Научная статья на тему 'Использование технологии развивающего обучения на основе логико-смысловой модели "письмо"'

Использование технологии развивающего обучения на основе логико-смысловой модели "письмо" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ПИСЬМО / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / WRITING / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / DEVELOPMENT OF SPEECH / МОНОЛОГ / MONOLOGUE / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ГРАФИКА / GRAPHICS / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / SPEECH ETIQUETTE / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР / EPISTOLARY GENRE / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / COMPLEX OF EXERCISES / WRITTEN SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садыкова Руна Ханифовна, Самарева Елена Викторовна

Статья носит практико-ориентированный характер и посвящена разработке практических заданий при обучении студентов Юго-Восточной Азии письменной монологической и диалогической речи на основе логико-смысловой модели «Письмо». Анализируются сложные случаи обучения кириллической азбуке и приемы решения данной проблемы, включающие навыки формирования автоматизированного письма на основе четко алгоритмизированной графики. В статье приводится разработанный авторами комплекс упражнений и заданий, формирующих уверенное ориентирование в клишированных языковых конструкциях, свойственных русской письменной речи эпистолярного жанра, отработка и закрепление лексико-грамматического материала на основе модели «Письмо». Рецептивное усвоение различных языковых конструкций, характерных для письменной речи, включающих как разговорные, так и книжные стили, происходит в форме письма другу. Подобное смешение стилей позволяет использовать широкий спектр предложений простых и сложных, с различными видами связи, включать в текст письма описание, рассуждение и повествование, реализовывать лексическое богатство изучаемого языка, соответствующее базовому уровню. Целью данных методических принципов и обучающих приемов является самостоятельное создание студентами текста с использованием предложенной логико-смысловой модели; развитие речи; расширение словарного запаса; отработка грамматических, синтаксических и фразеологических конструкций, введение их в активный словарь; усвоение стилистических норм; повышение мотивации к изучению русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Садыкова Руна Ханифовна, Самарева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TECHNOLOGY OF DEVELOPING TRAINING ON THE BASIS OF THE LOGICAL-SEMANTIC MODEL “THE LETTER”

The article has a practical -oriented nature and is devoted to the development of practical tasks for teaching students of Southeast Asia of written monologic and dialogic speech on the basis of the logical-semantic model “letter”. Complex cases of teaching the Cyrillic alphabet and techniques for solving this problem are analyzed, including the skills of forming automated writing based on clearly algorithmized graphics. The article presents a set of exercises and tasks developed by the authors, which form a confident orientation in the clicheed language constractions characteristic of the Russian written language of the epistolary genre, development and consolidation of the lexico-grammatical material on the basis of the model “letter”. Reseptive assimilation of various language constructs characteristic of written speech, including both spoken and written styles, occurs in the form of a letter to a friend. Such a mixture of styles makes it possible to use a wide range of sentences simple and complex, with various types of communication, include description, reasoning and narration in the text of the letter, and realize the lexical richness of the learned language corresponding to the basic level. The purpose of these methodological principles and teaching techniques is the independent creation of the text by students with the use of the proposed logical-semantic model; development of speech, vocabulary widening, development of grammatical, syntactic and phraseological constructions, their introduction into the active vocabulary; assimilation of stylistic norms; increasing the motivation to learn the Russian language.

Текст научной работы на тему «Использование технологии развивающего обучения на основе логико-смысловой модели "письмо"»

филологические науки

Садыкова Руна Ханифовна, Самарева Елена Викторовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ...

УДК 811.161.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЙ МОДЕЛИ «ПИСЬМО»

© 2018

Садыкова Руна Ханифовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Самарева Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный» Московский педагогический государственный университет (119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, д. 88, e-mail: samareva@gmal.com)

Аннотация. Статья носит практико-ориентированный характер и посвящена разработке практических заданий при обучении студентов Юго-Восточной Азии письменной монологической и диалогической речи на основе логико-смысловой модели «Письмо». Анализируются сложные случаи обучения кириллической азбуке и приемы решения данной проблемы, включающие навыки формирования автоматизированного письма на основе четко алгоритмизированной графики. В статье приводится разработанный авторами комплекс упражнений и заданий, формирующих уверенное ориентирование в клишированных языковых конструкциях, свойственных русской письменной речи эпистолярного жанра, отработка и закрепление лексико-грамматического материала на основе модели «Письмо». Рецептивное усвоение различных языковых конструкций, характерных для письменной речи, включающих как разговорные, так и книжные стили, происходит в форме письма другу. Подобное смешение стилей позволяет использовать широкий спектр предложений — простых и сложных, с различными видами связи, включать в текст письма описание, рассуждение и повествование, реализовывать лексическое богатство изучаемого языка, соответствующее базовому уровню. Целью данных методических принципов и обучающих приемов является самостоятельное создание студентами текста с использованием предложенной логико-смысловой модели; развитие речи; расширение словарного запаса; отработка грамматических, синтаксических и фразеологических конструкций, введение их в активный словарь; усвоение стилистических норм; повышение мотивации к изучению русского языка.

