Научная статья на тему 'Использование справочника помощи при изучении информационных технологий'

Использование справочника помощи при изучении информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исупова Н. И.

В статье рассматриваются дидактические возможности применения специального электронного образовательного ресурса – справочника помощи – в процессе изучения информационных технологий. Для решения описанных в статье проблем, возникающих при изучении информационных технологий, предлагается использовать специальный электронный ресурс «Cправочник помощи», который представляет собой автоматизированный учебный курс по определенному разделу информационных технологий. Каждое задание имеет трехуровневый справочный материал, описывающий выполнение каждого этапа задания с разной степенью детализации. В статье показано, как студенты с разным уровнем подготовки работают со справочником помощи. Рассмотрен пример конкретного задания по теме «Форматирования символов и абзацев» средствами текстового процессора Microsoft Word и три уровня вложенности объекта «Буквица» для этого задания. На последнем уровне справки студент получит подробный алгоритм создания объекта. Данный справочник имеет структуру, характерную для любых электронных справочных материалов, работа с ним формирует навыки самостоятельного информационного поиска, а значит способствует решению задачи самообучения и самообразования учащихся. Организованный таким образом образовательный процесс имеет направленность на приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исупова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование справочника помощи при изучении информационных технологий»

perspektivy). Novosibirsk: Preprint VTs SO AN SSSR, 1979.

3. Pervin Yu.A. Didakticheskoe obosnovanie shkol'nogo kursa informatiki. Entsiklopediya uchi-telya informatiki // Informatika. 2007. № 11(504).

4. Kopaev A.V. Algoritm kak model' algoritmi-cheskogo protsessa [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.rusedu.info/Article100.html

5. Gazeykina A.I. Stili myshleniya i obuchenie pro-grammirovaniyu studentov pedagogicheskogo vu-za // Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. 2006 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ito.edu. ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html

6. Lebedeva T.N. Formirovanie algoritmicheskogo myshleniya shkol'nikov v protsesse obucheniya rekursivnym algoritmam v profil'nykh klassakh sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2005.

7. Stas' A.N., Dolganova N.F. Razvitie algoritmi-cheskogo myshleniya v protsesse obucheniya bu-dushchikh uchiteley informatiki // Vestn. Tomsko-go gos. ped. un-ta. 2012. Vyp. 7(122). S. 241-243.

8. Golikova N.N., Golikov D.V., Zenkina O.N. Formirovanie informatsionnoy kompetentsii bu-dushchikh uchiteley fiziki i matematiki // Infor-matsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v nepreryvnom obrazovanii: mat-ly vseros. nauch.-prakt. konf. M., 2012. S. 62-67.

DEVELOPMENT OF ALGORITHMIC THINKING IN THE LEARNING PROCESS

TEACHERS OF MATHEMATICS AND PHYSICS WITH ADDITIONAL SPECIAL INFORMATION

N.N. Golikova, D.V. Golikov

The authors analyzed the different approaches to the definition of algorithmic thinking. The article gives examples and methods of its students in the learning process. The formation and development of algorithmic thinking occurs in the course of solving problems. An algorithmic way of thinking is not only shaped by science lessons, but also in teaching mathematics. The article shows the techniques of the students in groups to solve setting the course "Computer Simulation", "The practice of solving problems on a computer." The experience of the authors shows that the Group is a leader who can put a general problem creatively to solve it, is divided into blocks spread on the students in the group. Broken problems are reduced to the previously studied courses in physics, differential equations, numerical methods, programming. Showing the steps of the solution of these problems: from formalization, a mathematical and computational model. The process ends with programming in C, and plotting solutions in the shell Gnuplot. In the course of solving the students considered in this paper is the formation of the tasks they have an algorithmic way of thinking.

Key words: thinking, algorithmic thinking, the formation of algorithmic thinking in learning.

