Научная статья на тему 'Использование учетной политики в налоговом планировании организации в целях обеспечения финансовой безопасности'

Использование учетной политики в налоговом планировании организации в целях обеспечения финансовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
892
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL SAFETY / ECONOMIC SAFETY / OPTIMISATION OF TAX PAYMENTS / TAX PLANNING / THE REGISTRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Е. А., Овчинникова И. В.

Основной задачей функционирования современной организации является построение эффективной системы финансовой безопасности. Решение этой задачи базируется на построении корпоративного налогового менеджмента, главная цель которого оптимизация налоговых платежей. Как одну из функций корпоративного налогового менеджмента можно рассматривать налоговое планирование. Налоговое планирование основывается на ряде приемов и методов, наиболее действенным из которых считается формирование оптимальной учетной политики организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF A REGISTRATION POLICY IN TAX PLANNING OF THE ORGANIZATION WITH A VIEW OF MAINTENANCE OF FINANCIAL SAFETY

Primary goal of functioning of the modern organisation is construction of effective system of financial safety. The decision of this problem is based on construction of the corporate tax management, which overall objective optimisation of tax payments. As one of functions of corporate tax management it is possible to consider tax planning. Tax planning is based on a number of receptions and methods of which it is considered most effective formation of an optimum registration policy of the organisation.

Текст научной работы на тему «Использование учетной политики в налоговом планировании организации в целях обеспечения финансовой безопасности»

Раздел 8 ЭКОНОМИКА

Ведущие эксперты раздела:

ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

ВЕРА СТЕПАНОВНА СТАРОДУБЦЕВА - кандидат экономических наук, доцент (г. Горно-Алтайск)

УДК 336.6

Filimonova E.A., Ovchinnikova I.V. USE OF A REGISTRATION POLICY IN TAX PLANNING OF THE ORGANIZATION WITH A VIEW OF MAINTENANCE OF FINANCIAL SAFETY. Primary goal of functioning of the modern organisation is construction of effective system of financial safety. The decision of this problem is based on construction of the corporate tax management, which overall objective - optimisation of tax payments. As one of functions of corporate tax management it is possible to consider tax planning. Tax planning is based on a number of receptions and methods of which it is considered most effective formation of an optimum registration policy of the organisation.

Key words: financial safety, economic safety, optimisation of tax payments, tax planning, the registration policy.

Е.А. Филимонова, канд. эконом. наук, доц. Кемеровского института РГТУ, E-mail: eaf007@mail.ru;

И.В. Овчинникова, ст. преподаватель Кузбасского государственного технического университета, E-mail: iv.ovchinnikova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ О НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основной задачей функционирования современной организации является построение эффективной системы финансовой безопасности. Решение этой задачи базируется на построении корпоративного налогового менеджмента, главная цель которого - оптимизация налоговых платежей. Как одну из функций корпоративного налогового менеджмента можно рассматривать налоговое планирование. Налоговое планирование основывается на ряде приемов и методов, наиболее действенным из которых считается формирование оптимальной учетной политики организации.

Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование, учетная политика.

Термин «экономическая безопасность» возник в 70-е годы 20 века и довольно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Одной из главных задач экономической безопасности на макроуровне является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе. В России тематика экономической безопасности на законодательном уровне была впервые обозначена в Законе РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1 (в редакции Федерального закона от 26.06.2008 г. № 103-ФЗ). В Законе говорится о безопасности как общей категории, без обозначения конкретных видов безопасности. Понятия экономической безопасности организации в официальных документах нет.

Однако, в целях минимизации рисков, представляется целесообразным смоделировать процесс управления системой экономической безопасности организации. Угрозой экономической безопасности организации является, во-первых, сама рыночная экономика, построенная на конкуренции. Во-вторых, российский рынок находится на стадии становления, а значит, многие механизмы не отрегулированы. В-третьих, среди институтов защиты пока недостаточно разработаны нормы правовой защиты интересов предпринимателей. Актуальной задачей, которую должна решать любая организация, является задача оценки рисков и прогнозирования своего состояния с точки зрения выполнения свойственных ей функций. Все управленческие решения в области обеспечения защиты финансовых интересов организации от внешних и внутренних угроз теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты ее финансовой деятельности.

