Научная статья на тему 'Испытания физико-механических свойств асфальтобетонных смесей'

Испытания физико-механических свойств асфальтобетонных смесей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
466
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ / МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК / БИТУМ / ФУСЫ / ИСПЫТАНИЯ / SPHALT CONCRETE MIXTURE / MINERAL POWDER / BITUMEN / TESTING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Левушкин Д. М.

В статье приведены результаты испытаний асфальтового бетона, приготовленного на активированном и не активированном фусами битуме. Даны физико-механические свойства асфальтобетонных смесей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Левушкин Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of testing of asphalt concrete, prepared by activated and not activated bitumen. Given the physical and mechanical properties of asphalt mixes.

Текст научной работы на тему «Испытания физико-механических свойств асфальтобетонных смесей»

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

деревья данного древостоя, и линиями, исходящими из точки крепления манипулятора и проходящими через точки пересечения передней поперечной и продольных осей опорного контура. На размеры и конфигурацию обеих зон оказывают влияние параметры древостоя, определяемые его таксационными характеристиками. Таким образом, можно сделать вывод, что коэффициент использования вылета манипулятора в области центрального угла рабочей зоны ку определяется весовыми характеристиками деревьев и значением грузового момента манипулятора. Данный коэффициент определяет расстояния переездов машины между рабочими позициями при разработке лесосеки. Коэффициент использования манипулятора в области боковых углов к у определяется с учетом весовых и геометрических характеристик манипулятора, харвес-терной головки, базовой машины, древостоя разрабатываемой лесосеки и устойчивостью

машины. Коэффициент ку необходимо учитывать при определении ширины пасеки, разрабатываемой многооперационной машиной.

Библиографический список

1. Аболь, П.И. Машины ЛП-17 и ЛП-19 на лесосечных работах / П.И. Аболь, Г.К. Виногоров. - М.: Лесная пром-сть, 1981. - 64 с.

2. Баринов, К.Н. Проектирование лесопромышленного оборудования/ К.Н. Баринов, В.А. Александров. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 240 с.

3. Герц, Э.Ф. Теоретическое обоснование технологий рубок с сохранением лесной среды (на примере Уральского региона): дисс ... д-ра техн.наук / Э.Ф. Герц. - Екатеринбург: УГЛТА. - 2004. - 38 с.

4. Ксеневич, И.П. Наземные тягово-транспортные системы. Энциклопедия / И.П. Ксеневич, В.А. Го-берман, Л.А. Гоберман. - М.: Машиностроение. 2003. - 743с.

5. Жуков, А.В. Заготовка сортиментов на лесосеке / А.В. Жуков, И.К. Иевень, А.С. Федоренчик, Ю.И. Проворотов и др. -М.: Экология, 1993. - 312 с.

ИСПЫТАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Д.М. ЛЕВУШКИН, ст. преп. каф. транспорта леса МГУЛ

Физико-механические свойства песчаных асфальтобетонных смесей (АБС) определялись на бетонах, приготовленных на асфальтобетонных заводах Автодора.

Песчаная АБС является наиболее однородным материалом, в котором более отчетливо проявляются особенности взаимодействия битума с минеральным порошком.

Для приготовления АБС был использован песок с модулем крупности 1,76, битум марки БНД 60/90, который характеризовался следующими свойствами: глубина проникновения иглы при 25 °С - 88, глубина проникновения иглы при 0 °С - 24, температура размягчения + 46 °С, растяжимость при 25 °С - 90 см. АБС готовились с неактивированным и активированным фусами известняковым минеральным порошком. Активированный минеральный порошок применялся выдержанный на складе 3 месяца.

caf-transport@mgul.ac.ru

Из отобранной асфальтобетонной смеси формовались образцы, по которым были определены физико-механические свойства. В табл. 1 приводятся физико-механические свойства АБС.

Из приведенных данных видно, что применение активированного фусами порошка обеспечивает существенное повышение прочности асфальтового бетона и уменьшение расхода битума.

Образцы из асфальтобетонной смеси с применением активированного минерального порошка подверглись 25 циклам замораживание-оттаивание. Результаты испытаний свидетельствуют о том, что образцы после указанных циклов замораживаний-оттаиваний имеют достаточно высокие прочностные показатели.

Изменяя процессы, происходящие на поверхности битум - минеральный матери-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

91

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Таблица 1

Физико-механические свойства песчаных асфальтовых бетонов

Состав смеси Плот- ность, г/см3 Водона-сыще-ние, % по объему Набухание, % по объему Предел прочности при сжатии, МПа при t °C

20 20вод 50 0 После 15 сут. водонасыщения

Песок, - 86 %; минеральный порошок известняковый, -14 %; битум марки БНД 60/90, -7 % 2,23 5,14 0,14 1,70 1,50 0,80 7,10 1,10

Песок, - 86 %, минеральный порошок известняковый, активированный (2,5 %) фусов, - 14 %; битум марки БНД 60/90 - 6 % 2,36 3,83 0,00 3,00 2,80 1,20 5,10 2,00