УДК 004.588

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНИКА ПОМОЩИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НИ. Исупова

В статье рассматриваются дидактические возможности применения специального электронного образовательного ресурса - справочника помощи - в процессе изучения информационных технологий. Для решения описанных в статье проблем, возникающих при изучении информационных технологий, предлагается использовать специальный электронный ресурс «Справочник помощи», который представляет собой автоматизированный учебный курс по определенному разделу информационных технологий. Каждое задание имеет трехуровневый справочный материал, описывающий выполнение каждого этапа задания с разной степенью детализации. В статье показано, как студенты с разным уровнем подготовки работают со справочником помощи. Рассмотрен пример конкретного задания по теме «Форматирования символов и абзацев» средствами текстового процессора Microsoft Word и три уровня вложенности объекта «Буквица» для этого задания. На последнем уровне справки студент получит подробный алгоритм создания объекта. Данный справочник имеет структуру, характерную для любых электронных справочных материалов, работа с ним формирует навыки самостоятельного информационного поиска, а значит способствует решению задачи самообучения и самообразования учащихся. Организованный таким образом образовательный процесс имеет направленность на приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, индивидуализация обучения, методика применения электронных образовательных ресурсов.

Информационные технологии прочно входят практически во все сферы человеческой деятельности. Поэтому дисциплины,

предусматривающие их изучение, являются сегодня неотъемлемой частью основной образовательной программы практически лю-

бого направления подготовки в вузе (с небольшими вариациями в названии в зависимости от профиля обучения: «Современные информационные технологии», «Информационные технологии в экономике», «Информационные технологии управления» и т.д.).

Особенностью организации обучения в рамках такого рода дисциплин является то, что информационные технологии в той или иной степени изучаются сегодня в школьном курсе информатики. А значит, студенты приходят в вуз, имея некоторый багаж сведений об информационных технологиях и умений их использовать. И этот багаж у каждого разный!

Следовательно, в процессе обучения мы (педагоги) должны использовать особые методы стимулирования познавательного интереса учащихся (поскольку один из главных стимулов в этом отношении - новизна - нам является недоступным), а также методы индивидуализации и дифференциации обучения (для учета имеющейся у студентов образовательной базы (в рамках информационных технологий) - у каждого своей).

Ясно, что достичь поставленных целей в настоящее время не представляется возможным без использования в учебном процессе сравнительно новых дидактических средств -электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [1]. Однако анализ существующих в настоящее время ЭОР показывает, что большинство из них являются полномасштабными учебными курсами, содержащими подробную и исчерпывающую информацию по заявленной теме и призванными обеспечить ее изучение с азов. Применение таких ресурсов в полной мере в рамках небольшого по времени вузовского курса по изучению информационных технологий весьма проблематично. Кроме того, в подобных электронных учебных курсах слабо реализована задача учета уровня первоначальной подготовки (базы) учащихся в области работы с программными средствами реализации информационных технологий.

Решением указанных проблем, на наш взгляд, может стать разработка специального электронного образовательного ресурса (мы назвали его справочником помощи), который выступает в качестве дидактического средст-

ва, направленного на предоставление индивидуальной («дозированной») помощи студентам при изучении информационных технологий. Справочник помощи представляет собой автоматизированный учебный курс по определенному разделу информационных технологий. Этот курс должен включать все содержание рассматриваемого раздела, снабженное гипертекстовым аппаратом поиска и систему интерактивных заданий по каждой теме раздела.

Основная идея состоит в том, чтобы снабдить каждое задание трехуровневым справочным материалом, описывающим выполнение каждого этапа задания с разной степенью детализации. На первом уровне студент получает минимум информации об объекте деятельности (это может быть только название или описание какой-либо единицы задания). Иногда этого бывает достаточно, чтобы учащийся вспомнил необходимый для выполнения задания функционал средств или захотел самостоятельно найти способ их технической реализации. Если же первоначальная информация оказалась для учащегося неполной, он переходит ко второму уровню справки, на котором дан схематический план выполнения намеченного задания (например, названа конкретная опция (опции) программного средства, с помощью которой может быть решена поставленная задача, а также указано место ее расположения в интерфейсе программы). При этом непосредственное применение всех параметров указанных функций в соответствии с требованиями исходного задания становится объектом самостоятельной работы студента. В том случае, если и после прочтения справочных указаний второго уровня учащийся не смог самостоятельно разобраться с применением описанных средств к его задаче, он открывает третий, наиболее подробный уровень справки, на котором в пошаговом режиме описан весь алгоритм выполнения указанной части задания.

Работа с такого рода справочником должна осуществляться по следующему плану. После небольшого экскурса преподавателя в изучаемую на конкретном занятии тему студент получает итоговое задание (или задания) для выполнения (с необходимыми комментариями).

