Научная статья на тему 'Исследование государственной поддержки как формы управления в АПК'

Исследование государственной поддержки как формы управления в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (МФХ) / СУБСИДИИ / ГРАНТЫ / КРЕДИТНЫЕ СРЕДСТВА / SMALL FORMS OF MANAGEMENT (SFM) / SUBSIDIES / GRANTS / SHORT FOR CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макушова О.М., Конев П.А.

В статье рассмотрены вопросы объективной необходимости развития МФХ, методы государственной поддержки в виде субсидирования, методы перечисления субсидий исходя из фактической потребности в осуществлении расходов за счет федеральных средств и субсидий муниципального образования. Основным регулятором АПК стал Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства», а стратегией поддержки предприятий АПК России Государственная программа по развитию и регулированию сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Поскольку лишь незначительная часть малых и средних сельских предприятий в состоянии обеспечивать существенный уровень эффективности собственного производства и достигать оптимальные параметры ресурсного потенциала за счет собственных средств, такая программа поддержки абсолютно необходима и своевременна. Основная цель подпрограммы по поддержке малых форм хозяйствования, являющейся частью государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области», создать условия для развития и улучшить социально-бытовые условия в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях жителей Ленинградской области, увеличить их вклад в решение задачи продовольственной безопасности РФ; повысить конкурентоспособность продукции, которую производят в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе Ленинградской области; укрепить позиции предприятий АПК и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области на межрегиональных продовольственных рынках, учитывая условия присоединения РФ к ВТО; повысить устойчивость развития сельских территорий; обеспечить экологически безопасное и устойчивое к эпизоотиям сельскохозяйственное производство. Исследования финансовых показателей, характеризующих качество обеспечения поступательного развития предприятий МФК, проводимые на материалах данных научно-исследовательской и методической литературы, плановых и отчетных документах Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, показали, что благодаря полученной финансовой помощи в виде субсидий формируется среда, которая способствует увеличению количества малых форм хозяйствования в Ленинградской области, повышению эффективности использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, укреплению материально-технической базы МФХ, повышению уровня доходов сельского населения, росту обеспечения объектами инфраструктуры жителей Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the objective need for the development of the SFM, the methods of state support in the form of subsidies, the methods of transferring subsidies based on the actual need for spending expenses at the expense of federal funds and subsidies of the municipal entity. The basic regulator of the agro-industrial complex became the Federal Law "On the Development of Agriculture", and the strategy for supporting enterprises of the agro-industrial complex of Russia is the State Program for the Development and Regulation of Agriculture for 2013-2020. Since only a small part of small and medium-sized rural enterprises are able to provide a significant level of their own production efficiency and achieve optimal parameters of the resource potential at their own expense, such a support program is absolutely necessary and well-timed The main objective of the subprogramme to support small forms of management, which is part of the state program of the Leningrad Region “Development of agriculture in the Leningrad Region” is to create the conditions for development and improve social conditions in horticultural, gardening and country-side non-profit associations of residents of the Leningrad Region, to increase their contribution to the solution of the problem of food security of the Russian Federation; to increase the competitiveness of products that are produced in the agro-industrial and fisheries complex of the Leningrad Region; to strengthen the positions of the enterprises of the agroindustrial complex and fisheries complex of the Leningrad Region in interregional food markets, taking into account the conditions for Russia's accession to the WTO; increase the sustainability of rural development; to ensure environmentally safe and resistant to epizootics of agricultural production. The studies of financial indicators characterizing the quality of ensuring the progressive development of SFM enterprises, conducted on the data of research and methodological literature, planning and reporting documents of the Committee on the agro-industrial and fishery complex of the Leningrad Region, showed that thanks to the financial assistance received in the form of subsidies, which contributes to the increase in the number of small forms of management in the Leningrad Region, agricultural land, strengthening the material and technical base of the SFM, raising the level of incomes of the rural population, and increasing the provision of infrastructure for residents of the Leningrad Region.

Текст научной работы на тему «Исследование государственной поддержки как формы управления в АПК»

анализ движения денежных потоков, оценка их динамики и структуры, выявление факторов, отрицательно воздействующих на элементы денежных потоков, способствуют своевременному и адекватному реагированию на течение бизнес-процессов, совершенствованию системы финансового управления деятельностью предприятия.

