Научная статья на тему 'Использование связей с общественностью в провинциальном театре'

Использование связей с общественностью в провинциальном театре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
537
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PUBLIC RELATIONS / ADVANCEMENT / THEATER / THEATRICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевкунов А. Н.

В статье рассматриваются основные подходы к использованию связей с общественностью провинциальными театрами России, а так же проблемы создания, существования и продвижения театров в современных социально-экономических и культурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование связей с общественностью в провинциальном театре»

Шевкунов А.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра связей с общественностью, Сургутский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к использованию связей с общественностью провинциальными театрами России, а так же проблемы создания, существования и продвижения театров в современных социально-экономических и культурных условиях.

Ключевые слова: связи с общественностью, продвижение, театр, театральная деятельность.

Keywords: Public relations, advancement, theater, theatrical activity.

Возможность использования связей с общественностью в различных сферах социальной действительности сегодня уже не вызывает ни вопросов ни сомнений. То, что каких-то 10-15 лет назад называлось «новой областью профессиональной деятельности», сегодня является вполне рядовой сферой. В современных условиях даже малый бизнес использует технологии и приемы PR т.к. именно они обеспечивают максимальный эффект в продвижении и поддержке бизнеса. Без использования связей с общественностью, сегодня уже невозможно представить не только деятельность коммерческих предприятий, но и государственных, муниципальных, политических и общественных организаций. Сегодня данный вид профессиональной деятельности решает целый спектр задач, начиная от продвижения бренда и заканчивая поведением в кризисных ситуациях. При этом, исходя из того, что объектом профессиональной деятельности PR специалиста, является целенаправленная, планомерная и постоянно осуществляемая деятельность, направленная на обеспечение взаимовыгодного и равноправного взаимодействия, оказывается вполне очевидным тот факт, что без связей с общественностью сегодня не может обойтись ни один социальный институт, в том числе и сектор культуры, в частности театральная деятельность.

В современном быстро меняющемся мире кардинально трансформируется механизм и содержательный смыл работы театра. В условиях «вседозволенности», хозяйственной самостоятельности, свободы творческой деятельности, высокой конкурентности, формируются новые направления театральной деятельности, открываются возможности поиска разнообразных средств финансирования и технологий продвижения собственного дела. Однако наряду с широким спектром возможностей появляется целый ряд проблем связанных с вопросами «выживания», бюджетным дефицитом, конкуренцией в индустрии развлечений, разнообразными проблемами общественного сознания, так или иначе оказывающих влияние на деятельность современных театров. Наиболее важной проблемой, на сегодняшний день, является изменение социального статуса театра, изменение его роли в структуре общественных отношений. Сегодня театр перестал быть глашатаем идей и проводником массовых мнений и настроений, его деятельность перестала противостоять системе, современный зритель перестал искать в деятельности театра «ноты» передовых политических настроений. В подобных условиях существования театра, его роль в жизни общества нивелируется до границ экзотической формы сектора развлечений. Современная молодежь не воспринимает театральное действие как самодостаточное целостное

культурное явление, в лучшем случае театр видится им как архаичное образование, которое просто есть. В атмосфере переизбытка сфер развлечения, театральная деятельность, находится на периферии зрительского внимания и в тоже время не может претендовать на другую отличную от данной сферы роль. В век информатизации и компьютеризации, когда любой человек может получить практически всю интересующую его информацию нажатием нескольких кнопок, достаточно сложно говорить и о просветительской роли театра, которую он выполнял на протяжении всей своей истории.

Еще одной проблемой современного театрального искусства стало то, что можно назвать эстетической безграмотностью населения. Если эстрада не теряла своего зрителя даже в самые трудные моменты нашей истории, если отечественное киноискусство достаточно быстро «встало на ноги», то искусство театра, оказавшись в дни перестройки на самом дне человеческих потребностей, до сих пор не смогло найти себе дорогу к сердцам зрителей. Доказательством тому служит низкая стоимость театральных билетов и достаточно малый (по отношению, например, к художественным фильмам) зрительский интерес. Подобные изменения в театральной жизни происходят в силу ряда причин, и первая из них - это коннотация историческими изменениями. Подобного рода непрерывные изменения имели место на протяжении всей истории театра, но сегодняшние изменения усугубляются наличием в современном мире достаточно большого числа альтернативных искусств (кино, телевидение, компьютерные технологии).