Главная цель экономической безопасности организации -обеспечение ее устойчивого и максимально эффективного функционирования, создание высокого потенциала развития и рос-

та в будущем. Важной составляющей экономической безопасности организации является финансовая безопасность. Для организаций разработка стратегии финансовой безопасности - часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну. Во-первых, развитие новых и модернизация существующих методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках, позволяющие оптимизировать поступление и распределение денежных средств с учетом сбалансированного распределения различного рода рисков и способов их покрытия, во-вторых, построение финансового менеджмента в рыночной среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и повышенным риском.

Одной из важных составных частей финансового менеджмента организации является корпоративный налоговый менеджмент, то есть «выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий» [1, с. 1]. Следовательно, главной целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Как одну из функций корпоративного налогового менеджмента можно рассматривать налоговое планирование. Налоговое планирование - это «легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета» [2, с. 3].

Необходимость в налоговом планировании организации зависит от степени налоговой нагрузки. При величине налоговой нагрузки, составляющей более половины расходов органи-

зации, необходимо привлекать специалистов в области налогового и финансового менеджмента. Целесообразным будет создание отдельной структурной единицы организации - управления налогового планирования. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможные сроки при абсолютном соблюдении законодательства. Налоговое планирование в организации базируется на следующих подходах к минимизации налоговых платежей.

1. Разработка учетной политики. На учетную политику возложена огромная роль в процессе налогового планирования, по мнению некоторых авторов, она является основным инструментарием налогового планирования. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г., под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики по конкретному объекту бухгалтерского учета выбирается один из нескольких вариантов, предусмотренных нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению Российской Федерации.

2. Использование льгот при уплате налогов. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство Российской Федерации важно отметить, что оно дает возможность законно снизить бремя налоговой нагрузки. Для этих целей предусмотрены общие и специальные способы минимизации налогов, такие как формирование договорных отношений, максимальное использование льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сокращение объекта налогообложения, отсрочка по уплате налогов, замена отношений между сторонами и другие.

3. Контроль над сроками уплаты налогов, так как нарушение установленных сроков для уплаты налогов влечет за собой штрафные санкции. В то же время, можно использовать методы передвижения сроков уплаты некоторых налогов на определенный период без штрафных санкций. При этом денежные средства остаются в обороте, следовательно, приносят дополнительную прибыль.

При описании последовательности налогового планирования многие авторы выделяют следующие взаимосвязанные этапы.

1. Формирование налогового поля организации. Налоговое планирование в организации начинается с установления всей совокупности налогов, которые должна уплачивать организация в бюджет и во внебюджетные фонды. Определяется налоговое поле в соответствии с правовым статусом организации, на основании ее устава, а также Налоговым кодексом РФ и законодательными актами федерального, регионального и местного уровня.

2. Формирование системы договорных отношений. Система договорных отношений или договорное поле формируется на основании устава организации и Гражданского кодекса РФ. Определяются виды договоров, на основании которых организация будет сотрудничать с партнерами. Изменяя условия хозяйственных договоров, а, следовательно, и их налоговые последствия, организация ставит целью достижение определенного финансового результата или определенной структуры активов.

3. Подбор типичных хозяйственных операций. Исходя из предварительного анализа хозяйственной деятельности и планируемых результатов работы, выбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять организации.

4. Определение реальных хозяйственных ситуаций, охватывающих все виды деятельности организации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.

5. Предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций. Оптимальные по налоговым платежам и финансовому результату варианты хозяйственных ситуаций оформляются блоками бухгалтерских проводок.

6. Составление журнала типовых хозяйственных операций. На основании оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, являющийся реальной основой для ведения бухгалтерского и налогового учета.

7. Сравнительный анализ хозяйственных ситуаций на предмет получения максимального финансового результата с учетом налоговых платежей и возможных налоговых рисков.

