Научная статья на тему 'Использование условий искусственно созданной скальной и ледовой среды в физической и технической подготовке туристов-горников'

Использование условий искусственно созданной скальной и ледовой среды в физической и технической подготовке туристов-горников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
197
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зданович И. А., Кравчук Т. А.

Рассмотрена необходимость специализированной круглогодичной физической и технической подготовки в горном туризме с использованием тренажерных комплексов, имитирующих формы горного рельефа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зданович И. А., Кравчук Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование условий искусственно созданной скальной и ледовой среды в физической и технической подготовке туристов-горников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛОВИИ ИСКУСТВЕННО СОЗДАННОЙ СКАЛЬНОЙ И ЛЕДОВОЙ СРЕДЫ В ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ТУРИСТОВ-ГОРНИКОВ

И.А. Зданович, Т.А. Кравчук СибГУФК, г. Омск

Рассмотрена необходимость специализированной круглогодичной физической и технической подготовки в горном туризме с использованием тренажерных комплексов, имитирующих формы горного рельефа.

На современном этапе развития горного туризма наиболее эффективным средством в тренировочном процессе является использование искусственно созданной горной среды. В результате анализа научной и методической литературы, мнения респондентов и личного опыта мы выделили основные формы рельефа, на которых использование искусственно созданной горной среды в круглогодичной подготовке спортсменов является необходимым условием роста спортивных достижений. В горном туризме скальный и ледовый рельеф -основные технические сложные локальные препятствия. В связи с этим в нашей методике круглогодичной подготовки туристов-горников на начальном и базовом этапах скальная и ледовая подготовка занимала значительный объем и осуществлялась в условиях искусственно созданной горной среды (скалодромы, ледодромы). Основной особенностью экспериментальной методики было сопряженное развитие специальных двигательных способностей

с технической подготовкой на основе применения тренажерных комплексов, имитирующих скальный и ледовый рельеф. При разработке методики сопряженной физической и технической подготовки туристов-горников наряду с общепедагогическими принципами в большей мере мы использовали следующие методические принципы спортивной подготовки: сознательность и активность, волнообраз-ность, разнообразие и новизна, индивидуализация, функциональная избыточность [1-6].

Методика

Опыт ведущих тренеров в области горного туризма и альпинизма в построении круглогодичных циклов, позволил нам разработать основные разделы учебного плана и структуру годичного цикла на этапе начальной и базовой подготовки (техническую и физическую) в условиях искусственно созданной горной среды в течение всего учебного года (табл. 1).

Таблица 1

Распределение часов на виды подготовки в годичном цикле туристов-горников ___________________на этапе начальной и базовой подготовки___________________________________

Виды подготовки Группы

экспериментальная контрольная

часы % часы %

Общее количество, в том числе: 527 100 525 100

- общая физическая подготовка 46 9 195 37

- специальная физическая и техническая подготовка 481 91 330 63

Содержание СФП и ТП

Общее количество, в том числе: 481 100 330 100

в искусственных условиях

- скальная подготовка 123 26 0 0

- ледовая подготовка 45 9 0 0

- туристская полоса препятствий 33 7 50 15

в естественных условиях

- подготовка на видах рельефа* 224 46 224 68

- классификационные соревнования 56 12 56 17

* - подготовка на юазных вилах оельеЛа: скальном, ледовом, снежном, тоавянистые и осыпные склоны.

Предложенный нами вариант отличается от общепринятой системы подготовки следующим:

- объем специальной физической и технической подготовки увеличен на 28 % за счет уменьшения объема общей физической подготовки;

- основное содержание специальной физической и технической подготовки составила скальная и ледовая подготовка на искусственном рельефе в количестве 123 и 45 часов соответственно видам тренировки;

- в годичном цикле спортивной подготовки десять месяцев отводилось тренировке в искусственных условиях горной среды и два месяца - в условиях естественного горного рельефа.

В общефизической подготовке решались задачи совершенствования общей и силовой выносливости, быстроты двигательной реакции, гибкости; применялись упражнения ациклического характера (силовые, на развитие координации, равновесия) - 20 % и циклические (кроссы) - 80 %. В тренировочном процессе использовались общепринятые методы: равномерный и «фартлек» в подготовительном периоде (втягивающий и базовый мезоциклы); интервальный и переменный в предсоревновательном (1 и 2 мезоциклы).

Техническая и специальная физическая подготовка проводилась в условиях искусственно созданной горной среды (скальный и ледовый тренажерный комплекс), туристской полосы препятствий (естественный и искусственный рельеф).

Задачами специальной физической и технической подготовки на начальном и базовом этапах являлись:

1. Изучение и совершенствование технических приемов свободного лазания и лазания с ИТО (искусственные точки опоры).

2. Развитие специальной выносливости на разнообразном искусственном рельефе сопряженно с технической подготовкой.

