Научная статья на тему 'Исследование функционального аспекта организационной культуры регионального предпринимательства'

Исследование функционального аспекта организационной культуры регионального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / SOCIOLOGY OF ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / CORPORATE CULTURE / RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кураков Е.Ю.

В статье представлены результаты социологического исследования организационной культуры субъектов малого и среднего предпринимательства в Белгородской области. Диагностирован функциональный аспект организационной культуры регионального бизнеса через исследование опосредованных управленческих функций субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of a functional aspect of the corporate culture of regional entrepreneurship

The article presents the results of the sociological research dealing with the corporate culture of small and middle-sized business in the Belgorod area. The author discusses the functional aspect of the corporate culture of regional business by study of mediated management functions of business entities.

Текст научной работы на тему «Исследование функционального аспекта организационной культуры регионального предпринимательства»

УДК 316.354

Кураков Евгений Юрьевич

Kurakov Evgeniy Yuryevich

соискатель кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

PhD applicant, Social Technologies Department, Belgorod National Research University

THE RESEARCH OF A FUNCTIONAL ASPECT OF THE CORPORATE CULTURE OF REGIONAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического исследования организационной культуры субъектов малого и среднего предпринимательства в Белгородской области. Диагностирован функциональный аспект организационной культуры регионального бизнеса через исследование опосредованных управленческих функций субъектов предпринимательства.

Ключевые слова:

социология предпринимательства, малый бизнес, организационная культура, результаты социологического исследования.

Summary:

The article presents the results of the sociological research dealing with the corporate culture of small and middle-sized business in the Belgorod area. The author discusses the functional aspect of the corporate culture of regional business by study of mediated management functions of business entities.

Keywords:

sociology of entrepreneurship, small business, corporate culture, results of sociological research.

Организационная культура субъектов предпринимательства представляет собой систему элементов (ценностей, символики, миссии, организационных целей и пр.), определяющих отношения и взаимодействия как внутри организации, так и за ее пределами, а также коммуникаций между ними, находящуюся в динамичном взаимодействии с обеспечивающими ее формирование и развитие механизмами. Многоэлементность организационной культуры предпринимательства, наличие различных параметров структурного взаимодействия приводят к необходимости вычленения определенных аспектов организационной культуры. Опираясь на разработки Н.В. Левкина [1, с. 110-200], выделяем институциональный, функциональный и инструментальный аспекты рассмотрения организационной культуры предпринимательства.

Институциональный ракурс предполагает исследование поведения субъекта предпринимательства как актора, источника возникновения организационной культуры в целом. Инструментальный аспект включает изучение общей совокупности элементов организационной культуры, с помощью которых достигается инструментальное единство строения культуры субъекта предпринимательства. Функциональный аспект раскрывает результаты прямых и опосредованных управленческих действий в отношении организационной культуры предпринимательства.

В 2014 г., с целью выявления состояния организационной культуры субъектов малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, нами было проведено социологическое исследование. В ходе исследования были опрошены индивидуальные предприниматели (210 человек), руководители малых и средних предприятий (305 человек). Особое внимание уделено диагностике организационной культуры с позиции выделенных аспектов. В результате выявлены различия в организационной культуре индивидуальных предпринимателей и культуре малых и средних предприятий Белгородской области, обнаружена ценностная «размытость» организационной культуры, неопределенность установок руководителей, несформированность общего смыслового пространства организационной культуры. В статье подробно остановимся на итогах анализа функционального аспекта организационной культуры субъектов малого и среднего предпринимательства в Белгородской области.

Функциональный аспект организационной культуры субъектов малого и среднего предпринимательства исследован через диагностику системы управления персоналом, мотивационные особенности в организациях и пр., то есть рассмотрены опосредованные функции по формированию и поддержанию организационной культуры. По результатам диагностики сделаны следующие выводы.

Во-первых, низкая эффективность совокупности управленческих действий субъектов малого и среднего предпринимательства в Белгородской области в области организационной культуры детерминирована особенностями структуры организаций и функционирования в них неформальных лидеров. Четкая иерархия существует в 88 % исследованных малых и средних предприятий, среди индивидуального предпринимательства иерархичность структуры составляет 75 %. Анализ распространения неформального лидерства показал, что в субъектах индивидуального предпринимательства механизм трансляции организационной культуры при помощи неформальных лидеров несовершенен в силу затрудненности его оценок (43 % индивидуальных предпринимателей отрицают наличие неформального лидера, остальные затруднились ответить), отсутствия опыта и осознания неформального лидерства. На малых и средних предприятиях 62 % опрошенных респондентов осознают и признают его наличие.

