сроки:

• первый год жизни — ежемесячно;

• второй год жизни — 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года;

• третий год жизни — 2 года 6 месяцев, 3 года.

Второй метод — клинико-психологический

дополняет наблюдение медицинского психолога беседой с матерью (персоной ухаживающей, воспитателем) и непосредственным контактом психолога и ребенка (совместная игра и беседа). Данная методика позволяет оценить ребенка по линиям нервно-психического развития.

Схема

Модель взаимодействия кандидатов в усыновители, опекуны, патронатные воспитатели и специалистов разных ведомств

Социально-эмоциональное развитие в зависимости от возраста ребенка включает:

• проявление и характер эмоций или особенности эмоциональной сферы;

• реакции на значимую фигуру (мать, персону ухаживающую) и взаимодействие с ней в поведении и усваивании запретов;

• характер бодрствования, сон и аппетит, так как центральная нервная система у детей еще не достаточно дифференцирована, то именно эти режимные процессы могут отражать как психофизиологическую норму, так и признаки нервно-психических расстройств;

• взаимодействие со сверстниками;

• осознание собственной независимости физической и личности (в возрастные кризисы).

Общая моторика отражает последовательность угасания рефлексов новорожденного и смену их навыками от простейших передвижений к более сложным.

Слуховые реакции у младенцев отражаются в слуховом восприятии от сосредоточения до локализации звука.

Зрительные реакции оценивают зрительное восприятие от фиксации взгляда на погремуш-

ке до прослеживания ее движения в разных направлениях.

Зрительно-моторная координация у младенцев отмечается при возможности тянуть руки ко рту и постепенном формировании навыков «единого поля» зрения и действия до хорошо скоординированных движений руки под контролем зрения.

Мелкая моторика отражает поэтапное развитие кистей рук от раскрытия ладоней и формирования навыков захвата мелких предметов до овладения навыками рисования и лепки.

Навыки самообслуживания начинаются от умения малыша во время кормления удерживать самостоятельно бутылочку до культурногигиенических навыков аккуратности и опрятности, которые прививают ему взрослые.

Предметно-игровая деятельность отражает развитие линии от активного осязания игрушек (предметов), манипулятивных действий с ними и специфических до сюжетной игры.

Со второго года жизни в общей картине линий нервно-психического развития начинает проводиться диагностика сенсорного восприятия, так как является сложным психическим процессом, а у детей в этом возрасте первая сигнальная система преобладает над второй:

• преимущественно с помощью зрительного анализатора соотнесение объемных форм, геометрических фигур и цвета;

• формирование понятий величины и количества.

Речевое развитие отображает вербальные и невербальные возможности ребенка:

• самостоятельная речь включает качественные и количественные изменения пред-речевого, доречевого и речевого периодов развития;

• понимание обращенной речи начинается от понимания характера интонации голоса до возможностей выполнения многоступенчатой инструкции.

Внимание, несмотря на качественную постоянную непроизвольность, характерную для дошкольного возраста, можно оценить количественно:

• устойчивость в игре (на занятиях) измеряемую в минутах;

• количество запоминающихся объектов в пространстве (сначала объемных — игрушек, а затем и на плоскости — картинок).

Память, как одну из высших непроизвольных психических функций можно оценить качественно и количественно:

• количество повторяемых за взрослым действий;

• при расширении невербальных возможностей ребенка количество запоминающихся картинок и вербальных, повторяя слова и фразы.

Мышление в диагностике нервно-психического развития позволяет оценить:

• качественные изменения, связанные с невербальными возможностями интеллекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• количественные изменения, отображающие расширение представлений о себе (схема лица и тела), формирующихся обобщающих понятиях (игрушки, одежа, еда и т. д.) и первых абстрактных понятиях времени («быстро—долго», «день — ночь»).

Теоретическое значение данной методики заключается в отображении динамики количественных и качественных изменений ребенка в эпикризные сроки. Практическое значение позволяет:

1) оценить уровень нервно-психического развития ребенка или его педагогическую запущенность;

2) сопоставить выявленные трудности с компенсаторными возможностями ребенка;

3) определить «зону ближайшего развития» для коррекционной работы специалистов, а также самих родителей.

Динамика линий нервно-психического развития отображается в соответствующей документации — карте психолого-педагогического развития воспитанника. Данная карта разработана с учетом дальнейшего психологического сопровождения семьи, воспитывающей приемного ребенка. Содержание карты:

• ФИО. ребенка, дата рождения и поступления (иногда неоднократные);

• сведения о биологических родителях (ФИО., даты рождения);

• состав семьи (сведения о сиблингах);

• причины устройства в учреждение (злоупотребление родителями алкоголем, нарко-

тиками, нежеланная беременность, тяжелая жизненная ситуация, т. д.);

• данные анамнеза и клинический диагноз при поступлении;

• дальнейшее нервно-психическое развитие в эпикроизные сроки пребывания ребенка в учреждении.

Практическое значение данной карты пси-холого-педагогического развития для дальнейшей работы по психологическому сопровождению семьи позволяет отвечать на вопросы приемного ребенка, связанные с его жизненным сценарием, к которому он обращается на всех этапах своего взросления:

• в эдипальном периоде (вопрос: Откуда появляются дети в семье?);

• в латентном периоде (вопрос: Откуда появился в семье я?);

• в генитальном периоде (вопросы: Почему от меня отказалась мать? Почему меня нашли именно эти люди? Кто я на самом деле?);

• при создании собственной семьи (вопрос: Какую семью смогу создать я?);

• при планировании детей в семье (вопрос: Каким я буду родителем?).

Ответы на эти вопросы имеют важное значение для раскрытия тайны рождения и (или) усыновления. Приемный член семьи на протяжении своей жизни чувствует и осознает значение этой формулировки, исходя из тех мотивов и возможностей людей, которые взяли на себя ответственность изменить жизненный сценарий и судьбу конкретного ребенка.

Важное значение в работе по психологическому сопровождению отводится пониманию кандидатами особенностей формирования личности воспитанников и развития детской

психики, а также связанными с ними проблемами поведения в подростковом возрасте. Для удобства восприятия практических представлений и их теоретических обоснований с точки зрения био-психо-социального подхода разработана таблица, наглядно отображающая стадии развития психики и личности.

Данная таблица создана на комплексном подходе: аналитическом, системном и семейном, а также отражает аспекты перинатальной психологии.

Аналитико-системное семейное психологическое сопровождение заключается в предоставлении кандидатам информации об особенностях развития психики и личности ребенка — воспитанника сиротского учреждения, его адаптации к нормальным условиям жизни и семейного быта, клинико-психологической диагностике кандидатов, а также дальнейшей психологической помощи этим семьям.

Практическая значимость аналитико-сис-темного семейного психологического сопровождения заключается в следующем:

• коррекции и редукции деструктивных мотивов у кандидатов в опекуны, усыновители, патронатные воспитатели при принятии решения воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей;

• реконструкции отношений супругов;

• формировании психологической готовности в семьях, ожидающих и имеющих приемных детей;

• положительной динамике в нервно-психическом развитии и нивелировании проявлений депривации у приемных детей.

Тогда в семьях, ожидающих и имеющих приемных детей, психологический климат будет оптимальным, а дети желанными и любимыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добряков И. В., Вахарловский В. Г. Перинатальная психология и психиатрия // Детская психиатрия: учебник / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005. 1120 с.

2. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. 507 с.

3. Семейный Кодекс РФ. М.: Проспект, 2000. 72 с.

4. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

5. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии // Практикум по психологии. СПб.: Питер, 2004. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.