Научная статья на тему 'Использование стратегического подхода к управлению производством в условиях вертикальной интеграции'

Использование стратегического подхода к управлению производством в условиях вертикальной интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕ-ВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / BALANCED SCORECARD (BSC) / KEY PERFORMANCE INDICATORS (KPI) / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалова Ирина Анатольевна

В статье проведен анализ концепции сбалансированной системы показателей и методики построения системы стратегического управления производством на основе показателей KPI с учетом специфики вертикального интегрирования. Определены принципы внедрения сбалансированной системы показателей в вертикально интегрированной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING A STRATEGIC APPROACH TO PRODUCTION MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF VERTICAL INTEGRATION

The article analyzes the conception of balanced scorecard and methodology of forming the strategic production management system based on the KPI indicators with consideration for vertical integration specifics. The author defines principles of the balanced scorecard in the vertically integrated company.

Текст научной работы на тему «Использование стратегического подхода к управлению производством в условиях вертикальной интеграции»

УДК 338.4 Беспалова Ирина Анатольевна соискатель

Оренбургского государственного университета dom-hors@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВОМ В УСЛОВИЯХ

ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Bespalova Irina Anatolievna

PhD applicant, Orenburg State University dom-hors@mail.ru

USING A STRATEGIC APPROACH TO PRODUCTION MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF VERTICAL INTEGRATION

Аннотация:

В статье проведен анализ концепции сбалансированной системы показателей и методики построения системы стратегического управления производством на основе показателей KPI с учетом специфики вертикального интегрирования. Определены принципы внедрения сбалансированной системы показателей в вертикально интегрированной компании.

Ключевые слова:

сбалансированная система показателей, ключевые показатели эффективности, стратегическое управление.

Summary:

The article analyzes the conception of balanced scorecard and methodology of forming the strategic production management system based on the KPI indicators with consideration for vertical integration specifics. The author defines principles of the balanced scorecard in the vertically integrated company.

Keywords:

balanced scorecard (BSC), key performance indicators (KPI), strategic management.

Для инновационного менеджмента в условиях научно-технического прогресса актуальна тенденция развития и интеграции стратегического подхода к управлению производством, решающего три основные задачи:

- разработка миссии организации;

- формулировка целей;

- разработка стратегии.

В современной экономической науке выделяют два основных конечных продукта стратегического управления. Один из них - создание потенциала корпорации, который обеспечивает достижение целей в будущем. Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность корпорации к переменам во внешней среде [1].

Применительно к вертикально интегрированной структуре, стратегическое управление -это стиль управления и методы коммуникации, передачи информации, принятия решений и планирования, с помощью которых аппарат управления и линейные руководители своевременно принимают решения, касающиеся предпринимательской деятельности.

В настоящее время наиболее эффективной системой стратегического управления производством признана сбалансированная система показателей.

Сбалансированная система показателей (BSC) - это концепция управления компанией, ориентированная на перенос и декомпозицию стратегических целей для планирования деятельности и текущий контроль их достижения.

Система переводит миссию и стратегию крупного промышленного комплекса в интегрированный комплекс рабочих показателей, обеспечивая связь между стратегическими целями и ежедневной работой коммерческих, производственных и административных структур комплекса. Преобразование стратегии в систему показателей представлено на рисунке 1.

Механизм последовательного доведения до персонала стратегии развития компании и контроль достижения производственных целей основан на ключевых показателях эффективности (KPI).

В рамках системы сбалансированных показателей показатели финансовых отчетов объединяются с операционными параметрами, что позволяет оценить нематериальные активы. Параметры рассматриваются с четырех точек зрения: финансовой, удовлетворения потребностей клиентов, внутренних процессов, дальнейшего роста и обучения [2].

ЦЕЛИ И ИНИЦИАТИВЫ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ СОТРУДНИКОВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ УСПЕХА КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Удовлетворенные акционеры Удовлетворенные клиенты Результативные и эффективные бизнес-процессы Мотивированные и подготовленные сотрудники

Рисунок 1 - Преобразование стратегии в результаты деятельности предприятия

Минэкономразвитие рекомендует в программе инновационного развития компаний фиксировать как минимум пять количественных КР1 после проведения технологического аудита: показатели финансирования НИОКР, технологического лидерства, эффективности инновационной деятельности, результативности корпоративного управления и взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций. Главное, чтобы они совпадали с целями: себестоимость продукции должна снизиться; энергоэффективность и производительность - расти [3].