При этом подбор системы таких заданий должен производиться с особой тщательностью, поскольку их выполнение предполагает реализацию сразу несколько функций: выявление актуального уровня знаний и умений учащегося по данной теме, обнаружение и устранение пробелов в содержании, закрепление практических умений и навыков, обусловленных изучаемым материалом, а также контроль и самоконтроль.

А далее каждый студент будет двигаться по своей индивидуальной образовательной траектории. Если задание в целом или отдельный его компонент не вызывают у него сомнений по выполнению, он работает без привлечения справочника помощи, руководствуясь лишь сравнением с имеющимся перед глазами эталоном. Если же уча-

Каждый объект этого задания (заголовок, все абзацы, рамка, текст, разделенный на колонки и др.) снабжен гиперссылкой, открывающей справочный материал по этому объекту. Действует принцип: студент щелчком мыши по объекту, вызывающему у него вопрос (что это такое?) или затруднение (как это сделать?), активизирует соответствующую справку первого уровня детализации, из которой возможен переход на второй и третий уровень углубления.

Например, при щелчке по первой букве слова «технология» выходит сообщение: «Первая буква этого абзаца оформлена в виде

щийся затрудняется в какой-либо части выполнения задания, щелчком мыши он активизирует справку по данной части задания, которая, как описано выше, имеет три уровня глубины. Остановившись на необходимом и достаточном уровне справочного материала (в зависимости от имеющихся знаний или способности к самостоятельному изучению), студент выполняет данную часть задания и переходит к следующей по этой же схеме.

Рассмотрим пример организации такого справочника помощи. Допустим, темой изучения является форматирование символов и абзацев средствами текстового процессора Microsoft Word. Учащимся предлагается задание: привести текст к образцу, изображенному на рисунке 1.

буквицы. Буквица - это большая заглавная буква, оформленная отличным от основного текста образом. Она применяется в начале документа или главы - например, для привлечения внимания к информационному бюллетеню или приглашению». Это первый уровень справки по данному объекту. Если указанной информации учащемуся оказалось достаточно (а иногда именно в забывании терминологии и бывает причина возникновения сложностей при выполнении заданий), далее он самостоятельно осуществляет создание буквицы.

Если же приведенная информация студенту не помогла, он щелкает по ссылке

Информационные технологии

еэфология гр:: переводе с греческого языка означает: 4- искусства, 4- мастерство, умение

Информационная технология -зто процесс, И СП о льз^тощий совокупность средств и

получения информации нового качества о состоянии ооъекта, процесса или явления.

методов соора= оораоогки и передачи данных для Основные компоненты информационных технологий:

1. сбор данных нлн первичной формации;

2) обработка данных :: получение результативной :::-:формацнн;

Ш. п^р ед ача результата в и он : I:-: формац н и г ольз ое ателю для прн н ялня и а ее основе решений;

Рис. 1. Пример задания из справочника помощи

«Создание буквицы», находящейся в конце справки первого уровня и получает следующую порцию информации: «Создание буквицы осуществляется одноименной кнопкой, расположенной на Вкладке Вставка в группе Текст (рис. 2)».

Л

Надпись А_

Экспресс-б-т +41 ЧспИЛ т

— Буквица

Строка подписи ^ Дата и время Щ Объект т

Текст

Рис. 2. Расположение кнопки «Буквица»

Третий, самый подробный уровень этой справки, на который учащийся переходит по ссылке в конце второго уровня (в случае неудачной попытки применения справки второго уровня) содержит следующую инструкцию.

«Для создания буквицы:

1) установите текстовый курсор внутри того абзаца, который должен начинаться с буквицы;

2) на вкладке Вставка в группе Текст раскройте кнопку Буквица и выберите нужный вариант буквицы: в тексте или на поле;

3) при необходимости задания особых параметров для буквицы, выберите пункт Параметры буквицы...;

4) в появившемся диалоговом окне (рис. 3) можно задать тип шрифта и высоту буквицы, а также расстояние от текста».

Рис. 3. Диалоговое окно «Буквица»

Аналогичным образом студент выполняет остальные части исходного задания либо в режиме самостоятельной работы, обраща-

ясь только к своему опыту, либо прибегая к одному из трех уровней справочного материала для оформления элементов, вызвавших у него затруднения.

