Научная статья на тему 'Использование виртуальной обучающей среды Moodle при создании интерактивных учебных курсов'

Использование виртуальной обучающей среды Moodle при создании интерактивных учебных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование виртуальной обучающей среды Moodle при создании интерактивных учебных курсов»

неправильных ответах обучаемых. Кроме того, для этой специальности приобретен тренажер для оперативного персонала железнодорожных станций по тренировке профессионально важных качеств (по методике Патрика Келли).

Тренажер также позволяет студентам увидеть скрытые от прямого наблюдения процессы, отслеживать возникновение и развитие осложнений и аварийных ситуаций в работе. Он дает возможность проверить и сравнить различные варианты решения технологических задач.

Как показала практика, компьютерные имитационные тренажеры по дисциплинам общепро-

фессионального цикла могут не только дополнять традиционный лабораторный практикум, но и заменять его. Кроме формирования профессиональных знаний и умений, компьютерные имитационные тренажеры успешно развивают творческие способности, профессиональную интуицию. Все это позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов.

На примере нашего образовательного учреждения можно сделать вывод, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс дало возможность создать качественно новую воспитательно-образовательную среду.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ MOODLE ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

Н. В. Орлова, заместитель директора по учебно-методической работе Губернаторского техникума народных промыслов О. В. Блех, методист

Одним из требований стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям ТОП-50 является обеспечение доступа студентов к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. В Губернаторском техникуме народных промыслов в образовательном процессе применяют виртуальную обучающую среду LMS Moodle на базе сайта социального партнера техникума — Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Moodle дает возможность формировать теоретические и практические части электронных учебно-методических комплексов дисциплин и междисциплинарных курсов с параметрами нелинейной навигации, позволяет наполнять комплексы мультимедийными средствами и интерактивными компонентами, допускает использование ссылок на веб-страницы и имеет много других возможностей.

На первоначальном этапе работы администрация техникума направила преподавателей и программиста техникума на курсы повышения квалификации по теме «Дистанционные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателя», которые проводили преподаватели Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. В последующем, с преподавателями, желающими размещать материалы в среде Moodle, проводились

Н. В. Орлова О. В. Блех

индивидуальные и групповые консультации сотрудниками методической службы техникума.

Губернаторский техникум народных промыслов осуществляет образовательную деятельность по всем образовательным программам по очной форме обучения. В связи с этим электронные комплексы, размещенные в виртуальной среде Moodle, применяются не только для самостоятельной работы студентов, а также на занятиях: визуальный ряд курса лекций, заданий для практических работ, демонстрация различных презентационных материалов, включая анимационные презентации, видеоролики (практически из любого видеохостинга в сети Интернет), интерактивные задания, составленные в других приложениях (например, Web 2.0 LearningApps.org).

< > с

: Го"

Система электронного обучения Кемеровского ГСХИ

Орлова Наталья бпадимиро&иа

У Режии редактирования Й Редактировать мзстрой»;и

► Попъюватапи Т Фильтры

► Отчеты И Оценки

# НзстроАка журнала оцено* Д Резервное копирование

Восстановить ¿1 Импорт 9 Опубликовать О Очистка

► Банк вопросов

► Псрекпкмитмя к роли...

КАЛЕНДАРЬ эга

Декабрь 2017 ►

П? й ЙЙ т и Й

т» 2

4 & в таз 10

13 13 14 19 1С 1Т

19 19 30 31 Я 32 34

И » 27 II » к 31

ЛЕГЕНДА СОБЫТИЙ

<2> Скрыть общие события

Скрыть событий курсе

Ф Скрыть г «бытия групп

® Скрьпъ события пользователей

Тема 1Л .Исторические эпохи и стили в истории дизайна. ^

~ Лекция - В вод и с с занятие. Определение дизайна, Дрсцпсс искусство как прародитель дюаимэ

Лекция - Эпоха еоэроядениа. Леонардо да Винчи.

^ Лекция - Модерн

^ Лекция- Модернизм и Конструктивизм

Д Что считать историей д.пзйиэ

Презентация

г*.

