Научная статья на тему 'Исследование государственно-частного партнерства с учетом особенностей задействованной в нем высшей школы'

Исследование государственно-частного партнерства с учетом особенностей задействованной в нем высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНИЦИАТИВА / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Наталья Михайловна, Златин Павел Андреевич

В статье раскрывается алгоритм исследования механизма государственно-частного партнерства с учетом задействования в нем высшей школы при переводе экономики на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкова Наталья Михайловна, Златин Павел Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the private-public partnership accounting for the features of its involvement in higher education bodies

This article reveals the research procedure of the private-public partnership, which involves higher education bodies in the process of shifting the economy to innovative courses of development.

Текст научной работы на тему «Исследование государственно-частного партнерства с учетом особенностей задействованной в нем высшей школы»

11.7. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАДЕЙСТВОВАННОЙ В НЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Волкова Наталья Михайловна, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва Златин Павел Андреевич, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва

apm-msiu@yandex. ru Аннотация: в статье раскрывается алгоритм

исследования механизма государственно-частного партнерства с учетом задействования в нем высшей школы при переводе экономики на инновационный путь развития.

Ключевые слова: государственно-частное

партнерство, высшая школа, инновационноинвестиционный процесс, предпринимательство, инициатива, расширенное воспроизводство.

RESEARCH OF THE PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP ACCOUNTING FOR THE FEATURES OF ITS INVOLVEMENT IN HIGHER EDUCATION BODIES.

Volkova Natalia M., Assistant of Professor Moscow state industrial University, Moscow

Zlatin Pavel A., Dr. of Economics, Professor Moscow state industrial University, Moscow

apm-msiu@yandex. ru

Annotation: this article reveals the research procedure of the private-public partnership, which involves higher education bodies in the process of shifting the economy to innovative courses of development.

Keywords: private-public partnership, higher education, innovative and investment process, business activity, initiative, expanded production.

В самом общем виде государственно-частное партнерство - это сотрудничество государства и частного предпринимательства в решении задач экономического развития общества, в том числе в осуществлении совместных инвестиционных проектов. Наибольшее распространение государственночастное партнерство сначала в странах Запада, а затем и в современной России, получило в строительстве объектов инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, особенно в дорожном строительстве.

Объективная обусловленность государственночастного партнерства прокладывает себе путь даже в системах хозяйствования, которые характеризуются минимизацией государственного воздействия на функционирование и развитие национальной экономики. В данной связи во многих странах мира, а в последнее время и в России, уже накоплен значительный опыт государственно-частного партнерства.

Понимание характера, содержания, роли, места и функций государственно-частного партнерства в системе общественного воспроизводства

определяется, с одной стороны, пониманием государства и частного предпринимательства в их воздействии на эту систему, а с другой - тем, каким конкретно образом соотносятся между собой государство и частная инициатива в этом воздействии. Причем предпосылкой понимания данного соотношения объективно является понимание сущности, места, роли и функций как государства, так и частного предпринимательства в системе общественного воспроизводства. Здесь в экономической науке и хозяйственной практике имеются альтернативные подходы, соответственно, имеют место альтернативы в понимании государственно-частного партнерства

Понятие соотношения воздействия государства и частного предпринимательства на систему общественного воспроизводства шире, чем понятие воздействия на эту систему государственно-частного партнерства, поскольку последнее является частью этого соотношения. Ведь государственно-частное партнерство характеризуется объединением действий государства и частного предпринимательства в решении тех или иных задач развития общества и его экономики. Соотношение государства и частного предпринимательства в их воздействии на систему общественного воспроизводства, кроме этого сотрудничества, охватывает как их противодействие друг другу, так и их относительно изолированное воздействие на эту систему, канализируемое по секторам национальной экономики и видам производственно-хозяйственной деятельности.

Определение структуры соотношения воздействия государства и частного предпринимательства на систему общественного воспроизводства служит предпосылкой для определения шагов исследования государственно-частного партнерства. Помимо этой предпосылки, необходимо учитывать этап развития национальной экономики совместно с необходимостью решения определенных задач ее развития, а также особенности данного партнерства применительно к той или иной ее сфере, например, производственной инфраструктуры, в том числе в дорожном строительстве, сферы образования, включая высшую школу и др. Исходя из такого подхода, нами выделен и определен следующий ряд последовательных шагов исследования проблемы государственно-частного партнерства в современной национальной экономике с учетом его специфики в высшей школе.

