Научная статья на тему 'Использование возможностей LMS (Learning Management System) в процессе обучения английскому языку'

Использование возможностей LMS (Learning Management System) в процессе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LANGUAGE TEACHING / TESTING / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова А. В.

В статье проводится анализ возможностей использования системы LMS (Learning Management System) в тестировании языковых компетенций, на примере международного квалификационного экзамена IELTS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей LMS (Learning Management System) в процессе обучения английскому языку»

Захарова А.В.

Кафедра английского языка, Научный исследовательский университет - Высшая школа

экономики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ LMS (LEARNING MANAGEMENT SYSTEM) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье проводится анализ возможностей использования системы LMS (Learning Management System) в тестировании языковых компетенций, на примере международного квалификационного экзамена IELTS.

Ключевые слова: языковое обучение, тестирование, информационные технологии Key words: language teaching, testing, information technologies

В современных условиях образовательный процесс в академической среде невозможно представить без использования информационных технологий. Учитывая факт активного взаимодействия образовательной и информационной среды, отмечается усложнение задач, которые ставятся перед процессом образования, в частности обучения английскому языку. Среди задач «нового поколения» стоит отметить повышение качества языковой подготовки, применение активных методов обучения, как результат усиления интеллектуальной и творческой составляющей учебной деятельности, интеграция учебной и исследовательской работы, адаптация информационных технологий к индивидуальным особенностям студента, обеспечение непрерывности и преемственности в обучении, разработка технологий дистанционного обучения. Достижение вышеозначенных задач стало возможным благодаря внедрению системы LMS (Learning Management System) или системы управления образованием, которая предоставляет как преподавателям, так и студентам, изучающим английский язык возможности использования новых технологий мультимедиа и Интернет.

Данная система позволяет существенно повысить качество процесса обучения английскому языку за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам Интернет, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы студента и преподавателя. Другими словами под LMS подразумевается такая организация процесса языкового обучения, которая активно использует интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Интернет. Данная система управления обучением обладает рядом возможностей, которые позволяют вывести процесс обучения английскому языку на новый, более технологичный уровень. Среди этих возможностей следует отметить:

во-первых, непрерывный мониторинг освоения учебной программы каждым отдельно взятым студентом;

во-вторых, оценка выполненного задания с возможность комментировать допущенные студентом ошибки, а также возможность вести диалог с преподавателем посредством использования функции «Чат» или «Форум»;

в-третьих, составление отчетов о соблюдении правил и требований обучения дисциплины «Английский язык», ведение журналов успеваемости.

Несмотря на тот факт, что изначально система была разработана для решения задачи обучения на расстоянии, LMS может стать полноценным элементом очной формы обучения английскому языку. Технологии, которые применяются при разработке электронных учебных курсов, могут оказать существенную помощь в повышении качества и эффективности традиционного очного обучения. Эта помощь возможна в силу

некоторых организационных и содержательных компонентов, которыми обладает LMS, а именно:

1 Свобода доступа к обучающему материалу, тестам, проектам у студентов; учащийся получает возможность доступа к своему курсу через Интернет в любом месте, где есть доступ к глобальной информационной сети.

2 Возможность формировать содержание электронного курса в зависимости от успеваемости студентов в группе, и скорости усвоения предлагаемого материала. В свою очередь это позволяет сделать изучение английского языка более адаптивным.

3 Гибкость обучения - последовательность и продолжительность ознакомления с материалом студент выбирает самостоятельно, полностью согласовывая процесс обучения со своими возможностями.

4 Возможность обновлять учебные материалы оперативно и своевременно.

5 Исключение необъективности и предвзятости в оценке знаний [2].

Система управления обучением реализует различные функции. Однако, в рамках данной статьи особое внимание уделяется такой ее функции как тестирование. Система LMS позволяет создавать различные виды вопросов, а именно: вопросы к тестам со вставкой пропусков, с выбором ответов из нескольких возможных, с определением соответствий и верности предложенных высказываний. Данная вариативность позволяет преподавателю размещать в системе задания формата современных международных экзаменов, к примеру, IELTS (общий модуль).

На сегодня тест IELTS является одним из самых популярных и востребованных экзаменов, подтверждающих уровень владения английским языком. Помимо того, что тест IELTS помогает определить языковой уровень, он так же является одним из необходимых требований для обучения, проживания и работы в таких странах, как Великобритания, Канада, Ирландия, и многих других. Экзамен включает в себя четыре сектора проверки знаний английского языка, а именно: письмо, чтение, способность кандидата разговаривать на английском языке (говорение) и воспринимать устную речь (аудирование). Из четырех перечисленных тестовых зон для перевода в систему LMS потенциально могут подойти письмо, чтение и аудирование [1]. Используя возможности системы, преподаватель может:

- предоставить подробную информацию об особенностях экзамена, условиях его прохождения, а также практические рекомендации студентам о способах наиболее эффективно управления трудностями экзамена;

