Научная статья на тему 'Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений'

Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3029
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ / SIMULATION TECHNOLOGY / РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / TIME CONCEPTS / DEVELOPING CLASSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шинкаренко Людмила Ивановна

В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времен года, дней – при наблюдении за этими явлениями у детей формируются временные представления. Описаны структура и ход цикла занятий «Знакомство с календарем» по формированию элементарных математических представлений у детей. С помощью технологии моделирования рассмотрены временные характеристики длительности, последовательности и цикличности. Показано, что способ моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей умственного воспитания, в том числе и развития временных представлений дошкольников. Предложенная методика работы повышает уровень знаний, умений и навыков, помогает справиться с трудностями, которые возникают у детей при формировании понятий о времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шинкаренко Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling in the formation of preschoolers time concepts

The article deals with the technology of modeling as a tool of forming time concepts in preschool children. The initial time notions children get in their preschool years are the changes of day, night and seasons, which form notions of time. The article describes the structure and course of studies on the formation of “Introduction to the calendar” – elementary mathematical concepts in children. Using modeling timing, duration, and sequence of cycles are viewed. It is shown that the method of modeling opens up a number of new opportunities for an educator in cognitive development, including the development of time concepts in preschoolers. The proposed method is effective in formation of time concepts, improves knowledge and skills, solving problems that occur and preventing those that may during the development of time notions.

Текст научной работы на тему «Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений»

Л. И. Шинкаренко

Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений

Шинкаренко Людмила Ивановна - заместитель заведующей дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада №2 (г. Усть-Лабинск, Краснодарский край, Россия), 3426876@rambler.ru

В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времен года, дней - при наблюдении за этими явлениями у детей формируются временные представления. Описаны структура и ход цикла занятий «Знакомство с календарем» по формированию элементарных математических представлений у детей. С помощью технологии моделирования рассмотрены временные характеристики длительности, последовательности и цикличности. Показано, что способ моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей умственного воспитания, в том числе и развития временных представлений дошкольников. Предложенная методика работы повышает уровень знаний, умений и навыков, помогает справиться с трудностями, которые возникают у детей при формировании понятий о времени.

Ключевые слова: временные представления, дошкольники, технология моделирования, развивающие занятия.

Modeling in the formation of preschoolers time concepts

Shinkarenko Ludmila,

Vice-head of preschool establishment #2 (Ust-Labinsk, Krasnodar region, Russia), 3426876@rambler.ru

The article deals with the technology of modeling as a tool of forming time concepts in preschool children. The initial time notions children get in their preschool years are the changes of day, night and seasons, which form notions of time. The article describes the structure and course of studies on the formation of "Introduction to the calendar" - elementary mathematical concepts in children. Using modeling timing, duration, and sequence of cycles are viewed. It is shown that the method of modeling opens up a number of new opportunities for an educator in cognitive development, including the development of time concepts in preschoolers. The proposed method is effective in formation of time concepts, improves knowledge and skills, solving problems that occur and preventing those that may during the development of time notions.

Keywords: time concepts, preschoolers, simulation technology, developing classes.

Для развития интеллекта в дошкольном учреждении наряду с традиционными методиками используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов умственного воспитания является моделирование, которое открывает перед педагогом дополнительные возможности образования детей, в том числе и в развитии временных представлений. Время - философская категория сложная для познания детьми дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с единицами измерения осуществляется в определенной системе и последовательности. Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно. А такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, можно рассмотреть только используя технологию моделирования.

Еще полвека назад Т. Д. Рихтерман обращал внимание на необходимость использования предметно-схематических моделей при формировании у дошкольников временных представлений. Сутки - это первая единица времени, о которой узнает дошкольник. Знакомство с сутками, их частями и последовательностью осуществляется на основе анализа и наблюдений, происходящих в окружающей среде: различное положение солнца, освещенность земной поверхности, воздушного пространства, появление и исчезновение Луны, звезд. Мы наблюдаем, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуются труд и отдых. Одновременно с условным словесным определением частей суток мы предлагаем детям и наглядное их изображение с помощью моделей. Это могут быть предметные модели, на которых каждая часть суток обозначена картинкой, отражающей ежедневно повторяющиеся в режиме дня ребенка действия, например, утро - утренняя гимнастика, день - подвижная игра или занятие, вечер - спокойные игры или просмотр вечерней сказки, ночь - спящий ребенок. Предметная модель может быть представлена и одним и тем же пейзажем в разное время суток с изображением небесных светил.