8. Разработка альтернативных вариантов учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

До вступления в силу части второй Налогового Кодекса РФ организации формировали учетную политику лишь для целей бухгалтерского учета. С вступлением в силу 21 главы Налогового Кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость» появилось упоминание об учетной политике в 167 статье Налогового Кодекса РФ, а с введением в силу 25 главы Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» требование об учетной политике закреплено законодательно в 313 статье НК РФ. Таким образом, начиная с 1 января 2002 года, организации формируют две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. В соответствии со статьей 11 Налогового Кодекса РФ учетная политика для целей налогообложения - это «выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» [3, с. 11].

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативные документы в ряде случаев допускают выбор хозяйствующим субъектом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативным документом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Качественная учетная политика зачастую выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика -это очень весомый аргумент для решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Чем подробнее учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

В-третьих, учетная политика - это мощный инструмент налоговой оптимизации. Важно отметить, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п.

Учетная политика, отвечающая перечисленным выше требованиям, становится реальным источником необходимой информации, которая сможет оказать настоящую помощь организации, а не формальным документом, который организация, должна предоставить в налоговый орган в составе годовой отчетности. При разработке учетной политики также необходимо учитывать специфику деятельности хозяйствующего субъекта. На выбор конкретных положений, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы:

- отраслевая принадлежность и вид деятельности;

- объем производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), численность работающих, стоимость имущества организации;

- управленческая структура организации (наличие филиалов, обособленных подразделений);

- степень развития информационной системы в организации;

- уровень квалификации специалистов бухгалтерских и финансовых служб и т.д.

При разработке учетной политики должны быть решены следующие задачи.

1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания, позволяющим проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

2. Создать эффективную систему налогового учета.

3. Предусмотреть определенные направления оптимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.

4. Создать такую систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации при решении задач, стоящих перед бухгалтерским учетом и налогообложением.

Таким образом, учетная политика должна строиться не для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета, а прежде всего, в целях оптимизации налогов и сборов, уплачиваемых предприятием и снижения налогового давления. Налого-

вая учетная политика позволяет оптимизировать налоговую базу в части трех налогов: налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и налога на прибыль. Следует отметить, что на оптимизацию налоговых платежей оказывают влияние не только положения налоговой, но и бухгалтерской учетной политики. Например, налог на имущество организаций рассчитывается по данным бухгалтерского учета, налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». При определении налого-

вой базы данное имущество учитывается по остаточной стоимости. Следовательно, порядок оценки и метод начисления амортизации по основным средствам, принимаемый в бухгалтерском учете влияет на величину налога на имущество и оказывает влияние на величину налога на прибыль.

Учетная политика организации содержит определенное количество способов оптимизации налогового портфеля посредством закрепления различных вариантов отражения в учете имущества, обязательств и хозяйственных операций, основные из них отражены в следующих вариантах учетной политики, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Варианты учетной политики для целей налогового планирования

Элементы учетной политики Допустимые варианты учетной политики Пояснения

1. Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) 1. Метод начислений 2. Кассовый метод Предпочтительнее второй вариант. Если организация ведет расчеты в порядке предоплаты, может быть принят метод начислений

2. Расходы, связанные с производством товаров (продукции, работ, услуг) 1. Метод начислений 2. Кассовый метод Предпочтительнее первый вариант. При большом интервале между оплатой и расходованием материалов выгоднее второй вариант

3. Метод оценки и расчета фактической себестоимости материально-производственных запасов при отпуске в производство и на непроизводственные нужды (статья 254 НК РФ) 1. Метод оценки по стоимости единицы запасов 2. Метод оценки по средней стоимости 3. Метод оценки по стоимости первых по времени закупок (ФИФО) 4. Метод оценки по стоимости последних по времени закупок (ЛИФО) Метод ЛИФО завышает себестоимость и снижает величину налога на прибыль. Метод ФИФО занижает себестоимость и увеличивает прибыль. Выгоден организациям с уровнем цен ниже среднего по отрасли

4. Установление границы между основными средствами и средствами в обороте (статья 257 НК РФ) 1. 20 000 рублей 2. Ниже 20 000 рублей Выбор варианта зависит от решения, принятого руководством

5. Начисление амортизации основных средств (статья 259 НК РФ) 1. Линейный метод 2. Нелинейный метод Выбор нелинейного метода ведет к снижению базы по налогу на прибыль