Ключевые слова: Модель, письмо, развитие речи, монолог, диалог, графика, письменная речь, речевой этикет, эпистолярный жанр, комплекс упражнений.

THE USE OF TECHNOLOGY OF DEVELOPING TRAINING ON THE BASIS OF THE LOGICAL-SEMANTIC MODEL "THE LETTER"

© 2018

Sadykova Runa Khanifovna, Candidate of Philological Science, Associate Professor at the Department of Russian as a Foreign language Samareva Elena Victorovna, Senior Lecturer at the Department of Russian as a Foreign language.

Moscow Pedagogical State University (119571, Russia, Moscow, Vernadsky avenue, b. 88, e-mail: samareva@gmal.com)

Abstract. The article has a practical -oriented nature and is devoted to the development of practical tasks for teaching students of Southeast Asia of written monologic and dialogic speech on the basis of the logical-semantic model "letter". Complex cases of teaching the Cyrillic alphabet and techniques for solving this problem are analyzed, including the skills of forming automated writing based on clearly algorithmized graphics. The article presents a set of exercises and tasks developed by the authors, which form a confident orientation in the clicheed language constractions characteristic of the Russian written language of the epistolary genre, development and consolidation of the lexico-grammatical material on the basis of the model "letter". Reseptive assimilation of various language constructs characteristic of written speech, including both spoken and written styles, occurs in the form of a letter to a friend. Such a mixture of styles makes it possible to use a wide range of sentences — simple and complex, with various types of communication, include description, reasoning and narration in the text of the letter, and realize the lexical richness of the learned language corresponding to the basic level. The purpose of these methodological principles and teaching techniques is the independent creation of the text by students with the use of the proposed logical-semantic model; development of speech, vocabulary widening, development of grammatical, syntactic and phraseological constructions, their introduction into the active vocabulary; assimilation of stylistic norms; increasing the motivation to learn the Russian language.

Keywords: model, writing, development of speech, monologue, dialogue, graphics, written speech, speech etiquette, epistolary genre, complex of exercises.

Актуальность данной статьи заключается в том, что студенты, изучающие русский язык как иностранный должны овладеть письменной речью, в частности, они должны уметь составлять письменное монологическое высказывание с элементами продукции и репродуктив-но-продуктивные высказывания по изученной тематике в соответствии с нормами современного русского языка [1, с. 17; 2, с. 5]. Письменное высказывание — это продукт речетворческой деятельности человека, средства хранения и передачи информации, включает в себя диалогическую и монологическую речь. Исследователи определяют монолог как отложенный во времени диалог с читателем [3; 4]. Эпистолярный жанр в чистом виде в наше время вытесняется мобильными средствами коммуникации — мессенджеры, чаты, WhatsApp... Однако, существует и электронная почта — e-mail, которая используется достаточно активно. Для электронной почты актуальны все характерные стилистические черты эпистолярного жанра и именно эта работа со студентами помогает сформировать правильную литературную речь

и обучить основам риторики. В теории эпистолярного стиля греческий грамматик Артемон назвал письма «половиной диалога», т.е. диалогом без собеседника [5, с.7]. Э. Л. Ефременко и Л. Н. Смирнова обратили внимание на такую структурную особенность письма, как взаимосвязанность — любое письмо представляет собой ответ или само является ответом на ранее присланное, и крайне редко это обособленный документ. [6, с. 140; 7, с. 239] Таким образом, можно определить, что письмо — это монолог с элементами диалогической речи, вследствие чего видится необходимым обучать студентам овладению этим жанром. При этом важно учитывать влияние современных реалий и новые методических подходы.

