Научная статья на тему 'Исследование использования учебных и исследовательских кейсов на факультете менеджмента Финансового университета'

Исследование использования учебных и исследовательских кейсов на факультете менеджмента Финансового университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / RESEARCH CASE / УЧЕБНЫЙ КЕЙС / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЕЙС / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / METHODICAL ENSURING EDUCATIONAL PROCESS / A CASE A METHOD / AN EDUCATIONAL CASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трачук Аркадий Владимирович, Арсенова Елена Вячеславовна, Линдер Наталия Вячеславовна

В статье на основе проведенного опроса преподавателей и студентов факультета менеджмента Финансового университета при Правительстве России анализируются ключевые проблемы использования учебных кейсов в преподавании управленческих дисциплин. Проведенный опрос позволил не только сформулировать основные проблемы применения учебных кейсов, но и предложить мероприятия, способствующие созданию на факультете собственной электронной базы учебных и исследовательских кейсов. Результатом проведенного исследования стала характеристика оптимальной модели развития методического обеспечения учебного процесса для бакалавров и магистров факультета на основе применения учебных кейсов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трачук Аркадий Владимирович, Арсенова Елена Вячеславовна, Линдер Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article on the basis of conducted survey of teachers and students of Faculty of management of Financial University under the Government of the Russian Federation key problems of use of educational cases in teaching of administrative disciplines are analyzed. Conducted survey allowed not only to formulate the main problems of application of educational cases, but also to offer the actions promoting creation at faculty of own electronic base of educational and research cases. The characteristic of optimum model of development of methodical ensuring educational process for bachelors and masters of faculty on the basis of application of educational cases became result of the conducted research.

Текст научной работы на тему «Исследование использования учебных и исследовательских кейсов на факультете менеджмента Финансового университета»

электронный научно-экономический журнал стр 29

Исследование использования учебных и исследовательских кейсов на факультете менеджмента Финансового университета

Автор статьи:

Трачук Аркадий Владимирович - д.э.н., проф. кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент», научный руководитель факультета менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор ФГУП «Гознак» Trachuk A V@qoznak.ru

Арсенова Елена Вячеславовна - к.э.н., проф. кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент», декан факультета менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, EArsenova@fa.ru

Линдер Наталия Вячеславовна - к.э.н., доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент», ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра исследования эффективности и результативности управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, natalia linder@mail.ru

Studies on the use of educational and research cases at the Faculty of Management of the University of

Finance

В статье на основе проведенного опроса преподавателей и студентов факультета менеджмента Финансового университета при Правительстве России анализируются ключевые проблемы использования учебных кейсов в преподавании управленческих дисциплин. Проведенный опрос позволил не только сформулировать основные проблемы применения учебных кейсов, но и предложить мероприятия, способствующие созданию на факультете собственной электронной базы учебных и исследовательских кейсов. Результатом проведенного исследования стала характеристика оптимальной модели развития методического обеспечения учебного процесса для бакалавров и магистров факультета на основе применения учебных кейсов.

Ключевые слова: кейс-метод, учебный кейс, исследовательский кейс, методическое обеспечение учебного процесса.

In article on the basis of conducted survey of teachers and students of Faculty of management of Financial University under the Government of the Russian Federation key problems of use of educational cases in teaching of administrative disciplines are analyzed. Conducted survey allowed not only to formulate the main problems of application of educational cases, but also to offer the actions promoting creation at faculty of own electronic base of educational and research cases. The characteristic of optimum model of development of methodical ensuring educational process for bachelors and masters of faculty on the basis of application of educational cases became result of the conducted research.

Keywords: a case - a method, an educational case, a research case, methodical ensuring educational process.