Литература

1. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное пособие / под ред. М.А. Вахрушиной. - 2-е изд., стер. -М.: Омега-Л, 2007. - 568 с.

2. Мельник М.В., Кривцов А.И., Горлова О.В. Комплексный экономический анализ: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.

3. Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. - 2-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2018. - 528 с.

4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Проспект, 2017. - 1104 с.

5. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Анализ баланса, или Как понимать баланс: учебно-практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 560 с.

6. Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. Методика анализа денежных средств и денежных потоков организации // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 21 (315). - С. 23-30.

Literatura

1. Vachrushina M.A., Melnikova L.A., Plaskova N.S. Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti: uchebnoe posobie / pod red. M.A. Vachrushinoi. - 2-e izd., ster. - M.: Omega-L, 2007. - 568 s.

2. Melnik M.V., Krivtsov A.I., Gorlova O.V. Compleksnyi economiceskyi analis: uchebnoe posobie. - M.: FORUM: INFRA-M, 2014. - 368 s.

3. Bychkova S.M., Badmaeva D.G. Buxgalterskyi uchet i analis: uchebnoe posobie. - 2-e izd., Standard tretyego pokolenia. - SPb: Piter, 2018. - 528 s.

4. Kovalev V.V. Finansovyi menedzhment: theoria i praktika - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Izd-vo Prospekt, 2017. - 1104 s.

5. Kovalev V.V., Kovalev Vit.B. Analis balansa, ili Kak ponimat Balans: prakticheskoe posobie. -2-e izd., pererab. i dop. - M.: Prospekt, 2011. - 560 s.

6. Bychkova S.M., Badmaeva D.G. Metodika analisa denezhnyx sredstv i denezhnyx potokov organizazii // Mezhdunarodnyi buxgalterskyi uchet. - 2014. - N 21 (315). - S. 23-30.

УДК 338.242.2

Канд. экон. наук О.М. МАКУШОВА (ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. Пушкина, vat2005@mail.ru) Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ ekonom.luga@yandex.ru)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В АПК

С введением в отношении России экономических санкций, заключающихся в запрете экономического сотрудничества компаниям зарубежных стран, у аграрного сектора появились дополнительные стимулы. Правительством России была поставлена цель -наполнить предприятия торговли российскими продуктами, и с этой целью для аграриев разработаны программы поддержки. Основным регулятором АПК стал Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства», а стратегией поддержки предприятий АПК России -Государственная программа по развитию и регулированию сельского хозяйства на 2013-2020 годы [1]. Разработанная в декабре 2012 года Комитетом по АПК и рыбохозяйственному

комплексу Ленинградской области подпрограмма по поддержке малых форм хозяйствования является частью государственной программы Ленинградской области Развитие сельского хозяйства Ленинградской области № 463 (с изменениями от 31.03.2017 № 396). У этой подпрограммы имеется основная цель - создать условия для развития как организаций, так и малых форм хозяйствования: К(Ф)Х, индивидуальных предпринимателей, занимающихся с.-х. производством, ЛПХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, малых сельскохозяйственных организаций (с численностью работающих до 100 человек) и улучшить социально-бытовые условия в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях жителей Ленинградской области, увеличить их вклад в решение задачи продовольственной безопасности РФ; повысить конкурентоспособность продукции, которую производят в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе Ленинградской области; укрепить позиции предприятий АПК и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области на межрегиональных продовольственных рынках, учитывая условия присоединения РФ к ВТО; повысить устойчивость развития сельских территорий; обеспечить экологически безопасное и устойчивое к эпизоотиям сельскохозяйственное производство [2].

Поскольку лишь незначительная часть малых и средних сельских предприятий в состоянии обеспечивать существенный уровень эффективности собственного производства и достигать оптимальных параметров ресурсного потенциала за счет собственных средств, такая программа поддержки абсолютно необходима и своевременна [3]. Поэтому Правительством РФ системно проводятся финансовые вливания - субсидирование предприятий по всем направлениям. Однако обеспечение предприятий МФХ отстает от показателей, запланированных в программах поддержки.

Цель исследования состоит в анализе результативности плановых значений целевых показателей, которые направлены на развитие различных организационных форм ведения аграрного производства. Такой анализ является основой для выработки мероприятий по дальнейшему развитию отечественного агропромышленного комплекса.

