Научная статья на тему 'Исследование художественного вкуса в молодежной музыкальной среде'

Исследование художественного вкуса в молодежной музыкальной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ОПРОС / ПРОЖЕКТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохонько Анатолий Павлович

В статье исследуется состояние художественного вкуса участников любительских музыкальных коллективов. Рассматривается применение различных методов при изучении художественного вкуса, а именно: вторичный анализ, контент-анализ, педагогический эксперимент, учебно-воспитательный процесс, тестирование, интервью, инвариантность деятельности. Определены возможные результаты применения этих методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование художественного вкуса в молодежной музыкальной среде»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 78(71.79)

Мохонько Анатолий Павлович

канд. gед. наук, профессор КемГУКИ, г.Кемерово, РФ Е-mail: mohonco@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В МОЛОДЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье исследуется состояние художественного вкуса участников любительских музыкальных коллективов. Рассматривается применение различных методов при изучении художественного вкуса, а именно: вторичный анализ, контент-анализ, педагогический эксперимент, учебно-воспитательный процесс, тестирование, интервью, инвариантность деятельности. Определены возможные результаты применения этих методов.

Ключевые слова

художественный вкус, педагогический эксперимент, воспитание, самовоспитание, опрос, прожективная

ситуация, методологические вопросы, научный анализ.

В жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато падением уровня культуры. У части молодежи легкие жанры эстрадной музыки в последние десятилетия пользовались преимущественным вниманием. В то же время, существуют огромные возможности воспитания художественного вкуса, которые фактически дают человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. С точки зрения обыденного сознания можно было бы предполагать, что чем меньше человек знает о каком-либо предмете (музыке, искусстве), то больше он будет стремиться узнать о нем. Однако специальные исследования показали, что дело обстоит далеко не так. Потребность в разъяснении того или иного вопроса у наименее подготовленных слушателей не растет, а падает, и чем меньше человек знает о каком-либо явлении, тем меньше он о нем хочет знать. В настоящее время процессы формирования и изменения социальных установок изучаются. Эти исследования показали, что результаты восприятия зависят не только от свойств объекта и познавательных способностей субъекта, но и от тех знаний и убеждений, а также отношения к ним субъекта [1]. Это важная предпосылка исследования художественного вкуса в молодежной музыкальной среде.

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения художественного вкуса, в настоящее время пока не определены в полной мере пути к изучению состояния художественного вкуса у молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности, недостаточно изучены и разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс целенаправленного исследования состояния художественного вкуса у молодежи в условиях любительских музыкальных коллективов в учреждениях культуры до сих пор не являлся объектом специального исследования ввиду отсутствия осознания педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций.

В научном исследовании состояния художественного вкуса участников любительских оркестровых коллективов реализуются три исходных момента, характеризующих проблему художественного вкуса: I) условия формирования художественного вкуса, в том числе факторы его развития; 2) состояние художественного вкуса и тенденции его развития; 3) процессы воспитания и самовоспитания художественного вкуса, в том числе взаимодействие руководителя и участников в данных процессах.

Один из важных методологических принципов научного познания - установление связей видового процесса с родовым, когда каждая частная проблема рассматривается в рамках более общих и порождающих данную проблему. В научном исследовании общими (родовыми) проблемами по отношению к частной (видовой) проблеме является оптимизация учебно-воспитательного процесса в любительских оркестровых коллективах, повышение уровня музыкальной и педагогической подготовки руководителей,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

организационно-методическое обеспечение воспитания и самовоспитания личности в коллективе. Поэтому совершенствование художественного вкуса рассматривается в зависимости от решения указанных проблем.