электронный научно-экономический журнал стр 30

В современных условиях одной из актуальных задач университетов становится разработка и реализация учебных программ, соответствующих возрастающим потребностям рынка. Одной из таких потребностей является подготовка и развитие профессионалов - менеджеров, способных управлять организациями в условиях быстро меняющейся внешней среды и обладающих не только hard-компетенциями (знаниями в профессиональных областях), но и компетенциями soft: навыками общения, умения организовывать (планировать и реализовывать), контролировать работу подчиненных, делегировать полномочия и проявлять управленческую инициативу.1 В этой связи руководством Финуниверсита была поставлена задача расширения управленческого образования, что привело к созданию факультета менеджмента. Факультет менеджмента был создан 1 февраля 2011 г. в соответствии с решением Ученого совета Финансового университета. Миссия факультета состоит в подготовке нового поколения управленцев различных уровней, обладающих глубокими профессиональными знаниями, высокими коммуникативными качествами, нацеленных на достижение успеха и умеющих быстро и эффективно принимать решения в условиях быстро меняющейся внешней среды.

За четырехлетний период развития факультет менеджмента продемонстрировал очень динамичный рост: в 2013-2014 учебном году число его студентов превысило 1600 человек, в том числе обучающихся на программах бакалавриата по направлениям менеджмент (реализуемые профили: финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление проектами), торговое дело и управление персоналом. За время существования факультета открыто 10 магистерских программ с общей численностью обучающихся 230 человек.

Во многих аспектах - содержания и организации учебного процесса, развития научных исследований в области менеджмента - факультет стремится стать одним из лидеров. Поэтому ряд вопросов, касающихся совершенствования учебного процесса, находится в стадии осмысления и поиска эффективных моделей развития. К таким вопросам можно отнести и вопрос формирования эффективной системы разработки и использования кейсов в учебном процессе, а также вовлечения преподавателей в процесс создания кейсов, обеспечения соответствующей методической поддержки преподавателей.

В целях выявления ключевых особенностей современной ситуации на факультете с применением и использованием кейс-метода в преподавании было проведено полевое исследование в форме опроса преподавателей (приложение 1) и студентов факультета (приложение 2).

Ключевыми вопросами для преподавателей были факторы, сдерживающие применение кейс-метода в обучении, а для студентов - их желание и готовность участвовать в процессе создания кейсов.

Всего в опросе приняли участие 53 преподавателя (генеральная совокупность - 102 преподавателя), 124 студента бакалавриата и 48 студентов, обучающихся на программах магистратуры. Для исследовательского дизайна полевого исследования данный объем выборки может считаться достаточным и репрезентативным.

Среди опрошенных 24% имеют стаж по преподаваемым управленческим дисциплинам менее 5 лет, 8% - от 5 до 10 лет, 25% - от 10 до 15 лет, 30% - от 15 до 25 лет и 13% свыше 25 лет стажа.

Ключевыми направлениями анализа текущей ситуации с применением кейс-метода на факультете стали:

- частота применения кейсов в преподавании дисциплины;

- типы и формат применяемых кейсов в процессе преподавания;

- источники получения кейсов;

- возможности создания библиотеки кейсов на факультете;

- факторы, препятствующие развитию применения учебных кейсов.

Частота применения кейсов в преподавании дисциплин: большинство участников опроса (55%) используют кейсы постоянно при изучении большинства тем, вместе с тем 21% опрошенных используют кейсы редко, эпизодически и 24% при изучении 2-3 тем курса. Представляется, что все-таки большинство преподавателей факультета имеют высокий уровень овладения технологиями кейс-метода и реализуют программы с использованием интерактивных форм обучения.

1

А.Д. Чанько. Методические аспекты преподавания бизнес-дисциплин в группах топ-менеджеров. Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2012. Вып. 1.

электронный научно-экономический журнал стр 31

Ситуация с использованием кейсов при проведении экзаменов и зачетов не так оптимистична: 42% преподавателей никогда не используют кейсы при проведении текущего контроля и считают такую форму неэффективной; 38% преподавателей используют кейсы относительно редко, и только пятая часть опрошенных - 20% делают это регулярно.

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на положительный опыт использования кейсов при проведении экзаменов или зачетов в ведущих зарубежных университетах, преподаватели факультета еще не смогли адаптироваться к такому инструменту контроля, поэтому необходимо формирование навыка и желания его развивать.

