Научная статья на тему 'Исследование электронной информационно-образовательной среды в управлении высшими образовательными услугами в условиях региональной экономики'

Исследование электронной информационно-образовательной среды в управлении высшими образовательными услугами в условиях региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / REGIONAL MARKET / AN EDUCATIONAL SERVICE / MANAGEMENT / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / AN EDUCATIONAL ORGANIZATION / ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аленичева Т.С., Куршакова Н.Б.

Цель работы. Целью работы является исследование состава электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования Омской области в условиях рыночной экономики и внедрения информационно-компьютерных технологий. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на эмпирическом методе сравнения, а также теоретических методах изучения, обобщения и анализа. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления образовательными услугами. Результаты. На основе исследования регионального рынка составлена структура образовательных организаций высшего образования Омской области, проведен сравнительный анализ состава электронной информационно-образовательной среды, сделан вывод о структуре электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования регионального рынка. Было выявлено, что лидирующими организациями по исследуемому критерию стали Омский государственный университет путей сообщения (82,9% наполненность электронной информационно-образовательной среды), Омский государственный университет (62,9%), Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (57,1%). Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о качестве управления образовательными услугами образовательных организаций высшего образования. Выводы. В статье обосновано положение о различии состава электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования регионального рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аленичева Т.С., Куршакова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE ELECTRONIC INFORMATION- EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF REGIONAL ECONOMY

The goal of the study. The goal of the study is researching the composition of the information-educational environment of educational institutions of higher education of the Omsk Region in the conditions of market economy and implementation of information-computer technologies. The method or methodology of completing the study. The study is based on the empirical method of comparison as well as theoretical methods of learning, summarization and analysis. The foundation of this study are fundamental works of domestic and foreign scientists on the issues of management of educational services. The results. Based on the study of the regional market we have compiled a structure of educational organizations of higher education of the Omsk Region, performed a comparative analysis of the composition of the electronic information-organizational environment, made a conclusion about the structure of the electronic information-educational environment of educational institutions of higher education of the regional market. We have found that the leading organizations using the studied criteria were the Omsk State Transport University (82.9% of filling of the electronic information-educational environment), the Omsk State University (62.9%), the Siberian State Automobile and Highway University (57.1%). The area of application of the results. The results of the study completed may be used in scientific and pedagogical activity when discussing the issues of the quality of management of educational services of educational organizations of the higher education. The conclusions. The manuscript substantiates the provision about the difference of the composition of the electronic information-educational environment of educational institutions of higher education of the regional market.

Текст научной работы на тему «Исследование электронной информационно-образовательной среды в управлении высшими образовательными услугами в условиях региональной экономики»

УДК 378 АЛЕНИЧЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

аспирант кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», преподаватель Омского автобронетанкового инженерного института (г. Омск), e-mail: smily_1992@mail.ru

КУРШАКОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА

д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством»

ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»,

e-mail: nbk2004@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УПРАВЛЕНИИ ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование состава электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования Омской области в условиях рыночной экономики и внедрения информационно -компьютерных технологий. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на эмпирическом методе сравнения, а также теоретических методах изучения, обобщения и анализа. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления образовательными услугами. Результаты. На основе исследования регионального рынка составлена структура образовательных организаций высшего образования Омской области, проведен сравнительный анализ состава электронной информационно-образовательной среды, сделан вывод о структуре электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования регионального рынка. Было выявлено, что лидирующими организациями по исследуемому критерию стали Омский государственный университет путей сообщения (82,9% наполненность электронной информационно-образовательной среды ), Омский государственный университет (62,9%), Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (57,1%). Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о качестве управления образовательными услугами образовательных организаций высшего образования. Выводы. В статье обосновано положение о различии состава электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования регионального рынка.

Ключевые слова: управление, управление образовательным процессом, региональный рынок, образовательная услуга, образовательная организация, электронная информационно -образовательная среда.

