Научная статья на тему 'Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата «Спецпроект»)'

Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата «Спецпроект») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
970
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКИЙ МЕДИАКОНТЕНТ / ТЕХНОЛОГИИ НОВЫХ МЕДИА / МОНЕТИЗАЦИЯ / СПЕЦПРОЕКТ / ФОРМАТ ЛОНГРИДА / JOURNALISTIC MEDIA CONTENT / NEW MEDIA'S TECHNOLOGIES / MONETIZATION / SPECIAL PROJECT / FORMAT "LONGREAD"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Людмила Викторовна

Обосновывается необходимость включения элементов теории связей с общественностью в учебный процесс студентов-журналистов при освоении ими жанровых и форматных моделей журналистского медиадискурса. Интегративный подход создает условия для формирования умения производить прагматически ориентированный и одновременно коммерчески выгодный медиаконтент. Теория вопроса рассматривается на примере подготовки мультимедийного медиатекста в формате лонгрида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Using of Public Relations Theory in Educational Process for Journalists (in the context of studying the multimedia articles genre)

This article focuses on the necessity of applying the public relations theory in training of the journalism genre models. It promotes the formation of students’ readiness for production of pragmatic and communicative-oriented and commercially viable media content at the same time. In the market economy environment, the media are forced to exist as a market-based enterprise that requires the editorial stuff to earn money. Information products that can be sold today are the image-texts. In the online media “special projects” give a possibility to combine social and commercial objectives. Preparation and implementation of social projects are carried out by the order, for the money and this is the implicit form of advertising and branding activities. They retain a visible link with journalism standards at the same time, since the special project is a multimedia art as a genre. In accordance with the challenges of the time, the training of journalists requires an approach that integrates knowledge of the journalism interactions and public relations in the process of creating media content for today’s media.

Текст научной работы на тему «Использование теории связей с общественностью в учебном процессе подготовки журналистов (на примере освоения формата «Спецпроект»)»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 9 (391). Филологическиенауки. Вып. 102. С. 78-86.

УДК 070

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ (на примере освоения формата «спецпроект»)

Л. В. Иванова

Толъяттинский государственныйуниверситет. Тольятти, Россия

Обосновывается необходимость включения элементов теории связей с общественностью в учебный процесс студентов-журналистов при освоении ими жанровых и форматных моделей журналистского медиадискурса. Интегративный подход создает условия для формирования умения производить прагматически ориентированный и одновременно коммерчески выгодный ме-диаконтент. Теория вопроса рассматривается на примере подготовки мультимедийного медиатек-ста в формате лонгрида.

Ключевые слова: журналистский медиаконтент, технологии новых медиа, монетизация, спецпроект, формат лонгрида.

В условиях рыночной экономики большинство СМИ вынуждены существовать как рыночные предприятия. На медиарынке успешными признаются те СМИ, которые наряду с эффективной реализацией социальной роли производителя и проводника общественно-полезной информации имеют устойчивую репутацию у аудитории и являются коммерчески выгодными проектами, то есть способны монетизиро-вать производимый медиаконтент. Под монетизацией условно следует понимать устойчивый спрос на информационную продукцию либо со стороны потребителя (аудитории, публики), либо со стороны аффилированных лиц (спонсоров, заказчиков, рекламодателей).

В этих условиях от журналистов как сотрудников СМИ требуется умение производить не только социально-полезный, но и продаваемый медиадискурс. Необходимость решать коммерческие задачи обязывает их руководствоваться в своей деятельности наряду с профессиональными установками еще и экономическими принципами, которые применительно к системе массовых коммуникаций глубоко осмыслены институтом связей с общественностью.

Продаваемой информационной продукцией СМИ является рекламный контент, а также имиджевые медиатексты, направленные на создание «паблисити» и положительного имиджа человека, события, организации, идеи и т. п. В новых условиях функционирования СМИ журналистика может без разрушающих для себя как профессиональной деятельности последствий заимствовать опыт организации эф-

фективной коммуникации, который имеется у связей с общественностью, чтобы производить более привлекательный для аудитории контент. А устойчивая аудитория - это и есть тот ресурс, который делает СМИ коммерчески выгодным медиапроектом.

Под новыми условиями функционирования СМИ мы имеем в виду не только рыночные отношения, но и необходимость и реальность их сосуществования в едином медиапространстве (термин И. М. Дзялошинского) с «новыми медиа» (New Media).

