Научная статья на тему 'Использование устных источников в современных исследованиях'

Использование устных источников в современных исследованиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1437
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УСТНАЯ ИСТОРИЯ / УСТНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ / БЕСЕДА / ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крапоткина Ирина Евгеньевна

Статья характеризует развитие такого направления современных исторических исследований, как устная история. Автор показывает значимость использования устных исторических источников, выявляет специфику данных материалов. Особое внимание уделено связи устных источников с возможностью самоидентификации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование устных источников в современных исследованиях»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

объяснялся тем, что одни и те же дела нередко решались одновременно в губернском правлении и в канцелярии губернатора. По свидетельству современников, каждая деловая бумага фиксировалась в шести книгах и переходила из рук в руки около 20 раз, а губернатор подписывал в среднем до 70 документов ежедневно. В канцелярию губернатора поступали указы Правительствующего Сената, журналы заседаний комитетов, комиссий, различная переписка, секретные бумаги, наряды приказов губернатора, формулярные списки о службе чиновников и т. д. Канцелярия уфимского губернатора осуществляла сбор всевозможных статистических сведений, касающихся различных сторон жизни губернии, которые затем представлялись в хозяйственный департамент министерства внутренних дел и центральный статистический комитет. Список использованной литературы:

1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф.6. Оп.6. ГАОО. Ф.10. Оп.1.

2. Свод законов Российской империи. Свод губернских учреждений. Общее учреждение губернское: Кн.1. М., 1910. Т.2. С.271.

3. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 год. Уфа, 1898. С.137 - 138.

4. Кантимирова Р. И. Уфимское губернское правление во второй половине XIX века Международный научный журнал «Инновационная наука». Научно-издательский центр «Аэтерна». №5, 2015. С. 41 - 44.

5. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. 9.Оп.1.

6. НА РБ. Ф.11. Оп.1.

© Кантимирова Р.И,2016

УДК 930

Крапоткина Ирина Евгеньевна

канд. ист. наук, доцент Елабужского института КФУ, г. Елабуга, Республика Татарстан, РФ E-mail: ikrapotkina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ*

Аннотация

Статья характеризует развитие такого направления современных исторических исследований, как устная история. Автор показывает значимость использования устных исторических источников, выявляет специфику данных материалов. Особое внимание уделено связи устных источников с возможностью самоидентификации личности.

Ключевые слова

Устная история, устные исторические источники, междисциплинарный подход, российские немцы, беседа, интервью.

Все события, происходящие в обществе, находят непосредственное отражение в истории. Задача исследователя-историка - объективно интерпретировать факты, анализировать события и явления социально-экономической, общественно-политической, культурной и духовной жизни. К настоящему времени происходит переосмысление теоретических концепций, модифицируются методологические основы исторической науки. На первый план вышли проблемы междисциплинарного характера. Исследователи пересматривают и обновляют сложившиеся концепции, ориентируясь на современные достижения исторической науки.

* Статья выполнена в рамках реализации гранта РГНФ по проекту №15-04-00011 «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

В междисциплинарных исследованиях историки отдают предпочтение культурологическому подходу, определяя его суть как включение историографического знания в контекст сложившегося типа эпохи во всех его проявлениях: умонастроение общества, психологическая среда, менталитет, стиль мышления, литература, язык [1, с. 223].

Понимание происходивших и происходящих исторических процессов выступает методом познания, который выражается как «вчувствование», «вживание», «погружение» в эпоху. В свою очередь, «вчувствование» сводиться к высказываниям, имеющим доказательную силу. Высказывания о чувствах и переживаниях обладают фактической значимостью. Понять - значит максимально полно представить и интерпретировать исторические факты, попытаться воссоздать некогда происходившие события и явления.

В качестве примера можно привести те научные темы, которые стали актуальными для исследователей в последнее время - это социокультурная среда, повседневная жизнь человека, восприятие народонаселением мировых и локальных конфликтов, ценностные ориентиры общества и т.п. Изучение данных научных проблем позволяет показать, какие новые подходы применяют учёные к анализу исторических процессов, каким образом они могут повлиять на процессы современности. На первый план выходит понимание сущности новейших методологических подходов, выработанных разными историографическими школами.

Исторические источники, в частности, устные свидетельства, раскрывают всё многообразие и многогранность исторического процесса. Благодаря способности «вчувствования» со стороны исследователя в определённую ситуацию, источник позволяет определить историческую реальность во времени и в пространстве, помогает выявить специфику реальности, показать её закономерность и уникальность. Российский историк-востоковед Е.В. Рашковский отметил, что смысл истории связан «с готовностью встретить и осознать сопричастный происходящему через нас историческому времени опыт ..., который может быть пережит и в минуты невзгод, и бездны мрачной на краю, и в минуты любви и самоотдачи, и в минуты творческого самоуглубления» [2, с. 5-6].