ALENICHEVA TATIYANA SERGEEVNA

Post-Graduate Student of the Department of "Management, Marketing and Commerce" of FSBEI of HE "Omsk State Transport University", Lecturer of Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (Omsk),

e-mail: smily_1992@mail.ru

KURSHAKOVA NATALIA BORISOVNA

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of "Economics of Transport, Logistics and Quality Management" of FSBEI of HE "Omsk State Transport University",

e-mail: nbk2004@mail.ru

THE STUDY OF THE ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF REGIONAL ECONOMY

Abstract. The goal of the study. The goal of the study is researching the composition of the information-educational environment of educational institutions of higher education of the Omsk Region in the conditions of market economy and implementation of information-computer technologies. The method or methodology of completing the study. The study is based on the empirical method of comparison as well as theoretical methods of learning, summarization and analysis. The foundation of this study are fundamental works of domestic and foreign scientists on the issues of management of educational services. The results. Based on the study of the regional market we have compiled a structure of educational organizations of higher education of the Omsk Region, performed a comparative analysis of the composition of the electronic information-organizational environment, made a conclusion about the structure of the electronic information-educational environment of educational institutions of higher education of the regional market. We have found that the leading organizations using the studied criteria were the Omsk State Transport University (82.9% of filling of the electronic information-educational environment), the Omsk State University (62.9%), the Siberian State Automobile and Highway University (57.1%). The area of application of the results. The results of the study completed may be used in scientific and pedagogical activity when discussing the issues of the quality of management of educational services of educational organizations of the higher education. The conclusions. The manuscript substantiates the provision about the difference of the composition of the electronic information-educational environment of educational institutions of higher education of the regional market.

Keywords: management, management of educational process; a regional market; an educational service; an educational organization, electronic information-educational environment.

Введение. Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих перспективных сфер в экономике, в т. ч. региональной. Рынок образовательных услуг высшего образования представляет собой источник формирования кадрового потенциала, от которого зависит конкурентоспособность отечественных предприятий и страны на мировом рынке. Повышение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования предполагает исследование ее сущности и формирование инструментов повышения качества образовательных услуг и конкурентоспособности образовательных организаций.

При этом переход российской рыночной экономики на инновационный путь развития неразрывно связан с обновлением услуги и ее материально-технического оснащения. Данная тенденция не обошла и сферу образования. Стало очевидным, что традиционная система не обеспечивает качество образовательной услуги образовательных организаций высшего образования, не удовлетворяет потребностей личности, отечественных предприятий и государства. Современные требования общества к выпускникам, а также требования нормативных документов формируют направления развития сферы образования, в частности, использование современных информационно-компьютерных технологий, что определяет актуальность исследования.

Так, целью работы стало исследование состава электронной информационно -образовательной среды в образовательных организациях высшего образования Омской области. В целях исследования под региональным рынком понимается рынок определенной товарной группы или услуги, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики) [1]. В качестве объекта исследования выбраны образовательные организации высшего образования Омской области, предмета -электронная информационно-образовательная среда организаций.

Для достижения поставленной цели была составлена структура образовательных организаций высшего образования, представленных на региональном рынке Омской области, проведен сравнительный анализ состава электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования, сделан вывод о структуре электронной информационно-образовательной среды в образовательных организациях высшего образования Омской области.

Методы исследования. Проблемам качества управления подготовкой обучающихся в об-

разовательных организациях посвящены научные труды как российских, так и зарубежных ученых, среди них Стрижов А.М., Ченцов А., Джапарова Р., Липкина Е.Д., Терещенко Н.Н., Зотов В.Н., Романова И.Б., Щетинин В.П. [2-8], Иджонум Л. К., Судха Т., Бурк Линда М. [911] и др.

