Научная статья на тему 'Использование технологии портфолио для организации самостоятельной работы студентов'

Использование технологии портфолио для организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2380
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / МЕТОД ПОРТФОЛИО / ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / METHOD PORTFOLIO / PORTFOLIO TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовикова И. В.

Рассматриваются различные аспекты инновационной технологии обучения, обозначаемой термином «портфолио». Анализ источников литературы показал наличие достаточно глубокой проработки теоретических основ применения портфолио наряду с малым количеством практических разработок его использования. Излагается собственный опыт внедрения этой технологии в учебный процесс по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» для организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using technology portfolio for the organization of independent students

The article discusses various aspects of innovative learning technologies, denoted by the term «portfolio». Analysis of the literature showed that there is enough depth study of the theoretical foundations of portfolio along with a small number of practices that support its use. Describes his own experience of implementing this technology into the educational process in the discipline «Theory and Methods of Teaching Computer Science» for the organizations of independent work of students.

Текст научной работы на тему «Использование технологии портфолио для организации самостоятельной работы студентов»

ПЕДАГОГИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 290-293.

УДК 378.02:372.8 И.В. Старовикова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются различные аспекты инновационной технологии обучения, обозначаемой термином «портфолио». Анализ источников литературы показал наличие достаточно глубокой проработки теоретических основ применения портфолио наряду с малым количеством практических разработок его использования. Излагается собственный опыт внедрения этой технологии в учебный процесс по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» для организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: портфолио, метод портфолио, технология портфолио.

В 2003 г., согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 334, начался эксперимент по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, в рамках которого наряду с результатами итоговой аттестации выпускников основной школы предлагалось использовать портфолио как составляющую образовательного рейтинга. Принятый в 2004 г. Государственный образовательный стандарт в разделе федерального компонента закрепил наряду с учебной проектную деятельность учащихся с использованием информационнокоммуникационных технологий, что стимулировало более активное внедрение различных технологий обучения и оценивания достижений учащихся. В настоящее время технология портфолио стала неотъемлемой частью учебного процесса практически по всем школьным дисциплинам, охватывая весь период обучения.

Существует большое количество определений термина «портфолио». В педагогике определения этому термину даны в работах К. Варвуса, Д. Майера, Фрай, Э. Стаффа и др. В зарубежной педагогике в настоящее время под этим термином понимается «отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими» [1]. Портфолио позволяет учитывать результаты разнообразных видов деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио трактуется шире, чем просто папка ученических работ; это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях. Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

Неоднозначность понимания термина «портфолио» позволяет одним исследователям относить его к технологии, другим - к методам обучения и оценивания достижений учащихся. Какой-то однозначной концепции портфолио пока не выработано. Авторам приходится всякий раз подробно объяснять, что понимается под этим термином.

В педагогической и методической литературе достаточно подробно изложено использование портфолио в учебном процессе школы по отдельным дисциплинам, его применение для комплексной оценки достижений учащихся на каждой ступени обучения, рассмотрены основные виды портфолио (см., например, [2; 3]). Наиболее простая классификация

© И.В. Старовикова, 2012

видов портфолио получается, если в ее основании лежит категория цели [3]. Основная цель портфолио первого типа состоит в оценивании учебных достижений учащихся. В этом случае портфолио обозначает «портфель» или «папку» достижений ученика, в которые помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика. Второй тип портфолио -портфолио курсов (тематические, предметные портфолио). Основная их цель состоит в позитивном влиянии на сам процесс обучения. В этом случае портфолио выступает как форма документирования работ школьника в рамках определенного курса, служащая преимущественно инструментом самого обучения. При этом оценивание определенных шагов обучения также может иметь место. Из «предметных портфолио» могут в качестве их завершения возникнуть и папки достижений. Сторонники использования второго типа портфолио видят в нем новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения. В этой трактовке предполагается выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения. Выделяют следующие функции портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменение и рост знаний учащихся за определенный период времени);

• целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);

• развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);

• мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);

• рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика) [4].

Портфолио становится важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. При этом портфолио помогает решить следующие педагогические задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

• содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

• создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников [4].

Таким образом, портфолио становится одним из средств, которые, как отмечает И. Р. Калмыкова, обеспечивали бы «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Внедрение портфолио в нашу школу рассматривается как одно из важнейших направлений её модернизации, поскольку вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебно-воспитательный процесс, который позволяет развивать или формировать определенные компетентности, необходимые выпускнику для адаптации в информационном обществе.

Использование в школьной практике обучения новых методов и технологий требует совершенствования подготовки учителя. При рассмотрении процесса подготовки будущего учителя в вузе можно заметить, что, с одной стороны, указанное направление совершенствования подготовки должно касаться учебного процесса по педагогическим и методическим дисциплинам, с другой - процесса изучения профессиональных дисциплин. Использование в учебном процессе вуза различных новых технологий и методов обучения (метод проектов, портфолио, рейтинговая система и т. д.) позволяет студенту испытать воздействие этих новаций на себе, привыкнуть к ситуации требований этих методов, выработать умение организовывать свою самостоятельную работу, раскрыть свои творческие возможности. В последующей после окончания вуза профессиональной деятельности учитель сможет применять эти технологии и методы органично, без особых усилий.

В современной методической литературе представлены теоретические основы использования портфолио в преподавании дисциплин в высшей школе. Например, в работе [5] авторы рассматривают портфолио как технологию обучения и выделяют следующие аспекты, необходимые для понимания сущности этой технологии и использования её в высшем учебном заведении: типы портфолио, предназначение и использование портфолио для студентов, этапы деятельности в образовательной технологии портфолио, структура содержания портфолио, параметры оценки портфолио.