После того как дети наблюдали розовый восход и серый вечер, можно предложить им составить модель суток с помощью прямоугольников определенного цвета. Детей к этому следует подвести с помощью вопросов:

- Как вы думаете, какое время суток мы обозначим на модели серым (черным, белым и розовым) цветом?

- Почему вы так думаете?

- В каком порядке мы выстроим эти карточки? Почему розовая карточка у нас должна находиться между черной и белой? И т.д.

Раздав детям карточки этих цветов, можно закрепить условную связь в игровых упражнениях. Например, выложив поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т.д., можно попросить показать с помощью карточки серого, розового, белого или черного цвета, в какое время суток мы используем этот предмет.

В младшей и средней группах дети используют линейные модели суток: части суток в виде картинок, цветных карточек, колесиков пирамидки выстраивают в одну линию. Это начальный этап обучения моделированию, на котором мы учим действию замещения каждого элемента единицы времени, то есть каждой части суток. Начиная со старшей группы, знакомя детей с любой временной моделью, в том числе и с моделью «Сутки», мы руководствуемся следующим правилом:

Схема должна отражать:

• число элементов рассматриваемой единицы времени (например, сутки из четырех, а неделя из семи);

• длительность каждого элемента рассматриваемой единицы времени (например, дни недели равны по длительности, а части суток нет);

• место каждого элемента в схеме (например, утро должно быть изображено после ночи, а вслед за ним день и т.д.);

• цикличность (периодичность, алгоритм).

Например, модель суток состоит из четырех частей, при ее изображении обращаем внимание на то, что утро и вечер - более короткие по длительности временные промежутки, поэтому на модели розовый и серый секторы меньше, чем черный и белый.

В подготовительной к школе группе дети без труда различают модели зимних и летних суток. Они способны объяснить, почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних суток. (Потому что летом дни длиннее, чем зимой).

Чтобы показать цикличность и периодичность времени, все временные модели, по которым работают дети, обязательно должны быть круговыми. Самой сложной для детей является модель, представленная в форме

спирали, на которой дети могут проследить цикличность (периодичность) частей суток и их непрерывность.

При формировании представлений о временах года мы используем элементы моделирования с младшей группы. Календарь природы мы представляем условно в виде картинок с одним и тем же пейзажем в разное время года. В средней группе эта модель может быть представлена в виде вращающихся на диске кукол, стоящих в круге в определенном месте и олицетворяющих весну, зиму, лето и осень. В качестве моделей можно использовать и характерные для этого времени года дары природы (снежинка - зима, подснежник - весна, ягода - лето, желтый лист - осень). Модель года можно представлять используя изображения каких-либо живых объектов, например, дерева, где каждый сектор отражает особенности его развития в разное время года (весною - дерево с почками, молодыми листиками и цветами, летом - с плодами, осенью - с желтыми листьями и зимой - голое или в снегу).

В старшей группе предметные модели заменяются условно-символическими, где крайне редко проскальзывают как подсказки предметные символы. Чаще всего эта условность выражается в использовании цветовых символов. Так, средние и старшие дошкольники при составлении модели года каждое время года обозначают секторами разного цвета. Стало традиционным синим цветом обозначать зиму, зеленым - весну, так как это цвет распускающихся листьев, травы. Красным цветом - лето красное, а желтым цветом - осень, пору золотых листьев. С помощью цветных карточек, символизирующих времена года, дети выполняли разные упражнения и задания.

В подготовительной группе модель года усложняется: дети отражают не только времена года, но и месяцы. При изображении месяцев мы предлагаем использовать оттеночные цвета, характерные для того времени года, к которым они относятся. Так, зимние месяцы можно изобразить синим, голубым и фиолетовым или белым цветом; весенние месяцы - салатовым, ярко-зеленым и темно-зеленым цветом и т.д.

В работе над моделью данного вида мы предлагаем детям такие задания: «Найди на схеме ноябрь месяц», «Назови месяц, обозначенный коричневым, голубым цветом», «Покажи на модели зимние, весенние месяцы и др.», «Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает».

Знакомя детей с моделью «Неделя», мы руководствуемся знакомым правилом: отражаем число элементов единицы времени, место каждого элемента в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм). Когда мы предлагаем детям изобразить модель недели, обращаем внимание на то, что количество элементов модели должно соответствовать количеству дней недели. Все семь дней равны между собой, поэтому мы их будем обозначать равными по величине и форме элементами (секторами круга, бусинками, лепестками цветка и т.п.). Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем ее цветом. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, бус с разными бусинками), таким образом будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник и дни недели следуют друг за другом без конца.

