Научная статья на тему 'Использование традиций деревянного храмостроения в современных проектах храмов на Урале'

Использование традиций деревянного храмостроения в современных проектах храмов на Урале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20003
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акчурина Наталия Сергеевна

Статья посвящена возрождению деревянного храмового зодчества на Урале. Изучение наследия русского деревянного зодчества и традиций русского православного храмостроения позволит преодолеть прерванную преемственность в русской храмовой архитектуре и понять дальнейшие направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Traditions of Wooden Temple Construction in Modern Temples’ Design in Ural

The article speaks about revival of wooden temple architecture in Ural. The study of Russian wooden architectural heritage and traditions of Russian Orthodox temple architecture is important for restoring of mastership and understanding further development of church architecture.

Текст научной работы на тему «Использование традиций деревянного храмостроения в современных проектах храмов на Урале»

УДК 726.03 ББК 85.11

Н.С. Акчурина, г. Екатеринбург

Использование традиций деревянного храмостроения в современных проектах храмов на Урале

Аннотация

Статья посвящена возрождению деревянного храмового зодчества на Урале. Изучение наследия русского деревянного зодчества и традиций русского православного храмостроения позволит преодолеть прерванную преемственность в русской храмовой архитектуре и понять дальнейшие направления ее развития.

Ключевые слова: деревянное храмовое зодчество, наследие, традиции, современное строительство.

Строились ли до революции на Урале деревянные храмы? Со всей очевидностью можно сказать, что, конечно, строились. Но, к сожалению, деревянное строение остается живым и сохраняется только в том случае, если оно используется по назначению. Поскольку в течение 70 лет советской власти таких условий для деревянных храмов просто не могло быть, то и сохранившихся деревянных храмовых строений осталось настолько мало, что можно пересчитать по пальцам. Надо также принимать во внимание и ту активность, с какой уничтожались храмы после революции. Ведь даже состояние сохранившихся до наших дней каменных храмов в уральских селах просто удручает — степень разрушения очень сильная. Храмы в больших уральских селах, некогда крепких и многонаселенных, были под стать большим городским соборам, строились для большого прихода. А последующее активное их разрушение и нецелевая эксплуатация привели их в состояние, требующее просто гигантских затрат на восстановление, совершенно непосильных для сельчан в сегодняшних малонаселенных селах. Деревянные сельские храмы, если не были разрушены сразу, то либо использовались в качестве сельских клубов, магазинов или складов, либо стояли в полуразобранном виде и разрушались. Лучшие образцы деревянного храмового зодчества сохранились только на русском Севере из-за достаточной удаленности этих территорий от бурной послереволюционной жизни и активного богоборчества.

Деревянные храмы до революции на Урале строились, как правило, в малых селах, а большим селам все-таки хватало средств на строительство каменных храмов. Сельское население сегодня уменьшилось неизмеримо по сравнению с дореволюционным состоянием. И даже большие села не имеют средств на реконструкцию дореволюционного наследия — огромных каменных храмов, или испытывают затруднения с переносом клубов и других учреждений, существующих в старых храмовых зданиях. А потребность населения в поселковых и районных храмах все более возрастает. И эта ситуация может быть в какой-то степени разрешена только путем строительства рядом с существующим (не реконструированным) каменным храмом небольшого деревянного храма, готового принять прихожан сегодня (рис. 1).

Когда после крещения Руси князем Владимиром широко начали строиться православные храмы, то они были не первыми на Руси, так как еще задолго до 988 г. многие из славян и живших среди них варягов были христианами и имели свои храмы. Так, например, из летописного рассказа об убийстве Аскольда и Дира (882 г.) известно о существовании тогда двух деревянных церквей — божницы св. Николая и св. Орины.