На англоязычной платформе Wikipedia «новые медиа» определяются как «the interactive Union of communication technologies and digital methods of information delivery, in which the main mediator is the Internet» («союз интерактивных коммуникационных технологий и цифровых способов доставки информации, в котором главным посредником является сеть Интернет») (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ New_media).

В работах по социальным коммуникациям понятие «новые медиа» сопоставляется и дифференцируется с понятием «социальные медиа»: «широким понятием «новые медиа» обозначают все новейшие цифровые компьютерные технологии в коммуникациях. В социальных медиа-сервисах пользователи любым образом взаимодействуют с контентом. Новые медиа включают в себя понятие социальных медиа» (URL: http://www.studfiles.ru/ preview/4274835/). В «Энциклопедии социологии» на «Академике» (URL: http://sociology_

encyclopedy.academic.ru) под «новыми медиа» понимается «серия концептуальных нововведений информационно-коммуникационного характера начала нового тысячелетия, связанных с появлением компьютерных сетей, Интернета, цифровых систем хранения и передачи данных, конвергенции различных средств коммуникации, повлекших за собой социокультурные изменения <...>» [2].

В современной журналистике и других науках о массмедиа пока отсутствует единое, принятое всеми учеными определение данного понятия. Используются как чрезвычайно широкие дефиниции: «...новые медиа, платформой для которых служит Интернет» [3], «новые медиа в интернете - коммуникационный и информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора контента» [1], «новые медиа, расположенные в интернете - уникальная платформа для распространения информации, с помощью которой появилась возможность комбинировать разные ее формы в одном месте» (URL: vernsky. ru>pubs/5278/Ponyatie_kontenta_novyh_media), так и более развернутые определения. Например, согласно точке зрения культуролога, доцента факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Е. Лапиной-Кратасюк: «...новые медиа определяются через три основные категории: цифровой код, интерактивность и интеграцию. Причем цифровой код здесь является ключевой категорией, поскольку именно он обеспечивает последующие две. Интеграция происходит на всех уровнях: на уровне менеджмента, контента и потребления. <...> Интерактивность связана с тем, что пользователь может очень активно вмешиваться в содержание и фактически становится полноправным его создателем. <...> В ситуации традиционных медиа содержание создавалось социальными институтами для больших недифференцированных групп граждан и распространялось по каналам, которые принадлежали отдельным лицам или государствам. На сегодняшний день все каналы общедоступны, и содержание может одинаково свободно распространяться от любого пользователя сети интернет» [5].

Наряду с вышеуказанными характеристиками новых медиа Е. Лапина-Кратасюк обращает внимание на культурологическую основу данного явления. Вслед за Л. Мановичем (Lev Manovich), профессором факультета Визуальных искусств Калифорнийского университета Сан-Диего, она называет неотъемлемой харак-

теристикой новых медиа «новый культурный код». По мнению Л. Мановича, культурный код медиадискурса, производимого и распространяемого новыми медиа, детерминирован цифровым кодом, компьютерной программой: «С тех пор как Новая среда стала создаваться с помощью компьютеров, распространятся с помощью компьютеров, существовать в компьютерной среде, компьютерная логика начала оказывать значимое воздействие на культурную логику всей коммуникативной среды. Поэтому факт того, что компьютерный слой будет оказывать влияние на культурный, явление вполне ожидаемое» [6].

«<...> Логика компьютерной программы, которую пользователи не замечают, оказывает абсолютно драматическое воздействие на содержание новых медиа..., <...> контент, получаемый в форме компьютерных программ категорическим образом меняет все формы коммуникации и восприятия любой символической продукции, будь то произведение искусства или новости. <.. .> программа становится сообщением», - подытоживает слова Л. Мановича Е. Лапина-Красюк.

Следовательно, на современном этапе развития медиапространства представляется недостаточным при определении «новых медиа» указывать такие атрибуты, как цифровой код, новые компьютерные технологии, мультиме-дийность, интерактивность и доступность. Новые медиа - это уже не просто новый канал или формат представления контента, это уже сам контент - культурный код, структурные (внутренние) характеристики которого обусловлены компьютерным кодом и ведущей функцией укрепления коммуникативных связей в обществе. Это, по сути, культурный код социальной коммуникации.

Природа новых медиа меняет суть и содержание социальных практик, становится социокультурным фактором развития общества. Благодаря новым медиа отдельный человек становится участником социального конструирования. Интерактивный ресурс интернета «учит» пользователей проявлять активность, которая затем преобразуется в гражданскую активность в реальной действительности. Игровая сущность новых медиа проецируется на социально-бытовое поведение людей. Д. В. Галкин отмечает: «Технология становится культурой и социальной практикой <...> техники удовольствий превращают в удовольствие любое содержание, в том числе знание» [2].