При работе с любой круговой моделью времени, в том числе и с моделью недели, обязательно следует условно обозначить один из элементов модели, например: «Определи, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен синим лепестком?». Такую условность можно установить в начале работы с моделью, а затем в вопросах ее не повторять. Например: «Покажи на схеме выходные дни. Лепестком какого цвета обозначена среда?». При работе с круговыми моделями мы постоянно напоминаем, что на схеме все элементы расположены друг за другом по часовой стрелке.

Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок - это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течет и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения).

Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Поэтому в подготовительной группе важно иметь календарь на текущий месяц. Дети наблюдают, что каждое окошко с числом символизирует определенный день месяца (дату). По количеству окошек можно определить, сколько дней в текущем месяце. На такого вида календарях легко прослеживается алгоритм записи каждого дня месяца, они строго расписаны

в семь рядов или колонок (по количеству дней недели), чтобы можно было узнать, на какой день недели приходится определенное число месяца. Числа в окошках, приходящихся на выходные и праздничные дни, обозначены красным цветом.

Таким же по форме должен быть календарь, в котором мы отмечаем погоду. Иногда педагоги нарушают методику при оформлении календаря погоды: изображают число окошек, равное числу рабочих, а не календарных дней, не всегда соблюдают правила размещения окошек в зависимости от дня недели. Месяц часто начинается не с понедельника, а с другого дня недели, и размещать окошки нужно каждый раз заново в соответствии с датами. Выходные и праздничные дни также должны изображаться на этом календаре.

Когда дети научатся пользоваться месячным календарем, им несложно будет разобраться с настенным или карманным календарем года. Мы объясняем детям, что в календаре года представлены календари всех месяцев по порядку в виде колонок. Шесть колонок находятся в верхнем ряду и шесть - в нижнем. Учим детей соотносить порядковый номер колонки и месяца (первая колонка - январь, вторая - февраль и т.д.). На календаре можно найти любую дату и определить, какой это будет день недели. Таким календарем, как моделью года, дети могут пользоваться только с помощью взрослых, тем не менее, их необходимо иметь в группе.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем» (для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: Знакомство детей с календарем.

Цель: Дать представление о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), о понятии «круглый год». Закрепить умение составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.

Демонстрационный материал: разные виды календарей (отрывной, перекидной, карманный). Модель частей суток в виде круга, разделенного на четыре сектора (розовый, белый, серый, черный). Модель дней недели в виде радуги, зонтика, семицветика, модель

года с выраженными временами года, месяцами. Картинки с изображением зубной щетки, подушки, играющих детей, месяца и звезд.

Раздаточный материал: картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы карточек разного цвета (белый, розовый, серый, черный), коробка карандашей или цветных палочек, тетрадь в клетку.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня на занятии мы закрепим знания о разных временных промежутках, познакомимся с основными правилами отсчета времени.

1. Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель. Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, какому промежутку времени она соответствует. Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым (черным, белым и розовым)?

Воспитатель выкладывает поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т.д. И просит показать с помощью карточки серого, розового, белого или черного цвета, в какое время суток мы используем этот предмет.

Воспитатель. Подумайте и скажите, чем отличается модель летних и зимних суток?

Почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних суток? (Потому что летом дни длиннее, чем зимой.)

Изменяется ли последовательность частей суток?

Дети. Не изменяется.

Воспитатель. А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года?

Дети . Зимою ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

2. Работа над закреплением понятия «неделя»

Воспитатель. Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из 7 суток?

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Лови, бросай, дни недели называй!».

Воспитатель. Назовите дни недели по порядку.

Как называется первый день недели, пятый, шестой?

В какие дни недели мы не ходим в детский сад?

Какой день недели между четвергом и субботой?

У Алеши день рождения послезавтра. В какой день недели наступит день рождения, если сегодня вторник?

Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели они приехали?

Ребята, давайте попробуем изобразить модель недели. Для этого нам необходимо вспомнить количество дней в неделе, каждый день недели постарайтесь изобразить разным цветом.

Дети на листе бумаги или же в рабочей тетради по математике изображают модель, используя цветные карандаши или фломастеры. Необходимо рассмотреть изображенные детьми модели, отметить, почему модели, в которых дни недели изображены по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов), наиболее точно представляют модель недели, так как дни недели повторяются в определенном порядке, и когда заканчивается одна неделя, сразу начинается другая.

3. Сравнение моделей «Сутки» и « Времена года»

Воспитатель. Ребята, мы уже знакомились с этой временной моделью, вспомните, что это за модель?