Материалы, методы и объекты исследования. Исследование проводились на материалах научно-исследовательской и методической литературы, плановых и отчетных документах Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. Проводился теоретический анализ субсидирования субъектов сельскохозяйственного производства, методов перечисления субсидий исходя из фактической потребности в осуществлении расходов за счет федеральных средств и субсидий муниципального образования. Объекты исследования - субъекты сельскохозяйственного производства различных организационно-правовых форм Ленинградской области.

Результаты исследования. В аграрном секторе экономики в настоящее время как крупным предприятиям, так и средним сложно добиться серьезных и устойчивых результатов без поддержки. В связи с этим на уровне правительства системно проводятся финансовые вливания - субсидирование предприятий по всем направлениям, благодаря которым в перспективе (к 2020 году) аграрная отрасль будет обновлена и подготовлена к самостоятельному поступательному развитию.

Сюда относятся следующие меры для компетентного распределения финансирования: мероприятия денежно-кредитной политики в виде льготного кредитования и приоритетного инвестирования аграрных проектов, в частности, страхование сельскохозяйственных культур на льготных условиях в зонах с рискованным земледелием и элитного поголовья скота; дотации из бюджета для целевого ассигнования убытка от реализации продукции при условии низкого урожая, для возмещения недополученных доходов производителями, сдерживания роста цен на социально значимые продукты; субсидирование процентных кредитных ставок на развитие АПК, возмещение платежей по лизингу производственного

оборудования; планирование и разработка программ актуальных мер поддержки; прогнозирование мероприятий для развития различных направлений [4].

Однако ошибочно считать, что у глобальных планов единственная цель - увеличение доли отечественной продукции на рынке. В результате их внедрения ожидается расширение сырьевого рынка, увеличение уровня зарплаты в АПК, создание новых рабочих мест и сфер деятельности, освоение заброшенных земель.

Субсидии предназначены для основных направлений по развитию аграрного сектора и повышения эффективности по внедрению инноваций, модернизации производственных циклов. Часть субсидий направлена на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей; на поддержку животноводства (мясо-молочного скотоводства); на организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции; на поддержку растениеводства; на содействие созданию/развитию небольших крестьянских и фермерских хозяйств.

Для развития этих направлений потребуются немалые усилия и затраты, которые должны быть подкреплены системной помощью от государства (табл. 1).

Таблица 1. Объемы субсидий на развитие сельского хозяйства Ленинградской области

Годы Финансовое обеспечение подпрограммы (млн. руб.) В том числе за счет средств бюджета (млн. руб.)

регионального федерального местных бюджетов прочих источников

2013 265,8 152,6 52,8 5,8 54,6

2014 290,9 136,3 50,9 4,7 98,9

2015 275,2 127,6 88,8 4,2 54,6

2016 331,3 161,8 109,1 4,3 56,1

2017 293,8 164,9 66,7 4,4 57,7

2018 297,3 164,9 70,7 4,5 57

2019 283,2 145,7 74,9 4,6 57,9

2020 290,2 147,2 79,5 4,7 58,7

Итого: 2327,6 1201 593,4 37,2 495,5

Целью подпрограммы по поддержке средних и малых предприятий сельскохозяйственной направленности является создание и улучшение условий для развития малых форм хозяйствования, социальных и бытовых условий для садоводства и огородничества, для дачных некоммерческих объединений и ЛПХ жителей Ленинградской области. Задачи подпрограммы: формирование среды, которая способствует увеличению количества малых форм хозяйствования в Ленинградской области; повышение эффективности использования земельных участков сельскохозяйственного назначения; укрепление материально-технической базы средних и малых предприятий сельскохозяйственной направленности; повышение уровня доходов сельского населения; рост обеспечения объектами инфраструктуры жителей Ленинградской области.

Предприятия малых форм хозяйствования в соответствии с требованиями отбора имеют возможность претендовать на все виды помощи. Условия для предоставления заявлений, рассматриваемых конкурсными комиссиями, следующие:

1. Претенденту необходимо обладать профессиональными качествами: опыт работы не менее 10 лет (преимуществом обладают работники, имеющие высшее образование).

2. Необходимо быть членом кооператива или иметь рекомендательные письма от муниципалитетов.