Таким образом, новые медиа - это коммуникационная площадка социума, которая благодаря различного рода IT-технологиям обеспечивает доступность и устойчивость коммуникаций удаленных пользователей, в том числе на основе их активного интереса к определенным информационно-технологическим ресурсам.

Несмотря на прогнозы начала XXI в. того, что новые медиа «заменят традиционные СМИ» и станут «структурообразующей системой индустрии свободного времени в информационном обществе» [1], традиционные СМИ (в том числе сетевые) продолжают существовать и быть востребованными у аудитории.

Новые медиа не вытеснили традиционные СМИ из медиапространства, СМИ не превратились в новые медиа. Развитие медиа-пространства происходит через интеграцию и взаимодействие новых и традиционных масс-медиа: первые заимствуют порождающие модели журналистской деятельности (новостные ленты, жанры), вторые - новые технологии организации информационно-коммуникационной связи.

New Media выступили фактором модернизации СМИ и источником развития журналистской практики. Журналисты как производители актуальной, социально значимой информации для СМИ демонстрируют готовность перенимать у новых медиа не только цифровые методы форматирования информационных продуктов, но и коммуникационные принципы их создания.

Наглядным примером интегрирования журналистского контента и технологий новых медиа можно считать «спецпроекты» сетевых СМИ. Сегодня такой раздел есть на большинстве сайтов. При этом не имеет значения, о каком типе издания идет речь: о качественном или массовом, о сетевом или электронной версии печатного («Российская газета»: http:// www.rg.ru/spec.html; «Коммерсант»: http:// www.kommersant.ru/specials/interactive; Lenta. ru: http://lenta.ru/specprojects/; «АиФ»: http:// www.aif.ru/special; «Комсомольская правда»: http://www.samara.kp.ru/daily/theme/13126 и другие).

Спецпроект - это мини-сайт (подсайт), открывающийся в отдельном окне со стартовой страницы сайта СМИ. Как правило, спецпроект создается на специальной мультимедийной платформе. Используя научную терминологию, можно назвать «спецпроект» одним из типов журналистского медиаконтента в СМИ.

Тематика спецпроектов чрезвычайно разнообразна: актуальные события из разных сфер жизнедеятельности общества, информационные явления, произведения массовой культуры, научные открытия, достижения производства, технологии, стихийные бедствия, военные конфликты, люди, судьбы, путешествия, повторяющиеся (аналогичные) явления и так далее, то есть все факты и явления, где есть динамика, развитие, изменения, документы, очевидцы. При отборе предмета для спецпроекта сохраняется принцип универсализма, характерный для журналистики, с поправкой на то, что предмет должен быть интересен аудитории, причем даже более, чем полезен, и еще - ценность темы не должна быстро теряться. Принцип интересности обусловливает расширение тематического поля: журналисты обращаются к историческим событиям, которые продолжают вызывать познавательную активность людей: «Берлинская операция», «Освенцим», «Ельцин: человек и политик», «Евромай-дан: хроника падения» и так далее.

Наибольшее тематическое разнообразие спецпроектов можно найти на сайтах собственно сетевых СМИ: Lenta.ru, Газета.ги, meduza. ю. На сайте газеты «Аргументы и факты» предлагается широкий выбор историко-докумен-тальных спецпроектов о ключевых событиях и ситуациях советской и российской истории: «Детская книга войны», «Пионеры-герои»; в сетевой версии газеты «Комсомольская правда», в соответствии с реализуемой информационной политикой, отдается приоритет спецпроектам, реализующим рекреативно-развлекательную функцию.

Наряду с «журналистским предметом» в спецпроектах проявляются элементы эффективных коммуникаций. Так, например, «Российская газета» использует спецпроекты для позиционирования государства и его роли в развитии различных сфер жизнедеятельности общества.

Прагматическая направленность «спецпроектов» позволяет говорить о такой их специфической черте, как идеологическая тенденциозность: они несут в себе мощный управляющий потенциал - идею, которая должна запечатлеться в воспринимающем сознании.

