Научная статья на тему 'Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов'

Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4374
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / PERSONALITY / EMOTIONAL AND VOLITIONAL REGULATION / STUDENT'S AGE / PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE EFFECTIVENESS OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Овчарова Раиса Викторовна

В статье исследуется проблема эмоционально-волевой регуляции в студенческом возрасте, психологические факторы ее эффективности, показана гендерная специфика признаков и проявлений, структурных связей и факторов эмоционально-волевой регуляции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Овчарова Раиса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This research paper examines the problem of the emotional-volitional regulation in the student's age, psychological factors of its efficiency. The offered paper shows the gender specificity of signs and symptoms, structural relations and factors of emotional-volitional regulation of students.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов»

УДК 157+151.8 ББК 88.352+88.40

В.И. Долгова, Р.В. Овчарова

исследование эмоционально-волевой регуляции студентов

В статье исследуется проблема эмоционально-волевой регуляции в студенческом возрасте, психологические факторы ее эффективности, показана гендерная специфика признаков и проявлений, структурных связей и факторов эмоционально-волевой регуляции студентов.

Ключевые слова: личность, эмоционально-волевая регуляция, студенческий возраст, психологические факторы эффективности саморегуляции.

V.I. Dolgova, R..V. Ovcharova

a study of the emotional-volitional regulation

of students

This research paper examines the problem of the emotional-volitional regulation in the student's age, psychological factors of its efficiency. The offered paper shows the gender specificity of signs and symptoms, structural relations and factors of emotional-volitional regulation of students.

Key words: personality, emotional and volitional regulation, the student's age, psychological factors of the effectiveness of self-regulation.

Введение. Актуальность темы исследования связана с ее направленностью на изучение у человека способности к самоизменению, овладению собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности, успешном ее выполнении, то есть на раскрытие процесса развития личности, как активного субъекта.

В психологии продолжают развиваться теоретические и экспериментальные исследования эмоций, воли и эмоционально-волевой регуляции. Однако наличие исследований вовсе не означает наличия общей стратегии, единства взглядов исследователей, четкости в определении структуры и механизма эмоционально-волевой регуляции личности и деятельности.

Большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, изучающих волевые процессы, неизбежно выходят на рассмотрение проблем регуляции и саморегуляции поведения [1; 7—9].

В контексте проблем саморегуляции психологи наделяют волю регулятивными функциями, изучают ее в рамках проблем «овладения человеком собой», рассматривая волевую регуляцию как лич-

ностный уровень регуляции (В.К. Калин и др.) [1; 5].

В волевом акте подавляются текущие эмоции - человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля, как сознательная регуляция жизнедеятельности, имеет специфический энергетический источник - чувство социально ответственного поведения.

Высоко нравственная личность имеет, как правило, твердую волю. Но не всякий волевой человек нравственен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту и эгоисту, право послушному человеку и преступнику [2].

«Нравственность» воли, упоминаемая в работах исследователей волевой регуляции, имеет место быть, но, на наш взгляд, лишь как социально значимый «оттенок» и желаемая характеристика волевой регуляции личности. Проводя аналогию, можно сказать, что воля для человека это как скальпель в руках хирур-

к

i

ф

о

са ф

ç

о са

о х

.и ç

га х о

s ^

о

го ш

о ^

го т ш

о

03

(О ей

£ о

ш

га: их можно направить и на достижение общественного блага как цели, так и наоборот.

Многие исследователи использовали термин «регуляция» при рассмотрении такого понятия, как «воля», из чего следует предположение о том, что эти процессы достаточно близки. Еще И.М. Сеченов неоднократно подчеркивал в качестве главной особенности воли регулирование поведением.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия, имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания [3].

В.К. Калин видит специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Исследователь главную задачу воли видит в том, чтобы обеспечить человеку овладение собственным поведением и психическими функциями [5].

Таким образом, многие исследователи теснейшим образом связывают понятия «волевое регулирование» и «саморегуляция». Е.П. Ильин считает, что непременными компонентами управления (и саморегуляции как частного случая управления) человеком своим поведением и деятельностью являются эмоции и воля [4].

Механизмами волевой регуляции

являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий [3].

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением,

с третьей - выработка волевых качеств личности.

Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых состояниях и качествах человека.

Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности и др. Эти состояния проявляются в совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение.

Под волевыми качествами (волевыми свойствами личности) понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей, и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности [5; 9].

В структуре волевых качеств выделяют следующие компоненты: мотиваци-онный и исполнительский [7]; моральный (мировоззрение, идеалы, установки, мотивы); психофизиологический (врожденные нейродинамические свойства: сила, подвижность и баланс нервных процессов) [4]; специфические горизонтальную и вертикальную структуры [4]; гностический (интеллектуальная активность); мотива-ционный (связан со стеническими эмоциями); операционный (организация и мобилизация специфических действий и усилий) [6].