3. Развитие силовой выносливости, быстроты двигательной реакции на разнообразном искусственном рельефе сопряженно с технической подготовкой.

4. Развитие вестибулярной устойчивости, статического и динамического равновесия на разнообразном искусственном рельефе.

Формирование и совершенствование навыков преодоления скальных участков происходило на тренажере, который имитирует скальный рельеф различной категории трудности. За счет многообразия сменных зацепок и различных углов наклона плоскостей устанавливаются трассы различной сложности и протяженности, изменяются точки страховки и самостраховки в каждом прохождении маршрута. В искусственно созданных условиях горной среды осуществлялось совершенствование навыка лазания на скорость и трудность, взаимодействие с партнером, работа с веревкой (страховка, самостраховка) и техническими средствами (карабины, тормозные устройства, оттяжки). Объем скальной подготовки на искусственном рельефе составил 123 часа.

Ледники и ледовые склоны часто представляют особую трудность в реальных условиях горного похода. Совершенствование навыков их преодоления может осуществляться на ледовых тренажерах, имитирующих естественный рельеф. В отличие от скальных тренажеров, для ледовых не нужны отрицательные углы наклона плоскостей, так как это не является характерной особенностью ледового

рельефа в естественных условиях. Для ледового тренажера важным фактором является значительная высота льда (15-20 метров) и ширина коридора движения (4-6 метров). Применение специальных устройств при заливке башни создает ряд специфичных локальных препятствий, таких как карнизы, ледовые столбы, ледовые ниши и «со-сульчатый» лед. Лазание на скорость и трудность, взаимодействие с партнером, работа с веревкой (страховка, самостраховка) и техническими средствами (карабины, тормозные устройства, оттяжки, ледовые крючья, ледовые аппараты) способствуют совершенствованию технических и тактических навыков. Объем ледовой подготовки на искусственном рельефе составил 45 часов.

Результаты исследования

Педагогический эксперимент длился два года и был посвящен оценке физической и технической подготовленности спортсменов, внедрению условий искусственно созданной горной среды в тренировочный процесс. В эксперименте принимали участие студенты, занимающиеся спортивно-оздоровительным туризмом (контрольная группа) и (мужчины) СибГАФК (экспериментальная группа). Результаты внедрения условий искусственно созданной горной среды в физическую и техническую подготовку были проверены в реальных горных условиях во время учебно-тренировочных сборов, квалификационных соревнований и экспедиций.

Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп до эксперимента по Ь критерию Стьюдента показало, что по большинству тестов (90,9 %) испытуемые имеют одинаковые результаты (р > 0,05).

Результаты физической подготовленности оценивались по пятибалльной шкале (табл. 2). Уровень общей физической подготовленности в группах достоверно не различался. Преимущество экспериментальной группы было несколько выше по числу отличных и хороших оценок (5 и 10 %) по сумме пяти видов.

Уровень технической подготовленности до эксперимента, по мнению экспертов, был одинаковый в экспериментальной и контрольной группах на всех видах рельефа. Незначительное преобладание (5-20 %) хороших результатов в контрольной группе наблюдалось во всех технических приемах преодоления склонов и препятствий (табл. 3).

Таким образом, уровень физической и технической подготовленности до эксперимента в исследуемых группах следует считать относительно одинаковым.

Внедрение в течение двух лет экспериментальных условий искусственно созданной горной среды в физическую и техническую подготовку туристов-горников на начальном и базовом этапах подготовки позволило существенно повысить физическую и техническую подготовленность спортсменов.

Зданович ИЛ., Кравчук ТЛ. Использование условий искусственно созданной скальной

_________________________и ледовой среды в физической и технической подготовке туристов-горников

Таблица 2

Изменение общефизической подготовленности контрольной

и экспериментальной групп за период эксперимента, % оценок ________________________

Тесты Группа До эксперимента После 1-го года После 2-го года

2 3 4 5 3 4 5 3 4 5

ЕЗ-х видов Экспериментальная - 15 80 5 - 65 35 — 25 75

Контрольная - 10 90 - 95 5 - 60 40

СВ Экспериментальная - 70 30 - 20 60 20 - 40 60

Контрольная ю 65 25 - 55 45 - 10 60 30

С Экспериментальная - 10 55 35 - 55 45 55 45

Контрольная - 40 30 30 15 55 30 5 60 35

£ 5-ти видов Экспериментальная - 15 80 5 - 65 35 — 25 75

Контрольная - 30 70 - 5 95 - - 60 40

Е - сумма, 2-5 - оценки за подготовленность, С - скорость (бегЮО м), СВ - силовая выносливость (пресс за 30 с), £ 3-х видов - бег 1000 м, подтягивание, прыжок в длину с места.