Во-вторых, в исследуемых субъектах предпринимательства неявно выражены социально-адаптивные управленческие функции. Оценка субъектами предпринимательства сплоченности и командообразования затруднена, как и определение организационной самоидентификации региональных предпринимателей, их удовлетворенность климатом организации. Чуть более половины опрошенных руководителей малых и средних предприятий (52 %) и 37 % индивидуальных предпринимателей могут назвать свой коллектив семьей. Наблюдается большой процент затруднившихся оценить уровень служебных и межличностных контактов сотрудников (22 % руководителей малых и средних предприятий и 40 % индивидуальных предпринимателей). Мероприятия по ко-мандообразованию проводятся в 57 % малых и средних предприятий региона (чаще это тренинги, выездные мероприятия и пр.), в индивидуальном предпринимательстве - только в 25 % обследованных субъектов. Часть респондентов (18 и 35 % соответственно) затруднились ответить. Лишь четверть руководителей малых и средних предприятий и каждый пятый индивидуальный предприниматель отметили необходимость формирования командного духа в своих организациях.

В-третьих, направления конфликтности в системе социальных взаимодействий регионального предпринимательства как формы проявления организационной культуры имеют социально-негативный характер. В деятельности организаций индивидуальных предпринимателей конфликты в большинстве своем связаны с обслуживанием клиентов (60 %). Руководители малых и средних предприятий в качестве сфер возникновения конфликтов у сотрудников отмечают сферы межличностных и рабочих отношений (30 %), взаимоотношения с клиентами (25 %), а также конфликты с поставщиками и контролирующими организациями (20 %). Большая доля конфликтов с населением, клиентами у сотрудников индивидуальных предпринимателей может быть объяснена особенностями профессионального поведения и общения персонала: низкой мотивацией, редукцией профессиональных обязанностей, просчетами в кадровой политике в целом.

В-четвертых, определено, что существующая система мотивации в субъектах малого и среднего предпринимательства не учитывает ценности и потребности работников, в ней отсутствует отлаженная неденежная система поощрения работников, что отражается в состоянии организационной культуры. Индивидуальные предприниматели и руководители малых и средних предприятий используют денежное поощрение одинаково часто (77 и 78 % соответственно), неденежное вознаграждение больше распространено в малых и средних предприятиях (25 против 12 % в индивидуальном предпринимательстве). Социальная мотивация у белгородских предпринимателей не востребована.

В-пятых, в качестве внутренних факторов, ограничивающих развитие организационной культуры, выступают выборочность и фрагментарность системы обучения и повышения квалификации персонала, наличие кадровых проблем. В изучаемых предприятиях малого и среднего бизнеса чаще всего персонал проходит обучение и повышение квалификации в зависимости от производственных задач (21 %), финансовых возможностей организации (19 %), самостоятельно, по личной инициативе сотрудников (15 %). Каждый пятый руководитель предприятия малого и среднего бизнеса отметил, что сотрудники постоянно обучаются, повышают квалификацию. В 15 % региональных предприятий малого и среднего бизнеса заявили об отсутствии такой необходимости. Неэффективную организацию обучения осознают только четверть опрошенных руководителей малых и средних предприятий. В индивидуальном предпринимательстве региона система обучения и повышения квалификации персонала чаще всего отсутствует (об этом сообщили 57 % респондентов), о ее необходимости заявляют только 22 % опрошенных.

Исследована оценка респондентами кадровых составляющих, недостаточно использованных для повышения эффективности деятельности организации. По мнению индивидуальных предпринимателей, в их организациях недостаточно эффективно используется личная инициатива сотрудников (22 %), плохо развита дисциплина (17 %). Руководители малых и средних предприятий также отметили неактивное использование личной инициативности сотрудников (27 %), а также отсутствие у персонала готовности брать на себя ответственность (20 %).

Таким образом, исследование функционального аспекта организационной культуры региональных субъектов малого и среднего предпринимательства дало возможность выявить наличие слабо разработанной мотивационной системы, недостаточное внимание руководителей к системе повышения квалификации и обучения персонала, командообразованию, эмоционально-действенным характеристикам коллектива.

Ссылки:

1. Левкин Н.В. Современные тенденции управления культурой в системе предпринимательства : монография / под ред. проф. А.И. Добрынина. Петрозаводск, 2009.

References:

1. Levkin, NV 2009, Modern trends in the management culture of entrepreneurship: monograph, Petrozavodsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.