3. Обязательно следует представить бизнес-план на объект получения субсидии [5].

При подаче заявки на грант потенциальному получателю необходимо обеспечение собственными финансами или средствами производства до 30% суммы гранта. В зачёт могут пойти: собственное поголовье скота, строения хозяйственного назначения и иное имущество, используемое в деятельности. Необходимо доказать схемы сбыта продукции. Претенденты с подтверждёнными контрактами с торговыми точками обладают преимуществами перед аналогичными претендентами без подтвержденных контрактов с торговыми точками.

При предоставлении субсидий (и особенно - грантов) учитывается социальная значимость проектов для региона. Например, для создания фермером дополнительных рабочих мест, для оборудования подъездных путей и т. д.

Гранты предоставляются на конкурсной основе для развития крестьянских фермерских хозяйств, приобретения земельных участков, разработки и подведения систем коммуникаций, строительства хозяйственных объектов. Гранты предполагают строгую отчетность получателей по целевому использованию средств. Кредитные средства предоставляются для возмещения процентных затрат (только для модернизации хозяйства). Субсидии для лизинга, оформленного с целью приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники. Компенсация расходов осуществляется при возведении хозяйственных объектов для крестьянской семьи. Единовременные субсидии предоставляются при обустройстве фермерских хозяйств, приобретении или строительстве жилья, покупке грузопассажирского транспорта, проведении коммуникаций. Заявитель может предендовать на грант в сумме до 1,5 млн. рублей на приобретение объектов основных средств, а также на единовременную субсидию размером до 300 тысяч рублей для бытового обустройства хозяйства.

Для оформления субсидий от претендента требуются следующие документы: заявление и анкета; копия паспорта и документа, подтверждающего профессиональное образование; свидетельство о регистрации предпринимательства в ФНС; учредительные документы предприятия; контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.; рекомендательные письма от представителей муниципальной власти [6].

В зависимости от видов помощи могут потребоваться и другие документы. Анкету участники конкурса направляют в сельскохозяйственное ведомство по месту нахождения субъектов регистрации фермы. Решение должно быть принято за 15 дней после сдачи анкеты.

В последние годы важным приоритетом аграрной политики Ленинградской области является поддержка малых форм хозяйствования. Занимающихся сельскохозяйственным производством в Ленинградской области крестьянских (фермерских) хозяйств - 930 и личных подсобных хозяйств населения - 104 тысячи. Малые формы хозяйствования в основном заняты выращиванием картофеля (70,7% от объёмов региона) и овощей (41,9% от объёмов региона). В 2016 году валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах по МФХ составила 21,7 млрд рублей, что соответствует 25,9% всей валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области (фермеры - 2,3%, население - 23,6%).

Подпрограмма по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм осуществляется в Ленинградской области с 2012 года (табл. 2). За 5 лет гранты получены 196 хозяйствами, из них 127 -начинающими фермерами, 69 -семейными животноводческими фермами. На поддержку вновь создаваемых хозяйств в 2017 году государством направлено более 36 млн. рублей, в т.ч. на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств - 32,3 млн. руб, на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фнрмеров - 3,7 млн. руб. При этом собственные средства начинающих фермеров составили 5,2 млн. руб. За этот период количество начинающих фермеров выросло с 12 до 26 (количество женщин и мужчин почти равное, более половины -участники с высшим образованием в возрасте около 35 лет). Конкурсный отбор позволил выбрать 26 участников программы по различным направлениям деятельности.

Таблица 2. Ожидаемые результаты государственной поддержки развития

малых форм хозяйствования

Показатели 1 этап (20132015 гг.) 2 этап (20162020 гг.)

Количество фермерских хозяйств, ед. 74 204

Площадь земельных участков в собственности фермерских хозяйств, га 0,81 1,81

Количество животноводческих семейных ферм, ед. 36 106

Субсидирование кредитов и займой (тыс. руб.) 6944 23688

Количество построенных малых птицеводческих ферм, ед. 7 12

Уровень обеспеченности садоводств электроснабжением, (%) 74,7 82,2

Подъездными дорогами, (%) 90,2 90,8

Питьевым водоснабжением, (%) 55,4 56,7

Для включения в программу «Семейная животноводческая ферма» отбираются фермеры, занимающиеся разведением молочно-мясного скота. При этом все работники фермы должны являться родственниками (не обязательно близкими), а численность работников - не менее трех человек ко времени подачи заявки. Ферма должна функционировать не менее одного года. В программе могут принять участие фермеры, не получавшие ранее поддержки в виде грантов на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств.