Состав по п.2 После 25 циклов замо раживаний-оттаиваний

2,30 3,80 0,20 2,10 1,90 0,90 4,10 1,70

Таблица 2

Составы асфальтобетонных смесей

№ смеси Состав асфальтобетонных смесей Содержание, % по массе

Щебень из доменного шлака фр. 10-20 мм, 35

1 песок из карьера, 53

минеральный порошок из доменного шлама, 12

битум марки БНД-90/130 7

Щебень из доменного шлака фр. 10-20 мм, 35

2 песок из карьера, 53

минеральный порошок из доменного шлама, 12

битум марки БНД-90/130, активированный 1 % фусов 6

3 Состав тот же, битум марки БНД-90/130, активированный 2 % фусов 6

4 Состав тот же, битум марки БНД-90/130, активированный 3 % фусов 6

Песок из карьера, 82

5 минеральный порошок из доменного шлама, 18

битум марки БНД-90/130 8

Песок из карьера, 82

6 минеральный порошок из доменного шлама, 18

битум марки БНД-90/130, активированный 3 % фусов 7

ал, добавки фусов способствуют повышению строительных свойств асфальтобетонных смесей и прежде всего их водоустойчивости.

Проведенные исследования показали, что добавки поверхностно-активных веществ (ПАВ) изменяют структурно-реологические и адгезионные свойства битума в широком интервале температур. При этом изменение механических свойств битумов под влиянием ПАВ основывается на адсорбционном воздействии этих веществ на имеющуюся в битуме структуру. Введение в битум фу-сов изменяет его структуру. Адсорбируясь на поверхности структурообразующих ком-

понентов битума - асфальтенах, активные фусы могут деструктурировать имеющуюся структурную сетку битума. Фусы, как поверхностно-активные вещества, растворяясь в углеводородах битума, понижают вязкость дисперсной среды и уменьшают количество структурообразующих элементов битума - асфальтенов в единице объема, тем самым оказывая на битум пластифицирующее воздействие.

Для изучения физико-механических свойств асфальтобетонных смесей с разной композицией минеральных материалов с применением битума, активированного фусами,

92

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

Таблица 3

Физико-механические свойства АБС, приготовленных в производственных условиях

№ смеси Плотность, г/см3 Водонасыщение, % по объему Набухание, % по объему Предел прочности при сжатии, МПа, при t, °C

20 20“d 50 0 ллвод ZU15 cym

i 2,28 3,51 0,17 2,70 2,80 0,60 6,00 1,90

2 2,30 3,25 0,10 3,20 3,00 1,20 5,70 2,20

3 2,30 3,87 0,29 2,40 2,20 0,90 4,70 2,20

4 2,17 5,83 0,10 1,50 1,60 0,60 4,40 1,10

5 2,17 7,30 0,58 2,20 2,20 0,60 5,10 1,70

6 2,27 4,49 0,10 2,70 3,00 1,00 4,70 2,10

были изготовлены смеси в производственных условиях.

Производственные исследования были выполнены на шести составах АБС (табл. 2).

На выходе из смесителя отбирались от каждого состава по 10 кг асфальтобетонных смесей и доставлялись в лабораторию для исследования физико-механических свойств.

Фусы, разогретые до температуры 80100 °С, вводились в состав битума при температуре последнего 140-150 °С. Минеральный материал для мелкозернистой смеси к моменту объединения с битумом нагревался до 110-120 °С, а для песчаного асфальтобетона - до 140 °С. Мелкозернистая асфальтобетонная смесь на выходе из смесителя имела температуру 120-130 °С, а песчаная асфальтобетонная смесь - 130-140 °С.

Физико-механические свойства мелкозернистой и песчаной асфальтобетонных смесей, приготовленных на битуме, активированном 1, 2 и 3 % фусов, и не активированном фусами, приготовленных в заводских условиях, приводятся в табл. 2.

Анализ результатов физико-механических свойств, приведенных в табл. 3, показывает, что асфальтовый бетон, приготовленный на активированном фусами битуме имеет лучшие показатели прочности, кроме образца 4, при всех температурах испытания. При этом лабораторные и производственные исследования показывают, что в случае приготовления асфальтового бетона на шлаковом щебне следует применять битум, активированный одним процентом фусов, а при изготовлении асфальтового бетона на основе природного песка следует битум активировать фусами до 3 % от массы последнего.

Для наиболее полной оценки прочностных свойств асфальтобетона необходимо знать его реологические свойства. Основные реологические свойства для асфальтобетонов 5 и 6 составов определялись по коэффициенту упрочнения - одному из параметров нелинейной реологической модели.

Действующие напряжения выбирались равными 0,1—0,2 от предельной величины (предела прочности). Перед испытанием образцы выдерживались 2 часа под нагрузкой 0,035 МПа для выравнивания геометрических параметров образцов, возникших при формовке. Эта же нагрузка в определенной степени имитирует эксплуатационное состоянии материала.

Испытания на ползучесть проводились в течение 40 мин на приборе для уплотнения грунтов перед сдвигом. Было зафиксировано, что мгновенная деформация образцов весьма мала. Поэтому при расчетах упругой составляющей деформации пренебрегали и считали, что s = 8р, где s - общая деформация, 8р - пластическая или вязкая составляющая.

В качестве модели исследуемой среды принята упрочняющая модель, которая при постоянном напряжении (что соответствует опыту) имеет решение

s = (K/m)m exp(om/A)tm, (1)

где s - скорость деформации;

К, А - величины, характеризующие свойства материалов в зависимости от действующего напряжения; оТ - напряжение, МПа; t - время, мин.

Начальные условия нулевые, т.е. при t = 0 деформация равна нулю и

m = 1/(1 + а), (2)

где а - коэффициент упрочнения.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.