В зависимости от приоритета функций можно выделить:

- оперативные информационно-событийные проекты, реализующие информационно-просветительскую и культурно-образовательную функции: «Пионер кинетического

искусства» - спецпроект «Ленты.ру», ГМИИ им. А. С. Пушкина и журнала «Искусство» к выставке «Александр Колдер. Ретроспектива» (http://lenta.ru/features/calder/); «XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского» (Российская газета: http://www.rg.ru/sujet/5484/);

- аналитические проекты, реализующие социально-ориентирующую и рекреативно-развлекательную функцию: «Кардиограмма страны-2015: Захар Прилепин: Россия снова стала державой - другого выхода не было» (Комсомольская правда: http://best.kp.ru/msk/ cardiogram2015/);

- научно-популярные проекты, реализующие культурно-образовательную функцию: «Все относительно: десять теорий, которые объяснили весь мир» (Lenta.ru: http://emc.lenta.ru/);

- историко-документальные проекты, призванные сформировать идеологическую позицию: «Буденновск: Хроника. Спецпроект к 20-летию начала российский борьбы с терроризмом» (Lenta.ru: http://lenta.ru/specprojects/); «Ад Беслана: взгляд изнутри» (АиФ: http:// beslan.aif.ru/);

- биографические проекты, реализующие функции памяти, мировоззренческую функцию, образовательную, воспитательную: «Разговоры о Гоге»: (Lenta.ru: http://lenta.ru/features/ tovstonogovbig/); «Я вышел ростом и лицом»: Жизнь и смерть Владимира Высоцкого в воспоминаниях Вадима Туманова» (Lenta.ru: http:// lenta.ru/features/vysotskiy/);

- информационно-развлекательные проекты, реализующие прежде всего рекреативную функцию, а потом - познавательную, просветительскую и т. п.: спецпроект ^лавабогутыпришел, посвященный юбилею со дня выхода фильма «Назад в будущее» (Lenta. ru: http://lenta.ru/features/backtothefuture/);

- информационно-просветительские проекты-генераторы, реализующие информационную и культурно-образовательную функции наравне с функцией формирования положительного имиджа реформ российского образования, деятельности государства в сферах науки, технологий, досуга, путешествий: «PRO родитель» (Российская газета: http://www.rg.ru/ sujet/5325/); «Между наукой и бизнесом: Как заработать на науке и технологиях» (Lenta.ru: (http://lenta.ru/themes/2015/11/20/generations1/); а также ценностно-ориентирующую функцию: например, пропаганда здорового образа жизни - «Пора бежать» (Российская газета: http:// www.rg.ru/sujet/5444/);

- информационно-справочные проекты, реализующие функцию полезности, с помощью которой можно сформировать предпочтение из некоторого множества альтернатив: «Картотека» (Медуза: https://meduza.io/cards);

- story-проекты, реализующие рекреативную функцию: «Юбилейный размах: 40 лучших шпагатов Анастасии Волочковой» (Комсомольская правда: http://best.kp.ru/msk/ volochkova40/);

- интерактивные справочники, реализующие справочно-информационную функцию: «Все перевороты XXI века. Зарплатный бунт и Переворот на бис, Евромайдан и Революция без конца - как свергали лидеров государств в разных странах мира» (Коммерсант: http://www. kommersant.ru/doc/2821597); «50 человек, изменивших наш взгляд на мир» (Lenta.ru: http:// lenta.ru/features/q50/); «100 фактов о культурном достоянии России» (АиФ: http://100facts. aif.ru/);

- историко-документальные проекты, реализующие имиджевую функцию: «BMW 3 серии: 40 лет триумфальной истории» (Lenta.ru: http://3series-bmw.motor.ru/); «25 лет «Российской газете»: история газеты, история страны, история мира» (Российская газета: http://25. rg.ru/#/2015/1/);

- информационно-справочные проекты, реализующие рекламно-имиджевую функцию: «Больше чем банк: Серия материалов об участии Группы ВТБ в процессах по реализации целевых и государственных проектов» (Lenta. ru: http://lenta.ru/features/vtb/); «Пять причин поступить в Крымский федеральный университет» (Комсомольская правда: http://best.kp.ru/ crimea/kfu/);

- рекламные проекты, реализующие функцию формирования спроса наравне с информационной: «Светлое поколение: Lumia: Обзоры смартфонов разных ценовых категорий» (Lenta. ru: http://lenta.ru/features/lumia/) и другие.

Типология спецпроектов, в том числе по такому основанию, как ведущая функция, - это тема, ждущая своего исследователя. Упорядочить явление, превратив его в систему, - значит познать его и определить место в более общей системе, в данном случае - системе массме-диа. Но на данном этапе развития спецпроектов построение их типологии невозможно или нежелательно в силу того, что еще длится период экспериментов, идет поиск содержательно-формальных характеристик данной модели медиапродукта. Многие решения принимают-

ся интуитивно, а затем проверяются на жизнеспособность. Кроме того, содержательно-формальные и функциональные характеристики спецпроектов «встраиваются» в концепции конкретных СМИ, в традиции взаимоотношений редакций и читателей (пользователей).

