Научная статья на тему 'Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования'

Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТ / ВЫПУСКНИК / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / STUDENT / GRADUATE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / COMPETENCE-BASED APPROACH / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL FITNESS / HEALTH-SAVING SYSTEM / HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна

Статья посвящена исследованию развития здоровьесберегающих технологий. Авторы отмечают изменение условий подготовки в высших учебных заведениях в рамках требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов как причину увеличения нагрузки на студентов, из-за которой здоровьесбережению обучающихся должно уделяться особое внимание. В связи с этим были предложены основные направления развития здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования. Для их развития в статье рекомендуется следовать установленным требованиям. Исследование позволило раскрыть несколько групп технологий, тесно связанных со здоровьесбережением. К тому же, в статье отмечено несколько подгрупп, которые имеют здоровьесберегающие технологии, а это показывает, насколько широко может быть их применение. Авторы акцентируют внимание на том, что для организации качественной физкультурно-оздоровительной работы и создания условий развития здоровьесберегающих технологий, основой образовательного процесса должна выступать диагностика. Поэтому отмечается важность диагностических обследований уровней физической подготовки. В статье же было представлено исследование ценностного отношения студентов к своему здоровью на 1 и на 2 курсе. Представленные результаты показывают влияние на обучающихся здоровьесберегающих технологий и обосновывают необходимость их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the study of the development of health technologies. The authors note a change in the conditions of training in higher education institutions within the framework of the requirements of the new Federal State Educational Standards as a reason for increasing the burden on students, due to which the health care of students should be given special attention. In this regard, the main directions for the development of health-saving technologies in the system of higher education were proposed. For their development in the article it is recommended to follow the established requirements. The study revealed several groups of technologies closely related to health conservation. In addition, the article noted several subgroups that have health-saving technologies, and this shows how widely their use can be. The authors focus on the fact that for the organization of high-quality sports and recreational work and the creation of conditions for the development of health-saving technologies, diagnostics should be the basis of the educational process. Therefore, the importance of diagnostic examinations of fitness levels is noted. The article also presented a study of students' value attitude to their health at the 1st and 2nd year. The presented results show the impact on students of health-saving technologies and justify the need for their use.

Текст научной работы на тему «Исследование и развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования»

Gladkova Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna RESEARCH AND DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES .

pedagogical sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0053

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: lubovkutepova@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития здоровьесберегающих технологий. Авторы отмечают изменение условий подготовки в высших учебных заведениях в рамках требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов как причину увеличения нагрузки на студентов, из-за которой здоровьес-бережению обучающихся должно уделяться особое внимание. В связи с этим были предложены основные направления развития здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования. Для их развития в статье рекомендуется следовать установленным требованиям. Исследование позволило раскрыть несколько групп технологий, тесно связанных со здоровьесбережением. К тому же, в статье отмечено несколько подгрупп, которые имеют здоровьесберегающие технологии, а это показывает, насколько широко может быть их применение. Авторы акцентируют внимание на том, что для организации качественной физкультурно-оздоровительной работы и создания условий развития здоровьесберегающих технологий, основой образовательного процесса должна выступать диагностика. Поэтому отмечается важность диагностических обследований уровней физической подготовки. В статье же было представлено исследование ценностного отношения студентов к своему здоровью на 1 и на 2 курсе. Представленные результаты показывают влияние на обучающихся здоровьесберегающих технологий и обосновывают необходимость их использования.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, студент, выпускник, высшее учебное заведение, компе-тентностный подход, физическая культура, физкультурно-оздоровительная работа, здоровьесберегающая система, сохранение здоровья.

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

© 2019

Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Humanities and General Scientific Disciplines» Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: lubovkutepova@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the development of health technologies. The authors note a change in the conditions of training in higher education institutions within the framework of the requirements of the new Federal State Educational Standards as a reason for increasing the burden on students, due to which the health care of students should be given special attention. In this regard, the main directions for the development of health-saving technologies in the system of higher education were proposed. For their development in the article it is recommended to follow the established requirements. The study revealed several groups of technologies closely related to health conservation. In addition, the article noted several subgroups that have health-saving technologies, and this shows how widely their use can be. The authors focus on the fact that for the organization of high-quality sports and recreational work and the creation of conditions for the development of health-saving technologies, diagnostics should be the basis of the educational process. Therefore, the importance of diagnostic examinations of fitness levels is noted. The article also presented a study of students' value attitude to their health at the 1st and 2nd year. The presented results show the impact on students of health-saving technologies and justify the need for their use.