Вопросы применения электронной информационно-образовательной среды в управлении образовательным процессом отражены в работах Цукановой Е.В., Тягульской Л.А., Сэкулич Н.Б., Карпенко О.М., Бурняшова Б.А., Цветкова И.Н., Лемайкина С.В., Попова Ф.А., Красильщик Е.А. [12-20].

Несмотря на наличие несомненных достижений в этих областях, состояние и степень разработанности теоретико-прикладных аспектов формирования структуры электронной информационно-образовательной среды и её детализации находится на первоначальном этапе. Нерешенность этого вопроса и обусловило выбор темы исследования, определила цель его цель и задачи.

Методологической основой исследования являются эмпирический метод сравнения, позволивший выявить схожие и различные элементы электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций регионального рынка, а также теоретические методы, позволившие составить структуру, а также сделать вывод о ее составе, таких, как изучение, обобщение и анализ.

Результаты. Основные требования к образованию в России содержатся в Федеральном законе № 273 об образовании в Российской Федерации, в соответствии с которым высшее образование является одним из уровней профессионального образования [21].

Рынок образовательных услуг высшего образования Омской области представляет собой совокупность государственных и коммерческих образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и научную деятельность. На рынке образовательных услуг Омской области действующую лицензию имеют 17 организаций и 8 филиалов, общее количество - 25 образовательных организаций высшего образования (табл. 1) [22].

Таблица 1

Структура образовательных организаций высшего образования Омской области*

Образовательные организации высшего образования Омской области

Омская область

Государственные Негосударственные Всего

Количество, шт. Доля, % Количество, шт. Доля, % Количество, шт. Доля, %

9 52,9 8 47,1 17 68

Филиалы в Омской области

Государственные Негосударственные Всего

Количество, шт. Доля, % Количество, шт. Доля, % Количество, шт. Доля, %

7 87,5 1 12,5 8 32

Всего образовательных организаций высшего образования Омской области Количество, шт. Доля, %

25 100

^Источник: составлено автором.

Таким образом, наибольшую долю на рынке образовательных услуг Омской области занимают государственные образовательные организации (68%), в числе которых удельный вес организаций города Омска - 52,9%.

При реализации образовательной услуги производителем является образовательная организация (дошкольная, общеобразовательная, профессиональная, высшего образования и др.),

потребителем - обучающийся (воспитанник, студент, курсант, аспирант и др.). При этом структурные элементы образовательной услуги являются критериями для абитуриента при выборе образовательной организации. В работе Казаковой И.А. выделены основные показатели качества образовательной услуги, среди которых к структуре самой образовательной услуги относятся следующие показатели [23]:

1) материально-техническое обеспечение учебного процесса (персональные компьютеры, тренажерные технические средства, лабораторное оборудование и др.);

2) наличие и качество электронной информационно-образовательной среды (компьютерное обеспечение, доступ к глобальной сети Интернет, официальный сайт организации, электронные библиотечные системы и др.);

3) наличие и качество социальной инфраструктуры - объектов и мер, обеспечивающих комфортные условиях получения образования для обучаемых (общежитие, столовая, буфет, медицинский пункт, спортивный зал, актовый зал, кружки и др.);

4) педагогические работники (квалификация, опыт, используемые психологические и педагогические методы работы и др.).

В то же время в ответ на изменившиеся требования общества к выпускникам образовательных организаций обучающийся становится не объектом образовательного воздействия, а субъектом познавательной деятельности. Поскольку в современных экономических условиях для работодателей как для приемников образовательной услуги важны такие качества выпускников, как творческий подход при решении практических задач, способности использовать современные достижения науки и техники. Аналогичную точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин: «Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза XXI в. должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности» [24].

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 гг.)» определяет основные направления развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности: в экономике, науке и технике, в образовании, в социальной сфере, в государственном управлении [25].