Архитектура первых русских деревянных храмов, а также тех, которые строились до XVII в., и изображения которых не сохранились, по всей видимости, мало чем отличалась от архитектуры храмов XVIII в. Если сопоставить эти памятники русского церковного деревянного зодчества, по-

строенные в XVII — начале XVIII в., с теми изображениями деревянных церквей, которые встречаются в описаниях иностранцев, путешествовавших по Русскому государству в XVII в., то можно сделать вполне определенное заключение, что путешественники видели церкви совершенно таких же типов, каких придерживались зодчие более поздних храмов, сохранившихся до нашего времени. Но ведь многие из числа церквей, зарисованных иностранцами, были построены задолго до того момента, как их увидели эти путешественники, и этот промежуток времени мог равняться 150-200 годам, то есть возможному веку службы деревянного здания. Кроме того, благодаря тем сведениям, которые мы можем почерпнуть в различных памятниках нашей древней письменности, становится возможным установить факт, что в XV и XVI столетиях церкви строились «по подобию» и «как водится». То есть русские плотники строго придерживались в своих постройках существовавших тогда образцов древних храмов и строили «по старине». И, думается, совсем не потому, что не могли придумать чего-то совершенно нового, другого. Просто они понимали важность сохранения образа, традиций и устоев, а объемно-пространственные характеристики деревянного храма существуют в довольно узком диапазоне решений, продиктованных функциональными требованиями и конструктивными особенностями материала, но возможности их деталировки поистине неисчерпаемы.

После длительного периода разрушения храмов в годы советской власти, когда прервалась нить преемственности традиций в храмовом строительстве, настало время возрождения и нового строительства. Каким же должен быть храм новый, современный? Нередко сейчас можно слышать, что не следует повторять того, что делали зодчие-храмостроители в прошлом, что те формы уже отжили свое, что нужно искать новые, современные формы, что храмы нужно строить, используя новую необычную архитектуру, современные приемы формотворчества и новые необычные материалы. Но, во-первых, разве может это быть самоцелью при строительстве храма? Во-вторых, и это самое главное: будет ли он в новых, неузнаваемых формах соответствовать богослужебному назначению, традиционной православной символике храма? И, кроме того, не надо забывать о том, что в случае столь длительного периода прерывания традиций просто невозможно мгновенно восполнить тот опыт храмостроительства, который должен был естественным путем накопиться за прошедшие 70 лет. И этого опыта нет не только в постсоветской России, но и в зарубежной православной церкви, которая все эти годы бережно хранила традиции, помогавшие сначала русской эмиграции, а потом и их потомкам не забыть свои корни, православную веру, Родину, свой язык. Однако удаленность от России и желание как можно более точно сохранить все, что возможно, из прежней жизни, видимо, не позволили идти по пути развития православной церковной архитектуры.

Тщательно изучая церковное наследие в области деревянного зодчества, архитектор многое может почерпнуть из него, переосмысливая в своем творческом сознании древние принципы церковного зодчества и их художественное выражение в разное время и в разном материале. А церковные каноны вовсе не являются незыблемо жесткими рамками, ограничивающими творчество, но служат достойными указателями на пути создания новых архитектурных образов. В храмовом зодчестве творчество архитектора не обезличивается, а наоборот, живет полноценной жизнью в созвучии

у— и у—

выражения образной идеи с национальной церковной архитектурной традицией. Без соблюдения традиции немыслимо и появление новых форм в храмовом зодчестве. Канонические требования, национальные традиции и творческие возможности зодчих становятся источниками сотрудничества двух основных составляющих храмовой архитектуры — неизменного и изменяемого. Их соединение в храмовой архитектуре символизирует единство литургической жизни православной церкви как неизменяемой составляющей при многообразном проявлении ее в архитектуре разных времен и народов, как выражение динамичной, непрерывной и вечно меняющейся реки жизни.

В русском храмовом зодчестве есть ряд характерных особенностей, выделяющих его из общемирового контекста православного храмового зодчества. В пору начала строительства храмов на Руси деревянная архитектура находилась на очень высоком уровне своего развития. И в храмовом зодчестве ярко проявились богатые традиции деревянной гражданской архитектуры. Практически сразу в деревянной храмовой архитектуре возникает шатровое завершение храмов — прямое наследие теремного строительства. Далее происходит закономерное развитие и обогащение форм завершения объема храма. Традиционный шатер окружается многоглавием и сложными элементами в форме бочек или фронтонов различной формы. Усложняется и архитектура объема в целом.

А затем появляются и другие формы завершения центрального объема. Многоглавие русских храмов появилось еще в ранних памятниках храмового зодчества, и это было неслучайным явлением. В городском окружении храмов было много остроконечных завершений гражданских строений: дворцовых и крепостных башенных деревянных сооружений. Окружающий городской ансамбль сам по себе требовал создания оригинального завершения храмовых деревянных или каменных зданий в виде многоглавия с нарастающей вверх сложной деталировкой монументальной конструкции зданий, чтобы выделить церковное здание из общего контекста, сделать его доминантой как духовной, так и архитектурной.