Максимальный размер гранта соответствует 60% расходов хозяйства, которые отражены в бизнес-плане и планах затрат. Максимумом в денежном эквиваленте, установленным для всех регионов страны, являются 10 млн. рублей. Предприятиям необходимо подтвердить собственное обеспечение производства в размере не менее 40% от суммы гранта. Возможно использование кредита.

Распределяются федеральные субсидии регионами, получающими транши из госбюджета. Кроме этого, местные власти имеют право предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

С 01.01.17 г. средства распределяются по схеме, получившей название «единая региональная субсидия». Ранее транши направлялись под конкретные программы, теперь в субъект переводится полная сумма на развитие с.-х. со страховыми преференциями, субсидированием кредитов для фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых. Адресатами процентного субсидирования являются кредитные учреждения, которым государство возмещает 100% ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, кредитным учреждениям, которые выдают займы сельхозпроизводителям на льготных условиях. Эти условия удобны предприятиям малых форм хозяйствования, поскольку отпадает необходимость отвлечения из хозяйственного оборота значительных сумм для уплаты процентов, которые ранее возмещались государством кредитополучателю в виде субсидии.

Для получения субсидий у претендента на кредит не должно быть действующих просрочек по другим кредитам, развитие хозяйства должно быть стабильным, должны иметься в наличии источники доходов, позволяющие своевременно производить текущие платежи. Предприятие также не должно находиться в стадии банкротства либо реорганизации.

В 2016 году средние и малые предприятия сельского хозяйства получили государственную поддержку из бюджетов всех уровней на сумму 302,2 млн. рублей (по плану 331,3 млн. руб.), в том числе федеральный бюджет выделил 108,9 млн руб., из областного бюджета - 174,5 млн. руб., из местных бюджетов было выделено 18,8 млн. руб.

Федеральный и областной бюджеты оказали следующую государственную поддержку: на создание и развитие гранты и единовременная помощь в бытовом

обустройстве была получена 53 начинающими фермерами; для развития семейных животноводческих ферм гранты получены 17 фермерскими хозяйствами.

В собственность 3 крестьянских фермерских хозяйств было оформлено 87,7 га земельных площадей. Были выделены субсидии на содержание 6 999 голов сельскохозяйственных животных (маточное поголовье: козоматки - 580 гол., конематки -138 гол., коровы - 1241 гол., кроликоматки - 1376 гол., овцематки - 3664 гол.) и 644 пчелосемьи.

В соответствии с планом мероприятий по поддержке строительства, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры малых птицеводческих ферм и используя средства областного бюджета и сельскохозяйственных товаропроизводителей были проведены работы по реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры, а также по строительству и реконструкции животноводческих помещений в 5-ти малых птицеводческих фермах (проведено подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения и канализации, оборудованы подъездные и внутрихозяйственные дороги).

Благодаря мероприятиям по поддержке строительства, реконструкции ферм и инженерной инфраструктуры за 2016 год малыми птицефермами -участниками подпрограммы было произведено 498,23 тыс. куриных яиц, 30,483 млн. перепелиных яиц, 3 156 тонн мяса индейки, 11,18 тонн мяса кур, 0,5 тонны мяса уток и гусей. В 29 садоводческих некоммерческих товариществах построили и реконструировали 34 км линий электропередач, проложили 7,6 км водопровода, смонтировали 4 автоматизированные системы и 254 счетчика учета электроэнергии, 3 км дорог, 300 метров и 6 отводов газопровода. Господдержка по данным мероприятиям из областного бюджета Ленинградской области составила 38,7 млн. рублей.

По состоянию на 01.01.2017 г. принято к субсидированию из федерального и областного бюджетов 25,040 млн. руб. долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных кредитов, взятых малыми формами хозяйствования; остаток ссудной задолженности составил 14,594 млн рублей.