Таким образом, требования к образовательной услуге сегодня предполагают использование современных достижений науки и техники при организации учебного процесса с целью повышения ее качества и, как следствие, конкурентоспособности. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), согласно Закону об образовании в Российской Федерации, представляет собой совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательных и других видов деятельности, образовательные организации, в свою очередь, должны создать и обеспечивать функционирование ЭИОС [21]. ЭИОС позволяет регулировать отношения между потребителем и производителем образовательной услуги в сфере обмена информацией, основные принципы которого отражены в Федеральном законе РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также должны соответствовать Федеральному закону о персональных данных [26, 27].

Согласно требованиям ФГОС (например, по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры)) к ЭИОС, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронная библиотечная система и ЭИОС должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее [28, 29]. Кроме того, в вышеперечисленных нормативных документах отсутствуют четкие требования к составу ЭИОС образовательной организации, что послужило основанием для исследования.

Значимость ЭИОС в качестве нового критерия в группе факторов внутренней среды образовательной организации обосновано в работе «Формирование структуры факторов, влияющих на качество управления образовательным процессом высших образовательных организаций» [30], что стало основанием для проверки гипотезы о том, что структура электронной ин-

формационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования, представленных на региональном рынке образовательных услуг, различна.

Сегмент рынка образовательных услуг Омской области для дальнейшего исследования -государственные образовательные организации высшего образования Омской области: Омский государственный университет путей сообщения (далее ОмГУПС); Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского (далее - ОмГУ); Омская академия внутренних дел Российской Федерации (далее - ОмА МВД РФ); Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (далее - ОмГАУ); Омский государственный медицинский университет (далее - ОмГМУ); Омский государственный педагогический университет (далее -ОмГПУ); Омский государственный технический университет (далее - ОмГТУ); Омский государственный автомобильно-дорожный институт (далее - СибАДИ); Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (далее - СибГУФК).

В ходе исследования на основании локальных нормативных документов об электронной информационно-образовательной среде, информации с официальных сайтов проведен сравнительный анализ элементов ЭИОС у государственных образовательных организаций высшего образования Омской области. Её результаты представлены в табл. 2-5, где «+» - данный элемент присутствует в ЭИОС вуза; «-» - отсутствует или нет данных.

Таблица 2

Сравнительная характеристика электронных информационных ресурсов (ЭИР) образовательных организаций регионального рынка*

Элемент ЭИР ОмГУПС ОмГУ ОмГПУ ОмГТУ СибАДИ ОмГАУ ОмГМУ ОмА МВД РФ СибГУФК

Официальный сайт организации + + + + + + + + +

Сайт приемной комиссии + + - - + - - - -

Справочно-правовая система «Гарант» + + + + + - + - -

Справочная система «Консультант» + + - - - + - - -

5. Информационно-правовая система «Техэксперт» + - - - + - - - -

6. Информационная система «Информио» + - - - - - - - -

7. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» + - - - - - - - -

8. Информационная система «Кодекс» - - - - + - - - -

9. Университетская информационная система «Россия» - + - - - - - - -

Итого 7 5 2 2 5 2 2 1 1

^Источник: составлено автором.

Как видно из табл. 2, постоянным компонентом электронных информационных ресурсов исследуемых образовательных организациях, является только официальный сайт. Состав остальных элементов - различен. Из девяти компонентов ОмГУПС имеет семь, по пять компонентов у ОмГУ и СибАДИ.

Таблица 3

Сравнительная характеристика электронных образовательных ресурсов (ЭОР) образовательных организаций регионального рынка*

Элемент ЭОР ОмГУПС ОмГУ ОмГПУ ОмГТУ СибАДИ ОмГАУ ОмГМУ ОмА МВД РФ СибГУФК

1. Электронный учебно-методический комплекс дисциплин + + + + + + + + +

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru + + - - - - - - -

3. Электронная библиотечная система «Лань» + + - - + + - - -

4. Университетская библиотека ONLINE + + - + - + + + +

5. Электронная библиотечная система «Юрайт» + + - - + + + - -

6. Электронная библиотечная система «Троицкий мост» +

7. Учебная литература федерального государственного бюджетного учреждения «Учебно-методический центр на железнодорожном транспорте» +

8. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки +

9. Электронная научная библиотека издательства EMERALD +

10. Электронная библиотека ИРБИС - - - - + - - + -

11. IPRbooks Электронная библиотечная система - - - - - - - + -

Итого 9 5 1 2 4 4 3 4 3

*Источник: составлено автором.

