Научная статья на тему 'Использование стандартов IDEF в построении онтологической модели компетенции'

Использование стандартов IDEF в построении онтологической модели компетенции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
511
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ / СУБЪЕКТ ТРУДА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / IDEF-ДИАГРАММА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КОМПЕТЕНЦИИ / ONTOLOGY / THE SUBJECT OF LABOR / COMPETENCE / QUALITY OF THE INDIVIDUAL / COMPETENCY / QUALIFICATIONS / WORK FUNCTION / IDEF-DIAGRAM / THE LIFE CYCLE OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гурьян Леонид Викторович

Актуализирована проблема построения структурно-информационной модели предприятия в форме информационных систем, основанных на онтологиях. Описана онтологическая модель компетенции. В процессе разработки модели использована методология стандартов IDEF. Построены процессно-иерархическая диаграмма таксономии компетенции и процесс жизненного цикла субъекта труда в проекции конкретной компетенции. Описаны свойства жизненного цикла компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY MODEL OF COMPETENCE: THE IDEF-STANDARDS USING

Article updated the problem of constructing structural information model of an enterprise in the form of Ontology-Driven Information Systems. We have described the ontological model of competence. In developing the model methodology used IDEF-standards. As a result of created: 1) diagram of taxonomy, 2) diagram of the subject of labor life cycle process (in the projection of a specific competence), 3) describe of the properties of the life cycle of competence.

Текст научной работы на тему «Использование стандартов IDEF в построении онтологической модели компетенции»

УДК 65.015.3 (519.866)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТОВ IDEF В ПОСТРОЕНИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ

ONTOLOGY MODEL OF COMPETENCE:

THE IDEF-STANDARDS USING

Л.В. Гурьян L.V. Guryan

Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского

Актуализирована проблема построения структурно-информационной модели предприятия в форме информационных систем, основанных на онтологиях. Описана онтологическая модель компетенции. В процессе разработки модели использована методология стандартов IDEF. Построены процессно-иерархическая диаграмма таксономии компетенции и процесс жизненного цикла субъекта труда в проекции конкретной компетенции. Описаны свойства жизненного цикла компетенции.

Article updated the problem of constructing structural information model of an enterprise in the form of Ontology-Driven Information Systems. We have described the ontological model of competence. In developing the model methodology used IDEF-standards. As a result of created: 1) diagram of taxonomy, 2) diagram of the subject of labor life cycle process (in the projection of a specific competence), 3) describe of the properties of the life cycle of competence.

Ключевые слова: онтология, субъект труда, компетенция, качество личности, компетентность, квалификация, трудовая функция, IDEF-диаграмма, жизненный цикл компетенции.

Key words: ontology, the subject of labor, competence, quality of the individual, competency, qualifications, work function, IDEF-diagram, the life cycle of competence.

Широкое проникновение компетентност-ного подхода в бизнес-среде диктует необходимость построения структурно-информационных моделей, например, в форме информационных систем. Одной из важных задач построения таких моделей является обеспечение их семантической функциональности (так называемой интероперабельности) как в рамках самой модели (информационная система предприятия), так и при взаимодействии с внешними моделями (отраслевые или корпоративные информационные системы).

Традиционно компетентностью модели персонала представляют собой описательные модели, в основе которых использованы те или иные определения понятия «компетенция». Обобщая наиболее распространенные из них [1-3], можно привести следующие две описательные модели компетенции:

Описательная модель 1. Компетенция -термин предметной области субъекта труда, имеющий смысл связи между концептами человека (личности) и результата деятельности. Концептуальными свойствами компетенции являются множества терминов, связанные с ка-

чеством человека (личности), содержанием деятельности и с оценкой качества.

Описательная модель 2. Компетенция -термин предметной области субъекта труда, обладающий поведением в пространстве, образованном тремя векторами: 1) качества человека (личности), формируемые под влиянием деятельности, но распространяющиеся на личность в целом; 2) содержание деятельности, в которой проявляются качества личности; 3) состояния признания (оценки) качества деятельности. Поведение компетенции представляет собой последовательное изменение ее свойств через процессы взаимного влияния качеств личности и содержания деятельности - траекторию развития компетенции.

Несмотря на определенные достоинства описательных моделей (наглядность, отсутствие специальных требований к структуре и полноте описываемой предметной области), более эффективными в практическом смысле являются формальные модели предметных областей, например, онтологическая модель.

Онтологическое моделирование имеет дело с вопросом о том, как декларативным обра-

© Л.В. Гурьян, 2012

зом, допускающим повторное использование, описать заданную предметную область через соответствующие словари терминов, как ограничить использование этих терминов, в предположении понимания того, что может быть выведено из этого описания.

Онтологические модели являются базой информационных систем, основанных на онтологиях (Ontology-Driven Information Systems, ODIS). ODIS позволяют решать следующие группы задач: создание единого словаря терминологии предметной области, построение иерархии понятий (таксономии), характеризующих деятельность предметной области, оптимизация поиска и навигации в электронных ресурсах, решение проблемы интеграции разнородных баз и хранилищ данных, обеспечение интеграции информационной системы с другими информационными системами и глобальным информационным пространством на основе общих принципов и стандартов.

В литературе уже есть примеры онтологической модели компетенции, например, модель А.И. Субетто [2]. Концептами компетент-ностного подхода по А.И. Субетто являются категории свойства, качества, мастерства человека: «Компетенция предстает как компонент качества человека, некая группа его свойств, определяющих его способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс задач того или иного вида (рода) деятельности» [2, с. 8].

Использование методов онтологического моделирования позволяет конкретизировать модель компетенции А.И. Субетто, что даст возможность использовать модель при решении ряда прикладных задач.

