Научная статья на тему 'Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории'

Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ислямова Эльвина Ибраимовна

В данной статье анализируются технологии критического мышления, с помощью которых у ребят формируется мыслительная деятельность на уроках истории. В современном мире, с развитием информационных технологий, мы не можем обойтись без внедрения инновационной деятельности на уроках, естественно, это интерактивные технологии, которые позволяют раскрыть тему в не традиционной форме, охватить за один урок большее количество обучающихся, научить ребят делать выводы, выделять главное, а главное интересно провести урок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ислямова Эльвина Ибраимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»

5. Камзеева Е. Е. «ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты». Москва: Изд. «Национальное образование», 2015. 128 с. (ОГЭ. ФИПИ).

6. Физика. 7-9 классы: рабочие программы / составитель Е. Н. Тихонова. М.: Дрофа, 2015. 400 с.

7. Ивашкина Д. А. «Деятельностный подход на уроках физики: организация учебного исследования. Пособие для учителей. М.: ИЛЕКСА, 2014. 304 с.

8. Рабочие программы по физике. 7-11 классы. Выпуск 2 / Под ред. М. Л. Корневич. М.: ИЛЕКСА, 2012. 380 с.

9. Пурышева Н. С. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. 2-изд., испр. М.: Дрофа, 2007. 208 с.

10. Пурышева Н. С. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002. 256 с.

11. Пурышева Н. С. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин. М.: Дрофа, 2006. 285 с.

12. Генденштейн Л. Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. 7-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2014. 255 с.

13. Генденштейн Л. Э. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. 9-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2015. 272 с.

14. Генденштейн Л. Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена. 6-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2013. 272 с.

15. Перышкин А. В. Физика 7 кл.: учебник / А. В. Перышкин. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. 224 с.

16. Перышкин А. В. Физика 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 13-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 191 с.

17. Перышкин А. В. Физика 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. 14 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. 300 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Ислямова Э. И.

Ислямова Эльвина Ибраимовна / Ыуатоуа ЕЫпа 1Ьгатоупа - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение, Новосельская средняя школа, п. Черноморское

Аннотация: в данной статье анализируются технологии критического мышления, с помощью которых у ребят формируется мыслительная деятельность на уроках истории. В современном мире, с развитием информационных технологий, мы не можем обойтись без внедрения инновационной деятельности на уроках, естественно, это интерактивные технологии, которые позволяют раскрыть тему в не традиционной форме, охватить за один урок большее количество обучающихся, научить ребят делать выводы, выделять главное, а главное интересно провести урок.

Ключевые слова: критическое мышление, интерактивное обучение, развитие.

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить

учащегося анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда [1, с. 56].

В условиях развития современного общества предметно-информационная среда активно расширяется. Объем информации выходит далеко за пределы учебника истории и связано это не только с интенсивным развитием средств массовой информации, Интернет-ресурсов, но и с возникновением и расширением доступного туристического сервиса, благодаря которому для многих современных школьников сегодня стали «живыми» многие памятники всемирной истории. Люди престали быть «путешественниками в кресле». Именно поэтому педагоги часто в процессе обучения применяют интерактивные технологии. Само слово «интерактивные» происходит от англ. (inter - «между»; act — «действие») таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [2, с. 90].

Самой часто применяемой интерактивной технологией являются технологии развития критического мышления, которые влияют на формирование мыслительной деятельности обучающихся. Необходимо отметить, что учебный процесс с применением критического мышления должен быть построен так, чтобы ученики:

1. Выражали собственные суждение, выделяли главное, делали выбор и сравнения, используя конкретные факты;

2. Проводили определенное исследование, изучая отдельную тему;

3. Отделяли правдивую информацию от неправдивой, факты от суждений, обращая особое внимание на аргументированность последних;

4. Самостоятельно задавали вопросы, формулировали проблему альтернативные пути их творческого решения.

Итак, технология критического мышления, в ней выделяют три основных этапа:

I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысления содержания (получение новой информации).

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания). Приемами технологии критического мышления могут быть:

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. Толстые и тонкие вопросы. (Толстый вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?. Тонкий вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?).

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.

(interactive интерактивная - noting размечающая - s- system система - effective для эффективного - reading and чтения - 1 - thinking размышления). Значки для маркировки текста:

«V»" - уже знал; «+»- новое; «-»- думал иначе; «?»- не понял, есть вопросы. Сводная таблица. Плюс-минус-интересно (ПМИ).

RAFT-технология. Суть данного метода. Название представляет собой сокращение:

где R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория. Для кого?) -F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль (ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.

Например:

1. R (роль) - журналист. A (аудитория) - учащиеся 6 класса. F (форма) - телепередача, очерк, статья. T (тема).

Понятийно-терминологическая карта. На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме [3, 123].

Один из главных принципов интерактивного обучения - учимся сообща, учимся общаясь. При интерактивном обучении традиционные знания становятся средством для формирования общеучебных умений и навыков. Это позволяет определить необходимый и достаточный объем учебного материала, предотвращая перегрузку учащихся [4, с. 55].

Таким образом, применение интерактивных технологий на уроках истории, позволяет охватить избыточный объем информации, помогает ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста, позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, помогает научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления, тем самым формирует у обучающихся навыки классификации, оценивания, способность аналитически и критически мыслить, умение делать выводы, активизирует мышление, выбирать главное, отсеивать второстепенное, ранжировать информацию по степени новизны и значимости [5, с. 71].

Литература

1. Валькова И. П., Низовская И. А., Задорожная Н. П., Буйских Т. М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под ред. И. А. Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005.

2. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2004.

3. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. М., 2002.

4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

5. Ислямова Э. И. Нетрадиционные приёмы и методы обучения на уроках истории. Вопросы науки и образования. М., 2016.

ЧТО ТАКОЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ?

Жиналиева С. Б.

Жиналиева Сайра Булатовна / Zhinalieva Бат БмШоупа - воспитатель I категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 11 Ахтубинского района, дошкольные группы, Астраханская область, поселок Верхний Баскунчак

Аннотация: в статье раскрыты вопросы трудового воспитания в дошкольном учреждении. Ведь методика развития умений и навыков трудовой деятельности детей до конца не раскрыта в программе ФГОС. На сегодняшний день этот вопрос остается спорным и до конца не изученным.

Ключевые слова: трудового воспитания, дошкольное образование, детский сад.

В дошкольном возрасте правильно организованный труд, особенно на воздухе: в саду, огороде, цветнике — влияет на развитие самостоятельности детей, укрепление физических сил и здоровья ребенка. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка.

Разностороннее влияние на ребенка — характерная особенность трудового воспитания детей дошкольного возраста. Внутренний мир ребенка достаточно богат, но сам ребенок не знает тех сил, которые таятся в нем, которые спят, и сам он беспомощен. Воспитатель должен прийти ему на помощь, должен создать ему условия, при которых все эти спящие силы и способности могли бы пробудиться и свободно развиваться. Ведь труд - важнейшее средство воспитания начиная с дошкольного возраста; когда складываются коллективные взаимоотношения и формируется в процессе трудовой деятельности творческая личность ребенка [2, с. 226]. Творческий труд представляет собой большую педагогическую ценность

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.