Дети. Модель года.

Воспитатель. Чем отличаются и чем похожи модель года на модель суток?

Дети. Модель суток и года состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель. Что на модели года мы отмечаем синим, зеленым, красным и желтым?

Дети. Времена года.

Воспитатель. Синий цвет является обозначением зимы. Зеленый цвет - цвет весны, распускающихся листьев, травы. Красный цвет обозначает лето красное. Желтый цвет - цвет осени, золотых листьев. Обратите внимание, что на модели времен года все секторы равны по величине, а на модели суток розовая и серая часть значительно меньше, чем черная и белая. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что все времена года по длительности равны, а части суток разные, утро и вечер по длительности короче, чем день и ночь.

4. Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Воспитатель. Я буду загадывать загадки, а вы с помощью модельного знака покажите, когда это бывает.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает - когда это бывает?

Дети показывают карточку зеленого цвета, символизирующую весну.

Воспитатель.

Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко,

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (Лето)

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Осень)

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, всю землю убираю,

Белю поля, леса, дома, а зовут меня...? (Зима)

Какое время года идет между зимой и летом? (Весна)

Какое время года предшествует осени? (Лето)

В какое время года мы отмечаем праздник Новый год? (Зима)

Какое время года характеризуется перелетом птиц в теплые края, опаданием листьев?

К какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Назовите зимние месяцы.

5. Знакомство

с разновидностями календарей

Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети. С помощью календаря.

Воспитатель. Посмотрите, какие разные календари я принесла. Для чего нужны календари? Чем они похожи (показывают число, месяц, день недели, рабочие и выходные дни обозначены разным цветом: рабочие дни -черным, а выходные - красным). Чем отличаются календари?

Дети . Оформлением, размером, цветом.

Воспитатель. Вот этот календарь называется отрывной, в нем каждый листок - это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите на листок, обозначающий день 14 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 15 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети. 16 января, среда

Воспитатель. На этом календаре отмечают время восхода солнца (когда встает солнышко) и время его захода (когда оно прячется и наступает ночь). Такие календари обычно вешают на стену. Настенные календари бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети. Потому что столько месяцев в году. На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой 7 дорожек.

Воспитатель. Почему на листе семь дорожек? Потому что в неделе семь дней. На дорожках стоят числа, каждое число обозначает определенный день года. С помощью

двигающегося окошка мы отмечаем сегодняшний день. А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки как в отрывном, только их не отрывают, а перекидывают, перелистывают. Перекидной календарь обычно располагают на письменном столе. И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно.

Под Новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети. Календарь.

Воспитатель. Вы правильно догадались: это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь. (Объяснения детей.)

6. Знакомство с моделью года

Воспитатель. Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем. (Показывает детям модель календаря.) Какой формы наш необычный календарь?

Дети. Он круглый.

Воспитатель. Правильно, наш календарь круглый, как наша планета, как круглый год. Скажите, в какой цвет раскрашен этот календарь?

Дети. В синий, зеленый, красный и желтый.

Воспитатель. Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети. Мы обозначали времена года.

Воспитатель. На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена года повторяются в строгой последовательности и сменяют друг друга. Как только заканчивается один год тут же начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается старый год и начинается новый год?

Дети. Зимой.

Воспитатель. Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети. Этот праздник называется «Новый год».

Если дети затрудняются, то можно им сообщить, что последним днем года является 31 декабря, а первым днем - 1 января.

Воспитатель. Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель. Назовите самые холодные месяцы.

А теперь подскажите, какие же в году самые жаркие месяцы?

Сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку.

7. Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель. Я думаю, что март, апрель и сентябрь - это весенние месяцы. Правильно ли это? Я думаю, что сначала идет октябрь, потом сентябрь, а за ним ноябрь. Так ли это?

Дети, посмотрите на эти маленькие круги, расположенные по всему большому кругу. Как они окрашены?

Дети. В черно-белый цвет.

Воспитатель. Кто догадается, что обозначено на нашем календаре этими необычными кругами?

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель объясняет, что это сутки, летом в них больше белого цвета, так как день летом длиннее, а ночь - короче, а зимою наоборот.

Воспитатель. Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но мы с помощью условных изображений легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году, длину частей суток. Как вы думаете, для чего календарь нужен человеку? Что вы узнали нового, необычного о календарях?

В конце занятия воспитатель может предложить детям собрать коллекцию календарей. ■

Поступила в редакцию 05.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.