Научная статья на тему 'Исследование гидродинамического сопротивления движению сортиментных плотов'

Исследование гидродинамического сопротивления движению сортиментных плотов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛН / АМПЛИТУДА ВОЛН / СКОРОСТЬ / ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОБТЕКАТЕЛЬ / WAVE RESISTANCE / HYDRAULIC RESISTANCE / SOURCES OF THE WAVES / WAVE AMPLITUDE / SPEED / HYDRODYNAMIC FAIRING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Подойницын Константин Сергеевич, Мануковский Андрей Юрьевич, Завершинская О. В.

В статье представлены результаты математического моделирования гидродинамических сопротивлений, возникающих при буксировках плотов различной компоновки, используемых для сплава по реке Северная Двина и ее притоках. Изначально была построена математическая модель, возникающих при движении плота сил сопротивления и их зависимость от скорости буксировки для типовых плотов. На основании проведенных исследований предложено применение гидродинамических сопротивлений движению и построена математическая модель возникающих при движении плота сил сопротивления и их зависимость от скорости буксировки для плотов с гидродинамическим головным обтекателем, предложена методика расчета сопротивления движению плота с установленным гидродинамическим обтекателем. Расчеты были произведены для шести типовых видов формирования плотов, моделирование производилось с помощью программного обеспечения, разработанного в Воронежской государственной лесотехнической академии. Для имитации процесса были учтены силы сопротивления от ветра, возникающих при этом волнения поверхности воды и грубый расчет сопротивления формы наиболее значительным является сопротивление формы, влияющее на выбор типа буксира и их количество. Уменьшение гидродинамического сопротивления позволит отказаться от привлечения дополнительных технических средств буксировки. Оптимальным решением для уменьшения ширины плота или его гидравлического сопротивления в головной части путем установки гидравлического обтекателя. Установка гидродинамического обтекателя в разы уменьшает сопротивление движению и в два раза на максимальных скоростях буксировки и в пять раз при минимальной скорости буксировки. Таким образом, установка гидродинамического обтекателя увеличивает скорость буксировки. Одним из преимуществ плота с гидродинамическим обтекателем является плавное увеличение сопротивлений движения при возрастании скорости, что уменьшает вероятность обрыва буксировочных тросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE HYDRODYNAMIC RESISTANCE TO THE MOTION OF ASSORTMENT RAFTS

The paper presents the results of mathematical modeling of the hydrodynamic resistance encountered when towing rafts of different layouts used for rafting on the Northern Dvina River with its feeders. Originally a mathematical model of arising resistance forces during raft motion with their dependence on the rate for standard towing rafts was made. Based on the studies the use of hydrodynamic resistance to movement was suggested with a mathematical model arising of resistance forces in motion of raft with their dependence on the speed of towing rafts to a hydrodynamic fairing, the technique of calculating of the resistance to the raft motion with determined hydrodynamic fairing was suggested. Calculations were performed for six typical types of rafts forming, modeling was performed using software developed at Voronezh State Academy of Forestry and Technologies. To simulate the process, the resistance force of the wind, arising in this water surface waving, a rough calculation of resistance form showed that the most significant is the form drag, which affects the choice of a tug and their number. Reduce of hydrodynamic resistance will allow to refuse of attraction of additional technical equipment for hauling. The optimal solution to reduce the width of the raft and its hydraulic resistance in the head part is installing of a hydraulic fairing. Installation of hydrodynamic fairing at times reduces the resistance to movement and twice reduces at the maximum speed of towing up to five times reduces at the minimum speed towing. Thus, the installation of the hydrodynamic fairing increases the speed of towing. One of advantages of the raft with a hydrodynamic fairing is a smooth increase of the resistance movement with increasing of speed, which reduces the likelihood of breakage of tow ropes.

Текст научной работы на тему «Исследование гидродинамического сопротивления движению сортиментных плотов»

_ *

УДК 630 378.33

ИССЛЕДОВАНИЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ СОРТИМЕНТНЫХ ПЛОТОВ

К. С. Подойницын, А. Ю. Мануковский, О. В. Завершинская

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

Мауи 1964@mail.ru

Теоретические исследования гидродинамических сопротивлений, возникающих при буксировке плота, были произведены для шести типичных видов формирования плотов, используемых для сплава по р. С. Двина и ее притокам.

Моделирование производилось с помощью программного обеспечения, разработанного в Воронежской государственной лесотехнической академии.