Сегодня театр большинством потребителей воспринимается как нечто архаичное, переставшее быть традиционным видом искусства. Прослужив не одно тысячелетие в качестве чуть ли не единственно возможного источника информации для объяснения мира, создававший эмоциональные импульсы к различного рода видам деятельности, выполнявшим образовательно-воспитательную роль и тем самым способствуя формированию необходимых качеств личности, нынешний театр, в глазах современных зрителей, превращается в одно из мест времяпрепровождения. Современная действительность, освободив театр от какой бы то ни было идеологической диктатуры, ставит его в сильнейшую зависимость от коммерческого спроса. Отсюда новомодные ныне мюзиклы и порно-театры, которые уже с большой натяжкой можно называть театрами вообще. В современной России между театром и зрителями всегда находится коммерческий интерес третьего лица, что в свою очередь ставит перед театром (тем более перед провинциальным театром) неразрешимое противоречие между истинным искусством и коммерческим продуктом. Современные рыночные отношения диктуют условия творчества и требуют от театралов создания коммерчески выгодных продуктов способных выдержать жестокую конкуренцию на рынке развлечений. В подобной ситуации проблемы современного провинциального театра приобретают особую значимость и актуальность. От того как будет развиваться театр, в известной мере зависит будущее общества и, наоборот, от того к чему придет общество - зависит будущее театра.

Современные реалии таковы, что говорить о возможности коммерческой выживаемости театров, просто не имеет смысла. Титаны театрального искусства (основные театры крупных городов) вероятно, будут существовать еще достаточно долго, но каковы шансы малых, никому не известных провинциальных театров? Что в современном мире может способствовать возникновению, становлению и процветанию подобных начинаний? Может ли театр, оставаясь театром, выжить в современных социально-экономических условиях? Ответы на эти вопросы не могут носить однозначный характер. Основная проблема заключается в том, что люди театра, начиная от сценографа и заканчивая актером второго плана - увлеченные люди, увлеченные театром и всем, что с ним связанно, не желают (не могут, или не хотят) вдаваться в тонкости рыночных отношений. Субъективно работник театра уже отделен от мира,

который противопоставлен ему не только по целеполаганию и ценностным ориентирам, но даже по своей сущности. Актер в данной ситуации способен лишь к отражению реального мира в своем творчестве и даже не пытается, как это заметил Фейербах, сделать его действительностью. В силу именно этого, возникающие в процессе театарально-художественной деятельности сообщества носят скорее временный характер с постоянной фабулой «помогите, кто, чем может». Наконец, описание картины реального существования современного провинциального театра была бы не полной без упоминания феномена массовой культуры, которая, на сегодняшний день, ориентирована на рынок массовых развлечений, производство социальной мифологии, взглядов, представлений, совокупного самосознания, формирования образа звезд, массовых увлечений, желания жизненного успеха и т.д. Современная массовая культура развивается по преимуществу через систему массовых коммуникаций, которая в свою очередь подчинена политическим, экономическим и идеологическим стратам общества. Современная идеологема обладающая целым набором функций (мировоззренческой, регулятивной, ценностной, ориентационной и др.) стоит на позициях преобладающих социальных групп и государственной политики, являясь с одной стороны нормой, и с другой направляющая ориентирующая общественное сознание по определенному ценностно-смысловому руслу. И т.к. идеологема всегда имеет определенную эмоциональную окраску, то ее достаточно часто используют как средство управления массовым сознанием.