В теории эпистолярного жанра и эпистолографии выделяется 21 тип эпистолярной формы [8]. Видится целесообразным использовать в работе со студентами только два наиболее актуальных типа: письма дружеские и поздравительные. Данная статья посвящена разработке занятия на материале дружеского письма. Диалогизация в данном типе имеет свои специфические особенности —

Sadykova Runa Khanifovna, Samareva Elena Victorovna philological

THE USE OF TECHNOLOGY OF DEVELOPING ... sciences

политематичность, полифункциональность, синтез элементов различных функциональных стилей [9].

Студенты Юго-Восточной Азии в основном пишут иероглифами и, когда начинают изучать русский язык, у них чаще всего мало опыта в использовании буквенной графики, да и имеющийся опыт основан на изучении английского языка с латиницей. Следует учитывать, что обучить чтению и письму на кириллице такой контингент достаточно сложно — при чтении студенты путают сходные по написанию, но обозначающие различные звуки, буквы двух разных алфавитов: п-н, р-п, d-д, т-м, В-Б, w-ш; не всегда учитывают специфические особенности русской графики. В отдельную тему можно вынести сложности восприятия курсивного написания, часто встречающееся как в учебниках и учебный пособиях, так и в письменных текстах, репрезентирующих материал различной направленности — рецепты, инструкции, договоры и т.д., чтение которых также входит в обязательный программный минимум. [1]

Обучение письму в первую очередь развивает навыки письменной речи, умение правильно использовать полученные грамматические навыки, мысленно воспроизводить графический облик слов, умение формулировать мысль на русском языке, использовать в письменной речи сложноподчинённые предложения с различными видами связи. В результате освоения этой формы речевой деятельности формируются устойчивые двигательные, включающие в себя перцептивные и интеллектуальные, навыки [10, с. 196], что очень важно на данном этапе развития высокой степени готовности к воспроизводству определенных клишированных элементов.

Проанализировав характер трудностей, связанных с использованием кириллической графики, можно прийти к выводу о необходимости организации работы, которая формирует автоматизированный навык письма на основе четко алгоритмизированной графики.

Поэтому на этапе изучения вводно-элементарного курса (А1) целесообразно вводить буквенные знаки в поэлементном написании по прописям, выпускаемым для начальной российской школы. Параллельно с работой по практической отработке новой буквы происходит обучение слого-звуковому анализу слова, умению распознавать оригинальные русские буквы, например, ц, щ, ф, й и т.д.

Перед началом выполнения заданий студентам задается вопрос: что такое «письмо»? предлагается найти корень этого слова и определить глагол, от которого это слово произошло. Как правило, это несложное задание не вызывает затруднений. С помощью преподавателя строится словообразовательная цепочка писать — письмо— письменный — письменно, студенты дают характеристику каждой из лексем по способу образования и также определяют их значение. Кому мы можем написать письмо? Студенты перечисляют потенциальных адресатов. Запомните: человека, который получает письмо, называется адресатом, а человек, написавший письмо — адресантом.

Преподаватель рассказывает о том, что написание письма включает в себя не только грамотно оформленную письменную речь, но и речевой этикет, характерный для этого вида речевой деятельности. Традиционно письмо состоит из нескольких элементов: приветствие, обращение, основная часть, заключение, прощание, подпись.

Студентам дается образец письма.

24.02.2018.

Здравствуй, дорогой Чуньсюй!

В последнем письме ты просил меня рассказать об университете, в котором я учусь и о том, чем занимаюсь. Нашему университету в этом году исполнилось 145 лет. Недавно мы были в музее университета, где нам рассказывали об его истории. Было очень интересно. Здесь я узнал, что он был открыт для обучения женщин — бу-144

дущих учителей. В университете есть разные факультеты: географический, математический, музыкальный, исторический, дефектологический и много других, на которых учатся студенты из разных стран. Я учусь на подготовительном факультете. Когда его закончу, буду поступать на музыкальный факультет. Ты же знаешь, что я об этом давно мечтал.

Наш учебный корпус состоит из семи этажей. На втором этаже находится библиотека. Здесь можно брать книги для подготовки к занятиям. Есть хорошая столовая, в которой можно вкусно поесть. Из русской кухни мне нравится суп борщ и блины. Я знаю, что ты любишь пельмени. Здесь их тоже готовят.

Свободного времени у меня совсем мало. Как говорят русские люди — жизнь бьёт ключом! Я хожу гулять в парки, бываю в музеях и театрах Москвы. Мне нравятся театры — там так красиво и интересно, хотя я пока мало понимаю, что говорят актеры! Недавно был на выставке народного русского творчества «Ладья». Там можно было купить разные интересные вещи. Я купил пряники и красивые деревянные ложки. Когда поеду домой, подарю их маме.

