Научная статья на тему 'Использование в досудебном производстве результатов применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел'

Использование в досудебном производстве результатов применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
798
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРОТОКОЛ ВЫЕМКИ / СУДЬЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / RESULTS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIONAL-TECHNICAL MATERIALS / SEIZURE PROTOCOL / JUDGE CONTROL THE INVESTIGATION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диденко В.И., Рудов Д.Н.

В статье рассматриваются отдельные процессуальные проблемы реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Раскрываются направления и условия использования полученной оперативно-розыскной информации органами предварительного расследования, предлагаются решения ряда проблем, возникающих в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Диденко В.И., Рудов Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PRE-TRIAL RESULTS OF THE APPLICATION OF TECHNICAL MEANS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

This article discusses some procedural issues of the implementation of the results of investigative activities in criminal proceedings. The direction and conditions of use of the received intelligence information from the bodies of preliminary investigation, offers solutions to some problems arising in law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Использование в досудебном производстве результатов применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE USE OF PRE-TRIAL RESULTS OF THE APPLICATION OF TECHNICAL MEANS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY

OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

УДК 343

В.И. ДИДЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) k-ug-proc@yandex.ru

V.I. DIDENKO,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Д.Н. РУДОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) den.rudov2013@yandex.ru

D.N. RUDOW,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные процессуальные проблемы реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Раскрываются направления и условия использования полученной оперативно-розыскной информации органами предварительного расследования, предлагаются решения ряда проблем, возникающих в правоприменительной практике.

Ключевые слова: результаты оперативно-розыскной деятельности, оперативно-технические материалы, протокол выемки, судья по контролю за расследованием преступлений.

Abstract: this article discusses some procedural issues of the implementation of the results of investigative activities in criminal proceedings. The direction and conditions of use of the received intelligence information from the bodies of preliminary investigation, offers solutions to some problems arising in law enforcement practice.

Keywords: the results of operational-investigative activity, operational-technical materials, seizure Protocol, judge control the investigation of crimes.

В современных условиях преступность, в большей части, носит организованный характер, включающий в себя планирование общественно опасной деятельности, распределение ролей, финансовое и материальное обеспечение преступной деятельности, использование религиозных мотивов.

Актуальной современной проблемой является противодействие преступлениям террористиче-

ского характера. Как отмечает А.М. Камбаров, терроризм на объектах железнодорожного транспорта стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности и превратился в глобальную проблему [1, с. 266]. Это же можно отнести, на наш взгляд, и к объектам воздушного и водного транспорта. Значимой остается и борьба с организованной преступностью в области незаконного оборота наркотических средств и

психотропных веществ, противодействие коррупционным преступлениям.

Однако практика сталкивается с тем, что раскрыть преступления, совершенные преступными группами (сообществами), с помощью только процессуальных действий очень трудно, а в некоторых случаях не представляется возможным.

В современных условиях борьба с преступностью усложняется, в частности, недостаточным правовым регулированием согласования следователя с органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, разрывом между оперативной осведомленностью правоохранительных органов и теми результатами возбужденных уголовных дел, которые нередко в итоге прекращаются по различным основаниям в следственных подразделениях или направляются без достаточно крепкой доказательственной базы (в основном на свидетельских показаниях) в соответствующие судебные инстанции, где аргументы защиты (при не всегда безупречной позиции адвокатов) влекут прекращение уголовного дела.

В связи с этим повышается актуальность проблемы объективного установления криминогенных фактов, выявленных в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, и в дальнейшем использование в уголовно-процессуальном доказывании полученных результатов, при строгом соблюдении законных интересов и прав граждан.

Концепция применения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве (направления и условия) получила поддержку в работах достаточно широкого круга ученых-процессуалистов. В частности, Нижегородская школа процессуалистов предлагает точку зрения по поводу необходимости рассмотрения результатов ОРД в качестве альтернативных доказательств по уголовному делу (что, на наш взгляд, не бесспорно) [2, с. 445-461].

В контексте вышеуказанного нам представляется необходимым выявить место и значение оперативно-розыскных материалов, в том числе полученных в ходе негласной аудио-, видеозаписи, фотосъемки, в системе доказывания по уголовному делу, определить условия, при наличии которых допускается их использование в уголовно-процессуальной деятельности.

Существующий порядок собирания доказательств не может в полной мере обеспечить раскрытие и расследование преступлений, совершаемых организованными преступными группами (преступными сообществами). Увеличение доказательственной базы по уголовным делам за счет применения фактических данных, получаемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий при расширенном применении современных научно-технических возможностей, способствующих

объективизации этих данных, позволит в большей степени успешно решать задачи борьбы с преступностью.

Оперативно-технические материалы, полученные в ходе негласной аудио- и видеозаписи, фотосъемки, могут стать доказательствами при условии их репрезентирования в процесс доказывания процессуальным путем и если они приобретут форму, в соответствующем процессуальном режиме, одного из существующих видов (источников) доказательств.

На наш взгляд, представляется возможным использовать в процессе доказывания:

- материальные (физические) носители информации (фотоснимки, видеограммы, фонограммы), на которых зафиксирована информация, которая служит средством обнаружения преступления, обстоятельств дела, установлению фактов, - как вещественные доказательства;

- справки, рапорты, протоколы, акты, в которых отображаются результаты оперативно-розыскного мероприятия, а также факты применения технических средств - как предусмотренные ст. 84 УПК РФ документы. Эти документы играют немаловажную удостоверительную роль в дальнейшем для процессуальной проверки.

Наиболее оптимальным способом использования итогов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальной деятельности является их истребование и приобщение в соответствии со ст.ст. 86, 89 УПК РФ, с фиксацией этих обстоятельств в составляемом протоколе выемки, с соблюдением требований УПК РФ, что, на наш взгляд, допустимо и на стадии возбуждения уголовного дела в силу положений ч. 1 ст. 144 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 4.03.2013 № 23-Ф3).