Внедрение сбалансированной системы показателей способно в значительной степени упростить процесс управления взаимодействием подразделений на разных уровнях интеграции посредством каскадирования. В рамках организационной иерархии система реализуется в направлении сверху вниз, система должна начинать работать на уровне всего предприятия, а затем спускаться на уровни хозяйственных подразделений. В настоящее время многие компании, использующие систему, строят систему для ограниченного числа подразделений. Определенная польза от такой системы существует, но она гораздо меньше той, которую может принести построение системы для всех структурных подразделений.

Автор выделяет следующие основные принципы внедрения сбалансированной системы показателей в вертикально интегрированной компании:

1. Сбалансированность - баланс достигается за счет того, что в системе учитываются разные взгляды на стратегию компании. Достижение целей верхнего уровня обеспечивается достижением подцелей, то есть функциональных целей структурных подразделений. Подразделения в своих сбалансированных системах должны отражать направления и цели, устанавливающие взаимосвязь с общей стратегией компании.

2. Измеримость - стратегическая цель должна быть измерена с помощью показателей, позволяющих оценить, насколько эффективно компания продвигается к намеченным целям. Степень достижения целей определяется в виде индикаторов, где для каждого задается диапазон допустимых значений. Управление с помощью системы сбалансированных показателей происходит через контроль индикатора на уровне подразделений.

3. Согласованность (причинно-следственная связь) - стратегические задачи и показатели должны быть взаимоувязаны по всей цепочке вертикальной интеграции. Ключевые показатели эффективности должны комплексно охватывать все стороны деятельности компании, достижение целей нефинансовых перспектив в конечном итоге должно обеспечивать выполнение финансовых показателей.

4. Непрерывность - разработка, декомпозиция и реализация стратегии должны быть постоянными непрерывными процессами. Реализация принципа обеспечивается введением практики проведения ежемесячных или ежеквартальных совещаний для обсуждения стратегии развития и результатов достижения целей.

5. Партнерство менеджеров и сотрудников компании всей вертикальной иерархии. Система должна обеспечивать перевод стратегии в повседневную работу каждого сотрудника. Все сотрудники обязаны понимать стратегическую цель и работать таким образом, чтобы вносить максимальный вклад в общие усилия.

6. Локализация ответственности - каждое отдельно взятое подразделение должно нести ответственность только за те показатели, на результаты которых оно может повлиять. Показатели материнской компании должны быть «каскадированы» на организационные уровни подразделений.

7. Результативность - общее число целей компании и ключевых показателей должно быть рациональным. Проверкам и сопоставлениям, а также пересмотру показателей должна отводиться решающая роль в обеспечении того, что сбалансированная система используется в качестве инструмента управления и не является только системой отчетности.

Внедрение эффективной сбалансированной системы показателей возможно в результате соблюдения вышеописанных принципов.

Использование стратегического подхода к управлению производством в условиях вертикальной интеграции призвано усилить взаимосвязь между элементами системы управления и обеспечить соответствие текущей финансово-хозяйственной деятельности стратегическим целям.

Ссылки:

1. Доброва К.Б. Стратегическое управление инновационными промышленными корпорациями: автореф. дис. ... д-ра эк. наук. М., 2011.

2. Кравченко Т.К. Разработка системы ключевых показателей для оценки эффективности процессов службы информационных технологий // Информационные технологии. 2010. № 8. С. 48-53.

3. Письменная Е. Инновации по приказу // Ведомости. 2011.02.02.

References (transliterated):

1. Dobrova K.B. Strategicheskoe upravlenie innovatsionnymi promyshlennymi korporatsiyami: avtoref. dis. ... d-ra ek. nauk. M., 2011.

2. Kravchenko T.K. Razrabotka sistemy klyuchevykh pokazateley dlya otsenki effektivnosti protsessov sluzhby infor-matsionnykh tekhnologiy // Informatsionnie tekhnologii. 2010. № 8. P. 48-53.

3. Pis'mennaya E. Innovatsii po prikazu // Vedomosti. 2011.02.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.