На основании данных табл. 3 можно сделать вывод, что единственный элемент электронных образовательных ресурсов, который присутствует во всех образовательных организациях, -электронный учебно-методический комплекс дисциплин. Состав остальных элементов - различен. Из 11 элементов ЭОР девять присутствуют в ОмГУПСе, пять в ОмГУ.

Таблица 4

Сравнительная характеристика информационных систем и технических средств образовательных организаций регионального рынка*

Элемент информационных систем и технических средств ОмГУПС ОмГУ ОмГПУ ОмГТУ СибАДИ ОмГАУ ОмГМУ ОмА МВД РФ СибГУФК

1. Персональные компьютеры + + + + + + + + +

2. Мультимедийные установки + + + + + + + + +

3. Интерактивные доски и/или планшеты + + + + + + + + +

4. Тренажерные технические средства и лаборатории + + + + + + + + +

5. Аудио- и видеоаппаратура + + + + + + + + +

6. Программный пакет Microsoft Office + + + + + + + + +

7. Корпоративная система компьютерного тестирования + - - + - - + - +

8. Автоматизированные системы + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Электронное портфолио обучающихся + + + + + + + + +

Итого 9 7 7 8 7 7 8 7 9

*Источник: составлено автором.

На основании исследования наличия информационных систем и технических средств (табл. 4) установлено, что все образовательные организации имеют в структуре ЭИОС персональные компьютеры, мультимедийные установки, интерактивные доски и планшеты, тренажерные технические средства и лаборатории, аудио- и видеоаппаратура, программный пакет Microsoft Office, но некоторые элементы требуют совершенствования, при этом содержание остальных элементов - различно.

Таблица 5

Сравнительная характеристика информационно-коммуникационной среды образовательных организаций регионального рынка*

О

Элемент информационно-коммуникационной О У О м О м О Г о s б О Г О м М м > о и б Г

среды о Г о Т о о о Д Р У о

о

1. Доступ к информационно-телекоммуникационной + + + + + + + + +

сети Интернет

2. Локальная вычислительная сеть организации + + + + + + + + +

3. Дистанционное обучение + + - + + - - - +

4. Платформа Moodle - + - - + + + - +

5. Беспроводная компьютерная сеть WI-FI - + + + - + - - +

6. Образовательный портал www.edu.ru + - + - - - - - -

Итого 4 5 4 4 4 4 3 2 5

* Источник: составлено автором.

Табл. 5 наглядно показывает, что все образовательные организации имеют в структуре информационно-коммуникационной среды доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и локальную вычислительную сеть организации. Содержание остальных элементов у образовательных организаций - разнообразно. Пять элементов из шести, входящие в ИКС, представлены в ОмГУ и СибГУФК.

Таблица 6

Сравнительная характеристика ЭИОС образовательных организаций регионального рынка*

Элемент электронной информационно-образовательной среды

Образовательная организация ЭИР ЭОР Информационные системы и технические средства Информационно-коммуникационная среда Всего