К характеристикам волевых качеств относят: генерализованность, которая отражает проявление волевых качеств в разных видах деятельности; устойчивость, как степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях; интенсивность, как степень выраженности времени и количества попыток преодоления трудностей в конкретной ситуации; взаимодействие волевых качеств, индивидуализированно проявляющееся у конкретной личности

в конкретной деятельности или в конкретной ситуации.

Сила или недостаточность отдельных волевых качеств личности и определяют своеобразие его волевой регуляции, что в свою очередь определяет качество адаптации личности в обществе и продуктивность ее поведения и деятельности [2; 9].

Студенческий возраст (18-25 лет) очень важен как период формирования личности, ее социальных связей, ролей, жизненного и профессионального самоопределения. Он характеризуется активным формированием социальных взаимоотношений, формированием и закреплением волевых качеств личности и развитием механизма эмоционально-волевой регуляции в целом.

Важнейшими новообразованиями этого периода являются развитие самообразования, самопознания (рефлексии), построение жизненных планов, поиск смысла жизни и профессиональное самоопределение.

Характерными чертами развития эмоционально-волевой сферы в этот период являются усиление сознательных мотивов поведения, укрепление волевых качеств, но, несмотря на это, качество волевой регуляции еще не достигло максимума в силу общей «импульсивности и горячности» этого возраста.

Этот возраст, являясь сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека, стимулирует развитие волевой регуляции в области поведения и осуществления профессиональной деятельности.

целью работы является исследова-ниеособенностейэмоционально-волевой регуляции студентов и установление наличия, либо отсутствия значимых факторов, определяющих ее эффективность.

использованные методики:

• опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова, предназначенный для диагностики выраженности эмоционально-волевых особенностей личности в возрасте от 11 до 55 лет;

• опросник «Самочувствие, активность, настроение В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой и др.;

• опросник «Прогноз», позволяющий определить уровень НПУ (нервно-психической устойчивости) и риск дезадаптации в стрессе, разработанный В.Ю. Рыбниковым.

Исследование проводилось на базе «Курганского государственного университета». В исследовании принимало участие 60 студентов: 30 юношей и 30 девушек в возрасте от 19 до 21 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ средних значений показал особенности эмоционально-волевого контроля у юношей и девушек студентов. Из результатов, полученных по трем методикам (ВКЛ, САН, ПРОГНОЗ), следует, что у юношей наиболее ярко выраженными волевыми качествами являются: инициативность, решительность, самостоятельность и инициативность, наименьший показатель имеют выдержка, настойчивость и энергичность. У девушек наиболее развиты такие качества, как ответственность и целеустремленность, наименее развиты качества -настойчивость и энергичность.

Общей тенденцией для юношей являются более развитые волевые качества по сравнению с девушками. Наибольшая разница отмечена по параметрам: самостоятельность, решительность, инициативность и общий балл; наименьшая - ответственность и выдержка.

Исследованием самочувствия юношей и девушек установлено, что у юношей данный параметр на 0,9 регистрируемых единиц; настроение - на 0,8 регистрируемых единиц; активность - на 1,0 регистрируемых единиц, общее функциональное состояние - на 0,9 регистрируемых единиц выше результата девушек.

Методика «Прогноз» также показала более высокий показатель нервно-психологической устойчивости юношей.

Анализ корреляционных связей, выявленных в выборках юношей и девушек, по критерию числа данных связей установил:

• у юношей наибольшее количество корреляционных связей показали параметры: «Решительность», «Самочув-

о

IX

ф

к

i ф

о

са ф

с; о са

о х

с; го

X

о о

X

го ей о

4 ф

5

о

го ш

о ^

го т ш

о

Ш

(О ей

£ о

ш

ствие» и «Настроение» - 6 связей; в свою очередь, по параметру «Самостоятельность» установлено отсутствие корреляционных связей;

• у девушек наибольшее количество корреляционных связей показал параметр «Активность» - 7 связей, а также установлено отсутствие корреляционных связей по параметру «Ответственность».

Отсутствие корреляционных связей по параметрам «Самостоятельность» и «Ответственность», скорее всего, говорит об обособленности и самостоятельности процесса развития данного параметра под влиянием общества и семьи у представителей указанных выборок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличительной чертой выявленных связей в параметрах, как у юношей, так и у девушек, является прямой характер этих взаимосвязей.

Сопоставляя результаты корреляционного анализа выборки юношей и девушек, можно сделать вывод о наличии большего числа значимых корреляционных связей между параметрами у испытуемых девушек, чем у юношей (22 и 21 пар соответственно), однако у юношей среднее значение коэффициента корреляции больше (0,538 > 0,516).

Если сравнить результаты анализа параметров двух выборок по критерию силы и значимости корреляционных связей, мы видим, что у юношей более распространены связи максимальной и средней силы связи и высокой значимости, а у девушек умеренной силы связи, при этом соотношение связей значимых и высокой значимости равное.