Спецпроекты - популярный у редакций интернет-СМИ тип медиапродукта, набирающий лояльность пользователей, о чем свидетельствует статистика «перепостов» через различные социальные сети. На беглый взгляд очевидно, что как тип медиатекста они используются как для представления журналистского контента, так и имиджевого. Качественный журналистский спецпроект - это все-таки «кентавр», производство которого основано на соединении журналистского подхода к работе с массовой информацией, информационно-коммуникационных концепций связей с общественностью и технологий новых медиа. Возможно, именно в интегративной природе спецпроекта заложен мощный коммуникативный потенциал, особенно когда речь идет о молодежной аудитории, привыкшей к аналогичной форме подаче информации.

Кроме того, креолизованность, дигитализа-ция, мультимедийное представление истории в спецпроекте обеспечивает усиление воздействующего эффекта на сознание потребителей продукта. Соединение разных знаковых систем на одной платформе задействует чувственную сферу (слух, зрение) и обеспечивает более глубокие переживания. Возможность выбора фабулы, интересные повороты содержания, неожиданные подробности, наглядно проиллюстрированные разными типами документов, свобода переходов между смысловыми блоками благодаря внутренней навигации, удобство чтения (крупный шрифт, небольшие по объему, разделенные другими форматами, абзацы текста) и другие характеристики спецпроектов делают данный тип медиапродукта похожим на то, что предлагается «индустрией свободного времени». Позволяя сохранять верность журналистским традициям на уровне содержания, спецпроект органично вписывается в индустрию развлечения по форме представления информации.

Недостатком данного явления может служить высокая трудозатратность, которая имеет смысл только в том случае, если медиатекст обеспечивает достижение планируемого эффекта: привлечение внимания аудитории (и увеличение ее численности), либо закрепление

в сознании аудитории информации, в которой может быть заинтересован какой-либо субъект. Частично компенсирует трудозатраты «вневременной» характер спецпроекта: качественный продукт может быть востребован пользователями на протяжении достаточно длительного периода времени.

Специфические характеристики спецпроектов обеспечивают коммерческую привлекательность их использования в СМИ: то, что формирует лояльность аудитории, может рассматриваться как ресурс привлечения рекламодателя (спонсора, заказчика). Показательно, что уже появился новый тип медиауслуг: коммуникационное агентство «Со-общение» (http://www.co-mmunication.ru/contacts/), организующее «коммуникации, нацеленные на результат», предлагает услугу создания спецпроектов для СМИ, объясняя свое предложение следующим образом: «Реализация спецпроекта, помимо финансовых затрат, требует значительных усилий и опыта. Подготовленный материал должен оказаться интересным читателю, полезным компании-рекламодателю и приемлемым для редакции СМИ, что делает его подготовку сложным и нервным процессом. Кроме того, в процессе реализации проекта часто требуется не только разработка текстов и иллюстраций, но самостоятельный дизайн и верстка подготовленного материала, которые редко удаются внутрикорпоративным специалистам, не знакомым с издательской спецификой или созданием электронных СМИ. Привлечение РЯ-агентства, имеющего опыт в данной сфере, почти всегда является идеальным выходом из ситуации» (http://www.co-mmunication. ru/services/pr.php).

Спецпроекты создаются в разных форматах: презентации (система слайдов), мультимедийной статьи (объединение разных платформ подачи информации в границах одного медиатекста, при доминировании текстовой составляющей), веб-дока (нелинейный мультимедийный гипертекст, в котором «история» рассказывается на разных платформах, и пользователь может выбрать либо одну из них (фото, видео), либо просмотреть все: например, «Чайка» -криминальная драма, фильм-лонгрид, созданный А. Навальным при поддержке Фонда борьбы с коррупцией: https://chaika.navalny.com/), лонгрида.

Наиболее распространенным форматом спецпроектов является лонгрид. История возникновения термина «лонгрид» в американ-

ских массмедиа, ассимиляция его русским языком и трансформация значения от «большого текстового материал» к типу линейного мультимедийного форматирования на специальной платформе (в идеале - с эффектом параллакса: «изменение видимого положение объекта по отношению к удаленному фону в зависимости от нахождения наблюдателя, <.. .> специальная техника, когда фоновое изображение в перспективе двигается медленнее, чем элементы переднего плана» (http://www.kasper.by/help/ index_1201/)) описана практиками в многочисленных интернет-источниках. В настоящее время предпринимаются попытки научного осмысления лонгрид-форматирования в контексте осмысления проблемы трансформации журналистского контента под влиянием новых медиа.