Количество Доля Количество Доля Количество Доля Количество Доля Количество Доля

ОмГУПС 7 77,8% 9 81,8% 9 100% 4 66,7% 29 82,9%

ОмГУ 5 55,6% 5 45,5% 7 77,8% 5 83,3% 22 62,9%

ОмГПУ 2 22,3% 1 9,1% 7 77,8% 4 66,7% 14 40%

ОмГТУ 2 22,3% 2 18,2% 8 88,9% 4 66,7% 16 45,7%

СибАДИ 5 55,6% 4 36,4% 7 77,8% 4 66,7% 20 57,1%

ОмГАУ 2 22,3% 4 36,4% 7 77,8% 4 66,7% 17 48,6%

ОмГМУ 2 22,3% 3 27,3% 8 88,9% 3 50% 16 45,7%

ОмА МВД РФ 1 11,1% 4 36,4% 7 77,8% 2 33,3% 14 40%

СибГУФК 1 11,1% 4 36,4% 9 100% 5 83,3% 19 54,3%

Всего 9 100% 11 100% 9 100% 6 100% 35 100%

* Источник: составлено автором.

Выводы. Таким образом, в результате исследования составлена структура образовательных организаций высшего образования, представленных на региональном рынке Омской области, проведен сравнительный анализ состава электронной информационно-образовательной среды, на основании чего сделан вывод, что лидирующими организациями по исследуемому критерию стали ОмГУПС (82,9% наполненность ЭИОС), ОмГУ (62,9%), СибАДИ (57,1%), что иллюстрирует табл. 6. Так, ни одна из исследуемых образовательных организаций на сегодняшний день не сформировала состав электронной-информационно-образовательной среды в полном объеме, что объясняется отсутствием четких требований в нормативной документации.

Научная новизна заключается в теоретическом обосновании положения о различии состава электронной информационно-образовательной среды образовательных организаций высшего образования Омской области.

Практическая значимость заключается в основных положениях и выводах статьи, которые могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о качестве управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования.

Литература

1. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. -М. : «ООО ИТИ Технологии», 2003.

2. Стрижов, А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3. С. 47-48.

3. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 120-123.

4. Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования. //Маркетинг. 2005. № 4. С. 54-55.

5. Липкина, Е. Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг : монография. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. С. 9-10.

6. Терещенко, Н. Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы : монография. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. С. 20-21.

7. Зотов, В. Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции : автореф. ...канд. экон. наук. - М. : РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. С. 12-13.

8. Романова, И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. - Ульяновск : Средневолжский научный центр, 2005. С. 28.

9. Tari, J. J. Trends in quality management research in higher education institutions / J. J. Tari, G. Dick // Journal of Service Theory and Practice. 2015. Vol. 26. Issue: 3. P. 273-296.

10. Sudha, T. Total quality management in higher education institutions / T. Sudha // International Journal of Social Science & Interdisciplinary Research. 2013. No. 6. P. 121-132.

11. Burke, L. M. Integration into higher education : key implementer' views on why nurse education moved into higher education /Burke L. M. // Journal of advanced nursing. 2003. No. 4. P. 382-389.

12. Цуканова, Е. В. Нормативные требования к созданию электронной информационно -образовательной среды вуза // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 9. С. 147-151.

13. Тягульская, Л. А. Электронная информационно-образовательная среда как необходимая составляющая современного образовательного процесса // Л.А. Тягульская, О.В. Сташкова, Е.С. Гарбузняк / Вестник Приднестровского университета. Серия: физико-математические и технические науки. Экономика и управление. 2016. № 3 (54). С. 91-98.

14. Сэкулич, Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета : принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 4. С. 114120.

15. Карпенко, О. М. Электронная информационно-образовательная среда организации (на опыте «Современной гуманитарной академии») // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования, новые технологии правления бизнесом: концепции, проблемы, решения», 2017. С. 29-32.

16. Бурняшов, Б. А. Электронная информационно-образовательная среда учреждения высшего образования : монография. - Краснодар : Южный институт менеджмента, 2017.

17. Цветкова, И. Н. Электронная информационно-образовательная среда Нижегородского института управления - филиала РАНХИГС : опыт разработки и внедрения / И.Н. Цветкова, Е.А. Болотова //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовании», 2017. С. 224-228.