Конструктивисты ОЙ Виды дшанна Фото

51 бияьям Моррнс. ® 6АУХАУЗ

® етемдс

^ Практическая работав (£1 Практическое задана №2

а

Пракгндесное задание

^ егмоезэртелькая раоата. создал* грезенкщнро на тему: «Дрсл |'ИС предметы обнхеда Китаяа

.'"■> О , |.:х ": |работа №2

Слмектсигтелькы; №3

ДЕЙСТВИЯ

дейаачя с Среда. 6декабрь ОТ». (№50 ПСЛмЬ Я ОТ'ИСТ О ПКИЩИИ*

Со вреисми Вашего последнего

Опрес па текс

Р|________

Рис. 1. Фрагмент содержания интерактивного учебного курса

В соответствии с разработанными рекомендациями интерактивные учебные курсы техникума имеют обязательные элементы: рабочую программу (утвержденную директором техникума); глоссарий/профессиональную терминологию; литературу (с гиперссылками на электронные библиотеки, нормативные порталы); форум «Консультация преподавателя», содержательную часть курса (рис. 1). Минимальными требованиями к содержательной части интерактивного учебного курса является наличие рекомендаций по выполнению заданий, контрольно-оценочных материалов (тестовых заданий, вопросов по теме с закрепляемыми ответами). Остальные элементы в содержательной части интерактивного учебного курса (лекционный материал,

презентации, гиперссылки на видеоматериал, тренажеры, интерактивные задания, вебинары и т. д.) преподаватель определяет самостоятельно, в зависимости от необходимости демонстрации в процессе проведения занятий и/или для углубления знаний студентов по отдельным вопросам/темам/разделам.

В процессе выполнения заданий студенты имеют возможность общаться как друг с другом, так и с преподавателем на форумах, в чатах, при помощи личных сообщений.

Результаты анкетирования студентов техникума по вопросу опыта работы с отдельными элементами и частями интерактивных учебных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle представлены в таблице 1.

Таблица 1

Опыт работы студентов в системе Moodle

Элемент/часть курса Положительный опыт работы, % Отрицательный опыт работы, %%

Форум 60 40

Видеоматериалы 100 0

Интерактивные задания 90 10

Лекции 80 20

Практические работы 70 30

Самостоятельные работы 60 40

Тесты 70 30

Регистрация 80 20

Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод, что в целом обучающиеся оценивают свой опыт работы в системе Moodle как положительный. Многие студенты отмечают, что неоспоримым достоинством системы Moodle является доступность электронных интерактивных учебных курсов практически со всех электронных устройств — при наличии доступа к Интернету можно узнать новую информацию по курсу, пройти тестирование, прочитать и/или выполнить задание по дороге в техникум или домой.

Результаты ответа на вопрос «Какое устройство Вы чаще всего используете для доступа в систему Moodle?» представлены в таблице 2.

Как видно из результатов опроса, у студентов техникума наибольшей популярностью пользуются персональные компьютеры и смартфоны (из-за удобства применения практически в любом месте).

Одним из положительных моментов системы Moodle является система контроля за выполнением заданий. Например, после выполнения интерактивного теста или другого интерактивного задания результаты отправляются в систему, и преподаватель имеет возможность увидеть все результаты студентов (рис. 2). В свою очередь студент также может просмотреть резуль-

Таблица 2

Использование устройств для доступа в систему Moodle

Наименование устройства Количество студентов, пользующихся данным устройством, %

Компьютеры, находящиеся в библиотеке/кабинетах техникума 16

Персональный компьютер 40

Смартфон 32

Ноутбук/нетбук 8

Планшет 4

таты обучения по учебным курсам и скорректировать в дальнейшем свою деятельность.

Опыт применения интерактивных учебных курсов в образовательном процессе техникума позволяет говорить о перспективности функционирования интерактивных учебных курсов, созданных на базе виртуальной обучающей среды Moodle, которые способствуют повышению мотивации студентов к процессу обучения.

Система электронного обучения Кемеровского ГСХИ Все участники:25/25

£ри Ольга

щ-

ВсеАббГДЕежЗИКПМНОПРСТУвХЦЧШЩЭЮЯ

Фэ.'лилня ;

ВсеАБВГДЕежЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

МнкенЕрнан пнфкклт

фаммсьш - №я ЛЦ&га Ольга Вшкин

ЯМфпС

5 ... ¥ ^ Тсетвд-мма "Офйрмпе*»»... ? X ТвСГЛОТШЧ... : У Т«гготсосТТрзипа,. - / ■У Т«Т № ММ "Мтщ ■ ; у V* Т«Г го и

•а -V -а ■а

90.00* а 70 00%а 40.00 «а 70.00 * а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10500 * [Д сдана йда* а ада* а

70.00*а №04 а -а №00* а

7СП0*а эо.оо* а то.оо* а вОСО* а

к»™« ц 50.00 и а ада* а то.оо* а

100М*в 50.00 на 70.00* а («.оо я а

бО.СОЧц во.оо и а 50,00 * а то.оо* а

60.0011 ц 50.00* а то.оо* а 70.00* а

то.оо* ч 50.00* а 70.00* а £0.00* а

го.оо*ч 50.00* а и оо* а еооо* а

Рис. 2. Результаты тестирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.