Природообразующими признаками лонгри-дов большинство исследователей признают:

- линейный тип структуры медиатекста, который перебивается мультимедийными (фото, видео, аудио) вставками; «движение» пользователя по такому произведению происходит с помощью «скроллинга» или внутренней навигации, позволяющей перемещаться вперед-назад, выбирать наиболее интересные аспекты истории, но при этом оставаться в линейной (последовательной) логике повествования;

- размещение на отдельной мультимедийной платформе: лонгрид, открываясь в отдельном окне с минималистичным интерфейсом, дает возможность пользователю полностью погрузиться в историю, не отвлекаться на другие тексты, гиперссылки; в интернете представлены многочисленные бесплатные «сервисы для верстки визуальных историй» (tilda. сс, creatavist.com, wix.com и др.) с различными наборами возможностей;

- равноправие мультимедийных платформ подачи информации (текстовой, фото-, видео-, аудио-) в формировании и передаче идеи;

- объемный текст (от 2 000 до 20 000 (иногда более) знаков);

- тщательная проработка темы, глубокая аналитика, стройная аргументация, оригинальность идеи, так называемый «новый взгляд», новые детали, неизвестные подробности: содержательные возможности логрида таковы, что человек, ничего не знающий, например, об истории русско-татарских отношений в Крыму, после знакомства с лонгридом по теме, уже не просто хорошо ориентируется в ней, но может проецировать полученные знания на текущую

ситуацию, вырабатывать собственные оценки и выводы;

- использование мультимедийных средств (звука, ЗБ-изображений, музыки и т. п.) для создания эффекта присутствия пользователя на месте события, для активизации эмоций.

По прагматической направленности на аудиторию лонгрид - это полифункциональный медиатекст, который одновременно должен ре-ализовывать целый набор функций: информационно-познавательную, управляющую (или ориентирующую), организаторскую (рекомендательную), просветительскую (культурно-образовательную), эмоционально-чувственную (воздействующую), развлекательную и рекреативную. В каждом конкретном случае приоритет может меняться, но тем не менее при разработке лонгрида должны быть задействованы ресурсы, необходимые для реализации всего функционального набора.

Ведущие принципы производства лонгрида - интересность, увлекательность, удобство потребления, эстетическая ценность. В лонгри-де социально-ориентирующая функция реализуется через рекреационно-развлекательную.

С точки зрения авторской стратегии лонгри-ды могут быть как авторскими (Д. Арсланова «Исламские экстремисты готовятся атаковать Европу из Боснии: Спецкор «КП» побывала в скромной балканской стране и убедилась, что она незаметно превратилась в плацдарм для мирового терроризма», Комсомольская правда: http://best.kp.ru/msk/bosnia2016/), так и коллективными, индивидуальное авторство в которых никаким образом не проявлено. Как отмечает А. Лычавко, над большинством лонгридов трудятся команды от 5 до 10 человек («Просто длинный текст - еще не лонгрид», Mediakritika. Ьу: http://mediakritika.by/article/3133/prosto-dlinnyy-tekst-eshche-ne-longrid-kak-internet-izdaniya-osvaivayut-novyy-format).

На сайте студии копирайтинга «Ваш редактор» (http://vashredaktor.com/chto-takoe-longrid/) типологизацию лонгридов предлагается проводить по жанровому принципу:

- репортаж, создающий эффект присутствия на месте события (по сути материал новостного характера);

- аналитический реконструктор, «материал является реконструкцией цепи каких-то определенных событий, попыткой проанализировать их, выяснить причины и последствия»;

- портреты (второе название peoplestories): все жанры, предметом отраже-

ния которых является человек (интервью, зарисовка, портрет, житейская история).

Если следовать логике жанрового принципа, то есть основания выделять новые виды лонгрида:

- расследование-версия, для которого характерна интеграция признаков двух жанров: воссоздание процесса расследования и представление его результатов в виде версии: например, расследование Глеба и Анны Яровых «Земля на бумаге. История Шуйской земли -20 лет пути» (http://www.semnasem.ru/shuya/);

- рецензия: «Пионер кинетического искусства» - спецпроект «Ленты.ру», ГМИИ им. А. С. Пушкина и журнала «Искусство» к выставке «Александр Колдер. Ретроспектива» (http://lenta.ru/features/calder/);

- эссе: «Кардиограмма страны-2015: Захар Прилепин: Россия снова стала державой -другого выхода не было» (http://best.kp.ru/msk/ cardiogram2015/);

- рекомендация, экспертиза (опробовано на себе): спецпроекты «Картотеки Медузы» (https://meduza.io/cards);

- метажанр (тип медиатекста, наглядно интегрирующий характерные черты журналистского, имиджевого и рекламного медиатекста): «BMW 3 серии: 40 лет триумфальной истории» (http://3series-bmw.motor.ru/).

