весьма актуальной и востребованной к разрешению проблемой, требует от системы образования постоянного совершенствования и дальнейшего внедрения в процесс обучения современных педагогических технологий.
Однако каждая технология включает в себя также и искусство владения процессом обучения, в результате чего она персонализируется. В этой связи институты повышения квалификации призваны организовать процесс овладения современными технологиями внутри педагогического сообщества.
Список литературы:
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Академия, 2001.
3. Муравьева А.А., Кузнецова Т.Н., Червякова Т.Н. организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. - М.: Альфа-М, 2005.
4. Олейникова О.Н., Муравтева А.А., Коновалова Е.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2005.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА
© Поклад Н.И.*
Череповецкий государственный университет, г. Череповец
В статье рассматриваются способы использования учебных Интернет-материалов в проектной методике, их преимущества для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций студентов. Описывается практический опыт применения веб-квеста при работе над проектами со студентами инженерно-строительных специальностей.
Овладение иностранным языком в современном обществе становится неотделимой составляющей профессиональной подготовки специалистов самого разного профиля, и от качества их языковой подготовки во многом
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков факультета общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
зависит успешное решение вопросов профессионального роста и расширение контактов с зарубежными партнерами. В связи с этим формирование у будущих специалистов образовательных компетенций в сфере иностранного языка является актуальным.
По мнению В.В. Краевского, введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет преодолеть проблему, типичную для отечественных учебных заведений, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний по иностранному языку, но испытывают значительные трудности при практическом применении полученных знаний [2, с. 9]. Эту ситуацию наглядно иллюстрируют ежегодные результаты входного тестирования по иностранному языку первокурсников нашего университета, когда процент выполнения лексико-грамматических заданий теста достаточно высок (на уровне Pre-Intermediate до Intermediate), а применение знаний, например, грамматики в ходе выполнения творческого задания или в устной беседе оставляет желать лучшего, иногда не дотягивая и до Elementary. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а «овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-дея-тельностный характер» [2, с. 9].
При построении курса обучения иностранному языку студентов неязыковых, в частности, инженерных специальностей, учитываются эти данные. Среди методов обучения главное место занимают те, что направлены на развитие у студентов различных компетенций, и проектная методика активно используется всеми преподавателями кафедры. Она наилучшим образом развивает творческий потенциал студента, повышая уровень самооценки обучающегося и обеспечивая комплексное развитие информационной, общекультурной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенций. Подобные методические возможности проектного метода полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обучению иностранным языкам в неязыковых вузах на современном этапе.
Содержание обучения иностранному языку в техническом вузе должно включать, на наш взгляд, кроме материала страноведческого и общекультурного плана, профессионально ориентированный учебный материал, зависящий от специфики факультетов технического вуза, т.е. предметом изучения должен быть язык данной специальности. Поэтому эффективность обучения иностранному языку в техническом вузе во многом зависит от его связи с профилирующими дисциплинами. Сотрудничество преподавателей иностранных языков с преподавателями выпускающих технических кафедр рассматривается как способ формирования профессиональной направленности и повышении мотивации в процессе обучения иностранному языку.
Проектная деятельность при изучении иностранного языка привлекательна для студентов тем, что, с одной стороны, в ней явно просматриваются междисциплинарные связи, и студенты могут обратиться к преподавателям технических кафедр для получения необходимой информации. С другой стороны, проектная деятельность является распространенным видом работы с использованием Интернета. Это наиболее эффективная деятельность студентов во внеурочное время. Опросы студентов показывают, что при подготовке к практическим занятиям по предметам те из них, кто имеет доступ к Интернету, явно предпочитают получать необходимую информацию из этого практически неисчерпаемого источника. Этот факт не может не учитываться преподавателями, а особенно преподавателями иностранных языков, поскольку различные формы Интернет-коммуникации - электронная почта, чат, форумы и т.п. - могут позитивно влиять на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. На настоящий момент не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно оценивать получаемую информацию и источники. В этой связи особую актуальность приобретает развитие информационной компетенции, как студентов, так и преподавателей. Информационная компетенция включает владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.
Сысоев П.В. и Евстигнеев М.Н. пишут об острой необходимости создания специально подготовленных учебных Интернет-материалов (УИМ), т.е. списков Интернет-ресурсов по заданной теме, с вопросами по содержанию сайта, направляющими поисковую деятельность студента, или проблемными заданиями; такие материалы могут иметь различный уровень сложности, в зависимости от уровня знаний и умений студентов и от цели УИМ [5]. Типы, содержание и способы разработки различных видов УИМ можно найти в работах Берни Доджа и Тома Марча из университета Сан-Диего (США) [6]. Среди этих материалов наиболее полно готовит студентов к работе над проектом веб-квест (Web Quest) - проблемное задание, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Примеры УИМ и принципы их создания можно найти на сайтах www. bestwebquests.com/, keithstanger.com/filamentality.html, webquest.org/index.php, www.web-and-flow.com/.
При отборе Интернет-ресурсов для создания УИМ необходимо оценивать, насколько они будут соответствовать языковому и общекультурному уровню конкретной группы студентов. Рекомендуется, чтобы материал был немного выше уровня студентов в языковом и содержательном плане. Это создаст условия для их обучения и развития.