6. Формирование резервов предстоящих расходов 1. Могут создаваться резервы: на ремонт основных средств; на оплату отпусков; на выплату вознаграждений за выслугу лет и другие цели 2. Резервы не формируются Создание резерва позволяет равномерно включать расходы в себестоимость в течение отчетного года. Что позволяет избежать завышения себестоимости в одном отчетном периоде и занижения в другом

7. Формирование резерва по сомнительным долгам 1. Организация создает резервы по сомнительным долгам 2. Организация не создает резервы по сомнительным долгам Формирование резервов по сомнительным долгам позволяет снизить риск банкротства и способствует уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль

8. Порядок списания расходов будущих периодов (РБП) 1. Пропорционально объему продукции 2. Равномерно Выбор варианта списания РБП зависит от поставленных целей

Рассмотрев указанные варианты формирования налоговой учетной политики, мы видим, что они позволяют организации снизить размер налоговых платежей и исключить случаи необоснованной переплаты налогов. Показателем того, насколько эффективно использование учетной политики в целях налоговой оптимизации, является величина налоговой экономии, за счет которой достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении организации. Этот эффект возникает как за счет уменьшения величины взимаемых налогов, так и за счет рас-

пределения финансовых потоков во времени. Таким образом, формирование оптимальной учетной политики является наиболее востребованным и самым доступным направлением налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации. Более того, эффективная система налогового планирования, осуществляемого законными методами, является фактором обеспечения как собственной финансовой безопасности организации, так и безопасности государства.

Библиографический список

1. Букина, Г.Н. Корпоративный налоговый менеджмент как неотъемлемая составляющая стратегии управления бизнесом // Всероссийский экономический журнал. - 2007. - №1. Econom.nsk.ru/eco/Arhiv/Readstativ/2007 01/Бикта/Ыт

2. Э/р. - Р/д: http://materialotzakharova.narod.ru/Tax optimization.htm

3. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), 1998. - Ч. 1. - № 146-ФЗ. - 31.07.

4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), 2000. - Ч. 2. - № 117-ФЗ. - 05.08.

5. Закон РФ «О безопасности», 1992. - № 2446-1. - 5 марта.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утверждено приказом Минфина РФ, 2008. - № 106 н. - 06.10.

7. Бабанин, В.А. Организация налогового планирования в российских компаниях / В.А. Бабанин, Н.В. Воронина // Финансовый менеджмент. -2006. - № 1.

8. Новикова, Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. - 2003. - № 5.

Bibliography

1. Bukina, G.N. Korporativnihyj nalogovihyj menedzhment kak neotjhemlemaya sostavlyayuthaya strategii upravleniya biznesom // Vserossiyjskiyj ehkonomicheskiyj zhurnal. - 2007. - №1. Econom.nsk.ru/eco/Arhiv/Readstatiy/2007_01/Bukina/htm

2. Eh/r. - R/d: http://materialotzakharova.narod.ru/Tax_optimization.htm

3. Nalogovihyj kodeks RF (NK RF), 1998. - Ch. 1. - № 146-FZ. - 31.07.

4. Nalogovihyj kodeks RF (NK RF), 2000. - Ch. 2. - № 117-FZ. - 05.08.

5. Zakon RF «O bezopasnosti», 1992. - № 2446-1. - 5 marta.

6. Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu «Uchetnaya politika organizacii» (PBU 1/2008), utverzhdeno prikazom Minfina RF, 2008. - № 106 n. - 06.10.

7. Babanin, V.A. Organizaciya nalogovogo planirovaniya v rossiyjskikh kompaniyakh / V.A. Babanin, N.V. Voronina // Finansovihyj menedzhment. - 2006. - № 1.

