Научная статья на тему 'Исследование холистического механизма у детей с трудностями в понимании логико- грамматических конструкций языка'

Исследование холистического механизма у детей с трудностями в понимании логико- грамматических конструкций языка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА РЕЧИ / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев Сергей Юрьевич

Трудности понимания логико-грамматических конструкций языка (ЛГК) являются одним из видов речевых расстройств у детей [6, 10]. Данное нарушение входит в категорию специфических расстройств речи (specific language impairments), в рамках которых у детей наблюдаются разнообразные трудности в освоении речи, но которые не связаны с нарушениями артикуляции, слуха, с психическими расстройствами, например, аутизмом [6, 10]. Использование слова «специфический» подразумевает, что при этом расстройстве наблюдается исключительно дефицит в каком-либо специфическом речевом механизме. В частности, Van der Lely [14] выделила детей со специфическим нарушением в понимании логико-грамматических структур языка. Она предположила, что у этих детей наблюдается дефицит мозгового механизма, связанного с обработкой логико-грамматических конструкций языка [14]. Однако исследования показали, что у детей со специфическими расстройствами речи наблюдается также дефицит в неречевых процессах, включая проблемы в рабочей памяти [11], моторных функциях [7], внимании [12], воображении [8], перцептивных процессах [9]. Каким образом эти неречевые дефициты связаны со специфическими нарушениями речи у детей? Этот вопрос до сих пор остается предметом дискуссий в современных психолингвистических исследованиях [13]. В отечественной нейропсихологии было высказано предположение, что в основе трудностей понимания ЛГК может лежать дефицит в неречевом механизме. На основании исследований, проведенных на людях с семантической афазией, А.Р.Лурия [3] сделал предположение, что трудности понимания логико-грамматических конструкций языка при этой афазии могут быть связаны с нарушением механизма симультанной (холистической) обработки информации. Данное предположение основано на том, что понимание высказываний требует не только удержания отдельных элементов речи (слов, предлогов и т.д.), но также опирается на одновременный (симультанный) синтез этих элементов в единое (холистическое) целое, имеющее определенный смысл [3]. Можно предположить, что одной из причин, которая приводит к трудностям усвоения детьми логико-грамматических конструкций языка, является отставание в развитии этого механизма в работе мозга. Целью данного исследования является проверка гипотезы, что у детей старшего дошкольного возраста с трудностями понимания логико-грамматических конструкций языка наблюдается дефицит холистического механизма в работе мозга. Методы исследования С целью выявления детей с трудностями в понимании ЛГК было проведено обследование 323 детей в возрасте 6-7 лет из подготовительных групп десяти ДОУ города Екатеринбурга с помощью пробы «Понимание логико-грамматических конструкций» [1]. Проба оценивает понимание пассивных обратимых конструкций (9 предложений) и предложных конструкций (4 предложения). Максимальный балл, который может получить ребенком в данной пробе 13 баллов. Если ребенок делал более 50 % ошибок, то его относили к группе детей с трудностями в понимании ЛГК. Таких детей оказалось 94 человека (27,4%). На втором этапе было сформировано две группы экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из детей с низким уровнем понимания логико-грамматических конструкций языка (ЛГК). Из 94 протестированных на первом этапе детей были исключены дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР), дети с дизартрией и неврологическими расстройствами, а также дети с уровнем интеллекта ниже 85 баллов. Таким образом, в экспериментальную выборку было отобрано 36 детей (16 девочек и 20 мальчиков). В контрольную группу были отобраны 36 детей (16 девочек и 20 мальчиков), которые имели более 75 процентов правильных ответов по пробе «Понимание ЛГК». Дети подбирались в контрольную группу так, чтобы они были эквиваленты детям из экспериментальной группы по уровню интеллекта, половозрастному составу и отсутствию неврологических расстройств. Дети из обеих групп были исследованы с помощью методики «Копирование фигуры РеяОстерица». Для оценки уровня развития холистического механизма был использован подход, предложенный Akshoomoff and Stiles [5]. Этот подход позволяет выявить предпочтение ребёнком по-детальной, холистической или промежуточной стратегии при копировании сложной фигуры. Результаты Из экспериментальной группы больше половины детей (52,8%) использовали по-детальную стратегию при копировании фигуры, только 8,3% предпочитали холистическую стратегию. Из контрольной группы 44,4% детей использовали холистическую стратегию, только 5,6% предпочитали по-детальную стратегию. Таким образом, распределение предпочитаемых стратегий не совпадает в экспериментальной и контрольной группе. Полученные результаты согласуются с результатами, полученными в на англо-говорящих детях, согласно которым дети c речевым дефицитом предпочитали использовать менее зрелую по-детальную стратегию при копировании фигуры [4], а также с результатами, ранее полученными нами на детях младшего школьного возраста [2]. Обнаруженные групповые различия в стратегии копирования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что у детей с трудностями понимания ЛГК наблюдается дефицит механизма холистической обработки информации. Таким образом, можно предположить, что одной из причин нарушений в развитии понимания ЛГК у детей является отставание в развитии холистического механизма в работе мозга. Выводы 1. Дети 6-7 лет с трудностями в понимании логико-грамматических конструкций языка используют предпочтительно по-детальную (незрелую) стратегию при копировании фигуры Рея-Остерица. 2. Сделано предположение, что одной из причин трудностей понимания логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста является дефицит холистического механизма в работе мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселев Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование холистического механизма у детей с трудностями в понимании логико- грамматических конструкций языка»