Основной упор в исследовании делается на "технологическую" сторону педагогического руководства процессами воспитания и самовоспитания художественного вкуса. Это продиктовано профессиональными нуждами практиков-руководителей любительских оркестровых коллективов. Зачастую они получают советы и указания, что надо делать, но очень редко - как надо делать и почему именно так. Важно раскрыть предметно-содержательную наполненность педагогического взаимодействия руководителя и участника. «Поле» их взаимодействия - прежде всего музыкальный материал как средство развития художественного вкуса личности. Педагогические усилия приносят успех тогда, когда руководитель воздействует на участника компетентно, вполне владея тонкостями усвоения и воспроизведения музыки. Поскольку в основе данной концепции лежит понимание художественного вкуса как качественной характеристики художественной деятельности, поэтому рассматриваются педагогические процессы с точки зрения взаимодействия руководителя и участника по существенным моментам восприятия, оценки и усвоения произведений искусства и формирования качеств, присущих высокоразвитому художественному вкусу личности.

Индивидуально-личностные качества рассматриваются как результат взаимодействия руководителя и участников на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Из возможного "набора" индивидуально-личностных качеств берутся только те, которые характеризуют художественный вкус личности, и в содержании педагогического взаимодействия отражают ту деятельность, без которой трудно воспитать высокохудожественный вкус. В исследовании применяются различные методы: анкетный опрос, интервью, статистический анализ, «действовать по аналогии».

Один из важных и малоиспользуемых методов вторичный анализ - нужен в педагогическом прикладном исследовании для расширения "географии" исследования, сопоставления результатов, обоснования выводов. Он имеет существенное преимущество: экономит время и позволяет по сходной методике рассмотреть полученные ранее материалы под новым углом зрения. Изучаются материалы исследований, проведенных государственными учреждениями в клубных любительских коллективах, и по исходным данным следует провести анализ социального состава всех любительских коллективов и отдельно - социального состава музыкальных коллективов, что необходимо для характеристики субъекта художественного вкуса. Сопоставляются данные о демографических признаках участников, их социально-профессиональном положении и стаже занятий в любительских коллективах по сельским и городским клубным учреждениям. Сравнивается жанровый диапазон любительских сельских и городских коллективов, соотношение музыкальных и немузыкальных коллективов [2].

В исследовании применяется метод контент-анализа (в сочетании с экспертными оценками и вторичным анализом «Дневников наблюдения» участников оркестрового коллектива). Для определения степени сложности произведений проводится экспертная оценка действующего репертуара со стороны руководителей любительских оркестровых коллективов. Эксперты определяют: время написания произведения, биографические данные автора; тематическую и идейную направленность произведения с учетом контекста; жанровое своеобразие произведения в сравнении с другими произведениями репертуара; форму произведения и ее влияние на структуру и характер произведения; особенность темпа и агогических изменений; лад; метро-ритм; строение и характер мелодики; музыкальный образ.

Анализируется оркестровая литература и действующие репертуары любительских оркестровых коллективов данной местности и на основе изученных материалов исполняемые произведения распределяются по 4 степеням сложности.

Методом контент-анализа изучаются методические и репертуарные пособия, репертуарные источники, имеющиеся в интернете, научных библиотеках страны, Всероссийском музыкальном обществе, Центре народного творчества и досуга. Это необходимо для анализа методической обеспеченности руководителей оркестровых коллективов [3].

Путем визуального просмотра и метода контент-анализа изучаются периодические профильные издания, в которых, так или иначе, затрагиваются проблемы, связанные с художественным вкусом. Контент-анализ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

"Дневников наблюдений» участников любительских коллективов клубных учреждений позволит определить реальную и прожективную включенность оркестров в массовую клубную работу, установить для оркестрового коллектива наиболее предпочтительных партнеров - любительских коллективов различных жанров. Метод изучения документов поможет охарактеризовать объект исследования - оркестровые коллективы в ряду всех любительских коллективов, получить представление об объеме, направлениях и формах культурно-просветительной работы в тех клубных учреждениях, где созданы и действуют любительские оркестровые коллективы. Изучаются годовые статистические отчеты клубных учреждений. Из клубных учреждений избираются только те, где работают оркестровые коллективы. Методы эксперимента и наблюдений используются для изучения состояния художественного вкуса участников любительского оркестра [4] и возможностей повышения уровня художественного вкуса педагогическими средствами и методами.