Выводы. Оценивая современное состояние российских предприятий сельскохозяйственного производства средних и малых форм хозяйствования, можно предположить, что в ближайшее время они, скорее всего, не станут ведущим звеном сельскохозяйственного производства в стране [7]. Но, несмотря на это, государство вырабатывает и воплощает в жизнь все возможные меры для поддержки и развития положительных результатов, достигнутых предприятиями в настоящее время в сфере АПК. Несмотря на субъективные и объективные трудности, эти предприятия должны и могут занять собственную экономическую нишу в аграрном секторе экономики России; необходимо изучить и обосновать перспективы их развития. В первую очередь, необходимо создание для них таких условий, которые позволят вывести производство сельскохозяйственной продукции на современный конкурентоспособный уровень. Для этого необходим комплексный поход к этой задаче экономической политики государства и, в частности, финансовое обеспечение и выполнение мероприятий подпрограммы по поддержке предприятий малых форм хозяйствования.

Литература

1. Ткаченко В.А., Конев П.А. Взаимосвязь планирования и управления с затратами в сельском хозяйстве //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 35. - С. 150-153.

2. Макушова О.М., Конев П.А. Возможности и условия перехода к маркетинговой ориентации в управлении хозяйствующими субъектами аграрной сферы экономики //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. -№33. - С. 118-123.

3. Макушова О.М., Михнева Е.С. Роль бизнес-планирования в развитии малого и среднего бизнеса // II Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конференции: / отв. ред. Т. В. Седлецкая. - Луга, 2014. -С. 119-126.

4. Макушова О.М., Ермаков В.В. Организация регулирования деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов. // III Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции / Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. - 2015. - С. 118-123.

5. Волгин Е.С. Теория и практика формирования финансовых результатов организаций: учеб.-метод. комплекс — М.: ЕАОИ, 2015. — 232 с.

6. Федорова Ю.С. Организация учета и управления затратами фирмы. — М.: Инфра-М, 2015. - 386 с.

Literatura

1. Tkachenko V.A., Konev P.A. Vzaimosvyaz' planirovaniya i upravleniya s zatratami v sel'skom hozyajstve //Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. -№ 35.- S. 150-153.

2. Makushova O.M., Konev P.A. Vozmozhnosti i usloviya perekhoda k marketingovoj orientacii v upravlenii hozyajstvuyushchimi sub"ektami agrarnoj sfery ehkonomiki //Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 33. - S. 118-123.

3. Makushova O.M., Mihneva E.S. Rol' biznes-planirovaniya v razvitii malogo i srednego biznesa // II Luzhskie nauchnye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunar. nauch-prakt. konferencii: / otv. red. T. V. Sedleckaya. - Luga, 2014. - S. 119-126.

4. Makushova O.M., Ermakov V.V. Organizaciya regulirovaniya deyatel'nosti sel'skohozyaj stvennyh kreditnyh kooperativov. // III Luzhskie nauchnye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Leningradskij gosudarstvennyj universitet imeni A.S. Pushkina. - 2015. - S.118-123.

5. Volgin E.S. Teoriya i praktika formirovaniya finansovyh rezul'tatov organizacij: ucheb.-metod. kompleks - M.: EAOI, 2015. - 232 s.

6. Fedorova YU. S. Organizaciya ucheta i upravleniya zatratami firmy. - M.: Infra-M, 2015. - 386 s.

УДК 631.1

Доктор экон. наук П.М. ЛУКИЧЁВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, loukitchev20@mail.ru)

КОНЦЕПЦИЯ «ПРИНЦИПАЛ-АГЕНТ» В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Проблема «принципал-агент» в аграрной экономике фокусируется на ситуации, когда действия отдельного работника не могут быть наблюдаемы, а если они и отслежены, то нельзя точно сказать: насколько хорошо он выполняет свою работу. Поэтому обычно предполагается, что объём выпуска является функцией от усилий работника (е) и ненаблюдаемой переменной величины (V): Q = F(e,V).

В современной экономике ситуации, связанные с проблемой «принципал-агент», встречаются довольно часто. В акционерных обществах собственники-акционеры (принципалы) нанимают менеджеров (агентов) для управления фирмой. Они используют также людей со специальными знаниями и навыками для выполнения конкретных задач. Как следствие, крупные компании аграрного сектора имеют комплексную цепочку взаимоотношений «принципал-агент». Акционеры могут видеть, как менеджеры ходят на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.