Следующее направление исследования касалось формата и типов применяемых кейсов.

Здесь половина опрошенных, 51%, не имеют предпочтений и отмечают, что выбор формата зависит от обстоятельств, 34% отдали предпочтение кейсам небольшого формата, которые можно быстро прочесть и сразу начать обсуждение, и 15% опрошенных отдали предпочтение полноформатным кейсам.

На наш взгляд, такое распределение предопределено форматом проводимых занятий: на программах бакалавриата занятия, как правило, ставят по одной паре и времени на разбор полноценного кейса недостаточно. Вместе с тем, занятия в магистратуре длятся 4 академических часа, что позволяет разбирать полноформатные кейсы.

Относительно типа используемых кейсов - иллюстративные, в которых раскрывается опыт ведения бизнеса, или кейсы, в которых студентам самим предлагается найти решение, - 2/3 (67%) - отметили, что для процесса обучения важен и тот и другой тип применяемых кейсов, и 33% опрошенных сделали однозначный выбор в пользу кейсов, где студентам самим предлагается найти решение.

В целом такая ситуация является удовлетворительной, так как отражает понимание преподавателей факультета о том, что применение кейс-метода помогает развивать студентам не только практические навыки, но и изучать теоретический материал с помощью кейсов, содержащих готовые оценки, обобщения и ссылки на научные концепции, а также помогает вовлекать студентов в интерактивный процесс на лекциях. Также можно сделать вывод, что обучение «через опыт»2 становится неотъемлемым элементом преподавания управленческих дисциплин преподавателями факультета.

Один из важных вопросов для понимания возможной мотивации вовлечения преподавателей в процесс создания и использования кейсов, который был задан в анкете, - видение преподавателями главных проблем, сдерживающих развитие процесса использования метода кейсов. Здесь получено следующее распределение ответов: абсолютное большинство (42%) видят проблему в недостатке «хороших» кейсов, которые нелегко найти, а процесс создания собственных - трудоемкий; на втором по значимости месте (30% опрошенных) стоит фактор несовершенства планирования учебного процесса (расписание занятий по одной паре не позволяет разбирать полноформатные кейсы) и недостаток часов аудиторной работы со студентами; небольшой процент опрошенных (8%) отмечает отсутствие у студентов интереса к работе с кейсами, 7% опрошенных не видят проблем и считают, что все зависит от желания самого преподавателя, 4% отметили недостаток собственного опыта и знаний, что легко преодолимо, т.к. на Факультете проводятся методические семинары, посвященные вопросам применения кейс-метода. В предложенном варианте «другое» были получены ответы:

- низкая подготовка преподавателей в части разработки и применения кейсов;

- нет мотива для создания кейсов, т.к. это работа трудоемкая и творческая и должна поощряться.

Кроме того, респондентам был задан вопрос о проблемах самостоятельного написания кейсов. Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответов, и первая по значимости проблема (48% опрошенных) - отсутствие поддержки (финансирования) со стороны руководства университета в деле создания кейсов, на втором месте по значимости фактор (34%) отсутствия стимулов внедрять кейсы при высокой трудоемкости процесса написания, и третье место - пятая часть опрошенных, (21%) отметили фактор закрытости

2

Myers M. D. 2009. Qualitative Research in Business & Management. SAGE: Los An- geles — London — New Deli — Singapore — Washington DC

электронный научно-экономический журнал стр 32

управленческой информации о работе российского бизнеса, около 7% опрошенных указали недостаток собственного опыта и знаний.

Вопрос источников получения кейсов является весьма актуальным, т.к. большинство преподавателей факультета используют кейсы постоянно и 42% отмечают трудности поиска хорошего кейса. По результатам проведенного опроса, абсолютное большинство преподавателей пишут кейсы самостоятельно (83%), находят кейсы в периодических изданиях на русском языке (67%), находят в сборниках кейсов и учебниках на русском языке (54%) и лишь небольшая часть опрошенных (5%) заказывают кейсы в издательствах крупнейших университетов мира, занятых распространением собственных кейсов. Большинство преподавателей указали

2-4 источника получения кейсов.

