заданий и эффективность программы коррекционного сопровождения обеспечивается именно тем, что задания подбираются с учетом группы симптоматики нарушений, класса обучения ребенка и уровня достижений ребенка. Информационная система ежемесячно формирует индивидуальные диагностические заключения, позволяя родителям и педагогам непрерывно отслеживать ход коррекционной работы, ее эффективность и, при необходимости, принимать решение о привлечении дополнительных или замещающих методов коррекции. Разумеется, что не все нарушения ребенка могут быть скорректированы или скомпенсированы дистантной программой или групповыми занятиями коррекционного сопровождения. Многие нарушения, в частности, нарушения произносительной стороны речи, а также нарушения, связанные с органическими поражениями и недоразвитием, требуют непосредственного контакта ребенка со специалистом соответствующего профиля. Проблема коррекции речевых нарушений, несмотря на всю ее сложность, должна найти незамедлительное адекватное решение.
Список литературы:
1.Монография: Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г. 2007. Динамическое тестирование. М.
2.Материалы конференции: Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г., Оганесян Е.В.2006. Система верификации тестовых заданий методами статистического анализа. // Инновационные методы и средства оценки качества образования: МГУП. М.
3.Монография: Лалаева Р.И. 2007. Логопедия: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.
4.Электронный ресурс: Парамонова Л.Г. Ситуацию надо менять. Разговор о состоянии проблемы дисграфии, дислексии. http://www.dyslexia.ru/index.php?id=85. 2013.
Исследование холистического механизма у детей с трудностями в понимании логико-
грамматических конструкций языка
Киселев Сергей Юрьевич
Уральский федеральный университет, г.Екатеринбург
Ключевые слова:
специфические расстройства речи, холистический механизм, логико-грамматические конструкции языка, дошкольный возраст
Введение
Трудности понимания логико-грамматических конструкций языка (ЛГК) являются одним из видов речевых расстройств у детей [6, 10]. Данное нарушение входит в категорию специфических расстройств речи (specific language impairments), в рамках которых у детей наблюдаются разнообразные трудности в освоении речи, но которые не связаны с нарушениями артикуляции, слуха, с психическими расстройствами, например, аутизмом [6, 10]. Использование слова «специфический» подразумевает, что при этом расстройстве наблюдается исключительно дефицит в каком-либо специфическом речевом механизме. В частности, Van der Lely [14] выделила детей со специфическим нарушением в понимании логико-грамматических структур языка. Она предположила, что у этих детей наблюдается дефицит мозгового механизма, связанного с обработкой логико-грамматических конструкций языка [14].
Однако исследования показали, что у детей со специфическими расстройствами речи наблюдается также дефицит в неречевых процессах, включая проблемы в рабочей памяти [11], моторных функциях [7], внимании [12], воображении [8], перцептивных процессах [9]. Каким образом эти неречевые дефициты связаны со специфическими нарушениями речи у детей? Этот вопрос до сих пор остается предметом дискуссий в современных психолингвистических исследованиях [13]. В отечественной нейропсихологии было высказано предположение, что в основе трудностей понимания ЛГК может лежать дефицит в неречевом механизме. На основании исследований, проведенных на людях с семантической афазией, А.Р.Лурия [3] сделал предположение, что трудности понимания логико-грамматических конструкций языка при этой афазии могут быть связаны с нарушением механизма симультанной (холистической) обработки информации. Данное предположение основано на том, что понимание высказываний требует не только удержания отдельных элементов речи (слов, предлогов и т.д.), но также опирается на одновременный (симультанный) синтез этих элементов в единое (холистическое) целое, имеющее определенный смысл [3]. Можно предположить, что одной из причин, которая приводит к трудностям усвоения детьми логико-грамматических конструкций языка, является отставание в развитии этого механизма в работе мозга.
Целью данного исследования является проверка гипотезы, что у детей старшего дошкольного возраста с трудностями понимания логико-грамматических конструкций языка наблюдается дефицит холистического механизма в работе мозга.
Методы исследования
С целью выявления детей с трудностями в понимании ЛГК было проведено обследование 323 детей в возрасте 6-7 лет из подготовительных групп десяти ДОУ города Екатеринбурга с помощью пробы «Понимание логико-грамматических конструкций» [1]. Проба оценивает понимание пассивных обратимых конструкций (9 предложений) и предложных конструкций (4 предложения). Максимальный балл, который может получить ребенком в данной пробе - 13 баллов. Если ребенок делал более 50 % ошибок, то его относили к группе детей с трудностями в понимании ЛГК. Таких детей оказалось 94 человека (27,4%).
На втором этапе было сформировано две группы - экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из детей с низким уровнем понимания логико-