Эксперименты с жанровым потенциалом лонгридов продолжаются.

Представление журналистского контента в виде спецпроекта, в котором применяется лонгрид-форматирование, является примером трансформации творческой деятельности журналистов под действием новых вызовов. Сохраняя верность профессиональным принципам работы с массовой информацией на уровне содержания, журналисты используют возможности новых технологий для повышения прагматического потенциала своих произведений. В этом плане лонгриды имеют ряд несомненных достоинств:

- возможность разрабатывать сложные темы - усвоение целостной законченной истории вооружает потребителя полезной для саморазвития информацией - лонгрид становится инструментом социального познания и движения личности;

- обеспечение условий для «поэтапного» усвоения идеи: сложная структура лонгрида, использование различных знаковых систем, разнообразие аргументации, наглядно представленной аудитории, делает привлекатель-

ным процесс изучения предмета: через чувственный уровень - к эмпирическим обобщениям, а затем к теоретическим выводам;

- документы различного вида, визуализированные в лонгриде, значительно повышают убедительность аргументов;

- мультимедийные технологии «втягивают» пользователя в пространство лонгрида, создают иллюзию причастности к происходящему, погружают в «историю»;

- коммуникативная привлекательность лонгрида достигается благодаря принципу чередования форматов (это соответствует принципу коммуникативно-ориентированного построения текста) - пользователь не устает, а включение разных механизмов восприятия (чувственный логический, зрительный, слуховой) делает динамичным процесс усвоения информации;

- лонгриды, основанные на представлении личного опыта человека в решении вопросов, проблем, содержащие рекомендацию по организации конкретных видов деятельности, имеют максимальную «потребительскую ценность» [4]; сохраненные в «закладках» на мобильных устройствах, они могут использоваться как практические руководства к действию.

«Лонгрид-форматирование» журналистского контента позволяет удовлетворять информационные ожидания аудитории в максимально привычной, необременительной форме, а также совмещать решение информационных, социальных и экономических задач.

Обучение журналистов созданию контента в виде спецпроектов с лонгрид-форматирова-нием требует нового подхода, интегрирующего знания журналистики, связей с общественностью и 1Т-дизайна. Не затрагивая технологическую сторону, рассмотрим, какие знания теории связей общественностью могут быть полезны журналистам.

Прежде всего, в прагматическом плане требуется четкая переориентация с массовой на сегментированную (целевую) аудиторию. Необходимо осваивать понятие таргетируе-мость - направленность на заданную аудиторию. Причем в качестве дифференцирующего или, напротив, интегрирующего признака потребителей информации следует использовать критерий интереса, либо ситуативной пользы. Отходят на второй план такие основания выделения целевой аудитории, как социально-демографические, гендерные и возрастные характеристики.

Через глубокое информирование с помощью лонгрида, по сути, должно формироваться «паблисити» (узнаваемость) явления, события, деятельности, человека, открытия и т. п., осуществляться их продвижение (в этом кроется коммерческая привлекательность лонгрида), и обеспечить хороший результат может применение «технологий эффективной коммуникации».

В связи с тем, что полезность массовой информации уступает место ее интересности, привлекательности, важным для журналистов понятием становится «лояльность аудитории» (проявление симпатий, активности как эффект воздействия лонгрида). Ее формирование может происходить с помощью «вирусного потенциала»: идея должна быть настолько броской, необычной либо полезной, что пользователь должен испытать острое желание ею поделиться.

На уровне форматирования в лонгриде должна быть заложена возможность «поделиться» через социальные сети, и это нужно предусмотреть при формировании технического задания для 1Т-специалистов.

Коррекция коммуникативного (передача социально значимой информации к рассредоточенной аудитории) принципа на коммуникационный (обеспечить превращение разрозненных социальных единиц в целостные образования, которым присущи качества единства и общности) также обязывает вникать в суть теории массовых коммуникаций.