Таким образом, формирование на факультете собственной библиотеки кейсов представляется важной и актуальной задачей в целях совершенствования процесса обучения, что подтвердил и проведенный опрос. На вопрос «Считаете ли Вы необходимым создание собственной базы (электронной библиотеки) кейсов?» абсолютное большинство, 71%, ответили «да», отмечая, что это поможет существенно повысить качество преподавания. Однако были и приверженцы наименее ожидаемого ответа «В этом нет необходимости» -12,5%. Среди комментариев, полученных по данному вопросу, можно отметить следующие:

- скептицизм, проявляемый в отношении возможностей создания такого центра (отмечается необходимость создания такой библиотеки и невозможность реализовать такой проект в ближайшее время);

- необходимость формирования библиотеки кейсов не на факультете, а на кафедре;

- беспокойство по поводу нарушения авторских прав.

Далее был проведен опрос среди «потребителей» - студентов факультета менеджмента, из них 72% -студенты, обучающиеся на программах бакалавриата (опрос проводился среди студентов старших курсов -

3-го и 4-го) и 28% - студенты магистратуры.

Ключевыми направлениями анализа стали:

- предпочтительный формат использования кейсов на занятиях;

- наиболее предпочтительный тип используемых на занятиях кейсов;

- существующие проблемы, с точки зрения студентов, в развитии и применении кейс-метода на факультете;

- желание и возможности участия студентов в создании кейсов.

Половина опрошенных студентов (51%) считают, что использование преподавателями кейсов должно осуществляться постоянно, в течение всего курса обучения либо для разбора отдельных тем курса (38%). Наибольшее удивление вызвал ответ «редко, эпизодически» - 10% опрошенных.

Что касается возможности применения кейсов для сдачи зачета или экзамена - 34% студентов бакалавриата и 38% студентов магистратуры считают этот метод наиболее эффективным и хотели бы, чтобы контроль знаний проходил с использованием кейсов, большинство же студентов выбрали отрицательный ответ, но при этом пояснили выбор 46% бакалавров и 62% магистров тем, что решение кейса не имеет единственного правильного ответа; 13% бакалавров и 31% студентов магистратуры - отсутствием достаточного времени на экзамене для решения кейса; 5% студентов бакалавриата и 7% студентов магистратуры - тем, что решение кейса не отражает реальных знаний по изучаемой дисциплине.

Относительно формата используемых кейсов большинство студентов бакалавриата (54%) и магистратуры (51%) предпочитают кейсы небольшого формата, которые можно быстро прочесть и начать сразу обсуждение. 23% бакалавров и 47% магистров не имеют предпочтений и считают, что важны и те и другие кейсы, и 23% студентов бакалавриата и 2% студентов магистратуры считают наиболее эффективным разбор полноформатных комплексных кейсов. Относительно типа используемых кейсов -иллюстративные, в которых раскрывается опыт ведения бизнеса, или кейсы, в которых студентам самим предлагается найти решение, большинство студентов бакалавриата (69%) и магистратуры (50%) не выявили предпочтений, отметив, что и тот и другой тип важен. 20% студентов бакалавриата и 47% студентов магистратуры сделали выбор в пользу кейсов, где им необходимо самостоятельно найти решение, и небольшая часть студентов предпочли иллюстративно-аналитические кейсы (7% - студенты бакалавриата и 5% - магистратуры). При этом

электронный научно-экономический журнал стр 33

абсолютное большинство студентов (79% бакалавров и 88% магистров) не выявили предпочтения между кейсами, отражающими опыт работы зарубежных или российских компаний, отмечая, что и те и другие интересны и необходимы.

82% студентов бакалавриата и 78% студентов магистратуры считают, что при изучении дисциплин мало внимания уделяется практическим ситуациям и преподаватели должны активнее использовать кейс-метод при проведении занятий.