Попытки перенаправить общественное сознание в русло высокохудожественного восприятия действительности даже при помощи таких средств как телевидение, по всей видимости, обречены на провал. Так, создание общероссийского канала «Культура», по замыслам разработчиков концепции, призванно оказывать воздействие на массовое сознание - с треском провалилась. Несмотря на то, что данный канал существует и транслируется, практически, во всех регионах России, спрос на него настолько мал, что говорить о его влиянии на общественное сознание не имеет никакого смысла. Таким образом, можно сделать вывод о том, что насильное внедрение «культуры» в массы, успеха никогда не имело и иметь не будет.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что невозможно каким бы то ни было образом, продвинуть на рынок то, что не воспринимается потребителем как потребность, то, что не может быть не просто продано, а даже роздано. Соответственно, основополагающей и первостепенной задачей современного провинциального театра, должно стать тщательное изучение рынка, потребителей и ближайших альтернативных конкурентов (кинотеатров, клубов, развлекательных площадок и т.д.). Только, ответив на вопрос, «кто и что готов смотреть в современном театре?», можно приступать к созданию и продвижению последнего. Самой большой ошибкой, которую может допустить организатор (инициатор) театрального представления - это выбор неверного репертуара, что в свою очередь может привести к неприятию потребителем конечного продукта. Дело в том, что оказавшись, например, в Санкт-Петербурге, любой человек, будь он житель России, ближнего или дальнего зарубежья, пытается попасть в «знаковые» места, которых в городе предостаточно, в том числе постарается посетить хотя бы один театр. Но в малых (провинциальных) городах, во-первых, не так много туристов, которые бы могли заполнять собой выставочные залы, фойе театров и павильоны музеев, во-вторых, люди, живущие в них, имеют свои собственные предпочтения, складывающиеся в реальных жизненно-практических условиях пребывания в данном конкретном месте. К.С. Станиславский, в своей книге «Моя жизнь в искусстве», описывая ситуацию сложившуюся сразу после Октябрьской революции говорил о том, «что крестьянин, пришедший смотреть пьесу о быте села, обыкновенно заявлял, что то, что он видит ему и дома надоело, что он достаточно насмотрелся на свою жизнь и знает о ней все и, что ему было бы намного интереснее посмотреть, как живут другие, увидеть более красивую и

интересную жизнь» [1]. Возможно именно субъективное мнение провинциального зрителя о том, что драму может играть только известный актер (именно «известный», а не «заслуженный») в известном же театре, может привести к внутреннему отторжению действа происходящего на сцене. Стандартные фразы типа «.. .был я в Москве и видел...» или «.слышал я, как эту песню исполнял.» и т.д. могут на корню убить любую инициативу талантливого режиссера или актера. Именно поэтому, начинать необходимо с простых, а не упрощенных, смешных, а не смехотворных постановок, для того, чтобы завоевать своего зрителя, поразить его, вдохновить на то, чтобы он приходил еще и еще. Если репертуар будет подобран правильно, то образ самого театра, его имидж, а, впоследствии, и бренд, возникнут как само собой разумеющееся продолжение всех начинаний. Тем не менее, возвращаясь к началу нашей работы, хотелось бы отметить, что все компоненты будущего брендинга, должны складываться синкретично, параллельно и последовательно. Недооценка даже самого малого элемента всей системы может привести к дисбалансу и полному краху даже самого благого начинания. Неправильное имя театра, высокие затраты на рекламу, неверно подобранный репертуар, плохое качество игры и декораций, недостаточное осведомление среды и т.д. и т.п. - все эти компоненты, взятые отдельно или вместе, могут принести не просто разочарование создателям театра, но и приведет к его не востребованности и, как следствие, закрытию. Таким образом, использование разумных маркетинговых технологий, существующих наработок в современном искусстве бренда, правильное позиционирование и продвижение театра, профессиональный подход к театральному искусству с одновременной ориентацией на потребности современного зрителя - вот залог успешного брендинга современного театра.

Возвращаясь к вопросу брендинга провинциального театра, невозможно избежать вопроса коммерческой целесообразности данного вида деятельности. Дело в том, что сегодня просто не имеет смысла говорить о коммерческой выгодности создания и/или сохранения театра. С учетом всех сфер развлечения, форм и методов получения информации, технологий и способов формирования массового сознания, театр, как самобытный социальный институт может претендовать на абсолютно ничтожный процент общего внимания. Тем не менее, интерес к театру, в последнее время стал возрастать, что происходит вследствие объективного перераспределения сфер влияния в массиве культурных услуг. В тоже время, театр вынужден вставать на один уровень с другими системами развлечений и отдыха (кино, телевидение, Интернет и т.д.), что естественно не делает его более конкурентоспособным. Именно в подобных условиях остро встает вопрос о необходимости принятия решения связанного с использованием современным театром связей с общественностью. При этом необходимо отметить, что в практике театра использование технологий и методов PR не является нововведением. В тот или иной исторический период подобные технологии использовались театральными деятелями достаточно успешно и, многие из них, используются сегодня. Однако, чаще всего, это несвязанные между собой, разовые акции, которые с таким же успехом можно отнести к рекламным технологиям или технологиям пропаганды и агитации. Современные социально-экономические условия ставят перед театром совершенно иные задачи, решение которых может быть осуществлено только при условии использования всего арсенала средств PR, применение его в комплексе, как целостной системы. Однако слабая подготовленность работников театра в области связей с общественностью не позволяет осуществить долгосрочное планирование и прогнозирование подобной деятельности, и осуществление всех ее компонентов.