Сегодня пути, ведущие к развитию архитектуры церковных традиций, видятся в тщательном изучении всего многовекового архитектурного наследия, оставленного нам православной церковью в различных национальных его преломлениях.

Образцами будут являться при этом лучшие памятники национальной храмовой архитектуры, заслужившие всеобщее признание. А мерилом соответствия Церковному Преданию будет служить прежде всего отражение в архитектуре храма национальной многовековой традиции русского храмового зодчества. И надо помнить, что начало православному храмостроительству было положено именно в области традиционного для Руси деревянного зодчества. Особенным богатством национальных традиций отличается именно деревянное храмостроительство.

Кроме того, в современной России уже совершенно очевидна насущная потребность в большем количестве храмов в городе (и не помпезных городских соборов, а небольших районных храмов) и в наличии храма в каждом селе. Ведь социалистическое строительство совершенно не учитывало и даже отрицало подобные потребности населения. А сейчас уже в прошлом остались те времена, когда в первые послеперестроечные годы в храме на службе стояли пять-шесть человек. Ныне и в будние дни служба идет при большом собрании верующих, а в праздничный день в храм попасть и совсем проблематично. Меняется и состав людей, присутствующих в храме: если еще лет двадцать назад это были «старушки в белых платочках», то сегодня на службе можно увидеть очень много мужчин и женщин разного возраста, молодежи и детей.

Видоизменение стилистики во времени и процесс неизменной эволюции архитектуры, конечно, затронули и деревянное зодчество. Но даже в эпоху грандиозных изменений в стране, во времена Петра I и Екатерины II, когда повсюду в России торжествовала европейская архитектура, на Русском Севере продолжалось строительство деревянных храмов и домов по старинным образцам.

Традиции деревянного зодчества на Руси чрезвычайно богаты. И существует множество хорошо сохранившихся памятников. Почти все они находятся главным образом на Русском Севере, где обширные лесные массивы предоставляли большой объем этого ценного строительного материала. Есть и целые музейные комплексы под открытым небом (Кижи, Суздаль, Верхняя Синячиха на Урале), где бережно собираются и сохраняются деревянные строения. Да и практически в любой деревне можно найти деревянный дом позапрошлого века. Деревянных храмов сохранилось значительно меньше.

Но и тут возможны находки. Старая деревянная часовня в деревне Раскуиха Полевского района Свердловской области в годы советской власти служила магазином, а позже жилым корпусом туристического лагеря. А несколько лет назад местные жители решили восстановить часовню (рис. 2, 3). И оказалось, что срублена она из лиственницы, венцы ее, пропитанные смолой, хорошо сохранились от гниения. Нашлись очень интересные приемы соединения бревен по длине и соединения в углах. Думается, что такие находки ожидали бы заинтересованных исследователей во многих селах Урала.

Однако сегодня, наверное, нельзя абсолютизировать принцип строительства «как водится» и «по старине», как строили наши далекие предки. Время не стоит на месте. Современный мир предоставляет массу новых возможностей в строительстве, новых технологий, новых строительных материалов, в том числе и в области деревянного строительства. Интерес к дереву как строительному материалу сегодня получает новые основания. И тому есть несколько причин.

Во-первых, в современном «синтетическом» мире у человека все чаще возникают аллергические реакции на различные искусственные материалы и все больше проявляется желание и необходимость жить в естественной среде. И как раз у современного человека все сильнее проявляется тяга к природным, естественным материалам.

Во-вторых, дерево, как известно, всегда было не столь долговечно, как камень и кирпич. А современные технологии обработки древесины могут продлить срок его жизни и превратить его во вполне конкурентоспособный и долговечный строительный материал с новыми удивительными качествами для достижения различных целей. Кроме того, серьезно расширяется цветовая палитра и художественные возможности используемых деревянных конструкций при помощи различных пропиток и покрытий.