Keywords: health-saving technologies, student, graduate, higher education institution, competence-based approach, physical education, physical fitness, health-saving system, health preservation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование высококвалифицированного выпускника высшего учебного заведения является сложным и многоаспектным процессом. Подготовка в вузах на сегодняшний день складывается в условиях новой образовательной парадигмы, возникшей по причине появления качественно новых потребностей государства и общества. Высшие учебные заведения обязаны следовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, поэтому мы не можем не брать

во внимание влияние компетентностного подхода на обучение студента. Данный подход призван обеспечить условия в учебном заведении, близкие к профессиональным, чтобы бакалавры смогли, приступив к реальной работе, быстро адаптироваться. В результате, появившиеся нововведения существенно увеличивают нагрузку на студента [1]. Снижается доля аудиторной работы, появляется все больше информации, среди которой обучающемуся предстоит ориентироваться в большей степени самостоятельно. Стремясь сформировать современного грамотного выпускника, делая акцент на разви-

педагогические науки

Гладкова Марина Николаевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

тии его умственных способностей и умениях применять свои знания на практике, в высших учебных заведениях, физическое здоровье студента часто отходит на второй план, хотя именно этот элемент является ключевым фактором, формирующим работоспособную личность и конкурентоспособного выпускника.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время исследования многих авторов доказывают снижение состояния здоровья обучающихся высших учебных заведений. Поэтому вопрос развития здоровьесберегающих технологий так важен. Данной темой занимались такие ученые как Т.Н. Шутова, О.В. Мамонова, И.М. Бодров, П.А. Кондратьев. Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность - явление слишком распространенное и привлекает внимание многих специалистов различных сфер деятельности: специалистов физической культуры, медицинских работников, педагогов, психологов, которые стремятся решить эту проблему и найти способы формирования здорового образа жизни [2]. Отметим, что осложняется этот процесс тем, что здоровьесберегающая система, по своему первичному определению ориентирует педагогов только на сохранение здоровья студентов, а это приводит к недостаточной разработанности системы развития здо-ровьесберегающих технологий в вузе.

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать технологии, тесно связанные со здоровьесберегающими технологиями;

- выявить подгруппы здоровьесберегающих технологий;

- определить требования к здоровьесберегающим технологиям;

- установить условия, которые должны соблюдать высшие школы для реализации здоровьесберегающих технологий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет важное значение для формирования гармонично развитой личности [3]. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, проводимая высшим учебным заведением в рамках процесса обучения для сохранения и укрепления здоровья студентов. Большую роль в этой системе играет физическая культура [4]. Физически здоровые люди легче адаптируются в научной и профессиональной деятельности, успешнее осваивают новые виды деятельности и выполняют свою работу на более высоком уровне [5]. Поэтому весь процесс обучения должен быть разделен на 3 этапа:

- начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (здесь студент должен усвоить основы здорового образа жизни выполнять элементарные правила здоровьесбережения) [6];

- углубленное изучение (формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни);

- закрепление знаний, умений и навыков по здоро-вьесбережению и дальнейшее их совершенствование [7].

Со здоровьесберегающими технологиями тесно связаны еще несколько групп технологий. К первой группе мы относим медико-гигиенические технологии [8]. Это проведение совместной деятельности преподавателей и медицинских работников. Сюда относится обеспечение контроля и помощи в создании надлежащих гигиенических условий, оказание консультативной помощи [9].

Вторая группа - это физкультурно-оздоровительные технологии. Их реализация проходит на занятиях физкультурой и в различных секциях во внеурочное время (бег, приседания, отжимания, игры в футбол в волейбол)

[10].

К третьей группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Ответственность за их выполнение лежит на специалистах по охране труда, строителях учебных корпусов, инженерно-технических службах, пожарной инспекции [11]. Сохранение здоровья - сохранение жизни, поэтому требования и рекомендации этих специалистов подлежат учету и внедрению в систему здоровьесберегающих технологий [12].