В силу вышеуказанного представляется необходимым внести дополнения в ряд нормативных предписаний уголовно-процессуального законодательства, в частности:

Часть 1 ст. 144 УПК РФ дополнить после слов «...письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, обязательное для исполнения».

Статью 86 УПК РФ (Собирание доказательств) дополнить частью 4-й «Сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу, могут быть представлены предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» и здесь же продолжить: «Сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, должны быть использованы в доказывании по уголовным делам после их представления в уголовный процесс с указанием их происхождения и отражения этих обстоятельств в протоколе выемки,

оформляемом в соответствии с требованиями настоящего Кодекса».

Оперативно-технические материалы могут быть получены в ходе трех разновидностей оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых с помощью технических средств:

1) оперативно-розыскные мероприятия, не связанные с ограничением конституционных прав граждан;

2) оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, которые в большинстве случаев проводятся с использованием оперативно-технических средств и сил органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

3) оперативно-розыскные мероприятия первого и второго вида, где фиксация информации с помощью технических средств применяется лицами, сведения о которых в соответствии со ст. 12 Федерального Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только в порядке и случаях, установленных законом.

Информация, полученная в ходе вышеуказанных оперативно-розыскных мероприятий, будет в соответствии с требованиями законодательства (в силу положений ч. 2 ст. 50 Конституции РФ) лишь в случае и на основании наличия следующих условий:

- эти мероприятия могут осуществляться только управомоченными на то органами в соответствии с ч. 1 и ч .2 ст.1 3 Федерального Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- эти мероприятия должны реализовываться только путем действий в соответствии с ч. 1 ст. 6 этого же закона;

- производство оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, должно отвечать условиям их осуществления, предусмотренным ст.ст. 8 и 9 Федерального Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Законные результаты вышеназванных оперативно-розыскных мероприятий могут быть применены в следственной деятельности по следующим направлениям:

1) для выдвижения следственных версий, а также составления плана расследования уголовного дела;

2) для подготовки и проведения следственных действий, определения наиболее приемлемых тактических приемов при их производстве;

3) в доказывании по уголовным делам.

По нашему мнению, необходимо включить в круг полномочий следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания (ст. 38, ст. 39, ст. 40-1,

ст. 41 УПК РФ) право на ознакомление и истребование результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных в порядке, установленном Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

Обеспечению прав и законных интересов граждан при производстве оперативно-розыскных мероприятий, по мнению автора, будет способствовать реализация следующих предложений:

- для устранения произвольного вмешательства в личную жизнь граждан следовало бы предусмотреть в Федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности обязанность оперативных органов уведомлять граждан, по окончании определенного срока, о проведении мероприятий, ограничивающих их конституционные права;

- в соответствующих ведомственных инструкциях для работников оперативных подразделений разработать образцы документов по основным видам оперативно-розыскных мероприятий (в том числе оперативно-технических) с отображением в нем реквизитов основных и обязательных сведений, необходимых для последующей процессуальной проверки полученных результатов. Эти документы станут конкретным предметом прокурорского надзора и судебного контроля за законностью и обоснованностью оперативных мероприятий, определенной гарантией от нарушения прав и законных интересов граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В целях обеспечения независимости и непредвзятости судебной власти (в случаях когда до судебного разбирательства суд выносит свое мнение по кардинальным вопросам предварительного расследования) представляется целесообразным введение в штат суда специальной должности - судьи по контролю за расследованием преступлений.

Такой судья, не отвечая за раскрываемость преступлений, мог бы более объективно и беспристрастно обеспечивать охрану конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Указанный судья должен давать разрешение на производство оперативных мероприятий и следственных действий, требующих судебной санкции, что гарантировало бы для судебных составов, рассматривающих уголовное дело по существу, реализацию положений главы 9-й УПК РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что применение технических средств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства является, по нашему мнению, важным элементом в обеспечении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и лиц, вовлеченных в орбиту деятельности правоох-

ранительных органов. При этом данный аспект необходимо рассматривать в комплексе с совершенствованием действующей конструкции уголовно-процессуального законодательства и законодательства, регулирующего сферу оперативно-розыскной деятельности. Безус-

ловно, необходимо сказать и об использовании результатов административной деятельности ОВД в части применения технических средств как материалов, которые могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.

Литература

1. Камбаров А.М. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по предупреждению террористических актов, совершаемых организованными группами на объектах железнодорожного транспорта / Актуальные проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства России в современных условиях. - Тула: ГУП - Издательство «Левша»: Тульский филиал Московского университета МВД России, 2008. С. 266-270.

2. Поляков М.П. Лекция 11. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе / Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В.Т.Томина, И.А.Зинченко. - М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 445-461.

3. ЛозовскийД.Н. К вопросу о комплексном подходе к расследованию преступлений // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 201-204.

= References =

1. Kambarov A.M. Operatively-search activity of internal Affairs bodies for the prevention of terrorist acts committed by organized groups on the objects of railway transport / Actual problems of perfecting criminal procedure legislation of Russia in modern conditions.-Tula: the GUP - Publishing house «Levsha»: the Tula branch of the Moscow University of the MIA of Russia, 2008. P. 266-270.

2. Polyakov M.P. Lecture 11. Problems of use of results of operatively-search activity in criminal trial / criminal trial. Lectures / under the editorship of V.T. Tomin, I.A. Zinchenko. - M.: Urait, 2015. P. 445-461.

3. Lozovsky D.N. The question of a comprehensive approach to the investigation of crime // Society and law. 2014. № 4 (50). Р. 201-204.

(статья сдана в редакцию 15.08.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.