Еще одной достаточно распространенной ошибкой в области использования связей с общественностью является объединение всех видов и направлений театрального искусства под одним именем - театр. Несмотря на сходство в структуре деятельности, вполне очевидно, что рассмотрение абсолютно всех театров с одних и тех же позиций

недопустимо. Для дифференциации театров необходимы четкие и понятные основания для разделения их на определенные группы. Используя подобные основания, мы имеем возможность разделить театры на столичные и провинциальные, известные и неизвестные, большие и малые, профессиональные и любительские и т.д. Исходя из подобной классификации, можно с уверенностью утверждать, что говорить о сложностях существования современного театра не представляется возможным, если рассуждения касаются всех существующих театров. Для каждого отдельного культурного образования носящего то или иное имя и именуемого театром, необходимы свои основания и технологии использования PR. В любом случае в зависимости от места расположения (столичный, провинциальный), статуса (государственный, частный), имени (известный, неизвестный) и т.д., требуется индивидуальная программа связей с общественностью, которая будет использоваться для конкретных верифицируемых целей с использованием конкретных методик, технологий и уровней. При этом спорным остается только один вопрос - кому в большей степени необходим весь целостный комплекс связей с общественностью - московскому театру «На таганке» или сургутскому театру кукол «Петрушка»? При этом под «уровнями» мы понимаем не отдельные компоненты данного вида деятельности, а именно масштабы использования всего комплекса PR.

Еще одной глобальной проблемой театров, без учета которой невозможны даже попытки использования связей с общественностью, является проблема определения миссии театра как основополагающего компонента всей театральной деятельности. Если миссия либо не ясна, либо не сформулирована, либо не конкретна, то деятельность театра оказывается бесцельной или, другими словами, деятельность ради деятельности (театр ради театра), что в современных условиях оказывается непозволительной роскошью даже для «вольных художников». При этом необходимо отметить, что цели создания театра и цели его деятельности являются не тождественными и находящимися в различных плоскостях, иногда кардинально противоположных. Таким образом, прежде чем использовать технологии PR, необходимо определиться с планом PR-деятельности соотносимым с планом самого театра, который в свою очередь должен соответствовать целям и миссии тетра. Данная схема вполне понятна любому успешному представителю бизнеса и оказывается недосягаемой для представителей других сфер деятельности. В случае с театральной деятельностью, структура взаимодействия «цель создания театра -миссия театра - цель работы театра - цель PR деятельности театра», в обязательном порядке дополняется компонентами, связанными с общими социальными потребностями, целями и задачами государства в области культуры и потребностями рынка. Таким образом, сложность брендирования и PR продвижения провинциального театра связана не только и не столько с финансовыми трудностями и отсутствием четкого понимания целей данных видов деятельности, сколько в необходимости рассмотрения данного вопроса в едином формате социально-экономических, моральных, культурных и эстетических компонентов. При этом, именно элементы связей с общественностью, такие как спонсоринг, фандрайзинг, меценатство и благотворительность, могут обеспечить финансовую независимость провинциальному театру, в условиях слабой популярности, безвестности и низкой посещаемости. Таким образом, современные PR технологии, способны не просто популяризировать тот или иной театр или театральную деятельность как таковую, но и обеспечить ее выживаемость в сложных социально-экономических условиях нашей действительности.

Литература

1. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве. Собрание сочинений в восьми томах. - М.: изд-во «Искусство», 1954. - Том 1. - стр. 254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.