В исследовании проводятся несколько опросов, в том числе анкетный опрос. Некоторые опросы проводятся для апробации методики и в диагностических целях [5].

В исследовании основное внимание необходимо уделить учебно-воспитательному процессу, его возможностям в развитии художественного вкуса у участников. Каждая из форм учебно-воспитательного процесса должна способствовать воспитанию художественного вкуса. Разрабатывая инструментарий, необходимо учитывать основные виды деятельности (художественной, методической, организаторской), воспитывающей художественный вкус участников.

Известно, что руководство любительским музыкальным коллективом включает в себя по содержанию обширный объем педагогических действий, усилий. Учитываются только те педагогические усилия и действия, которые наиболее плодотворны для воспитания художественного вкуса, перевода участников с исходного уровня вкуса на более высокий уровень. Важно, что отдельные действия руководителя являются "сквозными", необходимыми как для совершенствования различных форм учебно-воспитательного процесса, так и для "перевоплощения" художественного вкуса в устойчивые черты личности участника любительского коллектива. Это, прежде всего, достижение участником глубокого, всестороннего восприятия, обоснованной оценки художественного произведения, адекватной его истинной ценности, развитие всех исполнительских качеств оркестранта.

На примере каждой из форм учебно-воспитательного процесса проверяются, какие непреложные виды деятельности преобладают (доминируют) во взаимодействии руководителя и участников. Это делается в педагогическом эксперименте. В эксперименте основное внимание следует обращать на качественную сторону деятельности. Методика "подтягивает" исходный уровень художественной подготовки участников до высокого художественного вкуса, если руководитель постоянно работает над качественными показателями, имеет их в виду как ориентиры, "узловые" моменты в технологии педагогического и художественного руководства коллективом [6].

Исследование проводится в несколько этапов. На подготовительном этапе исследования уточняются данные об объекте исследования, изучается литература (философская, социологическая, педагогическая, эстетическая, психологическая) и опыт исследования. Составляется программа и план исследования, проводятся пробные опросы участников любительских коллективов, наблюдения, групповые интервью руководителей коллективов, составляются и апробируются тесты на устойчивость интересов и интуитивное взаимопонимание в коллективах. Таким образом, апробируется инструментарий, с помощью которого осуществляются процедуры исследования, и проводится проверка самих процедур.

Подготовительный этап длится примерно полгода. За этот период разрабатывается методика исследования, готовится аналитический обзор источников по проблемам художественного вкуса. Обзор обновляется по мере появления новых публикаций.

На подготовительном этапе возможна попытка апробировать некоторые методики, используемые в педагогических и психологических исследованиях. Используя идею социальных психологов, проводится опрос участников по тестам: "Угадай ответ своего товарища" и "Угадай поступок своего товарища". Опрос проводится в экспериментальном и в контрольном коллективе [7].

Первый тест включает вопросы: I) любит ли участник посещать театр, музей, кино, выставки, лекции; 2) в какой мере ему нравится классическая музыка (не нравится - I, нравится - 2, очень нравится - 3). По

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

тестам станет ясно, кто из них пришёл к интуитивному взаимопониманию. Возможно, кому-то трудно "угадать", насколько значима классическая музыка в жизни его товарища, не всегда известны предпочтения в занятиях каждого в свободное время. Если так, то значит, что коллектив еще не сформировался окончательно как социально-психологическая и культурная общность. Может сказываться и то, что коллектив пополнялся новичками, и они многое еще не раскрыли в своих товарищах [8].

Второй тест рассчитан на психологические особенности подросткового возраста, выявление предпочтений в прожективной ситуации. Следует исходить из того, что все участники любят оркестровую музыку, с желанием занимаются в любительском коллективе, для всех характерны вербальные ориентации на усвоение высокохудожественных произведений, обучение на образцовом исполнительстве. Тестом проверяется устойчивость мотивов деятельности, избирательность в выборе деятельности. При соответствующей углубленной разработке данная методика может использоваться для характеристики субъекта художественного вкуса, для "зондажа" настроений подростков, оценки психологических ситуаций в коллективах [9].