Один из важных для поставленных целей исследования вопрос был относительно проблем, которые видят студенты в развитии кейс-метода. Ответы распределились следующим образом:

Бакалавриат Магистратура

Несовершенство планирования учебного процесса 28% 27%

отсутствие собственного опыта и знаний при решении кейсов 28% 44%

кейсы,используемые преподавателями, недостаточно интересны и не полностью отражают проблематику изучаемой темы 26% 11%

отсутствие интереса работы с кейсами 13% 11%

Далее нам интересно было узнать желание студентов принимать участие в написании кейсов. Полученные результаты представлены в таблице:

Бакалавриат, % Магистратура, %

Да 7,6 5

Да, но только совместно с преподавателем 41 56

Нет, у меня нет на это времени 34 33

Нет, считаю это неэффективной формой получения знаний 11 4

Другое 6,4 2

Таким образом, большинство студентов мотивированы на создание кейсов либо самостоятельно, либо с преподавателем.

Полученные результаты опроса свидетельствуют о необходимости формирования на факультете модели развития методического обеспечения учебного процесса с использованием кейсов и организации учебно-методической поддержки написания кейсов.

Такая модель, на наш взгляд, должна включать:

- формирование собственной электронной библиотеки кейсов как одного из регулярных направлений деятельности факультета;

- присоединение к внешним проектам, таким, как проект ВШМ «Ресурсный центр учебных кейсов», что позволило бы осуществлять трансфер знаниями;

- разработка системы мер по активизации создания кейсов преподавателями;

- разработка системы мер по вовлечению студентов в процесс создания кейсов.

Формирование собственной электронной библиотеки кейсов возможно только при активизации процесса создания кейсов преподавателями и студентами.

Система мер по активизации процесса создания кейсов преподавателями, на наш взгляд, должна включать:

- включение часов на создание кейсов в педагогическую нагрузку преподавателей;

- начисление дополнительных баллов премирования за написание и размещение кейсов;

- возможность публикации кейса и признание такой публикации учебно-методической публикацией, учитываемой при присуждении ученого звания, аттестации, переизбрании по конкурсу;

- выделение руководством вуза грантов на написание кейсов;

- помощь в налаживании сотрудничества с компаниями;

электронный научно-экономический журнал стр 34

- признание результатом стажировки в реальном секторе экономики написание кейса, т.е. реальное исследование из практики бизнеса;

- организация на факультете серии методических семинаров, посвященных вопросам создания кейсов и методических рекомендаций по работе с ними.

Для активизации вовлечения студентов в процесс создания кейсов, на наш взгляд, необходима активная работа со студентами магистратуры и мотивирование их на написание исследовательских кейсов, в которых акцент делается не на учебную составляющую, а на научную методологию. Изучение кейса при написании магистерской диссертации позволит студенту:

- разработать теоретическую концепцию;

- подтвердить или опровергнуть ранее разработанную теорию;

- изучить экстремальные, отклоняющиеся от нормы, случаи3.

Для преподавателя проведение со студентом исследования, основанного на кейс-методе даст основу для создания в дальнейшем учебного кейса.

Также в рамках мероприятий по вовлечению студентов в процесс создания кейсов в настоящее время на факультете реализуется проект студенческого конкурса на лучший бизнес-кейс.

Цель проведения такого конкурса - стимулирование изучения студентами реальных ситуаций, складывающихся в бизнес-среде, приобретение навыков анализа и моделирования ситуаций, требующих принятия управленческих решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним проектом, направленным на формирование библиотеки кейсов, стал проект организации на факультете исследовательских семинаров, включающих не только выступление основного докладчика, но и обязательную совместную подготовку ведущим преподавателем и докладчиком к семинару кейса, раскрывающего практическую составляющую проблематики семинара.

Также достигнута договоренность с КПМГ о совместной разработке кейсов преподавателями факультета и специалистами-практиками, занимающимися консультационной деятельностью. На наш взгляд, именно такие кейсы будут пользоваться особой популярностью у студентов, обучающихся на программах магистерской подготовки.

