Научная статья на тему 'Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур'

Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1824
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ / REGION / THE REGIONAL ECONOMY / REGIONAL BODIES OF POWER / THE BUSINESS COMMUNITY / MANAGEMENT AND CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачева Лариса Евгеньевна

В статье проведен детальный анализ проблем эффективной организации процесса управления бизнес-сообществом и его взаимодействия с органами власти, решение которой позволит повысить конкурентоспособность не только системы управления, но и отдельных бизнес-структур в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткачева Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FORMS AND MECHANISMS OF COOPERATION, REGIONAL AUTHORITIES AND BUSINESS STRUCTURES

In this paper a detailed analysis of the problems of effective organization of the process control business community and its interaction with the authorities, whose decision will enhance the competitiveness of not only management but also of individual businesses in the region

Текст научной работы на тему «Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур»

14.6. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР

Ткачева Лариса Евгеньевна, соискатель ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» г. Шахты

Контакты автора: nsn-maize@mail.ru

Аннотация. В статье проведен детальный анализ проблем эффективной организации процесса управления бизнес-сообществом и его взаимодействия с органами власти, решение которой позволит повысить конкурентоспособность не только системы управления, но и отдельных бизнес-структур в регионе.

Ключевые слова: Регион; региональная экономика; органы региональной власти; бизнес-сообщество; система управления и контроля

STUDY OF FORMS AND MECHANISMS OF COOPERATION, REGIONAL AUTHORITIES AND BUSINESS STRUCTURES

Tkacheva Larissa Evgenevna, the competitor of FGBOU ВПО «the South Russian state university of economy and service» Mines

Annotation: In this paper a detailed analysis of the problems of effective organization of the process control business community and its interaction with the authorities, whose decision will enhance the competitiveness of not only management but also of individual businesses in the region.

Keywords: Region, the regional economy, regional bodies of power, the business community, management and control system

На современном этапе развития России системы управления региональной экономикой переживают активные трансформации. Увеличивается количество задач, стоящих перед региональными органами власти, увеличивается количество бизнес-структур в различных отраслях экономики, которые нуждаются в развитии новых форм взаимодействия с ними. В этой связи, все большее внимание начинает уделяться проблемам эффективной организации процесса управления, позволяющей повысить конкурентоспособность не только системы управления, но и отдельных бизнес-структур в регионе.

Однако в настоящее время построение эффективной системы управления региональной экономикой сопряжено с рядом трудностей как практического, так и методологического характера. Национальные особенности, недостаточно продолжительный срок функционирования рыночной экономики в современной России, экономический кризис - все это накладывает отпечаток на систему управления экономикой региона, оказывающуюся во многих случаях менее конкурентоспособной, чем иностранные аналоги.

В целях повышения конкурентоспособности региональной экономики в условиях высоких предпринима-

тельских рисков, целесообразным представляется построение системы управления, учитывающей российскую специфику и основанной на совершенствовании контрольной функции над бизнес-структурами, которая играет роль связующего звена властью и бизнесом и препятствует зарождению оппортунистических тенденций среди персонала региональных органов власти.

В этой связи, исследования в области совершенствования контрольной функции региональных органов власти над бизнес-структурами становятся весьма актуальным, поскольку позволяют по-новому взглянуть на особенности построения системы управления региональной экономикой и механизм повышения ее конкурентоспособности.

Система складывающихся отношений региональных органов власти и бизнеса является основополагающим элементом функционирования региональной экономики. Необходимость их развития вытекает из двух постулатов концепции развития1 - соответствия между формированием институтов частной собственности и процессом ускорения экономического роста, а также более высокой производительности и эффективности хозяйства, основанного на частной собственности, в сравнении с региональной экономической системой, базирующейся на государственной собственности и прямом государственном управлении. Экономический эффект для общества от эффективного взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур состоит в том, что оно получает более качественные товары, более высокий уровень обслуживания, новые рабочие места и так далее.

Учитывая ту большую роль, которую бизнес играет в рамках региональной экономической системы, а также его возрастающее влияние на многие общественные и даже природные процессы, возникает необходимость определения механизмов воздействия региональных органов власти на его развитие.

Проблема взаимоотношений бизнеса и региональной власти находится сегодня в центре общественного внимания и научных дискуссий2. Однако единства мнений по поводу долженствующих принципов отношений между этими акторами социальной жизни не существует. Разброс простирается от воззрений на региональные власти как на враждебную для бизнеса инстанцию, осуществляющую его жесткий контроль и регулирование, до представлений о сугубо благожелательном отношении власти к предпринимательству, защите его от проявлений иностранной конкуренции, о его технической и рыночной поддержке, дешевых кредитах и т. д. В действительности между бизнесом и органами управления различных государств можно наблюдать разные варианты отношений. Но в любом случае, именно региональные органы власти создает условия для развития экономики и частного предпринимательства в регионе, задают параметры влияния бизнес-структур на социальную жизнь.