Первым шагом онтологического моделирования компетенции является построение словаря терминов (относительно модели А.И. Су-бетто) и связано с такими предметными областями, как теория организации, операционный (производственный) менеджмент, научная организация труда, психология труда, педагогика и психология профессионального образования.

Построение онтологических моделей для ODIS обычно осуществляется с использованием стандартных графосемиотических методологий. Чаще всего используются методологии (стандарты) IDEF (Integration Definition Meto-dology, Объединение методологических понятий), получившие широкое распространение для решения задач моделирования сложных систем. В данной работе нами использованы графосемиотические методологии IDEF0 [4] (Function Modeling, Методология функционального моделирования) и IDEF5 [5] (Ontology Description Capture, Методология онтологического исследования сложных систем).

Используя методологию IDEF5 можно представить таксономию терминов компетенции в виде процессно-иерархической диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма (процессно-иерархическая) таксономии компетенции

На диаграмме отображена иерархия терминов предметной области «Субъект труда» (таксономия), относящихся к компетенции. Связи наследования обозначены вывернутыми стрелками. Обычными стрелками отображены процессы, составляющие замкнутую траекторию развития компетенции. А.И. Субетто называет такой замкнутый процесс трансформации свойств-качеств компетенции ее жизненным циклом, выделяя его как одну из смысло-

образующих категорий компетенции: «"Цикл жизни" раскрывается как цепь трансформаций потенциального качества в реальное/актуальное качество» [2, с. 11].

Завершает построение онтологической модели процессная диаграмма, отражающая траекторию развития компетенции как единый процесс жизненного цикла качества. Для построения процессных диаграмм использована методология ГОБРО (рис. 2).

В

Рис. 2. Процесс жизненного цикла субъекта труда в проекции конкретной компетенции (диаграмма А0)

На рис. 2 представлена комплексная диаграмма процесса. Условно обозначены процессы: А1 - образовательный, А2 - производственный, А3 - развития личности (штрихованные прямоугольники). Диаграмма А0 представлена полностью, а декомпозиции составляющих ее процессов А1, А2 и А3 - условно. В процессе А1 выделен целевой для рассмотрения подпроцесс «Аттестация», в процессе А2 - подпроцесс «Трудовая функция», в процессе А3 - подпроцесс «Профессионализация».

Типовыми элементами процесса жизненного цикла субъекта труда являются: качества личности субъекта труда (вход (II) и выход (01)), управление производственным процессом (С1) и механизм производственного процесса (М1). Также диаграмма А0 содержит взаимодействия, не являющиеся частью типовых элементов (так называемые туннели). Последние взаимодействия порождены процессами других предметных областей: А -вход производственного процесса (объект

производства), В - выход производственного процесса (продукт производства), С - управление образовательным процессом, В - механизм образовательного процесса, Е - управление процесса развития личности, ^ - механизм процесса развития личности. Наличие взаимодействий-«туннелей» в процессе жизненного цикла субъекта труда говорит о его открытости.

Взаимодействия внутри процессов А1, А2 и А3 показаны условно (пунктирные стрелки), что отражает воздействие на подпроцессы «Аттестация», «Трудовая функция» и «Профессионализация» внутренней структуры своих «родительских» процессов.

Траектория развития компетенции (показана на рис. 2 жирными сплошными стрелками) состоит из следующих этапов:

1. Вход процесса «Профессионализация»

- начальное состояние качеств личности субъекта труда на этапе допрофессионализма [6] и прохождение профессионализации.

2. Циклическая последовательность взаимодействий:

- с выхода процесса «Профессионализация» на вход процесса «Аттестация» (сформированы качества личности, связанные с профессиональной ориентацией, и прохождение процесса обучения);

- с выхода процесса «Аттестация» на механизм процесса «Трудовая функция» (сформированы качества личности, признанные соответствующие определенному квалификационному уровню, и включение в качестве трудового ресурса в производственный процесс);

- с выхода процесса «Трудовая функция» (сопутствует результату труда) на управление процесса «Профессионализация» (сформированы личностные качества мастера, профессионала, что позволяет говорить о личности, обладающей компетентностью, и управляющее влияние на процесс дальнейшего развития личности).

3. Выход процесса «Профессионализация» - состояние качеств личности субъекта труда на этапах псевдопрофессионализма, по-слепрофессионализма либо переход субъекта труда в проекцию новой компетенции (на рис. 2 не показано).

Диаграмма процесса жизненного цикла субъекта труда в проекции конкретной компетенции завершает построение онтологической модели компетенции на выбранном уровне детализации.

Таким образом, онтологическая модель компетенции состоит из словаря терминов, диаграммы таксономии компетенции и диаграммы процесса жизненного цикла субъекта тру-

да в проекции конкретной компетенции. Использование стандартных методологий ГОЕР5 и ГОЕБО позволяет с помощью инструментария ОБ18 строить более глубокие уровни детализации модели компетенции, которые позволят, например, выявлять сквозной характер компетенций и устанавливать закономерности наследования профессионально значимых свойств личности в зависимости от методов обучения на различных уровнях профессионального образования.

1. Stoof A., Martens R. L., Merrienboer Jeroen, J. G. van. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / пер. с англ. Е. Орел. - URL : http:// www.hr-portal.ru.

2. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. - СПб.; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 c.

3. Спенсер-мл. Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе : пер. с англ. М. : ГИППО, 2005. - 384 с.

4. Р50.1.028-2001. Методология функционального моделирования. - М.: Госстандарт России, 2000. - URL : http://www.cals.ru.

5. Engineering Information Integration for Concurrent. IDEF5 Method Report. Texas 77840 : Knowledge Based Systems, Inc., 1994. -URL : http://idefinfo.ru.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.