- разместить тренировочные упражнения различного характера (заполнение пропусков, выбор ответов из нескольких возможных, определение соответствий и верности предложенных высказываний);

- установить количество раз, которое студент проходит тест, при этом каждый раз последовательность задаваемых вопросов обновляется, не оставляя студенту возможности воспользоваться результатами предыдущего тестирования или чужими ответами;

- ограничить время прохождения теста, к примеру, время прохождения тестирования IELTS в разделе Чтение составляет 60 минут, соответственно преподаватель произвольно устанавливает именно это ограничение (возможен вариант неограниченного по времени прохождения тестирования, к примеру, для тех групп, которые только начинают изучение английского языка);

- сохранить историю прохождения тестов, что поможет студенту оценить достигнутый прогресс;

- установить порядок прохождения вопросов теста; например, последовательно, один вопрос за другим, без возможности перехода к следующему вопросу без выбора ответа на предыдущий, либо предоставить свободу студенту в прохождении теста, без предъявления каких-либо ограничений;

- установить пороговый уровень прохождения теста, т.е. процентный уровень, при котором тестирование считается успешно завершенным;

- показывать студенту одновременно данные им ответы и ответы правильные, что позволит студенту самостоятельно отследить неверность своих рассуждений;

- показывать результат прохождения теста сразу по его завершении.

Помимо перечисленных выше возможностей, преподаватель и студент смогут обсудить допущенные ошибки при помощи опций «Форум» или «Чат». Однако, оценить умения и навыки кандидата в части говорения технически, пока, не представляется возможным. Возможно, в будущем, при условии совершенствования системы, тестирование такого важного вида речевой деятельности как говорение, станет доступным.

Особо широкий спектр возможностей по составлению и оценке тестов система LMS предоставляет в разделе «Чтение». Учитывая тот факт, что количество типов заданий на чтение значительно превышает количество самих заданий, предугадать, какие из них попадутся кандидату на экзамене, заранее невозможно. Из этого следует, что преподавателю необходимо разместить практические задания всех возможных разновидностей. Основные виды тестов, которые возможно реализовать в системе, включают:

1 Заполнение пропусков - при ответе на вопрос студенту предлагается набрать ответ (от одного до трех слов) в поле ввода. Эта опция может быть использована при работе с заданиями типа Flow Chart Completion или Sentence Completion.

2 Установление соответствия перемещением - отвечая на вопрос, студент устанавливает соответствие между парами значений, расположенных в двух столбцах. Каждому из представленных значений левого столбца необходимо путем перемещения поставить в соответствие значение правого столбца. Эта функция может быть задействована в работе с заданиями типа Matching Information, Matching Features или Matching Headings.

3 Истина/Ложь — отвечая на вопрос, студент определяет верно или ложно предложенное высказывание. Из формата экзамена IELTS здесь можно разместить задание типа Identifying Information. Однако, следует учитывать особенность этого типа заданий, которая состоит в том, что помимо вариантов ответа истина или ложь, в экзаменационном тесте присутствует опция не упоминалось в тексте (not given).

4 Свободный текст - тестовое задание, в котором студенту предлагается в качестве ответа вопрос и возможность ввода любого текста. К этому формату вопросов подойдет задание типа Short-Answer Questions.

В разделе «Письмо» экзамена IELTS кандидатам следует выполнить два задания; первое - написание письма личного характера, объемом до 150 слов, второе- написание эссе объемом до 250 слов. Оба вида письма возможно практиковать с использованием функции Свободный текст. Правильность ответа определятся преподавателем при просмотре в виде отчета, помимо этого преподаватель может произвольно ограничивать время прохождения задания, имитируя реальные условия экзамена.

Экзамен, в разделе «Аудирование», предлагает кандидатам выполнить четыре типа заданий - Form Completion, Multiple Choice, Short Answer и Sentence Completion. Аналогично способам загрузки заданий на чтение, в систему можно загрузить тестовые задания для аудирования, а именно сформировать вопросы типа заполнение пропусков, установление соответствия и свободный текст.

Помимо возможности загружать текстовые файлы система позволяет загружать также аудиоматериалы. Преподаватель также может разместить материал для подготовки к экзамену, тренировочные тесты, ссылки на сайты, которые содержат полезную информацию об экзамене, а также тестирование on-line.

Таким образом, система LMS предоставлять студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала или подготовки к сдаче квалификационного экзамена (например, IELTS), а преподавателю, контролирующему учебный процесс - необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями. Студенты же получают от системы возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки учебного контента, выбора необходимых учебных треков на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощью специализированных ссылок. Таким образом, организация учебного процесса с использованием системы LMS позволяет успешно реализовать как содержательный, так и организационный компоненты образования.

Литература

1. Test Takers Information [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ielts.org/test_takers_information.aspx

2. Скиба Е. Зачем нужна система управления обучением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=11153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.