Определение параметрических характеристик собственно российской системы взаимодействия государства и бизнеса в значительной степени связано с эволюционными изменениями отношений государственных и частных институтов на протяжении 20 века, раскрывающимися в границах спектра от придания наи-

1 Зотов А.П. Взаимодействие государства и бизнес-сообщества в естественно-монопольных отраслях// Вестник ТГУ. 2007, № 2 (46), С. 229-233.

2 Пшизова С.Н. Бизнес как субъект государственной политики// Управленческое консультирование. 2009, № 4, С. 145-164.

Ткачева Л.Е. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ

большего значения роли государства в управлении общественными отношениями и экономическими процессами к усилению внимания к роли частных компаний в решении ключевых вопросов, выходящих за пределы прямых финансово-экономических интересов бизнеса, и наблюдающемуся в настоящее время смещению центра тяжести от деятельности отдельных хозяйственных структур и их инициатив к возможностям решения проблем на системном уровне.

Соответственно все меньшее значение играет существовавшая до настоящего момента практика партнерского частно-государственного осуществления отдельных проектов, зачастую не оправдывающего в полной мере ожиданий сторон, увеличивая возможности наращивания потенциала взаимодействия в направлении масштабного воздействия на регулирование общественных отношений. При этом нивелирование риска смещения регулятивных функций при формировании слишком тесной системы взаимоотношений власти и бизнеса возможно посредством повышения транспарентности обозначенных отноше-

ний3.

Это тем более необходимо потому, что за годы реформ российское государство во многом устранилось от решения экономических проблем. Основными причинами такого устранения стали общее уменьшение государственного вмешательства в экономику в процессе проведения рыночных реформ, сокращение объемов и доли бюджетного финансирования (по сравнению с советским периодом), сопровождавшееся нарастающей перегрузкой бюджета текущими расходами.

Фактически государство переложило большую часть проблем развития на плечи возникшего в ходе приватизации частного бизнеса. Последний, однако, в условиях относительно высокой инфляции и общей хозяйственной нестабильности не спешил заниматься сложными и долгосрочными программами, обновлять производство и развивать технологии, предпочитая зарабатывать быстрые деньги в торговле, на фондовом и валютном рынках, в финансово-кредитной сфе-

4

ре и т.п. .

В то же время во многих развитых странах объемы взаимодействия между органами власти и бизнесом в последние десятилетия значительно возросли, поскольку в последнее время в них происходят кардинальные изменения в отраслях народного хозяйства, которые до этого находились в собственности и управлении государственных структур. О. Долганова отмечает, что правительства многих стран передают бизнесу во временное долго и среднесрочное владение и пользование объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регулирования и контроля их деятельности5. Таким образом, взаимодействие выступает своеобразным механизмом расширения доступа к ресурсам и обеспечения бесперебойности предоставления от-

3 Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Взаимодействие государства и бизнеса в системе региональной экономики: векторы экономических интересов // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». 2006, № 17 (72).

4 Дубровский А.Ю. Государственное регулирование крупного инновационного бизнеса // Государственное управление. Электронный вестник. 2010, № 22.

5 Долганова О. Тенденции развития системы управления госу-

дарственно-частным партнерством// Вестник Института экономи-

ки РАН. 2010, № 1, С. 97-105.

дельных услуг и производства товаров, несмотря на финансовые ограничения.

Аналогичную тенденцию выделяет и Н.В. Комарова6, указывая, что в рамках современных экономических, определенных социальных и политических тенденций взаимодействие органов государственной власти и бизнеса как в России, так и на Западе, становится все более и более значимым, приоритетным и фундаментальным.

Под взаимодействием государства и бизнеса в системе рыночной экономики понимается процесс совместной деятельности государственных и частных институтов, направленной на разработку, принятие и реализацию эффективных решений по развитию социальноэкономической системы в целом и достижение целей отдельных хозяйственных подсистем, базирующийся на согласовании экономических интересов сторон и рациональном использовании ресурсов общества.