В качестве базовых видов формирования были взяты плоты при стандартном размере пучка 6,5х2,65х1,32 м:

1) 9 пучков по ширине, 40 пучков по длине;

2) 12 пучков по ширине, 45 пучков по длине; 3) 14 пучков по ширине, 50 пучков по длине; 4) 16 пучков по ширине, 55 пучков по длине; 5) 18 пучков по ширине, 60 пучков по длине; 6) 20 пучков по ширине, 70 пучков по длине.

Так же были приняты следующие характеристики:

1) Условия сплотки - штиль, среднее волнение; 2) Ветер тихий, легкий 0,53 м/с; 3) Моделирование проводилось при скоростях буксировки 0,2-0,9 м/с; 4) Параметры волны: а) высота 0,05-0,15 м; б) длина 2-8 м; 5) Скорость течения 1,6 м/с; 6) Коэффициент полнодревесности

0,63; 7) Тип используемого буксира Т-63М; 8) Длина бревен ¿=6,5 м; 9) Соотношение осей поперечного сечения пучка c=b/h=2^; 10) Объемы пучка 11,3 м3; 11) Объемный вес древесины уд=0,8 т/м3.

Проанализируем изменение общего сопротивления движению плота R (Н) от скорости буксировки иб (м/с) для плота 9х40 пучков (табл. 3.1), где Rш - сопротивление движению плота на спокойной воде, учитывающее сопротивление формы, Н; Rh, - дополнительное сопротивление от волнения, Н; Rв - ветровое сопротивление, Н.

Таблица 1

Данные, полученные с помощью программы для определения зависимости сопротивлений движению плота R (Н) от скорости буксировки иб (м/с) для плота 9х40 пучков

№ т т и, м/с R, Н Rш, Н ARh, Н

1 2 3 4 5 6 7

1 7,16 19 0,2 397684,26 152031,84 167,85

2 7,01 0,25 418228,88 160595,36 170,09

3 6,83 0,3 439336,32 169393,5 172,34

4 6,65 0,35 461006,55 178426,25 174,59

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

5 6,48 0,4 483239,6 187693,63 176,83

6 6,32 0,45 506035,44 197195,62 179,08

7 6,17 0,5 529394,1 206932,22 181,33

8 6,02 0,55 553315,55 216903,45 183,57

9 5,87 0,6 577799,82 227109,29 185,82

10 5,70 0,65 602846,88 237549,75 188,07

11 5,57 0,7 628456,76 248224,82 190,31

12 5,44 0,75 654629,43 259134,52 192,56

13 5,32 0,8 681364,92 270278,83 194,81

14 5,19 0,85 708663,2 281657,75 197,05

Согласно данным табл. 1, с увеличением скорости движения силы сопротивления возрастают.

Зависимость сопротивления движению плота R (Н) от скорости буксировки иб (м/с) согласно законам гидродинамики представлена параболой. При расчете сопротивления движению тела в жидкости основополагающим является сопротивление формы. Рассматривая движение плота, прибегают к ряду допущений, вводя в расчет коэффициент сопротивления формы, потому увеличение силы сопротивления от скорости движения допускается считать линейным [1].

При имитации процесса были учтены силы сопротивления от ветра, возникающего при этом волнения поверхности воды и грубый расчет сопротивления формы. Как видно из полученных данных (табл. 1), наиболее значительным является именно сопротивление формы Rш, влияющее на выбор типа буксира и их количество. При

этом сопротивление движению от волнения Rh в допустимых условиях сплотки незначительно и зависит в первую очередь от параметров волны, а именно, от амплитуды. Данный параметр можно не учитывать в расчетах для малых рек и оптимальных условиях сплотки при скоростях ветра до 6-8 м/с, но при буксировке по водохранилищам и озерам, где высота волны может доходить до 1,5 м, данный параметр необходим [4].

Сила сопротивления ветру Rв так же является немаловажной, так как именно сила, с которой действует ветер, может содействовать сносу плота на мель, что ведет так же к увеличению количества буксиров, поэтому сплотка в ветреную погоду с силой ветра в 4 балла по шкале Бофорта и более не рекомендуется из-за больших затрат на транспортировку и опасности возникновения аварийной ситуации [2].

Зависимость сопротивления движению плота R (Н) от скорости буксировки

U6 (м/с) для остальных типов плотов имеет схожую природу. Анализируя каждый тип плота, нами было выявлено, что максимальное гидродинамическое сопротивление возникает в головной части плота и увеличивается так же с увеличением ширины плота. Это объясняется тем, что при обтекании тела жидкостью возникающие в пограничном слое напряжения согласно законам гидродинамики максимальны в лобовой его части и зависят полностью от формы тела, угла соприкосновения, шероховатости и площади смоченной поверхности.