Сами здоровьесберегающие технологии делятся на 3 подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (на их основе определяется структура учебного процесса, при которой студенты смогут избежать развития негативных состояний, например переутомления или гиподинамии);

- психолого-педагогические технологии (связаны с непосредственной работой на занятиях физкультурой);

- учебно-воспитательные технологии (содержат специальные программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся. Разрабатываются специальные методики по предупреждению вредных привычек) [13].

Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой должны соответствовать следующим требованиям:

- строгая дозировка физических нагрузок;

- чередование интенсивности и релаксации [14];

- использование принципов наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учетом особенностей здоровья [15];

- соблюдение гигиенических требований;

- создание комфортной эмоциональной среды;

- индивидуальный подход к каждому студенту [16];

- проведение занятий на свежем воздухе;

- использование игр в обучении [17].

Комфортные условия для занятий физической культурой являются залогом высоких достижений студентов, поэтому вуз должен обеспечить следующие условия:

- рациональное освещение зала [18];

- исключение монотонных звуковых раздражителей

[19];

- влажная уборка зала (рекомендуется проводить ее каждодневно);

- проверка наличия сменной обуви и спортивного костюма [20].

Основными направлениями развития здоровьесбе-регающих технологий в системе высшего образования должны стать:

- обновление комплексных методов психологической, медико-физиологической, социально-гигиенической оценки состояния здоровья студентов [21];

- мониторинг образовательных условий для определения их влияния на состояние здоровья студентов;

- формирование новых программ по обеспечению здорового жизненного стиля, а также профилактике зависимостей (алкогольной, никотиновой), культуры пищевого поведения [22];

- проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий для укрепления здоровья студентов и повышение их адаптационного потенциала (лечебно-физическая культура, психологические тренинги) [23].

Для организации качественной физкультурно-оздоровительной работы и создания условий развития здоро-вьесберегающих технологий, основой образовательного процесса должна выступать диагностика. Это указывает на важность диагностических обследований для выявления состояния студентов и подбора необходимых для них условий, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Нами было исследовано ценностное отношение студентов к своему здоровью на 1 и на 2 курсе.

На первом курсе 20% студентов (12 человек) относили себя к высокому уровню. Им присуще хорошее самочувствие, энергичность и активность. Большая часть

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

207

Gladkova Marina Nikolaevna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna RESEARCH AND DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES .

pedagogical sciences

выборки находится на среднем уровне по отношению к своему здоровью - 58% (35 человек). Благодаря тому, что они уделяют достаточно времени занятию спортом и зачастую не имеют вредных привычек, они обладают хорошим самочувствием, положительно настроены и проявляют общительность. Низкий уровень был выявлен у 20% (13 человек).

На втором курсе, после развития тенденции к проведению здоровьесберегающих мероприятий, спроектированных по всем требованиям, у студентов наметилась положительная динамика. 30% студентов (20 человек) обладают высоким уровнем отношения к своему здоровью. Средний уровень - 67% (40 человек) выборки. Низкого уровня отношения студентов к своему здоровью выявлено не было.

Кроме того, были проанализированы результаты обучения студентов. На втором курсе обучающиеся стали более результативными и стали проявлять больший интерес к изучению дисциплин.

Выполнение указанных нами требований и соблюдение надлежащих условий применения здоровьесбере-гающих технологий, включая необходимые физические упражнения, дают студентам возможность показывать лучшие результаты обучения и формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В процессе работы нами было рассмотрено развитие здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования. Мы привели условия, благодаря которым реализация здоровьес-берегающих технологий приносит лучшие результаты. А проведенное исследование показывает, что грамотное использование здоровьесберегающих технологий, с выполнением указанных требований, с поддержкой отдельных специалистов, позволяет не только улучшить их уровень отношения к своему здоровью, но и достичь новых образовательных результатов. Чем больше учебное заведение уделяет внимание развитию здоровьес-берегающих технологий как одному из ключевых факторов, влияющих на достижения студентов, тем лучше усваивают материал обучающиеся, тем более высокие результаты они показывают.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

3. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы //Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

5. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

7. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

8. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

9. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.

10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology.

2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

11. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.

12. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

13. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

14. АбрамоваН. С., Ваганова О. И., ТрутановаА. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.

15. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

16. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

17. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.

18. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.

19. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

20. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

21. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

22. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

23. Карева Г.В., Сбитный С.Н. Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 99-101.

Статья поступила в редакцию 09.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.