Особое внимание современными исследователями уделяется новому прочтению исторических источников, большое значение приобретают устные свидетельства. Один из надёжных источников, позволяющий запечатлеть свидетельства очевидца или непосредственного участника исторических событий - это беседа или интервью. Использование и накопление устных источников способствует развитию такого направления современных исторических исследований, как устная история (oral history).

В рамках реализации исследовательского проекта «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» ведётся запись бесед с потомками российских немцев, проживающих в Поволжье. Филологи и историки стремятся выявить, насколько потомки русских немцев сумели сохранить собственную идентичность, язык и культуру, каким образом они позиционируют себя в социокультурной реальности.

Идентификация человеком себя и презентация себя другим являются важнейшими условиями коммуникации и совместной деятельности людей. Исследователи обнаруживают, что всё большее число людей в настоящее время испытывают затруднения процесса самоидентификации [3, с. 37].

Общаясь с человеком, мы узнаём о событиях, прошедших десятилетия назад. То, как говорят потомки российских немцев, какие речевые обороты используют, какими терминами оперируют, - всё это следы эпохи предыдущих поколений. Потомки российских немцев, приехавшие осваивать российское пространство во второй половине XVIII в., в настоящее время стали носителями уходящей культуры. Поэтому устные свидетельства являются необходимым источником для изучения истории конкретных людей и целых народов с их опытом и характером поведения, обусловленными многовековыми традициями и культурой.

То, что говорят представители народа о себе, является важнейшим историческим источником. При этом важно не столько зафиксировать информацию, предоставленную информантом, сколько услышать, как говорят носители языка [4, с. 25]. Интерпретируя устный источник, исследователь может дать ту трактовку, какую сумел прочувствовать, насколько глубоко смог понять эпоху и её героев, уловить их настроение. Возросшее внимание историков к фактам, которые могут дать свидетельства простых людей, чей жизненный опыт в большинстве своём не был представлен в письменных источниках, даёт возможность показать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

историю «снизу», так, как её видят и чувствуют представители разных социальных групп, профессий, религий, этнической и национальной принадлежности. Свидетельства простых людей позволяют показать субъективный мир человека, его индивидуальные образы тех исторических фактов и событий, с которыми ему пришлось столкнуться в силу определённых обстоятельств, той исторической реальности, в которую он был погружён. Английский историк П. Томпсон отмечает: «С помощью устной истории мы узнаём людей такими, какими они сами представляют себя, мы видим вещи (конкретные предметы, события, места) через внутреннее мировосприятие каждого человека как непосредственного участника исторического процесса» [5, с. 20].

Привлекая для исследования устные исторические источники, мы можем показать, каким образом шло формирование индивидуальной, коллективной и общенародной исторической памяти. Стремление человека сохранить память о себе для последующих поколений - это важнейшая социокультурная функция истории. Именно её позволяют реализовать устные исторические источники.

Как сумели представители российских немцев передать своим потомкам знание, накопленное поколениями? Ответ на этот вопрос кроется, прежде всего, в устной традиции семейной истории. Интерпретация беседы и интервью, взятые у участника или свидетеля исторических событий, наблюдение за его поведением предают внутренний мир человека, выявляют его ценности, стереотипы, показывают страхи и надежды, что в целом позволяет найти ответы на вопросы об особенностях мировоззрения человека.

Таким образом, современная историческая наука вышла на качественно новый уровень теоретического и методологического переосмысления фактического материала. Стимулом к возникновению новых направлений исторических исследований является изучение опыта, накопленного современниками, разнообразие методов и приёмов научного познания, междисциплинарный синтез. Открываются новые темы и сюжеты, ширится интерес к преимущественно частным историческим «микромирам», «малым областям», в центре которых стоит отдельный человек или представители отдельной группы населения, и всё, что их окружает. Устная история позволяет раскрыть всю глубину историко-культурных и социокультурных явлений и процессов, затрагивающих отдельного человека и общество в целом. Устные источники и свидетельства, как явления истории и культуры, позволяют осуществить самоидентификацию целой народности, в нашем случае российских немцев. Список использованной литературы:

1. Современная историография новейшей истории России и истории СССР / Под ред. В.И. Меньковского. -Минск, 2007. - 232 с.

2. Рашковский Е.Б. Профессия - историограф: Материалы к истории российской мысли и культуры XX столетия. - Новосибирск, 2001. - 250 с.

3. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - №6. - С. 37-42.

4. Богданов В. От Геродота до Интернета. - М., 2014. - 208 с.

5. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. - М., 2003. - 368 с.

© Крапоткина И.Е., 2016

УДК 94 (477)

Лысяков Олег Азаматович

старший преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин, АНО «ООВО» «Университет экономики и Управления», г. Симферополь, РФ

E-mail: filologiasoc-hum@mail.ru

ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (1941-1942 гг.)

Аннотация

В статье проанализирована роль военно-строительных и инженерных частей Красной Армии в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.