8. Novikova, T.A. Uchetnaya politika organizaciyj, kak instrument optimizacii nalogooblozheniya // Finansih. - 2003. - № 5.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК: 338.439.66.(571.1)

Isaeva G.V. FORECASTING OF MANUFACTURE AND CONSUMPTION OF THE BASIC FOODSTUFF REGION. In article volumes of output and consumption of milk, meat and a potato by the population of Russia as a whole, and also the Novosibirsk region are considered. During research dynamics of change of analyzed indicators was considered, and during the retrospective analysis by means of a method of analytical alignment the forecast of change of size of supply and demand for production is given. Key words: the market, production, manufacture, consumption, requirements, forecasting.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В РЕГИОНЕ

Г.В. Исаева, ст. преподаватель каф. экономического анализа и статистики экономического факультета Новосибирского государственного аграрного университета, Е-таИ: avemaria-86@mail.ru

В статье рассмотрены объемы производства и потребления молока, мяса и картофеля населением России в целом, а также Новосибирской области. В ходе исследования рассматривалась динамика изменения анализируемых показателей, а в ходе ретроспективного анализа при помощи метода аналитического выравнивания дан прогноз изменения величины спроса и предложения на продукцию.

Ключевые слова: рынок, продукция, производство, потребление,

Развитие рынка продовольствия затрагивает множество областей социально-экономической деятельности как России, так и мирового сообщества. Появление продуктов с использованием инновационных разработок повлечет изменение международных стандартов на качество товаров, что, в свою очередь, отразится на экономической доступности продуктов питания для населения.

В связи с разразившимся продовольственным и экономическим кризисом остро встала проблема потребительского спроса, а, соотвественно, и вопрос объемов производства тех или иных продуктов питания [1]. В настоящее время большая часть населения нашей страны предпочитает покупать продукты более низкого качества и по невысоким ценам, хотя ассортимент и качество продукции ежедневно растут [2; 3]. Поэтому основ-

Производство и потребление мо

потребности, прогнозирование.

ной данного исследования является прогнозирование объема производства и потребления основных продуктов питания в регионе при помощи экономико-статистических методов.

Развитие потребностей населения в продуктах готовых к потреблению, наблюдается в связи с усилением конкуренции на продовольственном рынке. Современный уровень развития продовольственного рынка характеризуется ростом уровня потребления полуфабрикатов и увеличением автоматизации их производства. Высокий уровень конкурентоспособности приводит к снижению затрат на производство единицы продукции и заставляет потребителя приобретать более низкокалорийные, но качественные продукты. По данным, приведенным в таблицах 1,2 и 3, проведем ретроспективный анализ, на основе которого можно спрогнозировать ситуацию в сфере производства и потребления молока, мяса и картофеля.

Таблица 1

ока в хозяйствах всех категорий*

Регион 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 1995 г., %

Производство, тыс. т

Российская федерация 39240,7 32259,0 31069,9 31988,4 32362,6 32570,0 83,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новосибирская область 1087,1 920,7 818,9 751,8 800,9 783,7 72,1

Потребление на душу населения, кг

Российская федерация 254 215 234 241 243 246 96,8

Новосибирская область 295 276 280 279 292 292 98,9

* Регионы России. Социально-экономические показатели: сб. Росстат. - М., 2010.

Стоит отметить, что уровни производства и потребления молока в Российской Федерации, в том числе Новосибирской области (табл. 1), снизились по сравнению с 1995 г, причем объемы производства сокращаются большими темпами, чем объемы потребления. Так производство молока в Новосибирской области снизилось на 37,9%, а в России - на 17. Главной причиной этому могла стать убыточность отрасли молочного скотоводства и постоянно сокращающиеся поголовье высокопродуктивных коров.

Производство и потребление мяса в России в последние годы увеличились. Темпы роста потребления, по сравнению с темпами роста производства в стране, по данным на 2009 г. (по отношению к 1995 г.) были выше на 5,9 процентных пункта. В Новосибирской области объемы потребления молока на душу населения превышают объемы производства на 18,1 процентных пункта (табл. 2).

Таблица 2

Производство и потребление мяса скота и птицы (в убойном весе) в хозяйствах всех категорий*

Регион 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 1995 г., %

Производство, тыс. т

Российская федерация 5795,8 4445,8 4989,5 5790,1 6268,1 6719,5 115,9

Новосибирская область 155,8 108,6 119,5 120,2 133,7 141,3 90,7

Потребление на душу населения, кг

Российская федерация 55 45 55 62 66 67 121,8

Новосибирская область 57 42 50 52 59 62 108,8

* Регионы России. Социально-экономические показатели: сб. Росстат. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.