Шаг 1 - исследование в качестве предпосылки и основы государственно-частного партнерства направляющего и регулирующего воздействия государства на функционирование и развитие национальной экономики в разрезе альтернативных подходов к этому воздействию.

Шаг 2 - изучение частного предпринимательства как еще одной предпосылки и основы государственночастного партнерства, определение места и роли первого во втором.

Шаг 3 - в силу того, что государственно-частное партнерство органично присуще именно интегрированной (смешанной) системе

хозяйствования, сочетающей применительно к потенциалу и условиям конкретно взятой страны планомерное воздействие государства на экономику с

Волкова Н. М. Златин П. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

частным предпринимательством, исследование институализации его ГЧП, выяснение различия между его институтом и механизмом, определение его функций.

Шаг 4 - с учетом исторически конкретного характера соединения, с одной стороны, государственноплановых и частно-рыночных методов хозяйствования в его интегрированной (смешанной) системе, а с другой, государственного и частного воздействия на экономику в институте и механизме ГЧП, исследование, когда перед народным хозяйством России стоит двуединая задача активизации инновационно-инвестиционного процесса в сфере интеллектуального и материального производства с одновременным повышением на порядок эффективности организации и управления этим процессом, исследуется организационно-

управленческий и инновационно-инвестиционный потенциал государственно-частного партнерства.

Шаг 5 - изучение системы образования в целом и высшей школы в ее составе в качестве субъекта и объекта государственно-частного партнерства с определением и поиском путей использования возможностей высшей школы, в повышении эффективности ее задействования в ИГЧП, а с другой - ее активного участия в развитии инновационноинвестиционного процесса национальной экономики с учетом структурных преобразований в системе высшего образования в русле его интеграции с наукой и производством.

Шаг 6 - изучение воздействия на высшую школу и государственно-частное партнерство с ее участием радикальных изменений, произошедших в экономике РФ за последние два десятилетия, выработка оценки этого воздействия, выяснение механизма кризисных процессов, порожденных данным воздействием.

Шаг 7 - выработка комплекса принципов

формирования механизма государственно-частного партнерства применительно к активному задействованию в нем высшей школы с учетом того, что она объективно обусловленным образом выступает одновременно и как субъект, и как объект этого партнерства.

Шаг 8 - построение модели механизма

государственно-частного партнерства с подключением к нему высшей школы в качестве его субъекта и объекта одновременно.

Шаг 9 - поиск путей и методов повышения эффективности деятельности высшей школы в качестве субъекта и объекта государственно-частного партнерства, активно задействуемого в решении задачи перевода российской экономики в целом, промышленности в частности, на инновационный путь развития на базе научно-технического прогресса с учетом необходимости перехода производства к новому технологическому укладу и целесообразности взятия на вооружение стратегии опережающего развития для чего в России есть все условия и предпосылки, которые могут быть задействованы при условии замены рыночно-капиталистической системы хозяйствования в ее неоконсервативномонетаристской модификации на интегрированную систему хозяйствования.

В своей сущности алгоритм исследования государственно-частного партнерства с определением особенностей задействования в нем высшей школы

представляет собой системное взаимодействие основных шагов этого исследования, осуществляемого с учетом взаимодействия этого партнерства с системой общественного воспроизводства в целом и с позиции решения задачи перевода на базе НТП национальной экономики, прежде всего, интеллектуального производства, на инновационный путь развития.

Дальнейшее исследование осуществляется в соответствии с определенными выше шагами и алгоритмом, исходя из ряда постулатов:

1 - высшая школа объективно служит источником

квалифицированных кадров, задействованных в государственно-частном партнерстве, а потому в решающей степени определяет его

профессиональный уровень и эффективность.

2 - высшая школа выступает одновременно и как субъект ГЧП (кадры вузов должны активно задействоваться в этом партнерстве в качестве высококвалифицированных руководителей и специалистов).

3 - государственно-частное партнерство органично, присуще интегрированной (смешанной) системе хозяйствования, в связи с чем по мере становления такой системы это партнерство институализируется. При этом институт ГЧП конкретизируется посредством его механизма.