В-третьих, в постсоветской России широкому распространению деревянного храмового строительства есть и морально-религиозная причина. Не случайно современное обращение к деревянному зодчеству в храмовом строительстве — сама ситуация отрыва народа от корней и традиций более чем на 70 лет обусловила желание вернуться к самым истокам и православной веры на Руси, и традиций строительства деревянных храмов. Тем более что пространство деревянного храма обычно бывает более соразмерно человеку, нежели холодный простор большого каменного собора, уже в силу самих конструктивных особенностей материала.

Все эти причины, наверное, и обусловили самое масштабное на Урале обращение к деревянному храмостроительству, когда решался вопрос о строительстве монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме — нужно было построить быстро, красиво и экономично. А в последующие годы деревянные храмы получили широкое распространение практически по всей территории Урала в разных областях: Пермской, Тюменской (пос. Мортка), Челябинской (Петропавловка, Южноуральск), Курганской, республике Коми (Усинск, Захарвань) и Башкирии (Салават).

Конечно, в современном мире строительство деревянных храмов может показаться анахронизмом, особенно в крупных городах. Но сегодня, как и в древности, это обусловлено также и экономическими причинами. И ныне только большие города могут позволить себе возведение или реконструкцию большого каменного храма.

Но это относится только к центральным районам городов, в периферийных городских жилых районах, возникших при советской власти, храмы даже в проекте не были заложены. Строительство нового каменного храма сами жители тоже вряд ли смогут осилить. А поездка в храм в центр города требует сил и времени. Следовательно, налицо насущная потребность иметь хотя бы небольшие храмы во всех жилых городских районах. Церковная и гражданская власть сегодня пришла к общему намерению построить храм в каждом районе города, в «шаговой» доступности. Рассматривается возможность строительства в том числе и деревянных, так называемых обыденных храмов. Пример такого строительства мы можем видеть в Екатеринбурге на ул. Халтурина. Намерение это вполне отвечает требованиям современности, но хорошо, если это будет не один-единственный типовой проект быстровозводимого храма, бесконечно тиражируемый в застройке, но храм, имеющий возможность меняться с учетом контекста участка, с учетом образа святого покровителя храма, своеобразный и неповторимый, истинный дом Бога, а не церковный аналог хрущевки. В проекте деревянного храма легко выполнить изменения, не задевающие его конструктивной основы, но делающие его своеобразным и узнаваемым. Вполне реально достижение этой цели без огромных бюджетных вложений: проектирование деревянного храма до стадии «П» обходится не столь дорого, а современные материалы и строительные технологии предоставляют возможности для такого строительства и изменений в отделке в очень широком диапазоне.

В сельской российской глубинке на сегодняшний день мы имеем практически в каждом большом селе полуразрушенный каменный храм (если его не снесли под корень в годы богоборчества), который в случае его восстановления потребует гигантских капитальных вложений. Строительство деревянного храма обходится в 3-4 раза дешевле такого же по размеру каменного и осуществляется гораздо быстрее. И еще, если говорить о возрождении православных традиций в России, то стоит вспомнить и о старинной традиции — до начала строительства каменного храма на храмовой территории строить храм деревянный, чтобы молитвой помогать строительству (как это было при восстановлении Храма Христа Спасителя в Москве). Сегодняшние условия трансформировали эту традицию в соответствии с новыми реалиями.

Проектирование деревянных храмов, конечно же, имеет свои особенности: от выбора древесины и до решения вопросов акустики в храме. Традиционно на Урале, богатом сосновыми лесами, для строительства сосну и выбирают. Но построенные из сосны храмы требуют дополнительных

мер по улучшению акустических свойств, так как звук в них слегка глушится из-за невысокой плотности древесины сосновых бревен. В своды таких храмов закладывают «голосники» — керамические горшки, которые служат резонаторами и делают звук более звонким.

При строительстве храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Областном онкологическом центре г. Екатеринбурга (рис. 4) в Свердловском областном онкологическом центре (проект автора) инвестор (светлой памяти Борисов Геннадий Михайлович) пожертвовал для строительства лес — ханты-мансийскую ель. Ровные, как оцилиндрованные, бревна с очень плотно расположенными годовыми кольцами и маленькой разницей диаметров от вершины к комлю были ошкурены, просушены и остроганы рубанком. Получился строительный материал высочайшего качества. Кроме того, своды в храме также были выполнены из еловой доски из той же ханты-мансийской ели с плотной древесиной. После освящения храма хористы, певшие на службе, удивленно заметили, что петь в храме было удивительно легко, и звук был красивыми и звонким. Храм стал своеобразной «скрипкой», ведь известно, что для изготовления скрипок самые знаменитые скрипичные мастера применяли ель для верхней деки и клен для нижней деки. Ель в верхней деке здесь присутствовала в полной мере. Возможно, акустика была бы и еще лучше, если бы полы были из клена.