Таким образом, журналистам, чтобы не оказаться в редакции в статусе «бюджетников», необходимо осваивать коммерческие форматы медиатекстов. В сетевых СМИ возможность совмещать решение социальных и коммерческих задач дают «спецпроекты». Подготовка и реализация большинства спецпроектов осуществляется по заказу, за деньги, и является имплицитной формой рекламно-имиджевой деятельности. При этом они сохраняют видимую связь со стандартами журналистики как в идейно-содержательном, так и жанровом отношении. Следовательно, готовность создавать спецпроекты с лонгрид-форматированием и использованием технологий эффективных коммуникаций должна стать одной из компетенций современного журналиста.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ / Е. Л. Вартанова // Информационное общество. - 2008. - Вып. 5-6. - С. 37-39. - URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf.

2. Галкин, Д. В. Что такое новые медиа / Д. В. Галкин // Социология: энциклопедия. - Минск, 2003. - URL: http://sociology_encyclopedy.academic.ru.

3. Дзялошинский, И. М. Медиапространство России: состояние и тенденции развития / И. М. Дзялошинский. - URL: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom%2012/III/ Dzyaloshinskiy.pdf.

4. Коноплев, Д. Э. Закат десктопов: как мобильные платформы меняют медиа и их аудиторию / Д. Э. Коноплев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/zakat-desktopov-kak-mobilnye-platformy-menyayut-media-i-ih-auditoriyu.

5. Лапина-Кратасюк, Е. Особенности новых медиа / Е. Лапина-Кратасюк // Постнаука. - URL: http://postnauka.ru/video/38005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Принципы новой среды по Л. Мановичу // Гонзо-дизайн. Десять ударов бамбуковой палкой и никаких больше «я не сделал», «я не успел». - URL: http://www.gonzo-design.ru/education/ newmediaprinciples.html.

Сведения об авторе

Иванова Людмила Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. L.Ivanova@tltsu.ru

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 9 (391). Philology Sciences. Issue 102. Pp. 78-86.

THE USING OF PUBLIC RELATIONS THEORY IN EDUCATIONAL PROCESS FOR JOURNALISTS (in the context of studying the multimedia articles genre)

L.V. Ivanova

Togliatti State University, Togliatti, Russia. L.Ivanova@tltsu.ru

This article focuses on the necessity of applying the public relations theory in training of the journalism genre models. It promotes the formation of students' readiness for production of pragmatic and communicative-oriented and commercially viable media content at the same time.

In the market economy environment, the media are forced to exist as a market-based enterprise that requires the editorial stuff to earn money. Information products that can be sold today are the image-texts. In the online media "special projects" give a possibility to combine social and commercial objectives. Preparation and implementation of social projects are carried out by the order, for the money and this is the implicit form of advertising and branding activities. They retain a visible link with journalism standards at the same time, since the special project is a multimedia art as a genre. In accordance with the challenges of the time, the training ofjournalists requires an approach that integrates knowledge of the journalism interactions and public relations in the process of creating media content for today's media.

Keywords: journalistic media content, new media's technologies, monetization, special project, format "longread".

References

1. Vartanova E.L. Novye media kak faktor modernizatsii SMI [New media as a factor of modernization of the media]. Informatsionnoe obshchestvo [Information society], 2008, no. 5-6, pp. 37-39. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.ns, accessed 25.12.2015. (InRuss.).

2. Galkin D.V. Chto takoe novye media [What is new media]. Sotsiologiya: Entsiklopediya [Sociology: Encyclopedia]. Minsk, 2003. Available at: http://sociology encyclopedy.academic.ru, accessed 21.12.2015. (In Russ.).

3. Dzyaloshinskii I.M. Mediaprostranstvo Rossii: sostoyanie i tendentsii razvitiya [The media space of Russia: state and development trends]. Available at: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/ Tom%2012/III/Dzyaloshinskiypdf, accessed 15.01.2016. (InRuss.).

4. Konoplev D.E. Zakat desktopov: kak mobil'nye platformy menyayut media i ikh auditoriyu [Sunset discopop: how mobile platforms are reshaping the media and their audience]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2015, no. 5 (360). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7zakat-desktopov-kak-mobilnye-platformy-menyayut-media-i-ih-auditoriyu, accessed 12.01.2016. (InRuss.).

5. Lapina-Kratasyuk E. Osobennosti novykh media [The features of new media]. Postnauka [The post science]. Available at: http://postnauka.ru/video/38005, accessed 20.12.2015. (In Russ.).

6. Printsipy novoi sredy po L. Manovichu [The principles of the new environment according to L. Manovich]. Available at: http://www.gonzo-design.ru/education/newmediaprinciples.html, accessed 15.01.2016. (InRuss.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.