4 - государственно-частное партнерство может выступать как с положительным, так и отрицательным знаком, в зависимости от того, будут ли в этом партнерстве задействованы положительные или отрицательные свойства воздействия на экономику, как со стороны государства, так и частного предпринимательства с учетом того, что обоим этим субъектам воздействия одновременно потенциально присущи и положительные, и отрицательные свойства, превращаемые в актуальные в зависимости от конкретных условий и обстоятельств развития общества, национальной экономики в целом и частного предпринимательства в ее составе, частного предпринимательства.

5 - радикальная рыночная реформа по рецептам

неоконсерватизма-монетаризма, соответственно и созданная в ее результате система хозяйствования оказывает пагубное воздействие на российскую экономику в целом, высшую школу и государственночастное партнерство в ее рамках в частности. Назрела необходимость замены сложившейся в РФ системы хозяйствования на интегрированную систему, органически сочетающую округ стержня национальногосударственных интересов планово-

распределительные и рыночно-капиталистические методы хозяйствования. Именно интегрированная система хозяйствования создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития как государственно-частного партнерства, так и высшей школы.

6 - высшая школа в ее активном задействовании в государственно-частном партнерстве и совместно с ним должна быть подключена, в качестве важнейшего фактора, к решению задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития с приоритетом развития сферы интеллектуального и материального производства на базе НТП с учетом необходимости перехода к новому технологическому укладу и целесообразности избрания стратегии

опережающего развития, для чего в России есть все требуемые условия, предпосылки и факторы.

7 - возможности и эффективность задействования

высшей школы в государственно-частном партнерстве возрастают на порядок при интеграции высшего образования с наукой и производством, с образованием научно-образовательно-

производственных комплексов.

8 - государственно-частное партнерство может и должно осуществляться в двух основных видах:

вид 1 - использование ГЧП в управлении и планировании народного хозяйства, когда конкретное осуществление функций стратегического

планирования, программирования и проектирования на федеральном и региональном уровнях поручаются под контролем и стимулированием государства инициативными командами ученых, руководителей и специалистов, избираемых по конкурсу;

вид 2 - активное применение ГЧП в осуществлении инновационно-инвестиционного процесса во всех отраслях экономики, особенно в строительстве и эксплуатации объектов производственной

инфраструктуры, прежде всего, в дорожном строительстве.

9 - предпосылкой ГЧП с положительным знаком со стороны государства служит оздоровление аппарата государственной власти, что предполагает, с одной стороны, развитие в стране народовластия (не путать с «демократией» по рецептам Запада), а с другой -бескомпромиссную борьбу с коррупцией.

10 - со стороны частного предпринимательства предпосылкой ГЧП с положительным знаком служит нравственное оздоровление предпринимательской деятельности. Это достижимо, с одной стороны, культурно-воспитательной работой во всем обществе, с использованием потенциала церкви, а с другой -через создание во всем обществе, экономике, правовом пространстве страны таких условий, при которых анти-общественное предпринимательство, обогащающееся за счет обеспечения подавляющего большинства населения страны, становится экономически невыгодным и грозящим опасностью лишения свободы и конфискации имущества, а честное предпринимательство, нацеленное на сочетание личной и общественной пользы, получило бы надежную защиту от угроз со стороны криминалитета и коррумпированного чиновничества.

Список литературы:

1. Брагин Н.И. Государство и рынок. - М.: Союз, 2000.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития

России в условиях глобального кризиса. - М.:

Экономика, 2010.

3. Данилов А.И., Разумова Ю.В. Инновационноинвестиционные процессы в системе общественного воспроизводства. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010.

4. Златин П. А., Хончев М. А., Методический аппарат формирования отношений ресурсов // Бизнес в законе №2, 2012, с. 352-354

Reference list:

1. Bragin, N.I. State and market. Moscow: Soyuz, 2000 (rus).

2. Glazev, S.Y. The strategy of outrunning development of Russia during global crisis. Moscow: Economika, 2010. (rus).

3. Danilov, A.I., Razumova, Y.V. Innovative and investment processes in the system of public reproduction. Moscow: IvTs “Marketing”, 2010. (rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.