Основной этап включает проведение опросов, педагогических и эстетических "замеров" уровня художественного вкуса, изучение сущности вкуса и проблем его воспитания. Этап длится 1 год. Исследование проводится в экспериментальном и контрольном оркестровых коллективах, а также в любительских коллективах, включенных в исследование путем случайного отбора. Опрос в любительских коллективах может проводиться анкетерами. Анкета "Мнение участника" включает вопросы по воспитанию художественного вкуса, которые дублируются в анкете "Мнение руководителя" для сопоставления взглядов на одни и те же проблемы [10].

Педагогический эксперимент. Методика эксперимента включает следующее:

1. В "Дневнике наблюдений" фиксируются отношение к занятиям, поведение участников, реакция на замечания руководителей, восприимчивость к музыкальным знаниям и т.д.

2. Участники коллектива пишут сочинение "Мое отношение к музыке и любительскому коллективу". Формализация состоит в том, что предлагаются опорные вопросы, на которые участники смогут отвечать свободно, но, не нарушая порядкового расположения вопроса - ответа. Сочинения дают представление об устойчивости интереса к музыке, о стремлении развивать себя в оркестровом коллективе, о понимании смысла и художественной ценности высокохудожественных произведений. Сочинения обрабатываются методом контент-анализа, систематизируются, чтобы имелось представление о направленности художественного вкуса всего коллектива.

3. Проводится интервью с участниками с целью выявления самооценки участника как музыканта и как члена коллектива. Выясняется, как знает руководитель своих воспитанников и что думает он сам по тем же вопросам. По параметрам, что предлагаются в вопроснике участникам, даёт ответы и руководитель оркестрового коллектива. Если его оценка каждого участника в основном совпадает с самооценкой со стороны участников - это говорит о том, что в коллективе мало лиц с завышенными притязаниями, подростки стремятся к правдивой оценке, и руководитель хорошо знает индивидуальность каждого.

С помощью экспертов готовятся качественные показатели художественного вкуса, в наибольшей степени укрепляющие статус (положение) личности в коллективе. Следует оценить каждого участника. Участника рассматривают со стороны музыкального развития (например, 10 параметров) и со стороны развития коллективистских свойств личности (10 параметров). Определяются изменения в статусе личности в целом по экспериментальному коллективу с качественной стороны: что стало лучше или хуже и насколько. Для этого используется методика обработки исходных данных, составляется комбинаторная таблица, отражающая связи между признаками, где показано, какие изменения произошли в качественной характеристике участников за период их пребывания в коллективе. Оцениваются участники по школьной системе (I, 2, 3, 4, 5) баллов. Направление изменений показывается «стрелкой». И чем прочнее коллектив, выше его культура, в том числе и музыкальная, тем выше статус (положение) личности в коллективе.

4. Педагогический эксперимент включает в себя осуществление программы самовоспитания художественных вкусов. Программа должна быть насыщенной. Участникам предлагается широкий диапазон

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

деятельности, необходимый для самовоспитания высокохудожественного вкуса. Устанавливаются задания, предусматривается усложнение деятельности, инвариантность деятельности [11].

Общая программа самовоспитания может быть составлена по нескольким направлениям. За основу группировки берётся видовое разнообразие искусства. В каждом из направлений предлагаются варианты художественной деятельности, которая осуществляется для приобретения знаний, умений и навыков и выработки убеждений. Каждая форма деятельности оценивается экспертами - руководителями любительских оркестровых коллективов. Эксперты оценивают предложенные параметры таким образом: X - ничего не значит, 2 - мало значит, 3 - значит, 4 - много значит.