При успешной реализации данных мероприятий можно было бы ставить задачу сотрудничества с зарубежными бизнес- школами по вопросам создания кейсов, а также задачу коммерциализации процесса создания и распространения кейсов.

Все это позволит серьезно усилить учебно-методическую базу и повысить качество преподавания на факультете менеджмента.

3 Гладких И. 2014. Создание и использование кейсов в российском бизнес-образовании. Вестник С.Петерб. унта. Серия Менеджмент (3): 106-127.

электронный научно-экономический журнал стр 35

Список литературы

1. Гладких И. В. 2007. Разработка учебных кейсов: от удачного опыта к системе создания новых знаний. Бизнесобразование (1): 44-48.

2. Гладких И. 2014. Создание и использование кейсов в российском бизнес-образовании. Вестник С.-Петерб. унта. Серия Менеджмент (3): 106-127.

3. Чанько А.Д. 2012. Методические аспекты преподавания бизнес-дисциплин в группах топ-менеджеров. Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. Вып. 1.

4. Myers M. D. 2009. Qualitative Research in Business & Management. SAGE: Los An- geles — London — New Deli — Singapore — Washington DC.

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

№ 4(12)2015

анализ | прогноз | управление

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для преподавателей

1. Назовите кафедру, на которой Вы работаете_

2. Стаж работы по преподаваемым дисциплинам_

3. Программы, на которых Вы ведете занятия:

а)бакалавриат

б) магистратура

в) МВА

г) повышение квалификации

д) программы переподготовки слушателей

е) другое_

4. Как часто Вы используете кейсы в учебном процессе:

а) редко, эпизодически

б) при изучении отдельных тем курса:

г) постоянно использую кейсы на протяжении изучения всего курса

5. Используете ли Вы кейсы при проведении экзаменов или зачетов:

а) никогда не использую, т.к. они недостаточно эффективны при проведении контрольных форм

б) относительно редко г) регулярно использую

6. Какой формат кейсов Вы предпочитаете использовать:

а) полноформатные, комплексные кейсы, которые требуют много времени, но и позволяют решить больше учебных задач

б) небольшого формата, которые можно быстро прочесть и сразу начать обсуждение

в) нет предпочтений, все зависит от обстоятельств

7. Какой вид кейсов Вы предпочитаете использовать:

а) в которых студентам предлагается самим найти решения (decision case)

б) иллюстративно-аналитические кейсы, содержащие готовые оценки, раскрывающие опыт ведения бизнеса

в) нет предпочтений, оба типа важны для преподавания дисциплины

8. Источник получения Вами кейсов:

а) пишу сам

б) нахожу в периодических изданиях на русском языке

в) нахожу на различных русскоязычных сайтах

г) нахожу в сборниках кейсов и учебниках на русском языке

д) заказываю в международных базах данных (Elsevier и др.)

е) заказываю кейсы в издательствах крупнейших вузов мира, занятых распространением собственных кейсов

ж) другое_

9. В чем Вы видите главные проблемы, сдерживающие развитие процесса использования кейсов в своей работе:

а) неясно, где можно найти хорошие кейсы на русском языке в достаточном количестве

б) недостаток собственного опыта и знаний

в) отсутствие у студентов интереса к работе с кейсами

г) несовершенство планирования учебного процесса (расписание занятий по одной паре не позволяет разбирать полноформатные кейсы)

д) недостаток часов аудиторной работы со студентами

е) другое

(назовите)_

ж) нет проблем использования, все зависит от желания самого преподавателя

10. В чем Вы видите основные проблемы самостоятельного написания кейсов:

а) отсутствие поддержки (финансирования) со стороны руководства в деле создания кейсов

б) отсутствие стимулов внедрять кейсы при высокой трудоемкости процесса написания

в) закрытость управленческой информации о работе российского бизнеса

б1) 2-3 темы

б2) 4-6 тем

б3) 6 и более тем

электронный научно-экономический журнал

г) недостаток собственного опыта и знаний

д) другое

№ 4(12)2015

стр 37

(назовите)_

11. Считаете ли Вы необходимым создание собственной базы (электронной библиотеки) кейсов на факультете менеджмента:

