Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта в области управления качеством на российских предприятиях'

Использование зарубежного опыта в области управления качеством на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1869
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / PROGRAMS AND PRACTICES IN THE FIELD OF QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Галина Матвеевна

Рассматриваются системы управления качеством на предприятиях нескольких стран, наиболее распространенные методы и программы, направленные на повышения качества продукции, зарубежный опыт в области управления качеством. Выявлены основные причины недостаточного использования его на российских предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Галина Матвеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE FIELD QUALITY MANAGEMENT AT THE RUSSIAN ENTERPRISES

We consider the quality management system in enterprises in several countries, the most common methods and programs aimed at sheniya rose-quality products, international experience in the field of quality management. Reveal-Lena main reasons for the low use of it to Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта в области управления качеством на российских предприятиях»

УДК 658.5(470)(075.8)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Г.М. Тарасова

Рассматриваются системы управления качеством на предприятиях нескольких стран, наиболее распространенные методы и программы, направленные на повышения качества продукции, зарубежный опыт в области управления качеством. Выявлены основные причины недостаточного использования его на российских предприятиях.

Ключевые слова: управление качеством, программы и методы в области управления качеством.

Качество продукции - важнейшая задача развития экономик всех стран. В мире накоплен большой опыт по совершенствованию управления качеством.

На многих предприятиях развитых стран действуют системы управления качеством. Это системы по международным стандартам ИСО 9000 и общефирменные системы.

В соответствии со стандартами ИСО 9000 главной целью системы является удовлетворение потребностей потребителя необходимом уровне качества продукции. С этой точки зрения предприятие может оставаться на одном и том же уровне, если его продукция соответствует запросам потребителей.

Целевой установкой общефирменных систем TQM (тотальное управление качеством) является постоянные улучшения качества производимой продукции и снижению затрат. Принципы TQM: ноль дефектов, предупреждение, а не устранение дефектов, минимальная система контроля, отношения между персоналом и между подразделениями рассматриваются как отношения между потребителями и поставщиками.

В Японии эти системы ориентированы на человека, в Америке вверх берет административное начало. Особенностями управления качеством в Америке являются разработка планов производства и строгий контроль их выполнения, контроль качества продукции с использованием методов математической статистики, совершенствование управления всей компанией.

На многих российских предприятиях так же действуют сертифицированные системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000. Последний ГОСТ Р ИСО 9001-2015 утвержден в сентябре 2015 года. Предприятия, имеющие сертификат системы качества, должны перестраивать эту систему в соответствии с новым стандартом, так как с сентября 2018 года признаваться будут системы качества, соответствующие ГОСТ Р ИСО 9001-2015. В этой связи многие предприятия в нашей стране борьбу за качество сводят к получению сертификата

систем, который позволяет им выходить на новые рынки, а не к постоянной работе по повышению качества.

Формальный подход стал причиной умирания действующих почти на каждом предприятии, в каждом регионе в 80-е годы 20-го столетия.

Сейчас на ряде предприятий, где имеются сертифицированные системы качества, работники не знают или что-то слышали об их существовании. Причиной тому является то, что весь персонал не вовлечен в борьбу за качество.

На предприятиях Японии и многих других стран действуют «кружки качества» (добровольные объединения работников организации, которые собираются в свободное от работы время с целью поиска путей повышения качества).

В нашей стране ещё в конце 80-х годов 20-го века стали создаваться группы качества по типу «кружков качества». В 1986 году Госкомтрудом СССР, Госстандартом и Секретариатом ВЦСПС было утверждено «Типовое положение о группах качества в объединениях на предприятиях и в организациях». Однако перестройка экономики всё движение за качество продукции свело на нет.

В мире разработаны различные методы и программы, направленные на повышение качества продукции. К наиболее распространенным организационным методам совершенствования относят идеализацию, структурирование функций качества, упрощение, анализ рабочих ячеек, статистическое управление, бенчмаркинг, реинжиниринг бизнес-процесса, «шесть сигм».

Данные методы совершенствования используются коллективом обученных заинтересованных людей, болеющих за свою организацию и стремящихся повысить качество выпускаемой продукции.

Широкое распространение в десятках стран получила программа «20 ключей», разработанная в 1982 году Ивао Кобаяси. Лозунгом данной программы являются: «лучше», «быстрее», «дешевле».