Я живу в общежитии. Моя комната очень удобная. Есть всё, что нужно — стол, стул, кровать, шкаф для одежды. Утром я завтракаю в общежитии, а обедаю в университетской столовой. Вечером сам готовлю ужин. Днём я хожу на занятия по русскому языку. Русский язык сложный, но интересный. Я хочу научиться хорошо говорить по-русски.

В Москве очень холодно. На улицу надо надевать тёплую одежду, шапку, шарф. Приезжай в Москву! Я покажу тебе самые интересные места города. Мы можем вместе пойти на каток на Красную площадь. Там самый большой каток в Москве.

В следующий раз я расскажу тебе о студентах моей группы.

До свидания, Чюньсюй!

С наилучшими пожеланиями, твой друг Юй Си.

Слова и выражения:

Исполнилось — достигло определённого возраста.

Пряник — вид печенья, приготовленного на меду, в виде прямоугольника.

Русская кухня — подбор кушаний, блюд.

Жизнь бьёт ключом (фразеологизм) — жизнь наполнена событиями, каждый день происходит что-нибудь новое.

Говорить по-русски — говорить на русском языке.

Каток — площадка, покрытая льдом, для катания на коньках.

В следующий раз — потом, в другой раз.

Вопросы на понимание текста:

1. Кто пишет письмо?

2. Кому пишет письмо Юй Си?

3. Где учится этот студент?

4. В каком городе он сейчас живёт?

5. Сколько лет исполнилось университету?

6. В каком городе учится Юй Си?

7. Сколько лет он будет учиться?

8. Какую специальность получит?

9. На каком этаже находится библиотека? Для чего она нужна?

10. Чем занимается Юй Си в свободное время?

Студенты получают информацию о правилах оформления письма.

Обратите внимание! Письма пишутся по определенным правилам.

Дата. Ее указываете в верхнем левом углу.

Приветствие. Здравствуй, (имя адресата)! Дорой друг, (имя)! Дорогая подруга, (имя)! Привет, (имя)! Если это письмо парня девушке или девушка пишет парню, можно использовать такие слова: Моя дорогая, (имя)! Мой дорогой, (имя). Но имейте ввиду, что это приветствие подходит только в том случае, если адресата и адресанта связывают близкие отношения.

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

филологические науки

Садыкова Руна Ханифовна, Самарева Елена Викторовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ...

Начало сообщения. Обычно это или ссылка на письмо адресата — напоминание о его содержании (вопроса), или вопросы «Как твои дела?», «Как ты живешь?». Таким образом, вы включаетесь в диалог, в обсуждение важных для вас обоих тем.

Собственно сообщение. Вы рассказываете о событиях своей жизни, о том, что интересно узнать о вас адресату. Не пишите о том, что интересно только вам! Желательно обсуждать темы, близкие и адресату и адресанту.

Заключение. Заканчивать письмо нужно позитивно — пусть у вашего адресата останется от письма хорошее впечатление. Используйте формулы: До свидания, (имя)! Жду ответ! Очень близкому человеку в конце можно написать: Обнимаю! или Целую! Подпись: С наилучшими пожеланиями, твой друг, (имя адресанта), твоя подруга, (имя).

ЗАДАНИЕ: составление плана.

1. Вступление — этикетное приветствие.

2. Напоминание о содержании письма, полученного от друга.

3. Описание университета.

4. Свободное время автора.

5. Распорядок дня.

6. Описание города.

7. Заключение. Этикетные формы окончания письма.

Представляется интересным предложить студентам

составить тезисный план, который будет отражать ключевые моменты письма.

ЗАДАНИЕ: пронумеруйте части письма в правильном порядке.

_ Приезжай в Москву. Я покажу тебе самые интересные места города. Мы можем вместе пойти на каток на Красную площадь. Там самый большой каток в Москве.

__ До свидания! 20.02.2018. Твой друг Юй Си.

_Свободного времени у меня совсем мало. Но я хожу

гулять в парк, в музеи и театры Москвы. Недавно был на выставке народного русского творчества «Ладья». Там можно было купить разные интересные вещи. Я купил пряники и красивые деревянные ложки. Когда поеду домой, подарю их маме.