292

И. В. Старовикова

В качестве этапов деятельности в данной технологии авторы выделяют следующие.

Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.

Этап 4. Сбор и оформление материалов. Тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 5. Пробы в презентации портфолио. Доработка критериев оценивания портфолио.

Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.

Анализ методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что практические разработки использования портфолио в высшей школе сводятся к освещению отдельных его составляющих. Предложенный в работе [5] вариант технологии портфолио может быть достаточно просто реализован на практике. Нами в процессе преподавания дисциплины «Теория и методика обучения информатике» данная технология реализуется на протяжении ряда лет. Она позволяет более четко организовать и отслеживать выполнение самостоятельной работы студента по предмету.

На этапе мотивации и целеполагания рассматриваются сущность и преимущества данной технологии, обосновывается целесообразность ее использования в обучении. Студентам разъясняется, что все материалы портфолио по дисциплине позволят более основательно подготовиться к последующей педагогической практике и сдаче экзамена.

На этапе разработки структуры материалов портфолио студенты приходят к необходимости включить в его состав те материалы, которые создаются учителями в ходе профессиональной деятельности. В качестве основных материалов, представляемых студентами в портфолио, выступают разработки планов-конспектов уроков, подборки дидактических материалов по отдельным темам, составление теста для проверки знаний учеников по выбранной теме, составление контрольной работы по выбранной учебной теме, разработка тематик учебных проектов учащихся, разработка комплекса разнотипных учебных задач по теме, подбор учебных задач для реализации дифференцированного подхода к учащимся в процессе изучения учебной темы, поурочное пла-

нирование учебной темы, составление словаря терминов учебной темы и т. д. Состав и объем материалов задается в сводной таблице. Таблица позволяет студентам видеть структуру портфолио. Здесь же указываются сроки предоставления материалов и требования по их оформлению.

Этап планирования деятельности по формированию портфолио студентам дается довольно легко, поскольку опирается на разработанный нами план изучения дисциплины, представленный в учебно-методическом комплексе дисциплины [6]. В указанном пособии изложено содержание тем лекционного курса, планы семинарских занятий, задания к каждому семинару, содержание лабораторных работ и требования подготовки к ним.

Последующие этапы технологии (сбор и оформление материалов, пробы в презентации портфолио, презентация в рамках цели создания и использования) реализуются в течение всего периода обучения, в основном на семинарских и лабораторных работах. Студенты проигрывают разработанные ими планы-конспекты уроков, участвуют в обсуждении уроков, учатся оценивать урок, используя схему анализа и самоанализа урока. По ходу анализа урока студент имеет право учесть сделанные замечания и затем внести в план-конспект необходимые изменения, в конечном варианте протфолио представить уже исправленный материал. Такой подход позволяет осуществлять и направлять рефлексию. К концу изучения курса наблюдается качественный рост профессиональных умений студентов в планировании урока, выборе целей и задач урока, выборе методов обучения на каждом этапе урока, балансировке этапов урока, в более четком отборе содержания урока. За курс студенты успевают составить и продемонстрировать не 1-2, а минимум 8-10 уроков по различным учебным темам школьного курса информатики. Разработка большого количества уроков занимает достаточно много времени и требует определенных усилий. Чтобы облегчить труд студентов, им предлагаются отсканированные материалы из школьных учебников и разрешается использовать разработки учителей, помещенные в сети Интернет. Последнее позволяет выработать и совершенствовать умение конструирования урока, умение проводить оценку полученных из Интернета материалов, развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Итоговое портфолио выставляется на сервере факультета. Оно оценивается преподавателем. Результаты оценивания анализируются и обсуждаются на семинарском занятии. Студенты имеют возможность оценить портфолио товарища и выставить свою отметку. Итоговая оценка сообщается

студенту перед экзаменом. Все портфолио студентов записываются на диск, который хранится в кабинете методики информатики факультета. Данные материалы становятся доступными студентам, и они ими пользуются в период прохождения педагогической практики. Итоговая рефлексия деятельности осуществляется студентами в период педагогической практики, которая проводится в последующие семестры.

В настоящее время результаты оценки портфолио учитываются нами при проведении экзамена по дисциплине. В ближайшей перспективе нами планируется развитие технологии портфолио в направлении доработки критериев оценивания портфолио и проведения его публичной защиты. Выработка критериев оценивания портфолио должна согласовываться с рейтинговой системой оценки знаний студентов. Эти два метода оценки не противоречат друг другу, а их сочетание позволит проводить оценку достижений обучающихся более объективно. Публичная защита может быть совмещена с экзаменом по предмету. В этом случае первый вопрос билета, обычно посвященный теоретическим основам методики преподавания информатики, излагается традиционным образом. Второй вопрос билета, отводимый практическим вопросам

методики информатики, может быть представлен в виде защиты материалов, представленных в портфолио.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Понятие портфолио в образовании. Ш1_: http://www.sites.google.com/site/portfolioftip/pona йе-р0|1йэ1ю-у-0Ьга20УапП.

[2] Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 32-36.

[3] Загвоздкин В. К. Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. Ш1_: http://www.childpsy.ru/lib/articles/ id/10448.php.

[4] Зачесова Е. В. Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении. 11Р1_: http://www.doob-054.narod.ru/ portfolio.html.

[5] Анопченко Т. Ю., Максимов В. А., Мошкин И. В. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения. 11Р1_: http://www.

management61.ru/index.php?do=static& page=modul2electportfolio.

[6] Теория и методика обучения информатике : учебно-методический комплекс дисциплины / сост. И. В. Старовикова. Бийск : Бийск. пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина, 2009. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.