заданий и эффективность программы коррекционного сопровождения обеспечивается именно тем, что задания подбираются с учетом группы симптоматики нарушений, класса обучения ребенка и уровня достижений ребенка. Информационная система ежемесячно формирует индивидуальные диагностические заключения, позволяя родителям и педагогам непрерывно отслеживать ход коррекционной работы, ее эффективность и, при необходимости, принимать решение о привлечении дополнительных или замещающих методов коррекции. Разумеется, что не все нарушения ребенка могут быть скорректированы или скомпенсированы дистантной программой или групповыми занятиями коррекционного сопровождения. Многие нарушения, в частности, нарушения произносительной стороны речи, а также нарушения, связанные с органическими поражениями и недоразвитием, требуют непосредственного контакта ребенка со специалистом соответствующего профиля. Проблема коррекции речевых нарушений, несмотря на всю ее сложность, должна найти незамедлительное адекватное решение.

Список литературы:

1.Монография: Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г. 2007. Динамическое тестирование. М.

2.Материалы конференции: Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г., Оганесян Е.В.2006. Система верификации тестовых заданий методами статистического анализа. // Инновационные методы и средства оценки качества образования: МГУП. М.

3.Монография: Лалаева Р.И. 2007. Логопедия: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.

4.Электронный ресурс: Парамонова Л.Г. Ситуацию надо менять. Разговор о состоянии проблемы дисграфии, дислексии. http://www.dyslexia.ru/index.php?id=85. 2013.

Исследование холистического механизма у детей с трудностями в понимании логико-

грамматических конструкций языка

Киселев Сергей Юрьевич

Уральский федеральный университет, г.Екатеринбург

Ключевые слова:

специфические расстройства речи, холистический механизм, логико-грамматические конструкции языка, дошкольный возраст

Введение

Трудности понимания логико-грамматических конструкций языка (ЛГК) являются одним из видов речевых расстройств у детей [6, 10]. Данное нарушение входит в категорию специфических расстройств речи (specific language impairments), в рамках которых у детей наблюдаются разнообразные трудности в освоении речи, но которые не связаны с нарушениями артикуляции, слуха, с психическими расстройствами, например, аутизмом [6, 10]. Использование слова «специфический» подразумевает, что при этом расстройстве наблюдается исключительно дефицит в каком-либо специфическом речевом механизме. В частности, Van der Lely [14] выделила детей со специфическим нарушением в понимании логико-грамматических структур языка. Она предположила, что у этих детей наблюдается дефицит мозгового механизма, связанного с обработкой логико-грамматических конструкций языка [14].

Однако исследования показали, что у детей со специфическими расстройствами речи наблюдается также дефицит в неречевых процессах, включая проблемы в рабочей памяти [11], моторных функциях [7], внимании [12], воображении [8], перцептивных процессах [9]. Каким образом эти неречевые дефициты связаны со специфическими нарушениями речи у детей? Этот вопрос до сих пор остается предметом дискуссий в современных психолингвистических исследованиях [13]. В отечественной нейропсихологии было высказано предположение, что в основе трудностей понимания ЛГК может лежать дефицит в неречевом механизме. На основании исследований, проведенных на людях с семантической афазией, А.Р.Лурия [3] сделал предположение, что трудности понимания логико-грамматических конструкций языка при этой афазии могут быть связаны с нарушением механизма симультанной (холистической) обработки информации. Данное предположение основано на том, что понимание высказываний требует не только удержания отдельных элементов речи (слов, предлогов и т.д.), но также опирается на одновременный (симультанный) синтез этих элементов в единое (холистическое) целое, имеющее определенный смысл [3]. Можно предположить, что одной из причин, которая приводит к трудностям усвоения детьми логико-грамматических конструкций языка, является отставание в развитии этого механизма в работе мозга.

Целью данного исследования является проверка гипотезы, что у детей старшего дошкольного возраста с трудностями понимания логико-грамматических конструкций языка наблюдается дефицит холистического механизма в работе мозга.

Методы исследования

С целью выявления детей с трудностями в понимании ЛГК было проведено обследование 323 детей в возрасте 6-7 лет из подготовительных групп десяти ДОУ города Екатеринбурга с помощью пробы «Понимание логико-грамматических конструкций» [1]. Проба оценивает понимание пассивных обратимых конструкций (9 предложений) и предложных конструкций (4 предложения). Максимальный балл, который может получить ребенком в данной пробе - 13 баллов. Если ребенок делал более 50 % ошибок, то его относили к группе детей с трудностями в понимании ЛГК. Таких детей оказалось 94 человека (27,4%).

На втором этапе было сформировано две группы - экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа состояла из детей с низким уровнем понимания логико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.