а) да, это поможет существенно повысить качество преподавания

б) необходимость есть, но сегодня этот проект невозможно реализовать

в) в этом нет необходимости

г) затрудняюсь ответить

электронный научно-экономический журнал стр 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для студентов

1. Назовите программу, на которой Вы обучаетесь:

бакалавриат_

магистратура_

2. Как часто, на Ваш взгляд, необходимо использовать преподавателями кейсы

(специально подготовленный учебный материал, который отражает конкретную проблемную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании) в учебном процессе:

а) редко, эпизодически

б) при изучении отдельных тем курса:

б1) 2-3 темы б2) 4-6 тем б3) 6 и более тем

в) постоянно, на протяжении изучения всего курса

3. Следует ли, на Ваш взгляд, использовать кейсы при проведении экзаменов или зачетов

а) нет, т.к. время проведения экзамена или зачета ограничено

б) нет, т.к. решение кейса не покажет реальных знаний по изучаемой дисциплине

в) нет, так как кейсы не имеют единственно правильного ответа

г) да

4. Считаете ли Вы, что преподаватели факультета должны больше внимания уделять кейс-методу при преподавании дисциплины:

а) да, т.к. при изучении дисциплин мало внимания уделяется практическим ситуациям

б) нет, того, что преподаватели дают во время занятий, вполне достаточно для освоения дисциплины

в) затрудняюсь ответить

5. Какой формат кейсов Вам кажется наиболее полезным для обучения:

а) полноформатные, комплексные кейсы, которые требуют много времени, но и позволяют решить больше учебных задач

б) небольшого формата, которые можно быстро прочесть и сразу начать обсуждение

в) нет предпочтений, все зависит от обстоятельств

6. Какой вид кейсов Вы считаете наиболее полезным для себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) в которых Вам предлагается самим найти решения (decision case)

б) иллюстративно-аналитические кейсы, содержащие готовые оценки, раскрывающие опыт ведения бизнеса

в) нет предпочтений, оба типа важны для изучения дисциплины

7. Какие кейсы для Вас наиболее интересны:

а) отражающие опыт работы российских компаний

б) отражающие опыт работы зарубежных компаний

в) нет предпочтений, и те и другие кейсы важны

г) затрудняюсь ответить

8. В чем Вы видите главные проблемы, сдерживающие развитие процесса использования кейсов на факультете:

а) кейсы, используемые преподавателями, недостаточно интересны, не отражают проблематику изучаемой темы

б) недостаток собственного опыта и знаний по решению кейсов

в) отсутствие интереса к работе с кейсами

г) несовершенство планирования учебного процесса (расписание занятий по одной паре не позволяет разбирать полноформатные кейсы)

д) недостаток часов аудиторной работы для полноценного разбора кейса

е) другое

(назовите)_

9. Согласились бы Вы принять участие в написании кейсов:

а) да

б) да, но только совместно с преподавателем

в) нет, у меня нет на это времени

г) нет, считаю это неэффективной формой получения знаний

электронный научно-экономический журнал стр 39

д) другое

(назовите)_

10. Хотели бы Вы принять (или принимали) участие в кейс-чемпионатах:

а) да, это поможет повысить уровень знаний и лучше разбираться в практике функционирования компаний

б) да, но не хватает времени

в) нет, в этом нет необходимости

г) затрудняюсь ответить

11. Если Вы никогда не принимали участия в кейс-чемпионатах, назовите основную причину:

а) у меня не было достаточной информации о проведении подобных конкурсов

б) нет подходящей команды

в) нет достаточного опыта и знаний

г) не хватает времени

д) не вижу в этом необходимости, мне не интересно

е) другое

(назовите)_

12. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе на создание лучшего бизнес-кейса:

а) да, для меня это был бы ценный опыт

б) да, но только вместе с командой

в) нет, т.к. у меня нет возможности получения управленческой информации о работе российского бизнеса

г) нет, не хватает времени

д) нет, для меня это не интересно

е)затрудняюсь ответить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.