Таким образом, появляется возможность определить опытным путем, какие моменты самовоспитания считаются во мнении руководителей важными - неважными, и затем соотнести друг с другом отдельные формы художественной деятельности по программе самовоспитания. Каждой оценке присваивается числовое значение ("ничего не значит" - (-1), "мало значит" - (0,25), "значит" - (0,75), "много значит" - (I). Получится, что значимыми являются следующие параметры самовоспитания по каждому из направлений:

1-е направление - знакомиться с искусством посредством изучения художественной и искусствоведческой литературы; о каждом музыкальном или другом художественном событии стремиться узнать все до конца, постигать глубину, помечать в "Дневнике наблюдений" свои суждения, оценки, сравнивать с мнением товарищей по оркестру, интересоваться мнением на этот счет руководителя, учителей, товарищей по работе; посещать лекции, дискуссии, диспуты и другие мероприятия на музыкальные и общекультурные темы; вырабатывать умение разбираться в стилях и направлениях различных видов искусства;

2-енаправление - углублять художественные познания в области изобразительного и прикладного искусства: оформлять стенгазеты в клубе и оркестровом классе, тематические альбомы народного творчества; знакомиться с творчеством художников, живущих в родном крае в настоящее время, народных умельцев, с различными художественными школами (палехской, хохломской, гжельской и т.д.); принимать участие в беседах о красивом в искусстве ("Как смотреть картину", "История создания картины", "Связь изобразительного и музыкального искусства");

3-е направление - развивать музыкальные данные, расширять музыкальную эрудицию: учиться разбираться в современной эстраде и джазовой музыке; встречаться с композиторами, известными музыкантами, обсуждать с ними проблемы развития современного музыкального искусства; регулярно слушать и анализировать музыкальные произведения отечественных композиторов XIX, XX веков, современных и зарубежных авторов;

4-е направление - расширять эрудицию, кругозор в области хореографии, балетного искусства: обучаться современным танцам; участвовать в массовых играх, танцах; коллективно обсуждать просмотренные балетные спектакли;

5-е направление - расширять эрудицию в области киноискусства, театра: заниматься в искусствоведческих кружках, факультативах художественного цикла, в клубе любителей искусств (в секциях современного кино и театра); встречаться с драматургами, композиторами, режиссерами, артистами, обсуждать с ними проблемы развития современного театра и кино; в рамках деятельности оркестрового коллектива самостоятельно проводить небольшие искусствоведческие исследования в области кино и музыкального театра (поисковая работа);

6-е направление - лично участвовать в пропаганде художественных знаний, культуры и искусства: участвовать в концертах клуба, школы, предприятий в лекциях-концертах, музыкальных викторинах, фестивалях; выступать самому и помогать младшим в художественной деятельности (в стационаре - клубе и выездной, в семье).

На основе общей программы составляется индивидуальный план художественного самовоспитания оркестрантам. В программе самовоспитания планируется расширение кругозора личности, формирование ее мировоззрения, определяющего отношение к различным видам искусства, художественным явлениям и предметам. Овладевая теоретическими знаниями, участник формирует свои взгляды на искусство, на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

художественную деятельность, определяет свои художественные потребности, наклонности. Таким образом, самообразование будет являться в одно и то же время и самовоспитанием.

В программе планируется приобретение практических навыков и умений в музыке и, отчасти, в другие видах искусства. То есть формируются те качества, которые необходимы в оркестровом коллективе. Синтез знаний - теоретических и практических даёт хорошие результаты в художественной деятельности коллектива.

Кроме того, даются представления, как эти знания приобретать участникам, т.е. как более эффективно заниматься на инструменте, с пользой смотреть спектакль, анализировать прочитанную книгу и т.д. Все это значительно активизирует мыслительную деятельность участников, мобилизует их волю, формируют волевые качества - организованность, упорство и настойчивость. В педагогическом эксперименте проверяется, как действует механизм самовоспитания.