Программа «20 ключей» включает следующие направления:

1) наведение чистоты и порядка;

2) рационализацию системы управления;

3) деятельность малых групп;

4) сокращение материально-производственных запасов в незавершенном производстве;

5) технологию быстрой переналадки;

6) стоимостной анализ производственных операций;

7) производство без постоянного присмотра;

8) связанные производства;

9) техническое обслуживание машин и оборудования;

10) учет и распределение рабочего времени;

11) систему обеспечения качества;

12) помощь поставщикам в повышении качества их продукции;

13) устранение потерь;

14) наделение рабочих полномочиями проводить улучшения;

15) обучения смежным профессиям;

16) планирование производства;

17) управление производительностью труда;

18) использование микропроцессоров;

19) энергосбережение и экономия материалов;

20) общую технологию и технологию производства.

Ключ имеет 5 уровней, преодоление каждого из них оценивается в 1 балл. Для получения одного ключа нужно получить 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать предприятие, 100. Как показывает практика, в начале работы по этой программе предприятия имеют 20-30 баллов и за каждые последующие 3-4 года набирают по 20 баллов.

Главной задачей этой программы является выявление слабых мест в деятельности компании и их устранение. Её внедрение позволило совершенствовать рабочие места, повысить производительность труда сотрудников и предприятия, снизить брак и повысить прибыль. Данная программа внедрена на ООО «Пензтяжпромарматура».

В Японии получила распространение и программа «Пять нулей». Её суть в том, что каждый рабочий не должен:

1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2) создавать условия для появления дефектов;

3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

4) вносить изменения в технологию;

5) повторять ошибки.

Программу «Пять нулей» обеспечивает программа Just-in-Time(JIT), - делай всё вовремя, которая позволяет сократить время от получения заказа до поставки продукции потребителю. Суть JIT - делать всё в том количестве, качестве и в то время, которое требуется потребителям.

Отличительные составляющие японского подхода к управлению качеством являются:

- исследования и анализ возникающих проблем;

- высокий уровень техники и технологии;

- компьютеризация процессов производства и управления;

- упор на контроль качества процессов, а не качество продукции;

- предотвращение возможности допущения дефектов;

- ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях организации;

- ответственность каждого исполнителя за качество результатов труда;

- обучение специалистов;

- использование человеческих возможностей, воспитание чувства гордости за выполненную работу, моральное стимулирование.

Как видно, действующие в настоящее время во всем мире программы и методы вы области управления качеством, приносят хорошие результаты.

В России мировые достижения используют единичные предприятия.

Причинами, на мой взгляд, являются формальный подход руководства и незаинтересованность коллектива. Практически во всех организациях существует огромный разрыв в оплате труда руководителей и сотрудников (в десятки и сотни раз). Такая несправедливость не может мотивировать работников к высококачественному труда, гордости за производимую продукции, проявлению инициативности. В управлении коллективами буксует обратная связь. Руководство не прислушивается к мнению своих сотрудников, не учитывает их интересы. Забыт дух существовавшего социалистического соревнования, сыгравшего большую роль в повышении качества продукции. Необходимость вовлечения работников в управление качеством остается только на бумаге.

Россия обладает высококвалифицированными специалистами способными решать самые сложные задачи. Коррупция, безответственность, невнимание к человеку и его нуждам отрицательно влияют на отношение к труду. Нужны перестройка системы оплаты труда в соответствии с его результатами расширения демократизации общества, внимание к человеку труда, повышение персональной ответственности за качество труда.

Список литературы

1. Исикава К. Японские методы управления качеством: сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предислов. А.В. Гличев. М.: Экономика,1998. 215 с.

2. Программа непрерывного совершенствования «20 ключей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.20keys.ru/

3. Управление качеством. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dist-cons.ru/modules/ qualmanage/index.html

4. Программа «пять нулей» (Япония). [Электронный ресурс]. Режим доступа: vocable. ru/dictionary /1084/word/programa-pj at-nulei-j aponij a

5. Территориальный орган Федеральной службы государтсвенной статистики по Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tulastat. gks .ru

Тарасова Галина Матвеевна, канд. экон. наук, доц. кафедры, Россия, Тула, Тульский государственный университет

USE OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE FIELD QUALITY MANAGEMENT AT THE RUSSIAN ENTERPRISES

G.M. Tarasova

We consider the quality management system in enterprises in several countries, the most common methods and programs aimed at sheniya rose-quality products, international experience in the field of quality management. Reveal-Lena main reasons for the low use of it to Russian enterprises.

Key words: quality management, programs and practices in the field of quality management

Tarasova Galina Matveevna, candidate of economy science, docent, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.