Выбор дерева в качестве строительного материала при возведении нового храма сегодня отнюдь не редкость. Во многом популяризации деревянного зодчества в этой области послужило строительство монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, в проектировании которого мне довелось принимать участие. Затем стало происходить и повсеместное строительство деревянных храмов в городах и селах Екатеринбургской епархии и в самом Екатеринбурге, да и во всем Уральском регионе.

Бурное развитие строительных технологий в конце прошлого века позволило перевести дерево из категории старинного строительного материала с ограниченной областью применения в категорию современных строительных материалов. Но для России возникла парадоксальная ситуация: при всем богатстве русских традиций в деревянном зодчестве ведущее место в области деревянной архитектуры в конце ХХ в. принадлежало Финляндии, Швеции, Германии и Франции. Однако сегодня и в России архитекторы начинают все больше и больше использовать этот богатейший по своим возможностям материал в различных областях строительства, в том числе и церковного.

Зодчие ХХ! в. подчас обнаруживают такие свойства и возможности дерева, которые раскрывают этот материал в неожиданном свете и позволяют создавать совершенно современные архитектурные произведения, запоминающиеся и яркие в своей образности.

Следует, однако, сказать не только о многообразных технических инновациях в области деревянного строительства, но и о широчайшем диапазоне композиционных возможностей. И особенно это важно в храмовом зодчестве, когда в дереве возможно воспроизвести любую архитектурную стилистику.

Примерами такого стилевого многообразия в деревянном храмовом строительстве могут служить храмы, в разное время запроектированные для монастырей и поселков Екатеринбургской Епархии.

Один из них — храм во имя святого праведного Василиска Сибирского в Свято-Николаевском Туринском женском монастыре (напоминает своим завершением деревянные храмы Украины и Закарпатья (рис. 5). Другой пример — храм, который проектировался для поселка Становая (рис. 6). Храм по своему образу был решен как каменный, хоть и строился из дерева. Выполненная поверх бревенчатых стен штукатурка имитировала руст. И его стилистическое решение явно могло быть отнесено к классицизму, традиционному для Екатеринбурга, но нетрадиционному для деревянного храмового зодчества.

Существовавший ранее в поселке в поселке Становая храм, конечно, памятником не является, но его образ дорог прихожанам. Поэтому в такой несколько парадоксальной ситуации, когда прежний храм, будучи выполненным из дерева, существовал в образе каменного, было решено проектировать новый деревянный храм таким образом, чтобы максимально приблизить его образную стилистику к образу старого храма, но создать образ деревянного храма.

В сегодняшней России обращение к строительству из дерева может стать не просто возрождением традиций русского деревянного зодчества в гражданской и церковной архитектуре, но и

основой становления нового технологичного и современного подхода к незаслуженно забытому материалу, созданному самой природой, экологичному, с широчайшим диапазоном возможностей использования в современной архитектуре, в том числе и храмовой.

Рис. 1. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (дореволюционный снимок) и новый проект деревянного Преображенского храма (проект автора). Справа — новый Преображенский храм в В-Сысерти

Рис. 2. Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца в дер. Раскуиха Свердловской области в начале реконструкции и после

Рис. 3. Узел стыка бревен в стене храма во имя Святителя Николая Чудотворца в дер. Раскуиха

Рис. 4. Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». 2005 г.

Рис. 5. Храм во имя святого праведного Василиска Сибирского в Свято-Николаевском Туринском женском монастыре (проект автора)

Рис. 6. Старый Никольский храм в поселке Становая (старинный снимок). Проект нового деревянного храма во имя Святителя Николая Чудотворца

(проект автора)

Список использованных источников

1. Новое деревянное. 1999-2009 / под ред. Н. Малинина. — Екатеринбург: Изд-во ТАШ^ 2010. — 312 с.

2. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. — М.: Искусство, 1983. — 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.