Среди видов взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур выделяют следующие7:

- финансовое взаимодействие. Государство и различные компании сегодня активно взаимодействуют при создании и реализации определенных финансовых программ и планов. Бизнес-структуры осуществляют также финансирование различных целевых программ, разрабатываемых на различных уровнях власти в стране;

- материальное взаимодействие - основные акторы данного взаимодействия взаимодействуют в сфере поставок товаров и услуг для государственных нужд, а также в рамках решения социальных задач;

- пространственное взаимодействие. Под данной формой взаимодействия понимают операции с земельными участками и недвижимостью, направленное на улучшение качества городской среды и сбалансированное развитие той или иной территории;

- проектно-управленческое взаимодействие. В результате осуществления данной формы взаимодействия органов региональной власти и бизнеса разрабатываются совместные программы развития, выработка определенных стратегий, которые определяют дальнейшее поведение основных игроков общественного диалога на долгосрочную перспективу. При этом бизнес нередко рассматривается как инвестор, способный профинансировать осуществление той или иной программы.

- «стратегический аутсорсинг». Осуществляя данную форму взаимодействия, органы региональной власти, как правило, привлекает бизнес, в особенности, - корпоративный, с целью осуществления конкретных функций и задач. Технология аутсорсинга активно применяется сегодня в бизнесе и подразумевает передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Сущность аутсорсинга в региональном управлении заключается в выведении определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями (бизнес структурами) на конкурсной основе;

- создание совместных предприятий бизнесом и государством. Это происходит как путем реорганизации,

6 Комарова Н.В. Основные аспекты и формы взаимодействия государства и корпоративного бизнеса в рамках стратегического управления// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009, № 8, С. 64-72.

7 Курбатова М., Левин Г. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. 2005, № 10.

образования нового учреждения, так и путем покупки части акций государством у бизнеса или наоборот;

- конкурсные методы взаимодействия бизнеса и власти. К ним относятся такие механизмы, в соответствии с которыми взаимодействие реализуется тогда, когда частная компания выигрывает конкурс, организованный по специальной заранее разработанной схеме государством. В эту группу входят механизмы взаимодействия уровня субъекта РФ, муниципального заказа и муниципального гранта, гранта субъекта РФ, тендера, конкурса различных проектов, конкурса на получение кредита и др.;

- «взаимодействие в рамках законотворческого процесса». Данная форма включает в себя «диалог» государства и бизнеса в ходе принятия каких-либо законов, внесения изменений в них. Этот аспект взаимодействия чаще всего рассматривается с позиции стратегического лоббирования. Нередко бизнес заинтересован в принятии того или иного закона, который будет положительно влиять на осуществление предпринимательской деятельности. Иногда бизнес-структуры оказывают влияние на то, чтобы вносились поправки в уже принятые законы.

Рассмотрим основные характеристики современной системы взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур.

По мнению М. Курбатовой и Г Левина, «современная реальная модель отношений между властью и бизнесом характеризуется тремя относительно обособленными зонами их взаимодействия: «белой», «черной» и «серой»8:

- «белая» зона включает формальные практики: регулирование налоговых отношений, административное регулирование бизнеса (регистрация, лицензирование, контроль и принуждение к исполнению установленных норм и т. П.); конкурсы по распределению государственных заказов т.п.;

- «черная» зона - это неформальные криминальные практики, прежде всего коррупция;

- «серая» зона охватывает неформальные поборы с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией, и ее неформальный торг с властью по поводу условий своего функционирования».

Взаимодействие в рамках формальных отношений требует от органов территориального управления административного, экономического регулирования предпринимательской деятельности, организацию конкурсов на государственные и муниципальные заказы и т.д., то есть создавать приемлемые условия для ведения бизнеса на своей территории, со своей стороны, бизнес обязуется создавать рабочие места, регулярно выплачивать заработную плату, размер которой должен обеспечивать адекватное воспроизводство рабочей силы, в полном объеме и своевременно уплачивать все положенные налоги.

Однако, как отмечает К.Е. Гришин9, современные реалии таковы, что такая система взаимоотношений бизнеса к власти в большинстве регионов попросту непродуктивна. На данный момент на уровне регионов в основном отмечается активное развитие именно так

8 Гришин К.Е. Методические подходы к формированию организационных основ взаимодействия власти и предпринимательских структур. 2011// URL:// http: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ grishin_ 22_53_290_ 293.pdf

9 Левин С.Н., Сурцева А.А. Государство с преобладанием контрактных начал: методология анализа и проблемы его формирования в России// Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)/ 2010, Том 2, № 3, С. 41-65.

называемой «серой» зоны взаимоотношений бизнеса и власти. Это связано, прежде всего, с нехваткой финансовых ресурсов регионов на реализацию своих обязательств, прежде всето в социальной сфере. Такое положение дел свело ситуацию к тому, что социально-экономическое положение многих регионов РФ во многом стало зависеть от неформальных ресурсов бизнеса (так называемые взносы на дофинансирова-ние территорий). Учитывая, что благоприятные условия ведения бизнеса напрямую зависят от отношений с властью, предприниматели с разной степенью охоты, но все же идут на дополнительные (сверх налогов) отчисления.