18. Лемайкина, С. В. Электронная информационно-образовательная среда как форма реализации дистанционных технологий в образовательных организаций системы МВД России / Лемайкина С.В., Арбузов П.В,, Карпика А.Г. // Сборник материалов 22-й всероссийской научно-методической конференции «Подготовка кадров для силовых структур : современные направления и образовательные технологии», 2017. С. 194-196.

19. Попов, Ф. А. Единая электронная информационно-образовательная среда: особенности построения и реализации /Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю., Бубарева О.А., Паутов К.Г., Тютякин А.А., Наумова Д.А. // Информация и образование : границы коммуникаций. 2016. № 8 (16). С. 69-71.

20. Красильщик, Е. А. Электронная информационная образовательная среда вуза как средство адаптации игровых технологий в обучение иностранному языку /Е.А. Красильщик, Т.М. Черноусова //Материалы международной научно-практической конференции «Образовательная деятельность вуза в современных условиях», 2017. С. 33.

21. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29.07.2017 г.)

22. Список высших учебных заведений Омской области. [Электронный ресурс]. -URL : https:// ru.wikipedia.org. (дата обращения: 01.03.2018 г.).

23. Казакова, И. А. Показатели качества образовательных услуг вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2901-2905.

24. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : Методология, цели и содержание, творчество : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М. : Академия, 2002.

25. Федеральный закон №149 об информации, информационных технологиях и защите информации от 27.07.2006 года (ред. от 29.07.2017 г.)

26. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» // СПС Консультант Плюс.

27. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152 о персональных данных (ред. 25.07.2011 г.)

28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // СПС Консультант Плюс.

29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.10.2014 № 1404 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) » // СПС Консультант Плюс.

30. Аленичева, Т. С. Формирование структуры факторов, влияющих на качество управления подготовкой обучающихся образовательных организаций высшего образования / Аленичева Т.С., Куршакова

H.Б., Мамаева Н.А. //Вестник СибАДИ. 2017. № 6 (58). С. 155-163.

References:

I. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Ju. Russian language dictionary: 80000 worlds and phraseological expressions //Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V.V. Vinogradova. - 4 izd., dop. - M.: «OOO ITI Tehnologii», 2003.

2. Strizhov, A. M. The concept of the quality of educational services in a market economy // Standards and monitoring in education. 1999. No. 3. P. 47-48.

3. Chencov, A. About the business of educational services // Higher education in Russia. 1999. No. 2. P. 120123.

4. Dzhaparova, R. Marketing of Professional Education Services //Marketing. 2005. No. 4. P. 54-55.

5. Lipkina, E.D. Competitiveness of universities in the modern market of educational services : monograph. -Omsk : Izd-vo OmGPU, 2006. P. 9-10.

6. Tereshhenko, N. N. Research of the market of educational services of the higher school : monograph. -Krasnojarsk : Krasnojar. gos. un-t, 2005. P. 20-21.

7. Zotov, V. N. Development of strategy and tactics of marketing activity of higher education institutions in the market of educational services and scientific and technical products : avtoref. ... cand. econ. science. - M. : RJeA im. G.V. Plehanova, 1997. P. 12-13.

8. Romanova, I. B. Management of competitiveness of a higher educational institution. - Uljanovsk : Sred-nevolzhskij science centre, 2005. P. 28.

9. Tari, J. J. Trends in quality management research in higher education institutions / J. J. Tari, G. Dick // Journal of Service Theory and Practice. 2015. Vol. 26. Issue: 3. P. 273-296.

10. Sudha, T. Total quality management in higher education institutions / T. Sudha // International Journal of Social Science & Interdisciplinary Research. 2013. No. 6. P. 121-132.

11. Burke, L. M. Integration into higher education : key implementer' views on why nurse education moved into higher education / Burke Linda M. // Journal of advanced nursing. 2003. No. 4. P. 382-389.

12. Tsukanova, Ye. V. Normative requirements for the creation of the electronic information and educational environment of the university // Modern educational technologies in the world of teaching and educational space. 2016. No. 9. P. 147-151.