__ Здравствуй, дорогой Чуньсюй! В последнем письме ты просил меня рассказать об университете, в котором я учусь и о том, чем занимаюсь.

__ Я живу в общежитии. Моя комната очень удобная. Есть всё, что нужно — стол, стул, кровать, шкаф для одежды. Утром я завтракаю в общежитии, а обедаю в университетской столовой. Вечером сам готовлю ужин. Днём я хожу на занятия по русскому языку. Русский язык сложный, но интересный. Я хочу научиться хорошо говорить по-русски.

Студентам предлагается выполнить несколько заданий на закрепление грамматических тем «Имя прилагательное», «Наречие», «Сложное предложение» и другие. Некоторые задания содержат образцы выполнения — модели. Как правило, задания имеют несколько степеней сложности, преподаватель, в зависимости от уровня подготовки конкретной группы, может подобрать и скорректировать данные упражнения. Знаком «*» обозначены задания повышенной сложности.

ЗАДАНИЕ: образуйте от данных слов прилагательные при помощи суффиксов -ск-, -енн-, -н-. Подчеркните суффиксы.

Модель: общежитие — общежитский.

Университет, студент, письмо, музей, комната, книга.

ЗАДАНИЕ: от следующих прилагательных образуйте названия профессий.

Модель: географический — географ.

Филологический, математический, биологический, музыкальный, физический, психологический.

* Расскажите, чем занимаются люди этих профессий.

ЗАДАНИЕ: Определите по словарю значения фразе-

ологизмов. Какие из них имеют положительное, а какие — отрицательное значение? С одним из фразеологизмов каждой группы устно составьте предложения.

*Напишите мини-сочинение — рассуждение на тему «Как набраться ума-разума».

Голова: Забивать голову. (Есть) голова на плечах. На свою голову. На свежую голову.

Ум: Держать в уме. Доводить до ума. Набраться ума-разума. Жить чужим умом. Наставить на ум. Не моего ума дело. Раскинуть умом. Ума не приложу.

Слово: Без лишних слов. К слову сказать. С первого слова. Твёрдое слово. Взять свои слова обратно. Слово в слово. Одним словом. С чужих слов. На два слова.

ЗАДАНИЕ: от данных прилагательных образуйте наречия. Составьте с тремя получившимися словосочетаниями предложения.

Модель: русский — говорить по-русски. На занятиях мы говорим только по-русски.

Английский, китайский, японский, арабский, французский, польский, немецкий, хорватский, вьетнамский, тайский, испанский.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАДАНИЕ: дополните предложения, выбрав из скобок подходящее слово.

1. Я живу ... (квартира, отель, общежитие). 2. В библиотеке можно взять ... (борщ, книги, пряник). 3. В моей комнате есть . (интерактивная доска, стол, терминал). 4. Наша группа ходит . (в театр, в другой город, в Китай).

ЗАДАНИЕ: выберите подходящие глаголы движения и употребите в нужной форме.

Ехать / ездить

Лето мы часто ________ отдыхать на море. Куда ты

________ в этом году?

Идти /ходить Анна сегодня _______

_в театр. Она любит

в театр.

Бежать / бегать Куда ты

? Ты всегда

Лететь /летать На каникулы Юй Си решил Обычно после каждой сессии он

_в Сочи.

в Китай.

ЗАДАНИЕ: соедините глаголы и существительные, поставив их в правильную форму. Устно составьте с ними предложения.

готовлю книга

куплю обед

гулял письмо

напишу парк

ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из данных слов. Не забудьте ставить слова в нужную форму! Я, учиться, подготовительный, на, Москва в. Друг, писать, письмо, часто.

Мы, заниматься, русский, язык, с, преподаватель, каждый, день.

На, каникулы, я, ехать, дом.

* ЗАДАНИЕ: составьте вопросы к ответам. Модель: — ?

— Я учусь в Москве.

— В каком городе ты учишься? — Я учусь в Москве.

— ?

— Мы ходим на экскурсии в музеи.

— ?

— Недавно мы ходили на выставку народного творчества.

— ?

— Я купил там пряники и деревянные ложки.

— ?

— После окончания университета я буду преподавать музыку в школе.

ЗАДАНИЕ: найдите в тексте письма и выпишите сложные предложения.

* Определите их тип, подчеркните слова, которые связывают части сложного предложения.

ЗАДАНИЕ: составьте диалоги по данным ситуациям.