В механизм самовоспитания художественного вкуса входят мотивы самовоспитания, методы и средства, соотнесенные с целью и задачами воспитания. В механизме самовоспитания художественного вкуса считаются важными и атрибутивная, и поведенческая стороны. Атрибутивная сторона характеризует, чего достиг человек, каковы свойства личности, уровень художественного развития и положение участника в любительском коллективе, соответствие его художественных возможностей нормам данного коллектива. Поведенческая сторона отражает, что конкретно делает человек в целях собственного художественного развития, как воспитывает самого себя. В реальных процессах самовоспитания обе стороны существуют слитно, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Во время эксперимента подростки ведут личные дневники самонаблюдений. Анализ этих дневников покажет: хорошо ли они помогают участнику припоминать события, происшедшие с ним, и продумывать их значение; приучают ли они заострять внимание, обдумывать свое состояние, содействовать критическому отношению к своим поступкам и деятельности, а также составлять новые пункты в этой программе.

Программа самовоспитания должна быть комплексная, охватывать все стороны жизнедеятельности участников, где проявляется художественный вкус. Она требует использования различных методов в их взаимосвязи, ведётся по различным направлениям, но связана с воспитанием по целям и задачам. В результате целенаправленной работы по самовоспитанию и при помощи руководителей все участники заметно повышают уровень художественного вкуса. Руководитель оценивает каждого участника как музыканта.

Исследование может показать, что потребность в самовоспитании появляется у участников там, где сложился монолитный, стабильный, многолетний коллектив, предъявляющий всё возрастающие требования к каждому. В таком коллективе участник опирается на опыт старших товарищей, стремится максимально развить в себе необходимые свойства. Обнаруживая и познавая свои способности, он начинает сам формировать их как в собственных интересах, так и в интересах любительского коллектива. Таким образом, будет показано, что самовоспитание художественного вкуса выполняет общественную функцию по формированию свойств личности.

Во время эксперимента проводятся занятия, посвященные слушанию музыки. Слушание музыки должно сопровождаться рассказом руководителя. Посещаются концерты оркестров и других музыкальных коллективов. Такие вечера, встречи и последующие обсуждения производят сильное впечатление на любительский оркестр.

Руководителю коллектива следует принимать активное участие и в проведении эксперимента, и в репертуарном процессе. Он должен показывать подросткам пример работы над музыкальным произведением, рассказывать о произведениях, добиваться, чтобы техническая сторона обслуживала музыкальный образ, и участники учились сравнивать, осваивать стиль произведения [12].

В эксперименте изучается навык действовать по аналогии. После соответствующих показов, рассказов, разъяснения задач оркестрантам предлагается алгоритм - "Бланк анализа произведения". В соответствии с задачами воспитания художественного вкуса, подбирается разноплановый материал, художественно ценный, актуальный, различной тематической направленности. На основном этапе исследований собираются необходимые исходные данные, в т.ч. и документальные, и проводится предварительный анализ полученного материала. Составляются матрицы и таблицы для технической обработки собранного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

материала, а затем и статистического анализа. Обработка материала производится вручную. Статистический анализ проводился с использованием коэффициентов [13]. Параллельно с обработкой материала изучаются методологические вопросы, необходимые для научного анализа, обновляются литературные источники, ищутся подходы к собственному концептуальному анализу.

Заключительный этап состоит из систематизации всего изученного материала, проводится внедренческая работа, обеспечивающая связь исследования с практикой любительских оркестровых коллективов.

Исследование позволит представить в единстве I) цели и задачи воспитания, исходя из сущности художественного вкуса и особенностей руководителей и участников любительских коллективов; 2) направления воспитания; 3) формы и методы педагогического взаимодействия в процессе воспитания художественного вкуса; 4) условия воспитания; 5) средства воспитания.

Поставленные задачи соответствуют целям исследования состояния художественного вкуса. Подобное прикладное исследование полезно для совершенствования педагогических процессов в любительских коллективах, для управления процессами художественного воспитания, выявит состояние художественного вкуса участников любительских оркестровых коллективов. Список использованной литературы:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2008. 400 с.

2. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. Санкт-Петербург, 2002. 448 с.

3. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. «Качественная и количественная стратегии» 2002 г., http://www.i-u.ru/biblio/archive/tolstova_kachikoloc/; Berg B.L. Qualitative research methods for the social sciences. Boston, 1995.