13. Tyagul'skaya, L. A. Electronic informational and educational environment as a necessary component of the modern educational process / L.A. Tyagul'skaya, O.V. Stashkova, Ye.S. Garbuznyak // Bulletin of the Transnis-trian University. Series: physics and mathematics, and engineering. Economics and Management. 2016. No. 3 (54). P. 91-98.

14. Sekulich, N. B. Electronic information and educational environment of the University: principles of construction and structure // Bulletin of the Buryat State University. 2016. Issue 4. P. 114-120.

15. Karpenko, O. M. Electronic information and educational environment of the organization (based on the experience of the Modern Humanitarian Academy" // Prod. of XVIII International Scientific and Practical Conference The quality of distance education, new technologies of business management: concepts, problems, solutions" 2017. P. 29-32.

16. Burnyashov, B. A. Electronic information and educational environment of institutions of higher education :

monograph. - Krasnodar : Yuzhnyy institut menedzhmenta, 2017.

17. Tsvetkova, I. N. Electronic information and educational environment of the Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of the RANHIGS: experience of development and implementation / I.N. Tsvetkova, Ye.A. Bolotova // Prod. of the All-Russian Scientific and Methodological Conference Innovative Technologies in Education" 2017. P. 224-228.

18. Lemaykina, S.V. Electronic information and educational environment as a form of implementation of distance technologies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Lemaykina S. V., Arbuzov P. V,, Karpika A.G. // Collection of materials of the twenty-second All-Russian scientific and methodological conference Training of personnel for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies',' 2017. P.194-196.

19. Popov, F. A. Unified electronic information and educational environment: features of construction and implementation /Popov F.A., Anufriyeva N.YU., Bubareva O.A., Pautov K.G., Tyutyakin A.A., Naumova D.A. // Information and education: the boundaries of communications. 2016. No. 8 (16). P. 69-71.

20. Krasil'shchik, Ye. A. Electronic information educational environment of the university as a means of adaptation of gaming technologies in teaching a foreign language / Ye.A. Krasil'shchik, T.M. Chernousova // Prod. of International Scientific and Practical Conference 'Educational Activity of the University in Modern Condi-tions"2017. P. 33.

21. Federal law On Education in the Russian Federation N 273-FZ from 29 December 2012 y. (ed. 29.07.2017

y.)

22. The list of higher educational institutions of the Omsk region [Electronic resource]. - URL : https:// ru.wikipedia.org. (data of access: 01.03.2018y.).

23. Kazakova, I. A. Indicators of the quality of educational services of the university // Scientific and methodical electronic journal Concept" 2016. T. 11. P. 2901-2905.

24. Fokin, Yu. G. Teaching and education in higher education: Methodology, goals and content, creativity : textbook for high schools. - M. : Akademy, 2002.

25. [State program of the Russian Federation Information Society (2011-2020) "// SPS Konsul'tant Plyus.

26. Federal law N149 On Information, Information Technologies and Information Protection'from 27.07.2006 y. (ed. 29.07.2017 y.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Federal law N152 from 27 Yule 2006y. On PersonalData"(ed. 25.07.2011 y.)

28. Order of the Ministry of education and science RF from 05 April 2017 y. N 301 On approval of the order of organization and implementation of educational activities on educational programs of higher education -bachelor's programs, specialty programs, master's programs'// SPS Konsul'tant Plyus.

29. Order of the Ministry of education and science RF from 30.10.2014 N 1404 On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 09.04.03 Applied Informatics (Master's level)"// SPS Konsul'tant Plyus.

30. Alenicheva, T. S. Formation of the structure offactors affecting the quality of management of the training of educated educational institutions of higher education / Alenicheva T.S., Kurshakova N.B., Mamayeva N.A. // Bulletin of SibADI. 2017. No. 6 (58). P. 155-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.