Уменьшение гидродинамического сопротивления позволит отказаться от привлечения дополнительных технических средств буксировки, для выбора которых и необходим расчет сопротивления движению плота.

Оптимальным решением для уменьшения гидродинамического сопротивления может служить уменьшение ширины плота или же его гидродинамического сопротивления в головной части путем установки гидродинамического обтекателя.

Анализируя зависимость сил сопротивления движению R (Н) от скорости буксировки U6 (м/с) для плотов различных типов, мы пришли к выводу, что для уменьшения сил сопротивления возможно применение гидродинамических обтекателей.

В качестве среды моделирования процесса была выбрана САПР «Freeship+» с открытым исходным кодом и лицензией, являющаяся бесплатным аналогом таких программ как MultySurf, MaxSurf, FastShip, AutoShip, NavCAD, Rhino Marine, Aveva

для автоматизированного проектирования судов, барж и т.д.

Для моделирования взяты данные типовых плотов. Для каждого типа плота в среде САПР «FreesЫp+» был разработан гидродинамический обтекатель. На рис. 1 представлен гидродинамический обтекатель в среде САПР для типового плота 9х40 пучков, шириной 24 м, длинна обтекателя 12 м.

Обтекатель представлен сборноразборным каркасом, образующим заданную форму и обтянутым высокопрочным материалом (прорезиненный кевлар). Возможность разбора конструкции позволяет многократно использовать обтекатель в период сплотки. Способность обтекателя держаться на плаву позволяет буксировать его отдельно от плота.

Методика расчета гидродинамического сопротивления движению сортиментного плота с гидродинамическим обтекателем основана на расчете сопротивления буксировки сцепки грузовых барж. В нашем случае мы применяем различные коэффициенты шероховатости обтекателя и самого плота, что позволяет произвести точный расчет сопротивления движению нашего плота.

Рис. 1. Гидродинамический обтекатель в среде САПР для типового плота 9х40 пучков, шириной 24 м

Произведем анализ зависимости сопротивления движению R (Н) от скорости буксировки иб (м/с) для типового плота 9х40 пучков с установленным гидродинамическим обтекателем [3].

Анализируя базовый вариант сортиментного плота и плота с установленным головным гидродинамическим обтекателем, мы выявили значительные преимущества второго перед первым. Рассмотрим совмещенный график зависимости сопротивления движению плота R (кН) от скорости буксировки иб (м/с) для плота 9х40 пучков с головным гидродинамическим обтекателем и без него (рис. 2).

Рис. 2. Совмещенный график зависимости

сопротивления движению плота R (кН) от скорости буксировки иб (м/с) для плота 9х40 пучков с головным гидродинамическим обтекателем и без него

Как видно из графика, установка гидродинамического обтекателя в разы уменьшает сопротивление движению: практически в два раза на максимальных скоростях буксировки и в пять раз при минимальной скорости буксировки. Это означает, что за счет установки гидродинамического обтекателя возможно увеличить скорость буксировки, следовательно, увеличить число рейдов в период сплотки.

Одним из преимуществ плота с гидродинамическим обтекателем является плавное увеличение сопротивлений движению при возрастании скорости, что уменьшает вероятность обрыва буксировочных тросов.

Выводы

Уменьшение гидродинамического сопротивления позволит отказаться от привлечения дополнительных технических средств буксировки, для выбора которых и необходим расчет сопротивления движению плота.

Оптимальным решением для уменьшения гидродинамического сопротивления может служить уменьшение ширины плота или же его гидродинамического сопротивления в головной части путем установки гидродинамического обтекателя.

Библиографический список

1. Подойницын К.С., Мануковский А.Ю. Подготовка древесины к сплаву, повышение ее плавучести // Сб. Лес, наука, молодежь. Воронеж, 2008. 12 с.

2. Патякин В.И., Дмитриев Ю.Я., Зайцев А.А. Водный транспорт леса / М.: Лесная пром-сть, 1985. 336 с.

3. Мануковский А. Ю. Теоретические и экспериментальные исследования влияния водной доставки лесоматериалов на экосистемы водоемов // Известия Санкт-

Петербургской лесотехнической академии. 2005. № 172. С. 55-59.

4. Мануковский А.Ю. Состав водорастворимых веществ и их влияние на режим водоемов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2004. С. 260262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.