4. Искусство в нашей жизни // Педагогические воззрения выдающихся отечественных деятелей образования и культуры. Антология. В четырех томах / Сост. В.П. Демин, Т.С. Маркарова. Т. IV. Москва, 2013.

5. Социологическая энциклопедия. Под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск, 2003. 384 с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт-М, 2001. 607с.

7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. Санкт-Петербург, 2003. 352 с.

8. Носе И.Н. Введение в технологию психодиагностики. Москва, 2003.128 с.

9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. 320 с.

10.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Санкт-Петербург, 2001. 688 с.; Burner J. S. Acts of Meaning. L, 1990.

11.Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. Москва: Проспект, 2005. 208 с.

12. Мохонько А. Развитие художественного вкуса как средство воспитания джазового музыканта (на примере учебного эстрадного оркестра) // Джаз в контексте современной культуры: сб. науч. тр. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. (заочной) 25 июня 2010. / отв. ред. И.А. Хвостова; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г,Р. Державина, 2010.С.35-48.

13.Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Социол. исслед. 2001. № 1; Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социол. исслед. 2000. № 10.С. 92-101.

© А.П. Мохонько, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

АРХИТЕКТУРА

УДК 728

Михайлова Наталия Сергеевна,

магистрант каф. арх. и град. БГТУ им. В.Г.Шухова

г. Белгород, РФ Перькова Маргарита Викторовна канд. арх., проф. БГТУ им. В.Г. Шухова

г. Белгород, РФ Е-mail: nataliya-mikhaylova@list.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ЖИЛИЩА

Аннотация.

В статье исследуются исторические предпосылки формирования адаптивной архитектуры. Осуществляется рассмотрение различных концепций адаптивного проектирования как с теоретической, так и с практической стороны. В ходе проведенного обобщенного анализа трудов посвященных формированию адаптивного жилища в России, выявлены факторы влияющие на адаптацию и современные концептуальные модели адаптивного жилья в России на данный момент.

Ключевые слова.

Архитектура, адаптивность, жилище, концепция, модели адаптивной системы.

Характерной чертой современности является ярко выраженный динамизм времени, который связан с научно-техническими процессами, затрагивающими многие сферы деятельности человека. Быстро меняющиеся темпы развития привели к ускоренному росту городов, транспортных систем, возросла социальная подвижность населения, темпы миграции, что привело к необходимости рассмотрения изменений в структурах жилых образований, общему пересмотру типов зданий, сооружений и норм технических приёмов их проектирования, а также градостроительной системы в целом. Кроме всего выше сказанного наша планета столкнулась с большим количеством проблем, связанных с экономией ресурсов, носящих не только экологический, но и экономический характер.

С каждым годом возрастают объемы жилищно-гражданского строительства в условиях постоянной подвижности и изменения социально-экономических факторов, что приводит к необходимости решения вопросов связанных с преждевременным «моральным» старением зданий и сооружений. Все архитектурные объекты «стареют» по-разному, одни здания остаются практически неизменными в течении долгого времени (оперные залы, театры). Другие же требуют постоянной модернизации, развития, расширения и различного рода динамических переделок. Это вплотную касается области жилищного строительства, на реконструкцию которой тратится около 20-25% капиталовложений. В связи с этим на первый план выходят поиски решения проблем изменяемости, мобильности, адаптивности архитектуры [7, с.3].

Адаптивная архитектура (Responsive architecture) — это развивающаяся область архитектурной практики, которая анализирует факторы, влияющие на жизнь потребителя, адаптируя свои функции к целям наибольшего соответствия требованиям эксплуатации. К адаптивной архитектуре относятся архитектурные объекты, которые имеют способность к динамическим изменениям в соответствии с влияющими на них факторами [7]. Одним из прообразов адаптивного подхода к жилью было жилище народов Азии, которые вели кочевой образ жизни (рис.1а). Жилые дома на Руси были выполнены из дерева, центральной частью являлась печь, вокруг которой формировалось единое многофункциональное пространство (рис.1б).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.