Хочется еще раз подчеркнуть, что особенностью данного автоматизированного учебного курса является направленность (привязка) справочного материла именно к задачному материалу, а не к теоретическим сведениям, как это реализовано в большинстве существующих ЭОР. Обучающийся анализирует конкретную задачу на предмет того, имеет ли он достаточный «знаниевый» и «умственный» потенциал для ее решения. При этом у него имеется как возможность выполнить самостоятельно знакомые компоненты задания, так и возможность вспомнить (или изучить «с нуля») средства для выполнения оставшихся компонентов с подходящей ему (дозированной) степенью помощи.

Таким образом, применение справочника помощи решает как минимум две методические задачи. Во-первых, учащемуся не приходится вновь изучать хорошо усвоенный ранее материал (он может не обращаться к справке вообще). Во-вторых, многоуровневый характер справки позволяет дозировать материал, что, с одной стороны, существенно сокращает время выполнения задания (не нужно читать подробную, пошаговую инструкцию), а с другой - часто является стимулом к самостоятельному поиску реализации способов решения поставленной задачи (иногда в силу пробудившегося любопытства, а иногда в силу нежелания (лени) читать справку целиком - и то, и другое в данном случае является положительным мотивом).

Все вышеперечисленное способствует индивидуализации процесса обучения, формированию общеучебных умений и навыков работы с информацией и, как следствие, повышению уровня образовательных результатов студентов.

Такой подход, однако, имеет и некоторую ограниченность: существует опасность того, что учащийся пойдет по пути наименьшего сопротивления и для каждого этапа задания будет использовать последний (пошаговый) помощник. При этом уровень его продуктивной деятельности и степень

прочности усвоения изучаемого материала будут существенно снижаться.

Поэтому обязательным условием построения методики обучения по предложенной системе (с использованием справочника помощи) является привлечение заданий, не снабженных справочными пояснениями (так сказать, заданий без комментариев), основное назначение которых -закрепление и контроль вновь приобретенных или актуализированных знаний, умений и навыков.

Применение указанного справочника помощи позволяет повысить эффективность процесса изучения информационных технологий за счет применения индивидуального подхода к обучению (дозированная, персональная помощь, степень глубины которой определяется уровнем имеющихся знаний и способностей к самообучению), активизации познавательного интереса учащихся (привлечение комплексных заданий, интегрирующих в себе расширенный функционал программных средств реализации информационных технологий), а также за счет сокращения времени освоения учебного материала (отсутствие повторного изучения знакомых сведений).

Кроме того, поскольку данный справочник имеет структуру, характерную для любых электронных справочных материалов (например, справка Word), то работа с ним формирует навыки самостоятельного информационного поиска, а значит, способствует решению задачи самообучения и самообразования учащихся.

Организованный таким образом образовательный процесс имеет направленность на приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей, а это, как известно, одна из важнейших целей современного образования [2].

Литература

1. Исупова Н.И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов // Современные проблемы и пути их

решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2012: сб. мат-лов Междунар. на-уч.-практ. конф. Одесса, 2012. Вып. 4. Т. 23. С. 92-96.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.docme.ru/doc/90288/programma-obrazova-niya-rossii-2013-2020.htm.

References

1. Isupova N.I. Metodicheskie osobennosti primene-niya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov // Sovremennye problemy i puti ikh resheniya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii '2012: sb. mat-lov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Odessa, 2012. Vyp. 4. T. 23. S. 92-96.

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Fede-ratsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 2020 gody [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.docme.ru/ doc/90288/programma-obrazovaniya-rossii-2013-2020.htm.

THE STUDY OF INFORMATION TECHNOLOGY BY USING THE HANDBOOK

N.I. Isupova

The article discusses the possibility of teaching the use of special electronic educational resources - directory assistance - in the study of information technology.. To solve the problems described in the article that arise in the study of information technology use special electronic resource "directory assistance", which is an automated training on a specific part of information technology. Each job has a three-level reference material that describes each step tasks with varying degrees of detail. The article shows how students with different backgrounds are working with the directory assistance. An example of a specific task on the "character and paragraph formatting" means the word processor Microsoft Word and three levels of nested object "letter" for this job. On the last level help the student will receive a detailed algorithm for creating the object. This guide has a structure characteristic of any electronic reference materials, work with it forms the skills of independent information retrieval, and thus contributes to the task of self-learning and self-education students. Organized in such a way educational process has a priority focus on the formation of trainees' research and design skills and abilities.

Key words: electronic educational resources, information technology, individualization of learning, methods of use of electronic educational resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.