С.Н. Левин и А.А. Сурцева10 отмечают, что в России сложилась многоярусная система внелегальных политико-административных «торгов» между органами власти и представителями бизнеса, в первую очередь, крупного. Поскольку административный ресурс является по своей природе специфическим, логичным стало движение от разовых коррупционных сделок в форме взяток к формированию устойчивых «сетевых» взаимосвязей между определенными группами власти и бизнеса. Органы власти различных уровней выступают как распределитель различных льгот и преимуществ, которые необходимы отдельным лицам (фирмам). Последние, в обмен на распределение упомянутых льгот в их пользу, готовы передать первым некоторые блага, представленные в денежной или других формах. При этом следует отметить разницу в процессе обмена между властью и крупным бизнесом и властью и малым бизнесом. В первом случае речь идет преимущественно о «поиске» ренты с обеих сторон, так как крупный бизнес платит за реально предоставляемые блага. Во втором же - имеет место «вымогательство» ренты со стороны чиновников, когда эти доходы извлекаются не путем предоставления каких-либо реальных благ малому бизнесу, а под угрозой принятия решений, которые еще более ухудшат положение последнего.

Несмотря на негативные характеристики текущей модели взаимодействия региональных органов власти и бизнеса в России, оно способно стать одним из наиболее действенных механизмов, обеспечивающих комплексное экономическое развитие страны в целом и эффективное достижение целей отдельных хозяйствующих субъектов за счет непосредственных позитивных результатов сотрудничества и возникновения значительного синергетического эффекта, проявляющегося в ходе инкорпорирования потенциала бизнес-структур в экономические стратегии регионального уровня11, что выводит на передний план научноисследовательской деятельности вопросы систематизации и развития теории, методологии и прикладных механизмов взаимодействия регионов и бизнеса.

О.В. Конаныхина предлагает в числе базовых принципов эффективного взаимодействия государственных и частных институтов следующие12:

- преимущественная поддержка хозяйствующих бизнес-структур должна быть сосредоточена на проектах,

10 Никитаева А.Ю. Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике: концептуальный подход и инст-рументарные составляющие // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006, Том 4, № 3, С. 140-145.

11 Конаныхина О.В. Формирование системы управления инновационным климатом региона// Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2010, № 2, С. 184-189.

— Конаныхина О.В. Формирование системы управления инновационным климатом региона// Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2010, № 2, С. 184-189.

Ткачева Л.Е. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ

реализующих конкурентные преимущества, усиливающие инновационные позиции территории и активизирующие инновационную и внешнеэкономическую активность хозяйствующих структур;

- содействие, создание и распространение положительных внешних эффектов хозяйствующих бизнес-структур;

- поддержка перспективных, инновационных видов бизнеса.

Под эффектами, отражающими интересы бизнес-структур и региона, понимается совокупность экономических, научно-технических, инновационных, социальных и экологических показателей деятельности бизнеса.

К числу институциональных условий, формирующих благоприятную среду для взаимодействия государства и бизнеса, можно отнести информационную подсистему системы региональной экономики, предполагающей активное применение информационных технологий и создание единого регионального информационного пространства. Это окажет положительное воздействие на управленческие процессы в органах государственной власти, обеспечит улучшение регионального имиджа и инвестиционной привлекательности региона, а также будет способствовать росту эффективности функционирования коммерческих компаний за счет реализации принципа интерактивности взаимодействия государства и бизнеса, повышения прозрачности деятельности органов государственной власти, оперативности принятия решений, а в целом даст позитивный эффект развитию экономики региона.

Таким образом, анализ показывает, что ключевой задачей развития взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур является снижение роли «серых» и «черных» практик и усиление роли формальных инструментов взаимодействия. В частности, необходимо совершенствование механизмов управления бизнес-структурами. Соответственно, развитие системы управления нуждается в дальнейших теоретических и практических исследованиях.

Список литературы:

1. Зотов А.П. Взаимодействие государства и бизнес-сообщества в естественно-монопольных отраслях// Вестник ТГУ. 2007, № 2 (46), С. 229-233.

2. Пшизова С.Н. Бизнес как субъект государственной политики// Управленческое консультирование. 2009, № 4, С. 145-164.

3. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Взаимодействие государства и бизнеса в системе региональной экономики: векторы экономических интересов // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». 2006, № 17 (72).