При разработке учебных Интернет-ресурсов также необходимо показать студентам плюрализм мнений, разные взгляды на одно и то же событие / явление и объяснить, чем каждое из них аргументировано. Именно такой разно-полярный материал создает уникальные условия для развития критического мышления студентов, без которого невозможно общение в современном поликультурном мире. Развитие навыков систематизации, анализа, умений отделять главное от второстепенного способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
Еще одним важным критерием выступает культуросообразность выбранной информации. Не стоит забывать, что преподаватели моделируют социокультурное пространство студентов, их взгляд на жизнь и определение их места в современном поликультурном мире. Ряд исследований показал, что проблематикой текстов и соответствующими заданиями можно как сузить социокультурное пространство, противопоставив себя другим или сформировав ложные стереотипы о культуре страны изучаемого языка и даже ксенофобию [9], так и расширить его, позволяя студентам осознать свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах, приобрести опыт освоения научной картины мира. Таким образом формируется и развивается социокультурная компетенция студентов.
Применение веб-квестов в курсе иностранного языка для студентов инженерных специальностей нашего университета преследует несколько целей. Прежде всего, это развитие информационной, коммуникативной и социокультурной компетенций студентов, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, организация сотрудничества с выпускающими кафедрами и междисциплинарных связей, знакомство студентов с методикой использования веб-квестов при обучении иностранному языку, организация самостоятельной работы студентов, развитие умения работать в сотрудничестве.
Например, студенты второго курса инженерно-строительных специальностей, изучающие английский язык, работали над проектами по теме «Unusual Architecture in the USA». Тема была предложена самими студентами, поэтому вызвала у них эмоциональный отклик, кроме того, была интересна им в профессиональном плане. С целью развития информационной компетенции студентам было предложено составить список Интернет-источников с разнообразным содержанием по теме - фактические данные, статьи, фотоматериалы и т.д. (по терминологии Т. Марча «scrap-book» [8]), в котором присутствовали бы как русскоязычные, так и англоязычные сайты. Затем им нужно было проанализировать содержание каждого сайта, целевую аудиторию, оформление, удобство навигации, достоверность информации, наличие ссылок на мультимедийные ресурсы и другое [7]. Собранная студентами информация была проанализирована на аудиторном занятии, отобраны только те источники, которые содержали
самую разностороннюю и полезную для подготовки проектов информацию; также студентам был предложен план работы над проектом, шаблон презентации и необходимые речевые конструкции для защиты проекта.
На основе отобранных ресурсов был создан веб-квест, содержащий введение - краткое описание темы; задание - формулировку проблемной задачи и описание формы представления конечного результата; порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания; бланк оценки -описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста; заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест; использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Выполнение веб-квеста выполнялось в подгруппах по 3-4 человека с распределением обязанностей в каждой подгруппе. Перед началом работы над проектом студентам рекомендовалось подробно ознакомиться с критериями оценки выполнения веб-квеста для самоконтроля. (Для создания бланки оценки можно порекомендовать шаблон на портале TeAchnology http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/). В течение периода работы над проектами на аудиторных занятиях активизировалась лексика и грамматика, необходимая для подготовки презентации. Результаты проектной работы - презентации - были представлены на открытом занятии, что создавало коммуникативную ситуацию, где студентам нужно было не только защитить свой проект, но и оценить результаты других студентов, при необходимости задавая интересующие их вопросы. Оценка производилась с помощью того же бланка. Кроме того была проведена викторина на знание образцов архитектуры, их особенностей и имен архитекторов и тест на знание профессиональной лексики на английском языке.
Результаты тестирования по данной теме и беседа со студентами показывают, что данный вид работы действительно способствует повышению эффективности обучения, формированию информационно-коммуникативной компетенции, развивает умение работать в группах, умение проектировать и анализировать собственную деятельность, учит нести ответственность за свою работу и работать самостоятельно.
Список литературы:
1. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка). // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 16 декабря. -http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm.
2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.
3. Портал Filamentality: http://www.kn.att.com/wired/fil/.
4. Портал TeAchnology: http://teach-nology.com/.
5. Сысоев П.В. Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США). // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 1 февраля. - http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Создание авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку. // Интернет-журнал «Эйдос». -2008. - 16 мая. - http://www.eidos.ru/journal/2008/0516-4.htm.
7. Dodge, B. Some Thoughts About WebQuests. - 1995-1997. -http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html.
8. March T. Working the Web for Education: Theory and Practice on Integrating the Web for Learning - 2005. - http://www.ozline.com/writings/ theory.php.
9. November A. Teaching Zach to think // High School Principal. - 1998. -http://novemberlearning.com/resources/archive-of-articles/teaching-zack-to-think/.
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА1
© Стебеняева Т.В.*, Лазарева Л.Ю.*
Академия международного учета, г. Москва
В статье предложен подход к разработке структуры и наполнению компетентностной модели специалиста, позволяющий учесть особенности ФГОС ВПО третьего поколения, которые определяют необходимость соответствия содержания применяемых образовательных технологий требуемым компетенциями, а также формирования индивиду-альных траекторий обучения специалистов.
В современном бизнесе конкурентные преимущества получают те компании, персонал которых работает эффективнее. С 90-х годов прошлого века менеджмент пытается решать проблему обеспечения эффективной работы персонала на формирования разного рода моделей профессиональной компетенции. На сегодняшний день эта модель является одним из наиболее распространенных инструментов для прогнозирования эффективности персонала. Ее популярность связана с тем, что она позволила перейти от громоздких психологических тестов к более понятным инструментам, учитывающим требования работы. Различные модели профессиональных компетенций используется в большинстве зарубежных и многих отечественных компаниях в качестве критериев для оценки персонала.
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 10-06-00272а.
* Главный специалист кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.
♦ Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.