Увеличение объема специальной физической и технической подготовки (до 91 %) с использованием искусственно созданной горной среды и метода сопряженных воздействий в круглогодичной подготовке спортсменов привело к достоверному улучшению показателей лазания на скорость на искусственном и естественном скальном и ледовом

рельефе в первый год и лазания на трудность на всех видах рельефа во второй год (табл. 2). Стабильно каждый год улучшалась скорость и техника преодоления туристской полосы препятствий. В экспериментальной группе, по мнению экспертов, достоверно совершенствовалась техника преодоления разных форм естественного рельефа (табл. 3).

Таблица 3

Количество экспертных оценок технической подготовленности

Виды рельефа Группа Д о эксперимента После 1-го года После 2-го года

2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5

Скальный Э 40 40 20 - 40 35 25 — - 50 50

К 40 35 25 - 30 45 25 - 5 65 30 -

Ледовый Э 60 40 - - - 60 40 - - - 45 55

К 55 25 20 - 25 55 20 - 5 75 20 -

Травяные склоны Э 10 65 25 - - 10 30 60 - - 15 85

К 10 55 35 - - 45 55 — - 30 65 5

Снежные склоны Э 15 75 10 — - - 55 45 - - 5 95

К 15 70 15 - - 35 65 — - 15 80 5

Морены и осыпи Э 5 70 25 - - 15 70 15 - 25 75

К 5 60 35 - - 50 45 5 - 30 65 5

Горные реки Э 45 40 15 - - 40 60 - - 100

К 35 50 15 - 5 60 35 - - 60 40

Общая оценка Э 5 65 30 - - 5 90 5 - 35 65

К 5 55 40 - - 55 45 - 35 60 5

Примечание. 2-5 - экспертные оценки за подготовленность.

Снижение объема общей физической подготовки в экспериментальной группе не привело к ухудшению результатов физической подготовленности спортсменов (табл. 3). По результатам в скоростных и скоростно-силовых способностях, выносливости обе группы не отличаются друг от друга, а в силовой выносливости мышц рук и ног, силовой выносливости мышц живота (оба теста) экспериментальная группа достоверно превосходит контрольную.

В физическом развитии различий между контрольной и экспериментальной группой после эксперимента практически не было, за исключени-

ем массы тела и динамометрии левой руки, где контрольная группа превосходила экспериментальную. Анализ медицинских карт спортсменов в обеих группах не выявил каких-либо отклонений в состоянии здоровья и заболеваемости. В функциональной подготовленности экспериментальная группа значительно превосходит контрольную как в вестибулярной устойчивости, так и в специальном динамическом равновесии.

Разработанная нами методика физической и технической подготовки с активным использованием искусственно созданной горной среды (скальные и ледовые тренажерные комплексы) в

круглогодичной подготовке экспериментальной группы привела к росту спортивных достижений у туристов-горников на начальном и базовом этапах подготовки.

Заключение

Круглогодичная тренировка в горном туризме у спортсменов второго и третьего разрядов должна проходить с преобладанием выделенных часов на специальную физическую и техническую подготовку над временем общефизической (91 и 9 % соответственно). Физическая и техническая подготовка в горном туризме может осуществляться в условиях искусственно созданной горной среды (скальные и ледовые тренажеры, туристская полоса препятствий, тренажеры для зашагивания). Такая подготовка способствует достоверному (Ро < 0,05-0,001) совершенствованию лазания на скорость на искусственном и естественном рельефах на этапе начальной подготовки и лазанию на трудность рельефов на этапе базовой подготовки, что недостоверно (Ро > 0,05) в тренировке контрольной группы, в которой не используются занятия в искусственных условиях. При этом наблюдается эффект положительного переноса двигательных навыков из искусственно созданной горной среды на естественный рельеф. Темпы прироста изучаемых показателей составили 26-51 % в экспериментальной группе по сравнению с 13-18 % в контрольной группе. Методика физической и технической подготовки туристов-горников в условиях искусственно созданной горной среды позволила повысить уровень физической и технической подготовленности в экспери-

ментальной группе на 70 %, а в контрольной - на 40 и 25 % соответственно подготовленности. Темпы прироста показателей функциональной подготовленности в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной группе в два раза в специальном динамическом равновесии и в семь раз - в вестибулярной устойчивости. Физическая и техническая подготовка в условиях искусственно созданной горной среды позволяет достоверно (Ро < 0,05-0,001) улучшить показатели физической, функциональной и технической подготовленности у 96,9 % спортсменов.

Литература

1. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм). - М.: ТОО «Вилад», 1996. — 80 с.

2. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 269 с.

3. Магомедов, P.P. Современная система многолетней спортивной подготовки в горном туризме // Теория и практика физической культуры. — М., 2002. -Ns 11. - С. 28-29.

4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. — М. : Аст: Астрель, 2002. - 863 с.

5. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -256 с.

6. Школа альпинизма: Начальная подго-

товка: Учеб. пособие / Сост. П.П. Захаров, Т.В. Степенко - М.: Физкультура и спорт,

1989. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.