Sadykova Runa Khanifovna, Samareva Elena Victorovna THE USE OF TECHNOLOGY OF DEVELOPING ...

philological sciences

1. Ваш друг недавно приехал и плохо знает университет. Помогите ему найти деканат, библиотеку, столовую.

2. Вам надо попасть в поликлинику. Спросите у прохожего, как туда пройти/проехать.

3. Вы хотите пойти в театр. Вам надо узнать в кассе театра, сколько стоит билет, когда начинается спектакль, где находится нужное место (ряд).

При выполнении задания используйте конструкции: Где находится...? Как пройти...? На каком автобусе можно доехать до.? На какой станции метро мне лучше всего выйти, чтобы попасть в ...?

* ЗАДАНИЕ: закончите фразу.

1. Чтобы пойти в театр нужно.

2. В театре можно посмотреть. и послушать.

3. Я знаю таких русских композиторов как.

4. Я хочу посмотреть балет.

5. Моя подруга любит читать о.

ЗАДАНИЕ: проспрягайте глаголы.

Находится, купить, просить, рассказывать, надевать.

Просклоняйте существительные.

Письмо, факультет, столовая, парк, театр.

ЗАДАНИЕ: замените настоящее время прошедшим и будущим.

Юй Си пишет письмо своему другу.

Студент учится на подготовительном факультете университета.

Иностранные студенты ходят на экскурсии и посещают интересные выставки.

Юй Си живёт в общежитии университета.

Студенты нашей группы изучают русский язык.

Моя подруга Ли Ялань может хорошо говорить по-русски.

Моя мама очень рада, что я учусь в университете.

*ЗАДАНИЕ: Закончите сложные предложения.

Я написал письмо другу, который_.

Юй Си получил письмо, в котором_.

Родители написали в письме о важном событии, которое _. На занятии мы обсудили текст письма, которое _.

Итоговое задание: Составление текста письма с учетом правил оформления и плана данных выше, с использованием слов и выражений, проработанных во время занятия. При выполнении письменной работы приветствуется импровизация и включение в текст элементов экспрессии.

Рецептивное усвоение различных языковых конструкций, свойственных письменной речи, включающих как разговорные, так и книжные стили, происходит в форме письма другу. Подобное смешение стиля позволяет широко использовать широкий круг предложений — простых и сложных, с различными видами связи, включать в текст письма описание, рассуждение и повествование, реализовывать лексическое богатство изучаемого языка, соответствующее базовому уровню. Кроме того, использование в тексте и заданиях несложных для понимания фразеологизмов, которые можно актуализировать в разговорной речи, позволяют в значительной степени обогатить общение, сделать его живым и непосредственным.

Поступательный характер введения новых клише и стандартных оборотов русской эпистолярной речи определяют успешность усвоения и формирования устойчивых, сознательно контролируемых навыков воспроизведения и, как результат, сопровождается высокой мотивацией к изучению русского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. — М., изд-во РУДН, 2001. — 138 с.

2. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. — М.-С.Пб: Златоуст, 2013. — 116 с.

3. Уша Т. Ю. Развитие письменной речи. Учебное пособие для китайцев-филологов. — Харьков, 2002.

— 120 с.

4. Логунова Н. В. Русская эпистолярная проза XX

— начала XXI века: эволюция жанра и художественного дискурса : дис. . д-ра пед. наук : 10.01.01. — М., 2011.

— 447 с.

5. Античная эпистолография / Миллер Т. А. — М.: Наука, 1967. С. 7

6. Ефременко Э. Л. Вопросы комментирования эпистолярных текстов // Принципы издания эпистолярных текстов. Вопросы текстологии — М.: Наука, 1964. Вып. 3. С. 138-181.

7. Смирнова Л. Н. Вопросы комментирования эпистолярных текстов // Принципы издания эпистолярных текстов. Вопросы текстологии — М.: Наука, 1964. Вып. 3. С. 182-244.

8. Кохтев Н. Н. Риторика. — М. : Просвещение, 1994. — 207 с.

9. Докторевич И. С. Письмо как эпистолярный жанр в композиционно-речевой структуре разговорного языка. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.02.2018. —URL:http://doc.knigi-x.ru/22filologiya/252716-1-is-doktorevich-pismo-kak-epistolyarniy-zhanr-kompozicionno-rechevoy-strukture-razgovomogo-yazika-izvestno-cht.php (дата обращения: 24.02.2018).

10. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

Статья поступила в редакцию 28.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018

146

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.