Полученные данные позволяют сделать вывод о более тесной организационной взаимосвязи измеренных параметров эмоционально-волевой сферы юношей, вошедших в исследуемую выборку, нежели у девушек.

Можно предположить, что данное различие строения ЭВС отчасти и определяет более эффективное достижение краткосрочных целей и планов юношами, а также большую выносливость,

гибкость и приспособляемость психики девушек.

Использование факторного анализа позволило установить, что для юношей, как и для девушек, наиболее значимыми параметрами являются: «Самочувствие», «Настроение», «Энергичность» и «Активность». При этом для девушек дополнительным важным фактором установлен параметр отмечающий уровень нервно-психологической устойчивости - «НПУ».

Более того, для юношей наиболее значимым параметром является «Энергичность», а для девушек «Самочувствие». Что позволяет сделать вывод о том, что для юношей более важно наличие некоего внутреннего психического потенциала и физического энергетического резерва, позволяющего успешно адаптироваться и эффективно действовать, для девушек же определяющим фактором является «Самочувствие» перед совершением действия или ситуацией, требующей адаптации.

Вывод: следовательно, получила экспериментальное подтверждение гипотеза о наличии значимых факторов, определяющих эффективность эмоционально-волевой регуляции и успешность деятельности и адаптации юношей и девушек.

Данные различия вероятнее всего обусловлены индивидуально-психологическими, социальными и биологическими различиями полов. На наш взгляд, к индивидуально-психологическим различиям можно отнести более высокие самооценку и стремление к самоутверждению юношей по сравнению с девушками, особенности мышления мужчин и женщин. К биологическим, значимым для данного исследования различиям, можно отнести более высокую агрессивность мужских особей по сравнению с женщинами, а также большую эмоциональную ригидность мужчин. Социальными различиями, конечно же, являются различия в воспитании и выполнение мужчинами и женщинами различных социальных ролей.

Библиографический список

1. Быков, А.В. Генезис волевой регуляции волевой регуляции [Текст]: дис. ...д-ра психол. наук / А.В. Быков. - М, 2003. - 452 с.

2. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. — М.: Проспект, 2012. - 560 с.

3. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. -М.: Питер, 2006. - 208 с.

4. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - С. 20-38.

5. Калин, В.К. Волевая регуляция деятельности [Текст] / В.К. Калин. - Тбилиси, 1989. - 85 с.

6. Пуни, А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт [Текст] / А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1973. - С. 144-162.

7. Селиванов, В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности [Текст] // Экспериментальные исследования волевой активности / В.И. Селиванов. - Рязань, 1986. - 138 с.

8. Сорокина, Я.В. Эмоционально-волевая регуляция активности в учебной деятельнсти студентов вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Я.В. Сорокина. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.

9. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая регуляция личности субъекта // Проблемы социальной психологии личности: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 2 [Текст] М.В. Чумаков. - Саратов: Изд-во СГУ, 2008. - С. 99-105.

References

1. Bykov A.V. Genesis of volitional regulation. Dis. ... Doct. Sci. (Psychology). Moscow, 2003. P. 452

2. Enikeev M.I. Psychological encyclopedic dictionary. Moscow: Prospekt, 2012. P. 560. [in Russian].

3. Ivannikov V.A. Psychological mechanisms of volitional regulation. Moscow: Peter, 2006. P. 208.

4. Il'in E.P. Psychology of will. Petersburg: Peter, 2000. Pp. 20-38. [in Russian].

5. Kalin V.K. Volitional regulation ofactivity. Tbilisi, 1989. P. 85. [in Russian].

6. Puni A.C. Some problems of the theory of the will and volitional training in sport. Psikhologiya i sovre-menyi sport. Moscow: FiS, 1973. Pp. 144-162. [in Russian].

7. Selivanov V.I. Basic approaches to the psychological study of volitional activity of the person. E'ksperimental'nye issledovaniya volevoj aktivnosti. Ryazan, 1986. P. 138. [in Russian].

8. Sorokina Y.V. Emotional-volitional regulation of activity in educational activity of students of the higher educational institution. Dis.. Cand. Sci. (Psychology). Ekaterinburg, 2012. P. 24. [in Russian].

9. Chumakov M.V. Emotional-volitional regulation of the identity of the subject // Problemy sotsial'noy psik-hologii lichnosti Tr. Vol. 2. Saratov: SGU. 2008. P. 99-105. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Нвановна,

доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, декан факультета психологии, Челябинский государственный педагогического университета, г. Челябинск. Е-тай: 23a12@list.ru

Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology),

Professor, The Department

of Theoretical

and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk.

E-mail: 23a12@list.ru

Овчарова Раиса Викторовна,

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии. Курганский государственный университет, г. Курган

Ктай: oraissa@mail.ru

Ovcharova Raisa Viktorovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Professor, The Department of General and Social Psychology, Kurgan State University, Kurgan.

E-mail: oraissa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.