4. Дубровский А.Ю. Государственное регулирование крупного инновационного бизнеса // Государственное управление. Электронный вестник. 2010, № 22.

5. Долганова О. Тенденции развития системы управления государственно-частным партнерством// Вестник Института экономики РАН. 2010, № 1, С. 97-105.

6. Комарова Н.В. Основные аспекты и формы взаимодействия государства и корпоративного бизнеса в рамках стратегического управления// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009, № 8, С. 64-72.

7. Курбатова М., Левин Г. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. 2005, № 10.

8. Гришин К.Е. Методические подходы к формированию организационных основ взаимодействия власти и предпринимательских структур. 2011// URL:// http: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ grishin_22_53 _290_ 293.pdf

9. Левин С.Н., Сурцева А.А. Государство с преобладанием контрактных начал: методология анализа и проблемы его формирования в России// Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)/ 2010. Том 2. № 3. С. 41-65.

10. Никитаева А.Ю. Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике: концептуальный подход и ин-струментарные составляющие // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Том 4. № 3. С. 140145.

11. Конаныхина О.В. Формирование системы управления инновационным климатом региона// Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2010. № 2. С. 184-189.

References:

I. Zotov А.Р. Vzaimodejstvie gosudarstva i biznes-soobsestva v estestvenno-monopolnih otrasljah// Vestnik IGU. 2007. № 2 (46). P, 229233. Pshizova S.N. Biznes kak subject gosudarstvennoj politiki// Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009, № 4. P. 145-164.

3. Matveeva L.G., Nikitaeva A.U. Vzaimidejstvie gosudarstva I biznesa v sisteme regionalnoi ekonomiki: vektori ekonomicheskih interesov// Izvestija !R!U. !ematicheskij vipusk «Sistemnij analiz v ekonomike I upravlenii». 2006, № 17 (72).

4. Дubrovskij А^. Gosudarstvennoe regulirovanie krupnogo innovazionnogo biznesa// Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnij vestnik. 2010, № 22.

5. Dolganova О. Тendencii razvitija systemi upravlenija gosudarstvenno-chastnim partnerstvom//Vestnik Instituta ekonomiki RAN. 2010, № 1, P. 97105.

6. fomarov N.V. Osnovnie aspekti I formi vzaimodejstvija gosudarstva I korporativnogo biznesa v ramkah strategicheskogo upravlenija// Aktualnie problem gumanitarnih I estestvennih nauk. 2009, № 8, P. 64-72.

7. Arbatova М., Levin G. Deformalizacija pravil vzaimodejstvija vlasti I biznesa// Voprosi ekonomiki. 2005, № 10.

8. Grishin К.Е. Меtodicheskie podhodi k formirovaniju organizacionnih osnov vzaimodejstvija vlasti I predprinimatelskih struktur. 2011// URL:// http: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ grishin_22_53_290_ 293.pdf

9. Levin S.N., Surceva А.А. Gosudarstvo s preobladaniem kontraktnih nachal: metodologija analiza I problem ego formirovanija v Rossii// Journal of Institutional Studies (Zurnal institucionalnih issledovanij)/ 2010, Т. 2, №

3, P. 41-65.

10. Nikitaeva А^. sistema vzaimodejstvija gosudarstva I biznesa v

regionalnoj ekonomike: konceptualnij podhod I instrumentarnie

sostavljaushie// Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006, Т. 4, № 3, P. 140-145.

II. fonanihina ОМ. Formirovanie sistemi upravlenija innovacionnim klimatom regiona// Vestnik АGТU. Ser.: Ekonomika. 2010, № 2, P. 184189.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ткачевой Ларисы Евгеньевны «Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование форм и методов взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур является одной из важнейших задач в условиях современного рыночного хозяйства. Это тем более необходимо потому, что за годы реформ российское государство во многом устранилось от решения экономических проблем. Основными причинами такого устранения стали общее уменьшение государственного вмешательства в экономику в процессе проведения рыночных реформ, сокращение объемов и доли бюджетного финансирования (по сравнению с советским периодом), сопровождавшееся нарастающей перегрузкой бюджета текущими расходами.

Под взаимодействием государства и бизнеса в системе рыночной экономики понимается процесс совместной деятельности государственных и частных институтов, направленной на разработку, принятие и реализацию эффективных решений по развитию социально-экономической системы в целом и достижение целей отдельных хозяйственных подсистем, базирующийся на согласовании экономических интересов сторон и рациональном использовании ресурсов общества.

Таким образом, проблема формирования теоретических положений и научно-практических рекомендаций по функционированию и развитию взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур, является весьма актуальной. В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Профессор,

д.э.н. Л.И. Муратова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.